КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема Определение, цели и задачи экологического образования дошкольников
Экологическое образование – непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование экологической культуры, которая проявляется в эмоционально положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций. Задачи экологического образования дошкольников: 1. Формирование системы элементарных научных экологических знаний 2. Развитие познавательного интереса к миру природы 3. Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения. 4. Воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы. 5. Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями. 6. Формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы) 7. Освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, рационального природопользования. 8. Формирования элементарных навыков природоохранной деятельности. 9. Формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде. В целом эти задачи можно представить как триединую задачу – «знания – отношение - поведение». Тема Принципы отбора содержания (по Н.А. Рыжовой). 1. Научность – общедидактический принцип. В ДОУ должны даваться только научные знания, нельзя использовать старые стереотипы: например, «ежик и яблоки», «заяц и морковка» (неверные сведения о питании), «лягушка и жаба», «кролик и заяц» и т.д.. 2. Доступность Информация, которая дается детям, должна быть доступной: «… га леса», «озон. дыра» - не надо, цифры и научные термины не нужны, адаптация к дошкольному уровню: взаимосвязи в природе – «невидимые ниточки», круговорот воды в природе – «путешествие капельки», образование почвы – «волшебные превращения листьев» (игра), состояния воды – «вода-волшебница», местообитание – «дом», роль окраски – «для чего нужны жирафу пятна», роль животных в сообществах – «что делает в природе – профессия», необходимость сохранения биоразнообразия – «все мы друг другу на свете нужны». 3. Гуманистичность. Формирование экологической культуры, с новыми ценностями, воспитание культуры потребления (особенно в зарубежных программах), переход на личностно-ориентированную модель общения. 4. Прогностичность умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде. 5. Деятельностность (термин из концепции экологического образоания) – мотивация участия в посильных видах деятельности, традиционный труд в природе, по-новому – участие в экологических проектах; экологическое образование должно идти через деятельность; детям интересна не теория, а деятельность. 6. Интеграция экологизация всей деятельности педагогического коллектива в ДОУ и видов деятельности ребенка (термин используется Н.А.Рыжовой для дошкольного образования) 7. Целостность – целостное восприятие природы и мира, в более старшем возрасте пропадает. 8. Конструктивизм – не давать детям отрицательную информацию (или отрицательная, связанная с экологическими проблемами, должна сопровождаться положительной. ицательная, свЯзанная с экологическими проблемами, должна сопровождаться положительной - т.всеобщего и непрерывного экологиче.); например, кислотные дожди, озоновые дыры – сведения не нужны; «животные умирают, погибают», «кровь животных» и т.д. – не нужны; не должно быть тревоги, воспитывается положительное отношение к слову «экология»; средства массовой информации и движения в защиту природы намеренно сгущают краски и подают отрицательную информацию с преувеличениями, чтобы привлечь внимание к проблеме; детям это не нужно. 9. Регионализм – Знакомство с природой на объектах ближайшего окружения, не всей планеты, а хотя бы территории детского сада, это связано с конкретным мышлением детей. 10. Системность - должна быть логика изложения материала (можно программу дополнять, изменять, но принцип ее формирования должен сохраняться) и система подачи материала, лучше всего в использовании спец. программ; раньше каждого воспитателя заставляли выбирать программы, сейчас д/с работает, как правило, по одной или нескольким общим программам.. 11. Преемственность – экологическое образование должно быть непрерывным и сохранять преемственность – например, программ детского сада со школой.
Тема Содержание временного стандарта по экологическому образованию детей (1996). Э — РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ Э 1. Педагоги создают условия для развития у детей биологических представлений. Э 1.1. Педагоги знакомят детей с развитием жизни на Земле (происхождением и многообразием форм жизни, рассказывают о микроорганизмах, растениях, животных, их особенностях, жизни, среде обитания и т.п.). Э 1.2. Предоставляют ребенку возможность осваивать предлагаемую информацию в доступной форме (привлекают с этой целью художественную литературу для детей, иллюстрации, наглядные пособия, организуют экскурсии в лес, парк, луг и т.д.). Э 1.3. Обеспечивают условия для развития у детей эмоционально положительного отношения к живой природе (обращают внимание на красоту, совершенство живых форм — растений, насекомых, рыб, птиц, диких и домашних животных и др.). Э 1.4. Создают условия для творческой самостоятельной деятельности детей (тематических рисунков и поделок, составления гербариев, игр, сочинения рассказов и сказок о жизни животных и растений и т.п.). Э 2. Педагоги знакомят детей с природными особенностями человека. Э 2.1. В доступной для детей форме, привлекая иллюстративный материал, рассказывают об основных биологических системах человека (об анатомии и физиологии, опорно-двигательной, мышечной, пищеварительной, выделительной, нервной системе, кровообращении, дыхании, его органах чувств и др.). Э 2.2. Создают условия для формирования у детей элементарных представлений о работе своего организма и приобщают к ценностям здорового образа жизни (обращают внимание на его совершенство, сложность, хрупкость, необходимость бережного отношения и пр.). Э 3. Педагоги обеспечивают условия для развития у детей экологического сознания. Э 3.1. Знакомят детей с различиями живого и неживого. Э 3.2. Рассказывают о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов в природе, способствуя формированию понимания ребенком того, что Земля — наш общий дом, а человек — часть природы, (знакомят детей с влиянием воды, водоемов, леса, заповедников, воздушной среды и почвы на жизнь человека, животных, растений). Э 3.3. Знакомят детей с проблемой загрязнения окружающей среды (объясняют, как ухудшение экологических условий сказывается на жизни человека и живой природы, знакомят с правилами личной безопасности: не пить грязную воду, не есть грязными руками, мыть овощи и фрукты и т.п.). Э 3.4. Сотрудники способствуют развитию у детей ответственного, бережного отношения к окружающей природе (не ломать ветки деревьев, кормить птиц зимой, не разорять муравейники, убирать мусор в лесу и пр.). Э 3.5. Педагоги создают условия для самостоятельной деятельности детей по сохранению и улучшению окружающей среды (уходу за животными и растениями, высаживанию деревьев и цветов, уборке помещения и территории дошкольных образовательных учреждений и пр.).
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 8021; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |