Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Место естествознания в общей картине материального мира природы

Ответ Они рассматривали проблемы, пытаясь абстрагироваться от поведения, поли мотивированного и детерминированного различными факторами. Здесь имеется ввиду при прочих равных условиях. И та пара нейтральна, и эта пара никак его эмоционально не задевает.

Вопрос по опыту работы за стойкой лучше всего запоминается от заказ, когда человек тебе чем-то запомнился, а не сам заказ. Как Вы думаете?

С точки зрения бихевиоризма запомнится лучше то, которое получило подкрепление – плату и чаевые. С точки зрения ассоционизма – лучше тот заказ, который чаще повторялся в уме. Следовательно, заказ только что полученный (Левина и Зейгарник) в уме повторился 1 или 2 раза. А заказ, который выполнялся в течение какого-то времени, он много раз прокрутился в уме, ассоциативные связи должны были уже окрепнуть и поэтому он должен был лучше запомнить рассказ расплатившейся пары. Этот феномен нельзя было объяснить с этих двух позиций, а с точки зрения напряжённой заряженной системы, которая ещё не разрядилась, можно. Действие ещё не совершено. Здесь как раз эффект Зейгарник работает и может это объяснить.

Блюма Вульфовна Зейгарник, будучи ученицей Курта Левина, сидела с ним в кафе. Они обратили внимание на официанта, который принимал заказы. Они обнаружили, что он очень хорошо запомнил их заказ и спросили, что заказала та пара, что сейчас расплатилась и уходит. Обнаружилось, что официант не может вспомнить, что заказала та пара, которая расплатилась и уходит. То есть, действие было завершено. С точки зрения бихевиоризма лучше запомнится то действие, которое получило подкрепление. Они спорили, находились в оппонентном кругу и с Вюрцбургской школой, и с бихевиористами, и с ассоциативной психологией.

Ответ Незавершённое действие запоминается лучше, чем завершённое в 1.9-1.8, то есть, примерно в 2 раза.

Эффект Зейгарник немного другое, а вот то, что действие, будучи прерванным, будет стремиться к своему завершению. Это типичная иллюстрация их теории. Возникает побуждение к действию – возникает напряжённая заряженнная система. Отличник на экзамене приходит, раскрывает рот, но по первым фразам становится ясно, что это отличник, что он получит 5, чтобы не тратить на него время преподаватель обычно говорит ему – спасибо, идите и ставит 5. За дверью такой отличник часто рассказывает тот вопрос, который ему не удалось рассказать. Почему? Возникла напряжённая система, она нуждается в том, чтобы разрядиться. Чем больше похоже то действие на то, которое не дали реализовать, тем легче будет происходить разрядка этой системы, тем успешнее будет реализовано это действие, оно будет до конца доведено. Вся напряжённость исчезнет. Эффект Зейгарник касается эффективности запоминания прерванного или незавершённого действия.

Ответ Хочет, чтобы незаконченное действие стало законченным.

Очень важно, чтобы эффект Зейгарник был обнаружен надо, чтобы запоминание было непроизвольным. Если мы у официанта невзначай поинтересуемся, то мы обнаружим эффект Зейгарник. Если он подумает, что проверяют его профессиональные способности, то эффект Зейгарник исчезает. Запоминаемость незавершённых действий превышает запоминаемость завершённых в 1.2 раза- практически равны по эффективности. Если запоминание произвольное – когда человек ставит себе целью припомнить то, что заказала эта пара, то, что заказала другая пара.

Потом этот эффект Зейгарник был подтверждён в лабораторных исследованиях – его было очень сложно проводить. Давалось много-много заданий испытуемому. Например, он должен был совершить какие-то арифметические операции, собрать картинку, придумать рассказ по серии картинок, сделать головоломку, решить математическую задачу и т.д. Часть – а именно половину заданий экспериментатор должен был оставить незаконченными – как? Он должен был в ненавящевой форме отобрать у испытуемого задания – не так резко, чтобы удивить его – тогда он очень хорошо запомнит. Надо было, чтобы испытуемый не почувствовал чего-то странного и ненормального – что это за экспериментатор такой, что часть заданий не даёт завершить, пожтому она говорила – давайте посмотрим – как Вы делаете это задание. А предыдущее прикрывала газетой. Тихонько убирала. А если испытуемый спрашивал – а что не надо это доделывать – экспериментатор обычно в нейтральной форме говорил – ну..может быть потом..или делал вид, что не услышал вопрос испытуемого. Эффект Зейгарник подтвердился и в лабораторных условиях. Запоминание незавершённого действия было гораздо лучше. Испытуемые очень часто просили доделать, сделать то, что они в прошлый раз им не дали доделать. Вот напряжённая заряженная система. Она возникает, она стремится к разрядке.

Именно поэтому Тамара Дембо изучала аффекты с той же теоретической базой, взяв её за основу. Что такое аффект- возникает желание, возникает напряжённая заряженная система. Она зазывала испытуемых в лабораторию и давала им невыполнимое задание, но испытуемые не знали, что задание не выполнимо. Она говорила, например, что мы сейчас Вам будем давать задании на меткость. Например. Надо было накидывать кольца на штырьки. Штырьки находились на таком расстоянии, которое равнялось диаметру кольца. Поэтому когда на второй штырёк испытуемый накидывал кольцо, то оно ударялось об 1 и 3 и отскакивало. Ему не удавалось накинуть это кольцо ни разу. А экспериментатор начинал давить на испытуемого, издеваться над ним. Говорил – Профессор Н был до Вас – он 10 из 10 надел, меткость – показатель интеллектуальных способностей. Что же у Вас так не получается. Возникает напряжённая система. Ей не дают разрядиться в деятельности – что произойдёт? – взрыв. Когда человек не может разрядиться через деятельность – он разражается сильными эмоциями – аффектом. Он начинал кричать, топать ногами, топтать кольца, ругаться на экспериментатора. Цели он не достигал. Но функция аффекта – разрядка этой напряжённой системы. Система нуждается в разрядке. Тогда о школе Курта Левина мы продолжим в следующий раз.

 

Место Естествознание в жизни и развитии общества вытекает из его связей с другими социальными явлениями и институтами, прежде всего с техникой, а через неё с производством, производительными силами вообще и с философией. При всей внутренней целостности, вытекающей из единства как самой природы, так и теоретического взгляда на неё, Естествознание представляет собой весьма сложное явление, обладающее различными сторонами и связями, нередко противоречивыми. Естествознание не входит ни в базис, ни в идеологическую надстройку общества, хотя в своей наиболее общей части (где формируется картина мира) оно связано с этой надстройкой.

Связь Естествознание с философией вытекает из того, что «естествоиспытатели... без мышления не могут двинуться ни на шаг, для мышления же необходимы логические категории...», которые разрабатываются философией. Чем более широкий характер имеют теоретические обобщения в Естествознание, тем теснее они связаны с философией. Отсюда возникает потребность в единстве между философами и естествоиспытателями, их взаимопомощи. О союзе между ними писал ещё А. И. Герцен. Ф. Энгельс посвятил этому вопросу свою «Диалектику природы». В. И. Ленин отмечал, что без поддержки со стороны философов-материалистов «... крупные естествоиспытатели так же часто, как до сих пор, будут беспомощны в своих философских выводах и обобщениях.

4Структура современного естествознани

3. Структура современного естествознания

Современное естествознание представляет собой раздел науки, основанный на воспроизводимой эмпирической проверке гипотез и создании теорий или эмпирических обобщений, описывающих природные явления. Совокупный объект естествознания – природа. Предмет естествознания – факты и явления природы, которые воспринимаются нашими органами чувств непосредственно или опосредованно, с помощью приборов.

Основной принцип естествознания гласит: знания о природе должны допускать эмпирическую проверку.

Это означает, что истиной в науке признается то положение, которое подтверждается воспроизводимым опытом. Таким образом, опыт является решающим аргументом принятия той или иной теории.

Современное естествознание представляет собой сложный комплекс наук о природе. Оно включает в себя такие науки, как биология, физика, химия, астрономия, география, экология и др. Естественные науки различаются предметом своего изучения.

Современная тенденция развития естествознания такова, что одновременно с дифференциацией научного знания идут противоположные процессы – соединение отдельных областей знания, создание синтетических научных дисциплин. При этом важно, что объединение научных дисциплин происходит как внутри различных областей естествознания, так и между ними.

Однако современный этап развития естествознания – интегральное естествознание – характеризуется не столько продолжающимися процессами синтеза смежных наук, сколько масштабным объединением разных дисциплин и направлений научных исследований, причем тенденция к масштабной интеграции научного знания неуклонно возрастает.

В естествознании различают науки фундаментальные и прикладные. Фундаментальные науки – физика, химия, астрономия – изучают базисные структуры мира, а прикладные занимаются применением результатов фундаментальных исследований для решения как познавательных, так и социально-практических задач.

От общественных и технических наук естествознание отличается по предмету, целям и методологии исследования. При этом естествознание рассматривается как эталон научной объективности, поскольку эта область знания раскрывает общезначимые истины, принимаемые всеми людьми. К примеру, другой крупный комплекс наук – обществознание – всегда был связан с групповыми ценностями и интересами, имеющимися как у самого ученого, так и в предмете исследования.

Таким образом, современное естествознание представляет собой обширный развивающийся комплекс наук о природе, характеризующийся одновременно идущими процессами научной дифференциации и создания синтетических дисциплин и ориентированный на интеграцию научных знаний.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос В чём заключается Эффект Зейгарник? | Смена фундаментальных парадигм
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 985; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.