Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос В чём заключается Эффект Зейгарник?




Таким образом, вот такие подходы существуют в отечественной психологии по отношении к самой проблематике воли. Различные индивидуальные особенности потребностно-волевой сферы мы будем рассматривать на следующих занятиях.

По Леонтьеву мы видим, что воля – просто функция в иерархии мотивов. А вот Узнадзе понимал волю, как определённую активность и характеристиками волевого акта признавал.

В волевом акте происходит объективация. Для него понятие воли сильно связано с понятием сознания. Сознание – это объективация. Здесь происходит объективация индивидуального я. Человек выпадает из потока бытия и оценивает себя и свои мотивы с позиции извне со стороны. Для воли это характерно. Рефлексия мотивов, осознание мотивов как начало работы с ними. Воля всегда проспективна- говорит Узнадзе- от слова смотреть вперёд .Человек думает в этот момент о будущем. Он выходит из текущей ситуации и помещает себя и своё поведение в ситуацию будущего. Воля обязательно переживается как активность моего я. Воля участвует в сознании, воля участвует в речи.

При импульсивном действии- когда такое происходит(Человек поддаётся непосредственному импульсу)- источником действия выступает сама потребность. Человек не хотел, а природа сама заставила. А при волевом акте, волевом поведении источником акта человека полагается, ощущается именно своё я. Источник энергии, активности – именно сам человек, а не потребность.

Начинаем новую тему. Теории мотивации. Во время этого раздела мы будем рассматривать существующие школы в психологии и их представления о мотивах.

Я начну с самого лёгкого и самого интересного. Это школа Курта Левина. Курт Левин основывался на позициях гештальт-психологии. Эти положения гештальт-психологии были им рассмотрены применительно к проблеме мотивации. Где там гештальт? А это, собственно говоря, непосредственное побуждение. Он называл это потребности. Возникает потребность – это и есть фигура на фоне. Он рассматривал динамику потребностей. Возникает потребность – возникает некая напряжённая заряженная система. Он развивал понятия энергии и энергетических полей. В данном случае такая система, когда возникает побуждение. Возникает такая напряжённая система, которая нуждается в разрядке. Как только потребность удовлетвориться, система разрядится, и соответствующий участок психической жизни не будет отличаться от других.

Он изучал потребности, но реальные потребности в экспериментальных условиях очень сложно изучать. Поскольку его интересовала именно динамика- как потребность возникает, как реализуется, как она удовлетворяется, что бывает после того, как потребность удовлетворена. Вот динамику потребностей в экспериментальных ситуациях- это можно изучать на примере не потребностей (не истинных потребностей, которые существуют у человека в жизни), а на примере квазипотребностей. Квазипотребность как бы потребность – есть потребность, которая существует в определённой ситуации, а за пределами ситуации она исчезает. Вот эти квази потребности существуют только в конкретной ситуации. А за её пределами их нету. Но они имеют ту же самую динамику, что и настоящие. Следовательно, если мы их изучим, мы всё узнаем о настоящих. Вот эти квазипотребности он изучал в лабораторных условиях. А эксперименты у Курта Левина были очень интересными, приближенными к театральным, драматическими, яркими, насыщенными. Испытуемыми были сотрудники института, студенты, аспиранты. Вот их они зазывали в лабораторию и заставляли выполнять различные действия – выполнять анаграммы. Нанизывать бусины на верёвочку, собирать из кусочка пазла целую картинку. Понятно, что эта потребность существует в данной ситуации. На самом деле у этого взрослого, разумного, образованного человека нет этих потребностей. Это квазипотребность. Они его зазывали в лабораторию, они его этим заданием нагружали. Человек часто делал это, желая помочь или проявить свой интеллект или по другим причинам. Человек быстро втягивался. У него образовывалась квазипотребность. Он хотел сделать это задание. Прежде чем эти ислледования начались в лабораторных условиях соответствующие феномены увидели в реальной жизни. Эффект Зейгарник и обтоятельства его обнаружения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 322; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.