КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема № 4. Система смазки и система охлаждения ДВС. Анализ работы и основы расчета
В двухтактных двигателях с контурной продувкой используют бесклапанное (золотниковое) газораспределение, в котором функции газораспределительного механизма выполняет кривошипно–шатунный механизм, управляющий с помощью поршня проходными сечениями продувочных и выпускных окон. В двухтактных двигателях с прямоточно–клапанной продувкой применяют продувочные окна, в гильзе цилиндра для впуска свежего заряда и выпускные клапаны с механическим приводом для выпуска продуктов сгорания. Число клапанов на один цилиндр выбирают с учетом быстроходности двигателя и условий наполнения цилиндра свежим зарядом. У большинства двигателей устанавливают по два клапана на цилиндр (впускной и выпускной). В дизелях большой размерности устанавливают по три или четыре клапана на цилиндр, что позволяет увеличить площади проходных сечений клапанов и снизить инерционные нагрузки на детали механизма газораспределения. Для увеличения коэффициента наполнения диаметр тарелки впускного клапана делают больше, чем у выпускного клапана, примерно на 20%. Клапаны чаще всего изготавливают цельными, реже – сварными (стержень и тарелку выполняют из разных материалов) или составными (стержень из стали, а тарелка из жаропрочного чугуна). Характерные размеры клапанов (рис. 3.1) и их соотношения приведены в таблице 3.1. Значения соотношений размеров зависят от типа двигателя, материала и конструкции головки цилиндров, числа клапанов, их установки в головке цилиндра и способов охлаждения. Для оценки пропускной способности клапанов определяют площади проходных сечений в них в предположении неразрывности потока несжимаемого газа. Таблица 3.1.Конструктивны соотношения элементов клапанов
При расчете проходного сечения в клапане принимают, что поток газа несжимаем, поршень движется с постоянной скоростью , коэффициент истечения =1 (т. е. клапан отсутствует), режим работы соответствует номинальной частоте вращения. Тогда уравнение неразрывности потока газа в сечении седла клапана можно записать где – средняя условная скорость потока в щели клапана; iK – число одноименных клапанов; FK – площадь проходного сечения клапана при его полном открытии; FП – площадь поршня. Площадь проходного сечения клапана FK определяют из соотношений, приведенных на рисунке 3.1. Для клапана с коническим уплотнением при условии, что диаметр горловины (равен наименьшему диаметру тарелки клапана (dГ = d1,), площадь проходного сечения рассчитывают по выражению: FK = , где hK – высота подъема клапана. В случае, если dT> d1 высоту подъема клапана разбивают на два участка, и тогда площадь проходного сечения определяют из уравнений: при угле фаски клапана = 30°: при угле клапана = 45°: Максимальная высота подъема клапана в автомобильных двигателях составляет hK= (0,18...0,30) dГ, для тракторных двигателей – hK= (0,16...0,24) dГ. При этом меньшие значения hK выбирают для =30°. Таким образом, для обеспечения одного и того же проходного сечения клапана высота подъема при = 30° будет меньше, чем при = 45°. Диаметр горловины выбирают из условий возможности размещения клапанов в головке цилиндра, в зависимости от схемы газораспределения и типа камеры сгорания. Для выбора dГ при верхнем расположении клапанов рекомендуется соотношение dГ =(0,35...0,52)D. При этом dГ= (0,35...0,40) D – для вихрекамерных и предкамерных дизелей; dГ =(0,38...0,42) D – для дизелей с камерой в поршне; dГ = (0,42...0,46) D – для двигателей клиновидной и плоскоовальной камерами сгорания; dГ = (0,46...0,52) D – для двигателей с полусферической камерой сгорания и dГ = (0,38...0,42) D – при нижнем расположении клапанов. Выбранные соотношения проходных сечений и размеры клапанов проверяют после получения диаграммы «Время – сечение впускного и выпускного клапанов, выбора профиля кулачка определения скоростей потока газа. В приводе клапанов наиболее важная и сложная деталь – распределительный (кулачковый) вал. Его выполняют или цельным, или откованным заодно с кулачками, или составным, в котором кулачки напрессовывают на вал и крепят гайками с торцевыми шлицами. Преимущества составного вала – возможность изменения взаимного расположения кулачков, что необходимо при регулировке фаз газораспределения, а также улучшения технологичности изготовления. По мере разогрева двигателя наблюдается различное удлинение деталей остова и клапанного привода. В результате может создаваться плотная посадка клапана в седло, что вызывает его перегрев и последующее прогорание, а также приводит к утечке рабочего тела из цилиндра и потере мощности двигателя. Поэтому для нормальной работы двигателя в кинематической цепи клапанного привода в холодном состоянии усматривается тепловой зазор, значение которого зависит температурного режима работы двигателя, конструкции механизма газораспределения и материалов деталей привода двигателя. В этой связи для каждого конкретного двигателя тепловые зазоры устанавливают, исходя из опытных данных. У новых двигателей в первом приближении рекомендуется регулировочный тепловой зазор выбирать из соотношения: = (0,03...0,05) h т, где h т – максимальный подъем толкателя. Профилирование и кинематика кулачков Закон открытия и закрытия клапанов определяют профилем кулачка и кинематической схемой клапанного привода. Для лучшего наполнения и высококачественной очистки цилиндров предпочтителен профиль кулачка, создающий мгновенное открытие и закрытие клапана, и наиболее продолжительный период открытого состояния. Однако это связано с бесконечно большими ускорениями и силами инерции масс движущихся деталей клапанного привода, которые могут вызвать разрушение его деталей. Поэтому проектируют такой профиль кулачка, который дает наибольшее «Время – сечение» клапанов при заданных фазах газораспределения, необходимый уровень надежности и долговечности деталей газораспределения, а также технологичность профиля. В автотракторных двигателях применяют кулачки с выпуклым (гармонический), тангенциальным и вогнутым профилями. Выпуклый профиль кулачка очерчивается тремя дугами двух радиусов. Достоинства этого профиля – простота изготовления и возможность работы с толкателями любых типов, поэтому его применяют чаще всего. Тангенциальный профиль очерчивается двумя прямыми и двумя дугами двух радиусов. Этот профиль более сложен в изготовлении, чем выпуклый, и может применяться с роликовым толкателем и толкателем с грибовидной формой поверхности контакта с кулачком. Вогнутый профиль кулачка можно использовать только с роликовым толкателем. Технология его изготовления сложна, и применяется он редко. Исходные параметры для построения профиля кулачка: максимальная высота подъема клапана h кмах, продолжительность открытия и закрытия клапанов, тепловой зазор и передаточное отношение привода . На основании этих данных определяют следующие характеристики. Рисунок 3.2. Характер изменения величины подъема клапанов () в зависимости от угла поворота коленчатого вала().
Угол действия профиля кулачка: , где –угол зазора (за который кулачок выбирает тепловой зазор ); теоретический угол действия кулачка находят из выражений: для впускного клапана: ; для выпускного клапана: ; Здесь , ,и – углы опережения открытия и запаздывания закрытия соответствующих клапанов (их значения выбирают по прототипу двигателя газодинамического расчета).
Рисунок 3.3. Кинематическая схема привода клапанов: I – кулачок; 2 – толкатель; 3 –штанга; 4–коромысло; 5 – пружина клапана; 6 – клапан.
Передаточное число привода клапанов iK находят как отношение скорости клапана к скорости толкателя (рис. 3.3). т.е. i =/. Аналогичные зависимости будут справедливы перемещений и ускорений клапана и толкателя, т. е. Передаточное число привода iK для клапанного механизма с наклонной штангой определяют по выражению: где и – длины плеч коромысла, связанных соответственно с клапаном и через штангу с толкателем; – угол между направлениями движения толкателя и штанги; – угол между направлениями движения штанги и опоры коромысла, связанной со штангой (см. рис. 3.3). При вертикальной штанге =0 и = 0. Тогда . Передаточное число обычно составляет 1,0< i <1,4. Максимальный подъем толкателяопределяют с учетом подъема клапана hK, передаточного числа привода iK и теплового зазора .
В качестве примера рассмотрим построение кулачка с выпуклым профилем. Кулачок с выпуклым профилем, действующий на плоский толкатель, обладает самым высоким коэффициентом полноты профиля и дает возможность получения наибольшего «Времени – сечения» клапана. Перед началом профилирования кулачка задаются центральным углом, тепловым зазором , и высотой подъема клапана hK. Остальные исходные данные принимают по прототипу двигателя: радиус начальной окружности кулачка r= (l,5...2,5)/ h K (диаметр этой окружности должен превышать диаметр распределительного вала на 2...7 мм), для двигателей с наддувом r – (3...4) h К; расстояние центра дуги участка 1 – 2 (рис. 3.4, а) от центра кулачка Рисунок 3.4. Построение профиля выпуклого кулачка с плоским толкателем (а);графики пути (),скорости и ускорениятолкателя (б) Тогда расстояние ОО2 центра дуги участка 2 – 3 до центра кулачка определяют по формуле: где Из геометрических соотношений (рис. 3.4, а) также находят радиусы дуг участков 1 – 2 и 2 – 3; при этом соответственно r1=r+e1, r2=r+hK –е2; угол зазора из выражения ; угол , характеризующий участок I – 2 профиля кулачка: . Правильность выбора исходных данных проверяют по формуле: . Построение кулачка с выпуклым профилем в простейшем случае, образованного только тремя дугами двух радиусов, выполняют в следующем порядке. 1. Вычерчивают начальную окружность кулачка радиусом r (см. рис. 3.4, а). Затем окружность радиусом r +с учетом теплового зазора (штриховая линия). 2. Откладывают вправо и влево от вертикальной оси О – 3 углы (к – угол действия профиля кулачка); полученные точки 1 и 1' пересечения сторон угла с начальной окружностью соответствуют началу открытия и концу закрытия клапана. 3. На вертикальной оси симметрии кулачка О – 3 от начальной окружности откладывают высоту подъема клапана h K. 4. Задаваясь значением е1 и используя известные данные, определяют е2 по формуле (100). Далее, откладывая е2 на оси симметрии О – 3 от центра начальной окружности, находят центр О2 дуги 2 – 2', которую проводят радиусом r2. Остальные обозначения приведены на рисунке 3.4. 5. По известному значению e1 на продолжении радиуса 0 – 1 угла находят центр О1, из которого радиусом rх=r+е1 проводят дугу участка 1 –2. Аналогично проводят дугу 1 ' – 2' с противоположной стороны кулачка. Они должны быть касательными к начальной окружности кулачка и к дуге радиуса r1. Характеристики кулачка регулируют изменением отношения Допустимые значения скорости к, посадки клапанов для седел из чугуна составляют 0,3...0,4; из бронзы – 0,4...0,5; из стали – 0,5...0,6; для стальных стеллитированных седел – 0,7...0,8 м/с. Для соприкосновения тарелки толкателя с кулачком в любом положении по всей образующей его боковой поверхности рассчитывают наименьший диаметр тарелки плоского толкателя: , где – осевое смещение кулачка от оси толкателя; b – ширина образующей поверхности кулачка. При движении плоского толкателя по профилю выпуклого кулачка путь , скорость и ускорение j т определяют для каждого профиля по следующим уравнениям: Участок 1–2 (): Участок 2–3 (): при =0 максимальное ускорение на этом участке = = . Скорость скольжения тарелки по кулачку: Начальная (или посадочная) скорость клапана (при ) . Ускорение толкателя в начальный момент () . Для кулачка с выпуклым профилем при работе с плоским толкателем на рисунке 3.4, б представлены типичные кривые пути, скорости и ускорения. Анализ кривой ускорения в начале подъема и в конце посадки клапана показывает резкий скачкообразный переход от положительного ускорения к отрицательному. Это вызывает динамические нагрузки в механизме привода и сопровождается сильными ударами толкателя о клапан и клапана о седло; возможны отскоки толкателя от кулачка, особенно при работе с высокой частотой вращения. Если при проектировании выпуклого кулачка скорость посадки клапана превысит допустимые значения, то в ряде случаев применяют исправление начальной и конечной частей профиля (корректирование). При этом начальный участок профиля очерчивают радиусом меньшим, чем r1 а затылок кулачка выполняют смещенным внутрь от начальной окружности. Важная характеристика газораспределительного механизма – «Время – сечение» клапана. Оно характеризует совместное влияние продолжительности