Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 1




Изучение дискурса берет свое начало в лингвистике текста. Необходимость введения нового понятия была продиктована осмыслением текста с различных позиций-

· с т.з. грамматики нужно было объяснить структуры, выходящие за рамки предложения и высказывания. Возникла грамматика текста.

Возник вопрос о том, как понимать текст - как явление языка или как явление речи

Дефиниция Язык ЯЗЫК — общественно обусловленная система словесных знаков, которые служат средством обозначения разнообразной информации и общения между людьми. В мире насчитывается более 5000 языков и диалектов. Каждый язык имеет словарный фонд и грамматический строй. Слова любого языка совмещают физические и смысловые свойства, могут быть носителями понятий. Благодаря этому возможно осмысленное отражение действительности, храпение и передача информации, управление человеческим поведением.

Дефиниция Речь Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание.

 

Таким образом, речь представляет собой психолингвистический процесс, форму существования человеческого языка.

· с т.з. Стилистики необходимо было систематизировать большой теоретический материал, описывающий функциональные стили и интерпретацию текста. Стилистика рассматривает текст как:

Ø результат, а не процесс речи, зафиксированный, как правило, в письменной форме;

Ø интенциональное произведение автора, обращенное к адресату.

Дефиниция интенции.

Диаграмма коммуникации адресант-адресат

Ø существуют различные жанры и типы текстов;

Ø существуют текстовые категории - общие характеристики, свойственные всем текстам. Их существование обусловило создание лингвистики текста.

Лингвистика текста рассматривает текст как процесс, следовательно, необходимо принимать во внимание обстоятельства общения и характеристики коммуникантов = коммуникативная модель представления текста.

В связи с этим, дискурс -это текст, погруженный в ситуацию реального общения. В центре дискурсивного анализа- текстовые стратегии.

Слайд словообразование с фр.

Лингвокультурология рассматривает текст как феномен человеческой культуры. Лингвокультурологический подход предполагает анализ особенностей менталитета народа, обусловленных культурным и историческим развитием, которые отражены в языке и прецедентных текстах.

Прецедентные тексты — тексты, на которые ссылаются многие, поскольку считают их важными для данной культуры.

 

Прецедентные тексты — стихийно или сознательно отобранные тексты, которые рассматриваются как общеизвестные в конкретной речевой культуре и которые допускают в этой связи особые формы их использования.

 

Изучаются в российской психолингвистике.

 

Под прецедентным текстом понимается законченный и самодостаточный продукт речемыслительной деятельности, полипредикативная единица; сложный знак, сумма значений компонентов которого не равна его смыслу; прецедентный текст хорошо знаком любому среднему члену лингвокультурного сообщества, в когнитивную базу которого входит инвариант его восприятия, обращение к нему многократно возобновляется в процессе коммуникации через связанные с этим текстом высказывания или символы, которые являются прецедентными феноменами.

ПТпрецедентный текст: законченный продукт речемыслительной деятельности, сложный знак, сумма значений которого не равна его смыслу. ПТ хорошо знаком среднему члену ЛКС, обращение к нему (хранится в КБ в виде инвариантной единицы) многократно возобновляется в процессе коммуникации через связанные с ним высказывания и символы. К ПТ относятся произведения художественной литературы («Евгений Онегин», «Слово о полку Игореве», «Горе от ума», “Kings Arthur and his Knights”. Shakespeare, W.Blake, E.Dickinson, Mother Goose Rhymes), тексты песен (Jingle Bells, My Bonny is over the Ocean, «Пподмосковные вечера», «Очи черные»), рекламные тексты, политические и публицистические тексты). Состав ПТ может со временем меняться, особенно это очевидно на примере рекламы.

 

ПВпрецедентные высказывания: законченный продукт речемыслительной деятельности, сложный знак, сумма значений которого не равна его смыслу. Входит в КБ как таковое. К ним относят: цитаты – фрагмент текста литературного произведения, название произведения, полное воспроизведение текста (художественного произведения, песни, кинофильма) представленное одним или несколькими высказываниями (Женщина –друг человека, Только без рук! Студентка, комсомолкa, спортсменка, Much ado about nothing, to be or not to be, the seamy side of life, The Sound and the Fury, …Richman, Poor man). ПВ называют также языковыми афоризмами. К также относят:

1) пословицы и поговорки (устные краткие изречения, восходящие к фольклору), крылатые слова образные выражения из литературных источников, изречения исторических лиц

2) призывы, девизы, лозунги (Учиться, учиться, еще раз учиться! Свобода, равенство, братство, Пролетарии всех стран, объединяйтесь! We, the people…

ПВ часто встречаются на страницах СМИ, ими пестрит неофициальная речь носителя языка, их часто применяют писатели и журналисты в заголовках.

