Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды социальных общностей и групп

Первичные и вторичные социальные группы. Сеть взаимодей­ствия людей в обществе достаточно сложна, но особую, прин­ципиально важную разновидность такого взаимодействия со­ставляют отношения, возникающие между людьми, постоянно и непосредственно взаимодействующими между собой. В ходе такого взаимодействия складываются первичные социальные группы. Простая совокупность людей (например, пассажиры ав­тобуса) первичной группой не является, так как они не взаи­модействуют между собой, они просто сосуществуют. Но вот если в автобус входит хулиган и пассажиры дружно реагируют на его поведение, пресекают его — они складываются (на вре­мя такого взаимодействия) в социальную группу.

Если же такое взаимодействие носит не случайный, эпизо­дический характер, но осуществляется с некоторым постоян­ством, то налицо первичная социальная группа. Такие группы возникают всюду, где люди проживают, работают или отдыха­ют, развлекаются совместно. Это, как правило, группы не­большого объема, но малый объем группы взаимодействующих людей еще недостаточное условие для образования первичной социальной группы. Если участники такого взаимодействия резко отличаются между собой по своему происхождению, со­циальному положению, рангу и т. д., то между ними не возни­кает первичных социальных отношений, наличие которых явля­ется непременным условием для того, чтобы отнести такую группу к числу первичных социальных групп.

Первичные социальные отношения позволяют людям вос­принимать друг друга во всей полноте личности, индивидуаль­ности, а не просто лишь как носителя той или иной функции, роли, профессии и т. д. Подобное взаимодействие в группе по­зволяет индивиду включиться в групповую общность таким об­разом, что направленность его личности (в значительном объеме) начинает соответствовать целям, совместно достигае­мым такой группой. Возникает и приобретает реальное значе­ние категория «мы», возникает новая целостность, она под­крепляется серьезным эмоциональным переживанием, человек начинает идентифицировать, определять себя как часть этого целого, возникает чувство единства, солидарности между чле­нами такой группы, и направленность их поведения во многом определяется таким чувством.

Наряду с первичными люди объединяются и в многочис­ленные вторичные социальные группы, создаваемые в силу не­обходимости объединения усилий людей для достижения же­лаемых целей. Здесь возникновение, характер и направленность действий групп предопределяются их функциональным пред­назначением. Подобное предназначение определяет и характер взаимодействий между индивидами во вторичных социальных группах. Здесь доминирует (в отличие от первичных групп) ра­циональная составляющая таких взаимодействий, отношения во вторичных социальных группах во многом формализованы, обезличены. Сказанное позволяет отнести первичные соци­альные группы к числу неформальных групп, а вторичные группы — к числу формальных социальных групп.

Формальные и неформальные группы. Всякое организован­ное общество построено в виде формальных (вторичных) со­циальных групп, т. е. производственных, служебных, спортив­ных, общественных групп и объединений, имеющих зафикси­рованную (осязаемую) внешнюю структуру (цех, звено, предприятие, мастерская, военное подразделение, спортивная команда, школьный класс и т. д.).J Здесь основой объединения людей в группы служат определенные (экономические, произ­водственные, деловые, политические и т. д.) условия и по­требности, организационные и иные управленческие критерии либо другие требования и правила.

Формальная социальная группа характеризуется некоторыми основными признаками. К их числу относится прежде всего на­личие в такой группе той или иной формы разделения труда, в соответствии с которой происходит специализация функций в рамках общегрупповой активности. Ответственность разделяется и делегируется соответственно с характером разделения труда кон­кретным членам группы или отдельным подразделениям. Право принимать обязательные для членов группы решения распреде­ляется по иерархически соподчиненным уровням групповой структуры. Устанавливается обязательный порядок передачи со­общений, команд по установленным каналам (высший уровень связан со средним, средний с низшим и в обратном порядке).

Разделение труда в формальной группе предполагает вместе с тем необходимость обеспечения координации деятельности всех ее звеньев; создание контрольного механизма, ревизующе­го деятельность подразделений, решающего возникающие конфликты, вырабатывающего рекомендации по изменению или уточнению направления и форм деятельности группы. Успех в деятельности формальных групп зависит от степени конкретно­сти, ясности в формулировке ее целей и от рационального выбо­ра наиболее целесообразных средств. Поскольку структура соци­альной группы складывается из системы социальных ролей, предписанных к исполнению членам группы, то выполнение требований социальной роли требует дисциплины ее членов.

В рамках таких формальных групп (либо независимо от них) люди объединяются в неформальные (первичные) группы, где единственным (во всяком случае ведущим) принципом объеди­нения служат прежде всего взаимные склонности, положитель­ные отношения друг к другу (знакомые, друзья, приятели, близ­кие люди и т. д.). Формальные и неформальные группы могут полностью совпадать одна с другой (ученики одного класса, они же друзья вне школы). Вместе с тем формальные и неформаль­ные группы с позиций социальной психологии во многом могут и различаться между собой. Так, в рамках одной и той же фор­мальной, вторичной социальной группы возможно существова­ние нескольких различных первичных неформальных групп.