открытия и размеров переменного проходного сечения клапана. «Время – сечение» клапана (мм2–с) за всасывающий ход поршня и среднюю площадь FK ср (мм2) его проходного сечения за такт впуска графически определяют по диаграмме подъема клапана: ; где =–масштаб времени по оси абсцисс на диаграмме подъема клапана, с/мм; – масштаб угла поворота распределительного вала, град/мм; n р – частота вращения распределительного вала, об/мин; – масштаб площади проходного сечения клапана по оси ординат, мм2/мм; – масштаб подъема клапана, мм/мм; dГ – диаметр горловины, мм; – угол фаски посадочного конуса клапана; при = 30°, при =45°; F – площадь под кривой подъема клапана за всасывающий такт впуска, мм2, l– продолжительность такта впуска мм. «Время – сечение» клапана с учетом фактических фаз его открытия и закрытия: , где и – время открытия и закрытия впускного клапана, –площадь под всей кривой подъема клапана, мм2. Аналогично по кривой подъема выпускного клапана определяют«Время – сечение» и среднюю площадь проходного сечения выпускного клапана за такт выпуска. Средняя скорость потока газа в горловине клапана: В современных высокооборотных карбюраторных двигателях средняя скорость потока в горловине впускного клапана составляет 70...120 м/с, а в дизелях – 50...80 м/с. Средние скорости потока газа в горловине выпускных клапанов карбюраторных двигателей принимают на 40...50%, а дизелей – на 25...40% больше, чем для впускных клапанов.
Расчет на прочность элементов клапанного привода ДВС При расчете сил инерции, нагружающих клапанную пружину и кулачок, действительные массы отдельных элементов механизма газораспределения заменяют сосредоточенными массами, которые приводятся к оси толкателя или клапана. В основу приведения положено условие равенства моментов сил инерции действительной и приведенной масс. В приведенную массу клапанной пружины принимают половинуее действительной массы (0,5 т пр), так как при работе верхние витки пружины перемещаются вместе с клапаном, а нижние практически остаются неподвижными. Массу клапанного привода, приведенную к оси клапана, определяютпо формуле: – масса комплекта клапана; I р– момент инерции коромысла относительно оси вращения; IК – плечо коромысла со стороны клапана; m т – масса та толкателя; тШТ – масса штанги; i – передаточное число привода. Массу привода, приведенную к оси толкателя, находят из выражения: Мт = тТ + тШТ + (mк + 0,5 mПР) i 2 + Ip/l2T, где l2T – плечо коромысла со стороны толкателя. Силы инерции механизма газораспределения, приведенные к оси клапана: . Силы инерции механизма газораспределения, приведенные к оси толкателя: . В начальный момент открытия выпускного клапана на его тарелку действует сила давления газов: где и – давления газов в цилиндре и в выпускном патрубке в момент открытия выпускного клапана; и – диаметры тарелки клапана и горловины седла. В карбюраторных двигателях разность давлений (– ) составляет 0,05...0,07 МПа, в дизелях – 0,02...0,03 МПа. Усилие цилиндрической пружины клапана, необходимое для удержания его в закрытом положении и создания кинематической связи между деталями механизма газораспределения при движении клапана с отрицательным ускорением, определяют по формуле: где G = 8...8,3 МН/см2 – модуль упругости второго рода материала пружины; и – соответственно диаметр проволоки и средний диаметр пружины; п – число рабочих витков; f – деформация пружины. Необходимо стремиться к тому, чтобы сила пружины превышала силу инерции Р jK на значение коэффициента запаса К (для дизелей К= 1,3...1,5; для карбюраторных двигателей – К= 1,3...1,7; для высокооборотных двигателей рекомендуется K =1,5...2,0). Суммарная сила, действующая в клапанном приводе: Учитывая, что на участке отрицательных ускорений и сила Р г = 0, то суммарная сила Закон изменения сил , и рекомендуется изображать графически в функции угла и с учетом закона изменения ускорения толкателя j т. Расчет на прочность распределительного вала(на кручение и изгиб) от усилий, действующих со стороны клапанного привода, а также топливного насоса и других механизмов, имеющих привод от распределительного вала. Крутящий момент от одного клапанного привода достигает максимума в наиболее удаленной точке касания толкателя с кулачком на расстоянии С (рис. 3.5.) .