 

ПСпрецедентная ситуация – «эталонная» ситуация с явными коннотациями, в КБ входит как набор дифференциальных признаков ПС (ср.Judas kiss, поцелуй Иуды, 30 сребренников – эталон предательства вообще (подлость человека, которому доверяют, донос, награда за предательство; как швед под Полтавой, Мамаево побоище)

 

ПИпрецедентное имя: индивидуальное имя, имя, связанное или с широко известным текстом (Тарас Бульба, Обломов, Плюшкин) или с ситуацией, хорошо известной носителям языка - Колумб, Иван Сусанин, Данко, Прометей, William the Conquer, Martin Eden, David Copperfield, Richard Geer type).

Актуализация ПС происходит при ее сопоставлении с той или иной ситуацией речи. Она принадлежит к когнитивному сознанию и выводится на языковой уровень с помощью различных средств вербальной актуализации. Это могут быть ПИ, ПВ, ПТ.

ПС может выступать вторым членом довольно сложной метафоры: реальная ситуация речи сополагается с ПС, которое выступает как образец подобных ситуаций вообще.

 

 

Предметом изучения лингвокультурологии являются интертестуальные соотношения текста или его элементов, т.е. различные типы дискурсов.

Дискурс — объект междисциплинарного изучения. Помимо теоретической лингвистики, с исследованием дискурса связаны такие науки и исследовательские направления, как компьютерная лингвистика и искусственный интеллект, психология, философия и логика, социология, антропология и этнология, литературоведение и семиотика, историография, теология, юриспруденция, педагогика, теория и практика перевода, коммуникационные исследования, политология. Каждая из этих дисциплин подходит к изучению дискурса по-своему, однако некоторые из них оказали существенное влияние на лингвистический дискурсивный анализ.

Дискурс (речь, текст) [лат. discursus - рассуждение, довод, аргумент] - направление лингвистических исследований, изучение речи в совокупности с экстралингвистическими (прагматическими, социокультурными, психологическими и др.) факторами. Понятие Д. предложено в 1970-е гг.

Ван Дейк рассматривает дискурс как «сложное единство языковой формы, знания и действия»(Дейк, СС. 121-122).

Вид дискурса таким образом определяет форму репрезентации информации, метод ее обработки, включающий в себя обращение к фоновым знаниям.

По форме дискурс представляет собой последовательность предложений, по содержанию- своеобразное семантическое единство, которое проявляется в когезии (семантической связанности). Для ее понимания необходимы знание о мире.

Дискурс- это и текст, и связная речь, и речемыслительный процесс, и некоторая структура как результат данного процесса.

Дискурс отражает «зависимость создаваемого речевого произведения от … экстралингвистических обстоятельств»(Кубрякова, с. 14)

По мнению Н.Д. Арутюновой, дискурс- это «связный текст в совокупности с экстралингвистическими, прагматическими …факторами; … как компонент, участвующий во взаимодействии людей и механизма их сознания»(Арутюнова, 136-137).

В.Е. Чернявская определяет дискурс как комплексный коммуникативно-речевой процесс, включающий тексты в неразрывной связи с ситуативным контекстом. (Чернявская, с. 230).

В.В. Красных: «Дискурс есть…совокупность процесса и результата, обладающая как …лингвистическими(манифестирует себя в используемых языковых средствах и проявляется в совокупности порожденных текстов), так и экстралингвистическими(обуславливает выбор языковых средств, влияет на порождение и восприятие текстов) планами».

Интернет - энциклопедия социологии дает следующее определение:

Дискурс (франц. discour - речь) - в широком смысле слова представляет собой сложное единство языковой практики + экстралингвистических факторов (значимое поведение, манифестирующееся в доступных чувственному восприятию формах), необходимых для понимания текста т.е. дающих представление об участниках их установках и целях, условиях производства и восприятия сообщения.

Согласно энциклопедии постмодернизма, дискурс (discursus: от лат. discere - блуждать) – это вербально артикулированная форма объективации содержания сознания, регулируемая доминирующим в той или иной социокультурной традиции типом рациональности.

Традиционно Д. имел значение упорядоченного письменного, но чаще всего речевого сообщения отдельного субъекта. Частое отождествление текста и Д. связано, во-первых, с отсутствием в некоторых европейских языках термина, эквивалентного фр.-англ. discours (e), а во-вторых, с тем, что ранее в объем понятия " дискурс " включалась лишь языковая практика.

По мере становления дискурсного анализа как специальной области исследований, выяснилось, что значение Д. не ограничивается письменной и устной речью, но обозначает, кроме того, и внеязыковые семиотические процессы. Акцент в интерпретации Д. ставится на его интеракциональной природе. Д. не является изолированной текстовой или диалогической структурой, ибо гораздо большее значение в его рамках приобретает паралингвистическое сопровождение речи.

Подводя итог, можно заключить, что дискурс представляет собой схожую с текстовой структуру, предполагающую некую иллокутивную установку, структуру, порождаемую автором с целью воздействия на рецепиента, принимая во внимание определенную коммуникативную ситуацию. Также это определенная коммуникативная стратегия и все высказывания и тексты, создаваемые в рамках данной стратегии.

В терминах программирования дискурс – это программный алгоритм, предполагающий некоторое количество реализаций и определенный метод обработки, а также совокупность реализованных с его помощью программ.

Наиболее отчетливо выделяются три основных понимания термина «дискурс», соотносящихся с различными национальными традициями и вкладами конкретных авторов.

1.К первому классу относятся собственно лингвистические употребления этого термина, исторически первым из которых было его использование в названии статьи «Дискурс анализ» американского лингвиста З.Харриса, опубликованной в 1952. На первый план в данном направлении выходит уточнение и разграничение понятий речи, текста и диалога. С одной стороны, дискурс мыслится как речь, вписанная в коммуникативную ситуацию и в силу этого как категория с более отчетливо выраженным социальным содержанием по сравнению с речевой деятельностью индивида(Н.Д.Арутюнова: «дискурс — это речь, погруженная в жизнь»).

С другой стороны, реальная практика современного (с середины 1970-х годов) дискурсивного анализа сопряжена с исследованием закономерностей движения информации в рамках коммуникативной ситуации, осуществляемого прежде всего через обмен репликами; тем самым реально описывается некоторая структура диалогового взаимодействия, что продолжает вполне структуралистскую (хотя обычно и не называемую таковой) линию, начало которой как раз и было положено Харрисом. При этом подчеркивается динамический характер дискурса, что делается для различения понятия дискурс и традиционного представления о тексте как статической структуре.

2. Второй класс употреблений термина «дискурс восходит к французским структуралистам и постструктуралистам(М.Фуко, А.Греймас, Ж.Деррида, Ю.Кристева, М.Пешё). Для данного направления определяющим является стремление к разграничению понятий стиля и индивидуального языка. Понимаемый таким образом термин «дискурс» описывает способ говорения и обязательно имеет определение — КАКОЙ или ЧЕЙ дискурс, исследователей интересует конкретные разновидности дискурса, задаваемые широким набором параметров: чисто языковыми отличительными чертами, стилистической спецификой, а также спецификой тематики, систем убеждений, способов рассуждения и т.д. (дискурс в данном понимании — это стилистическая специфика и связанная с ней концептосфера).

Исследователи приходят к выводу, что способ говорения во многом предопределяет и создает саму предметную сферу дискурс, а также соответствующие ей социальные институты. Данное понимание термина указывает на коммуникативное своеобразие субъекта социального действия, причем этот субъект может быть конкретным, групповым или даже абстрактным.

3. Третье употребление термина «дискурс», связанное прежде всего с именем немецкого философа и социолога Ю.Хабермаса. Термин «дискурс» в данном случае описывает особый идеальный вид коммуникации, осуществляемый в максимально возможном отстранении от социальной реальности, традиций, авторитета, коммуникативной рутины и т.п. и имеющий целью критическое обсуждение и обоснование взглядов и действий участников коммуникации.

Дискурс - вид речевой коммуникации, основывающийся на региональном непредвзятом обсуждении, на попытке дистанцироваться от социальной реальности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 667; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.