Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Интенсивность

Модальность

Разберем 2 базовых параметра психологической типологии субъективного отношения к природе: модальность и интенсивность.

 

Центральным параметром субъективного отношения к природе является модальность – его качественно-содержательная характеристика, модальность характеризуется по оси «прагматическое и непрагматическое» и по оси «объектное-субъектное». Таким образом, мы видим 4 основных модели отношения человека к природе, или 4 типа модальности: объектно-прагматический, объектно-непрагматический, субъектно-прагматический и субъектно-непрагматический.

 

Выяснено, что в процессе онтогенеза у ребенка вначале спонтанно формируется субъектно-прагматический тип модальности. Макарова Л.М. в своем исследовании «Формирование экологического сознания дошкольников» показала, что уже в старшем дошкольном возрасте при целенаправленном педагогическом взаимодействии педагога и ребенка у детей формируется субъективно-непрагматическое отношение к миру природы.

Следовательно, наша задача – сохранить его субъектное отношение к объектам природы и постепенно изменить прагматическое отношение на непрагматическое.

 

Далее, одной их важнейших характеристик субъективного отношения к природе является параметр интенсивности.

Это показатель того, в каких сферах и в какой степени проявляется данное отношение.

Здесь отношение к природе формируется по 4 каналам.

По перцептивному каналу (перцептивно-аффективный компонент) может формироваться влечение к природным объектам.

Что такое влечение? Это недифференцированная, неосознаваемая или слабо осознаваемая потребность во взаимодействии с природным объектом. Такое влечение закладывает основы дальнейшего формирования положительного отношения к данному природному объекту.

Основное значение при этом имеет система естественных релизеров (стимулов, вызывающих определенную положительную реакцию), характерных для этих природных объектов. Следовательно, в педагогическом процессе необходимо использовать аттракционные возможности самих природных объектов, т.е. подбирать для демонстрации таких представителей флоры и фауны, которые обладают релизерами, вызывающими положительную эмоциональную реакцию (стройное тело, большие глаза, приятное пение, мягкий, пушистый, с приятным запахом и т.д.)

Целесообразно также акцентировать внимание на соответствующих свойствах животных и растений (посмотрите, какие у него ушки, потрогайте его). Эффективно подчеркивать элементы параллелизма с человеком как в аспекте тех или иных качеств, так и в аспекте поведенческих проявлений (заботится о детях, самоотверженно защищает территорию, поет песню для своей любимой).

Необходимо стараться задействовать при этом различные сенсорные системы ребенка (посмотри, послушай, понюхай, потрогай).

Таким образом, основное условие для формирования субъективного отношения к природе по перцептивному каналу - это отбор потенциально аттракционных (привлекательных) природных объектов и актуализация действия положительных стимулов.

 

Перцептивно-аффективный компонент интенсивности отношения к природе характеризует уровень:

1 – эстетического освоения объектов природы,

2 – этического освоения,

2 – отзывчивости на их витальные проявления, реализующейся через эмпатию и идентификацию.

Педагогическая работа с детьми должна вестись через формирование способности эмоционально откликаться на встречу с природными объектами и трансформация впечатлений в образы – изобразительные, литературные, музыкальные, пластические.

 

Когнитивный компонент характеризует уровень «информационной сенситивности» личности по отношению к природе, которая проявляется в готовности (ситуативная познавательная активность) и стремлении (надситуативная) получать, искать и перерабатывать информацию об объектах природы.

По когнитивному каналу происходит формирование интереса личности к миру природы.

Здесь особенности педагогической стратегии определяют психологические закономерности действия стимулов, в частности, фольклорных сказочных образов. Нужно иметь в виду, что даже неявная этическая оценка сказочного поведения живых существ играет свою роль в процессе развития отношения к ним. Должен быть строгий педагогический отбор и анализ предлагаемого детям материала, особенно народных сказок.

Здесь необходимо разделение информации, поступающей от взрослых, с информацией, самостоятельно полученной ребенком при помощи наблюдений и экспериментов. Взрослые, к сожалению, часто поступают под влиянием стереотипов.

Основное в воспитательной работе с детьми дошкольного возраста:

1 – поддерживать активность в самостоятельном добывании информации,

2 – проводить обучение наблюдению.

Практический компонент характеризует уровень готовности и стремления к практическому взаимодействию с объектами природы.

По практическому каналу целенаправленная педагогическая деятельность должна вестись по следующим направлениям:

1 – стимулирование стремления к субъект-субъектному взаимодействию с природными существами

2 – формирование высокой сенситивности к проявлениям природных объектов.

Важнейшее условие здесь – формирование мотивации взаимодействия с миром природы.

Поступочный компонент характеризует уровень активности личности, направленной на изменение ее окружения в соответствии как с самими природными объектами, так и с людьми, взаимодействующими с ними.

Поступочный компонент предполагает:

1 – формирование сенситивности к тем ситуациям, в которых природные объекты нуждаются в активной помощи со стороны людей,

2 – формирование готовности пойти на определенные жертвы ради природных объектов.

Наиболее полно проявляется в природоохранной деятельности. Для детей – актуально присутствовать при акциях.

 

К базовым параметрам относятся также устойчивость, широта и осознанность.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Параметры отношения к природе | Сознательность
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1111; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.