Рисунок 3.5. Расчетная схема распределительного вала
Изгибающий момент в расчетном сечении для одного клапанного привода: . Напряжение кручения и изгиба: где – момент сопротивления кручению сечения вала; dp и dop – соответственно наружный и внутренний диаметры вала; а и b – расстояния опордо точки приложения силы Рк; l – расстояние между опорами вала. Суммарное напряжение от кручения и изгиба: , где не должно превышать 100…150 Н/мм2 В ряде случаев расчет выполняют с целью определения запаса прочности. Напряжение смятия в местах контакта кулачка и толкателя от силы определяют по формуле Герца: Для выпуклого кулачка с плоским толкателем: ; Для кулачка с роликом: ; Для тангенциального кулачка с роликом: , где – ширина кулачка; – допускаемое напряжение смятия (400…1200 Н/мм2); – радиус, образующий профиль кулачка; –радиус ролика. Изгибающую жесткость кулачкового вала определяют по стреле прогиба: где – момент инерции расчетного сечения вала; Е – модуль упругости первого рода. Значение прогиба не должно превышать у = 0,02...0,05 мм. Опорные подшипники распределительного вала рассчитывают на удельное давление: где – реакция в данном подшипнике Расчет на прочность ролика, штанги и коромысла клапана. Ось ролика толкателя проверяют на изгиб, срез и удельные давления. Напряжение изгиба: . Напряжение среза: . Удельное давление на ось ролика: . Удельное давление в опорах оси: . Во всех этих выражениях lР и dp – соответственно длина и диаметр оси; b р – ширина ролика; Fp – площадь поперечного сечения оси. Допустимые значения [] =50...150 Н/мм2, [] = 10... 25 Н/мм2, [] = [] = 15...30 МПа. Штангу проверяют на устойчивость стержня по формуле Эйлера: МПа. Сферические наконечники штанги проверяют по формуле Герца: 1500…2500 Н/мм2 где – длина штанги; и – радиусы соответственно сфер гнезда толкателя и наконечника штанги; I– момент инерции стержня. Коромысло рассчитывают на изгиб и сжатие (или растяжение) от действия по оси клапана силы Рк. Напряжение изгиба в опасном сечении: где – длина части коромысла со стороны клапана. Напряжение сжатия или растяжения: где – угол между направлением силы и плоскостью расчетного сечения; – площадь расчетного сечения коромысла. Суммарное напряжение: Для углеродистых сталей [] =40...80 Н/мм2, для легированныхсталей – не более 120 Н/мм2.
Смазочная система Смазочная система служит для уменьшения потерь на трение между трущимися поверхностями, снижения износа этих поверхностей, а также предохраняет их от коррозии, охлаждает и удаляет с них продукты изнашивания. Наименьшие потери на трение получаются при жидкостном трении. Однако вследствие высоких температур этот вид трения создать в двигателях удается не всегда. По способу подвода масла к трущимся поверхностям смазочные системы делят на циркуляционные под давлением, разбрызгиванием и комбинированные. По способу подвода масла в сопряжение коленчатый вал – коренные и шатунные подшипники различают следующие смазочные системы: последовательные (подвод масла по каналам коленчатого вала) и параллельные (подвод масла от главной магистрали).
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 644; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |