Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема - Регуляция мотивов человеком. Воля




Мотив – это то, что организует какую-то деятельность. Поэтому Вилюнас вводит, кроме понятия мотив вводит более широкое понятие – мотивационные образования, куда входят мотивы, ценности, установки, нормы поведения, морали, интересы человека. Многие из них к самостоятельному поведению не побуждают, не рождают самостоятельную деятельность, а трансформируют имеющуюся. Например, правила поведения сами по себе отдельную деятельность не вызывают к жизни.

Ответ- то же самое. Например, работникам повышают зарплату. То же самое как для + мотивации, так и для -, закон одинаков. Тут неважно какой мотив по своей валентности – + или -. Та же самая зависимость.

Закон оптимума мотивации – думают, как бы сделать, чтобы работники хорошо работали и выполняли свой долг максимально эффективным образом – не делали ошибок в труде, успевали делать как можно больше. Сначала им повышают зарплату, они начинают работать всё больше и больше, до тех пор пока награда не приобретает столь огромные размеры. Для человека приобретает большую значимость, он начинает бояться, что если сделает какую-то ошибку в работе, то потеряет огромные деньги и делает эту ошибку в работе. То есть, он перемотивирован.

Но закон Йоркса –Додсона – согласно некоторым научным точкам зрения – он не для всех видов мотивации, а только для внешней мотивации. Когда не в самой деятельности лежит мотив, а за её пределами. Например, мы стимулируем работника, наказываем ученика плохими оценками или хорошие приобретают для него чрезмерно большую значимость. Школьная практика даёт много примеров, когда оценка для ребёнка становится невероятно значимой, и он начинает парадоксальным образом, зачастую не лучше учиться, а хуже. В тех семьях, где наказывают ребёнка за плохие оценки или очень сильно поощряют за хорошие – для него это становится чрезмерно значимым, и он не может нормально учиться.

Для внешней он действует. Для внутренней мотивации мы не увидим таких закономерностей. Мотивация самоактуализации чем она сильнее, то очень может быть, что деятельность может стать всё более и более эффективной, а не пойдёт на спад. Вот такие варианты классификации потребностей, которые мы встречаем в современной психологии.

Будем встречать много определений понятия мотив и потребность. Иногда они будут чрезмерно сложны и непонятны.

Что такое мотив или потребность – детерминанта поведения. То, что детерминирует поведение. То, что отвечает на вопрос почему человек или животное действует. Потребность отвечает на вопрос почему? Мотив отвечает на более конкретный вопрос- ради чего. Но, в целом, это всё детерминанты. То, что детерминирует поведение.

Понятия мотив и потребность – теоретические конструкты. Есть феномен, есть закон. Феномен – то, что мы наблюдаем непосредственно. Мотив мы не можем наблюдать непосредственно. Мы реально видим, что вот крыса, которая старается добежать до пищи, человека, который совершает тот поступок или иной поступок. На самом деле, реально мы видим поведение, но мы умозаключаем, что за этим стоит некая закономерность. Мы видим, называем словом мотив. Мотивы – это такие же теоретические конструкции как образ и психика. Мы пытаемся объяснить причины поведения живого существа.

Следует сделать такую оговорку – мы с вами говорим – мотив, как опредмеченная потребность. На самом деле то, что побуждает человека, то, что заставляет его действовать, объясняет причины поведения, на самом деле, их больше этих детерминант, чем просто мотивы.

Например, мы никогда не выходим из дома с намерением уважить старость. Но если мы в метро встречаем человека пожилого возраста, то уступаем ему место. Как мы ехали на занятие – так и едем. Мотив соответствующей деятельности существует. Под него формируется определённая деятельность. А правила нормы поведения всего на всего только трансформируют, изменяют эту деятельность. Мы помогли старушки тем временем или пожилому человеку. Интересы, ценности, у человека могут быть. Из разряда мотивации могут быть какие-то увлечения которые самостоятельную деятельность не пробуждают к жизни, но, тем не менее, определённое поведение.

Человек может как угодно проводить время отдыха, например, предаваясь любимым занятиям. Вот тоже мотивационное образование. Кроме того, некоторые вещи, будучи в своё время определёнными средствами удовлетворения того или иного мотива могут со временем приобретать самостоятельное мотивационное значение. Они становятся мотивами, а были до этого (хотя это не совсем тот случай сдвига мотива на цель, потому что деятельность они зачастую не рождают). Например, человеку нужно свободное время для того, чтобы реализовать то, что он хочет. Или ему нужны деньги, чтобы отправиться в поездку, как он мечтал. В данном случае время, деньги, социальный статус выполняют роль условий для реализации определённых мотивов. Но со временем эти средства могут приобрести самостоятельное мотивационное значение. Или деньги могут стать мотивом или время. Со временем приобретает оно независимую ценность. Начальник говорит –

-Поработай выходной, а я тебе за это 2 отгула дам.

-Ага, говорит человек. У меня будет целых 2 свободных дня вместо одного.

Это не значит, что он уже замыслил, как провести эти свободные дни. Иногда человеку так нравится обладать свободным временем, что он с удовольствием бездельничает в это время. Ничего конкретного он делать не хочет, но ему приятно. Время для него имеет самостоятельную ценность, и это ему нравится. Или социальный статус. Человек, например, хочет стать начальником своего отдела не потому что он хочет реализовать действие власти, а просто приятно. Статус самостоятельная ценность, но вовсе ни для чего конкретного ему не нужен. Это ещё 1 пример мотивационных образований – предметы, которые приобрели мотивационное значение, стали что-то значить для человека.

Бывает, что мотивационное значение приобретают продукты нашей любой деятельности. Например, написали в 7м классе реферат по обществознанию. Душу в него вложили. Очень хороший реферат. Рука не поднимается выбрасывать, когда человек убирает квартиру то возникает такой выбор – выбросить или нет. Жалко- говорит он – я так старался, пускай полежит! Значит, реферат обладает самостоятельной ценностью. Или деятельность (если её понимать более широко имеет эмоциональное отношение).

Был в детстве любимый друг – медведь плюшевый. Сейчас человек взрослый уже. Когда домашние предлагают выбросить детские игрушки человек обычно либо его оставляет – пусть полежит, либо пристраивает в хорошие руки- например, соседскому ребёнку.

Предмет из-за того что он был связан с какой-то деятельностью приобрёл независимое самостоятельное мотивационное значение, поэтому мотивационными образованиями принято называть всё, что обладает мотивационным значением. Предметы, которые к деятельности не побуждают, но ограничивают нашу деятельность по выбрасыванию предметов (чисто теоритически), ка-то влияют на процесс уборки. Предметы, интересы, нормы и мораль – разнообразные мотивационные образования, поэтому сфера мотивационных образований гораздо шире, чем мотивы, как предметы потребности, которые инициируют определённую деятельность.

Традиционно в отечественной психологии определяется как способность человека действовать в соответствии с сознательно поставленной целью, преодолевая внутренние препятствии.

У человека много мотивов. Выбирается 1 цель. Для её реализации преодолеваются действия других мотивов. Это легко рассмотреть на житейском примере, чтобы понять, что такое воля. Есть разные мотивы. Вот на основании какого-то мотива человек ставит себе определённую цель и человек одалживает у этой цели некую побудительность. Зачастую побудительности не хватает, чтобы человек эту цель достиг.

Например, он говорит – стану я бегать по утрам и буду красивым, стройным, организованным и очень привлекательным для противоположного пола. Очень достойная цель, которая завязана сразу на очень многих мотивах. Но утром, когда человек встал на 15 минут пораньше, чтобы реализовать эту цель, то она обладает очень слабеньой побудительной силой, человеку совсем не хочется влезать в кросовки, бегать в темноте, а хочется спать. Сон – очень сильный мотив, который действует на него в данный момент, он обладает очень сильной побудительностью, как мотив, а цель- бегать, очень слабой. Воля, как раз – это работа в сфере мотивов с непосредственными побуждениями так, чтобы воля стала сильной и реализовалась.

Воля – это способность изменять смысл- абсолютно верно. Функции воли. Механизмы воли. Воля очень нужна человеку, потому что человек может самодетерминировать себя и саморегулировать себя –свои процессы и своё поведение. Человек приобретает определённую свободу от внешних обстоятельств. В частности, свободу от непосредственных побуждений. Благодаря воле он может действовать так, как надо, а не так, как ему хочется в данный момент. Если у животного поведение-результат суммы всех действующих мотивов, то у человека детерминация к сумме действующих мотивов не сводится, потому что у него в момент раннего утра все мотивы направлены только на одно. Если бы они суммировались с этой слабенькой по побудительности целью, то равнодействующая была бы спать.

Специфика воли – организовать свои побуждения, чтобы была иерархия и действовать в соответствии с мотивом, который связан с этой целью.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 378; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.