Главное же, однако, заключается в различиях процесса приоб­щения людей к формальным и неформальным группам. Здесь важ­но подчеркнуть самопроизвольность неформальных групп. Сплачи­вающие их силы носят не только рациональный, осознанный («выгодно» или «не выгодно»), но прежде всего эмоциональный характер («нравится», «не нравится»). Ясно, что то, что ценится по расчету, отличается от того, что ценится по склонности.

От содержания прививаемых вкусов и предпочтений часто зависит линия поведения члена неформальной группы. Именно в таких группах, где общение носит личный и непосредствен­ный характер, где жажда членства в группе ведет к полной го­товности воспринять групповые нормы, в поведении членов группы наблюдаются интенсивные специфические социально-психологические процессы, обозначаемые понятием «контагиозность» (заражение и подражание). Отметим, что подражание, как и внушение, относится к числу таких механизмов социально- психологического общения, которые, как правило, не подда­ются полному контролю сознания человека, причем уровень, степень интенсивности функционирования различных форм психического заражения находятся в прямой зависимости от степени однородности, от уровня присущего этой общности сознания и чувства «мы», а также степени внутренней соли­дарности, взаимного доверия, а следовательно, и степени вза­имной внушаемости.

Для каждого индивида его ближайшая социальная группа чрезвычайно важна, потому что именно реакции со стороны окружающих составляют в значительной мере источник поведе­ния индивида. Выражение неприязни или симпатии, высокая положительная оценка или осуждение, чувство товарищества — все это служит источником и регулятором индивидуального по­ведения. Часто для лица неважно, одобряется его поведение в общем или нет, соответствует ли это поведение требованиям всего общества, важно, что «свои» одобряют и поддерживают. Для такого лица гораздо существенней одобрение со стороны того микромира, который его окружает. Для него существенно, что думают о нем непосредственно окружающие его люди, по­скольку они выражают это в словах, обращенных лично к нему, и в поступках, прямо затрагивающих его интересы. То, что де­лают или говорят такие люди, их вид, интонации их голоса, даже жесты — все это ведет к формированию определенных со­циально-психологических позиций, установок.

Часто решающим источником таких установок служит по­требность индивида в явном, реальном, наглядном, непосред­ственном одобрении со стороны ближайших лиц. Именно там, где в первичных, неформальных группах действуют неписаные законы и привычки, часто заключаются социально-психологи­ческие корни поведения. Человек склонен усваивать ту линию поведения, которая поддерживается, одобряется тем ближай­шим к нему миром, в котором он живет.

Референтная группа. Поведение человека и система разделя­емых им 'моральных ценностей могут быть направлены на дос­тижение соответствия своего поведения нормам, разделяемым группой, к которой индивид фактически не принадлежит, но куда он стремится быть включенным. Группы, чьи нормы и стан­дарты поведения разделяются лицом, не обязательно принадле­жащим к самой этой группе, именуются референтными группами. Такие лица избирают нормы, принятые в подобных группах, как образец для оценки своих собственных действий. Такие группы могут существовать и в реальности, но могут быть и «сконструированы» в сознании лица. Тем не менее, если при­верженность индивида к ценностям, нормам и стандартам по­добной референтной группы достаточно интенсивна, то имен­но так, путем согласования своих действий с нормами рефе­рентной группы, и строится поведение такого лица.

Концепция референтной группы позволяет объяснить те случаи, когда поведение лица расходится с нормами той социальной груп­пы, фактическим членом которой данный человек является. Эта же концепция позволяет объяснить переход лица из одной соци­альной группы в другую, а также процесс постепенной эволюции и замены норм и правил поведения членов данной социальной группы. Определить референтную группу индивида — значит уста­новить существенную социальную характеристику его личности.

Избрание в качестве референтных групп с более высоким статусом, обещающим социальное продвижение индивида, ве­дет к соотнесению таким индивидом своего поведения с нор­мами, принятыми в таких группах, стимулирует усилия для достижения членства в таких группах. В таких ситуациях рефе­рентная группа обеспечивает функцию социального развития, обеспечивает социальную мобильность.

Концепция референтной группы имеет также значение для объяснения отклоняющегося поведения:

1) возможны случаи, когда участник обычных, нормальных социальных групп избирает в качестве своей референтной группы группу правонарушителей (романтика уголовного мира) и, следовательно, стремится воплотить в своем поведе­нии оценки и стандарты противоправного поведения;

2) в современных условиях смены социально-политической структуры общества стремление к завладению новыми симво­лами успеха, избрание в качестве референтных норм и стан­дартов групп, достигших экономического процветания при от­сутствии возможности достичь этого законным путем, часто ведет к вспышкам агрессивного поведения правонарушителей, включению их в структуры завладения такими символами вне, помимо или против закона.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие социальные общности и группы | Групповое поведение и поведение личности в группе
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 921; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.