КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
По типу картера смазочные системы бывают с мокрым и с сухим картеромВ современных автотракторных двигателях в основном распространены циркуляционные комбинированные системы с мокрым картером. Смазочные системы также характеризуются по следующим показателям: кратности циркуляции; удельной емкости; удельной подаче масляного насоса; наличию теплообменников и других охлаждающих устройств; принципу работы средств очистки; наличию и степени автоматизации. Рассмотрим подробнее эти показатели. Кратность циркуляции: , где – подача масляного насоса, л/ч; V – вместимость смазочной системы, л. По значению К смазочные системы делят на системы с малой кратностью циркуляции (К <60 ч–1) и с большей кратностью (К 60 ч–1). Удельная емкость смазочной системы (л/кВт): q = V/Ne (у современных двигателей q = 0,11...0,62 л/кВт). Удельная подача масляного насоса [л/(кВтч)]: , = 0,33... 1,59 л/(кВт–ч). Для охлаждения масла применяют масляные радиаторы. По схеме включения в магистраль и принципу работы средств очистки масла различают смазочные системы с неполно поточной (частично поточной) и полно поточной центробежной очисткой или фильтрацией. По степени автоматизации смазочные системы делятся на две группы – неавтоматизированные и имеющие элементы автоматики. Вместимость смазочной системы приближенно можно определить по формуле: V = q Ne При расчете смазочной системы определяют скорости потоков масла и гидравлические сопротивления в характерных участках системы. Скорости потоков масла (м/с) при прохождении через трубопроводы и каналы: , где – объем масла, проходящего через данный канал; f K – площадь «живого» сечения канала. Гидравлическое сопротивление рассчитывают по формуле: , где – коэффициент сопротивления трению; и d – длина и внутренний диаметр трубопровода; – коэффициент местных сопротивлений; – плотность масла. Расчет подшипника. Для создания при работе двигателя в сопрягаемых деталях жидкостного трения необходимо, чтобы под действием гидродинамического давления в несущей части масляного слоя вал поднимался на определенное минимальное значение. Считается, что жидкостное трение достигается, если между валом и подшипником имеется минимальный зазор: , где– критическая толщина масляного слоя; – минимальная рабочая толщина масляного слоя (обычно принимают 2 мкм). , где – высота неровностей вала; – высота неровностей подшипника; – отклонение от геометрической формы. Надежность работы подшипника оценивают коэффициентом надежности жидкостного трения: , Количество теплоты (кДж/с), выделяемое подшипником: , где – среднее давление за цикл на шейку вала, МПа; = 0,002...0,008 – коэффициент жидкостного трения; – площадь подшипника, м2; – окружная скорость шейки, м/с. Количество теплоты (кДж/с), отводимое от подшипника маслом: где V'M – объем масла, проходящего через подшипник, м3/с; – плотность масла, кг/м3; см – удельная теплоемкость масла, кДж/(кг–К); – температура масла, входящего в подшипник; – температура масла, выходящего из подшипника ( =10...15сС). Подшипники двигателей внутреннего сгорания работают при температуре поверхностей трения 100...120°С и температуре масла, достигающей 120 °С. Расчет масляного насоса. Масляные насосы поддерживают непрерывную циркуляцию масла в двигателе, подавая его под давлением во все сопряженные пары, требующие смазывания. На современных двигателях в основном применяют шестеренные и одновинтовые (разновидность шестеренных) насосы. В зависимости от типа двигателя их устанавливают внутри или снаружи картера. Для надежности работы во многих двигателях устанавливают двух– и трехсекционные масляные насосы. При этом верхняя секция подает масло в смазочную систему и центробежный фильтр тонкой очистки, а нижняя– в масляный радиатор. Исходная величина для расчета элементов смазочной системы, в том числе и масляного насоса, – необходимая подача масла (л/ч): где – коэффициент запаса, учитывающий возможность перегрузки и дальнейшего форсирования двигателя, увеличение зазоров при износе и т. п. (=l,5...3); – удельное количество теплоты, поступающее в масло от деталей двигателя, Дж/(кВтч); – перепад температур масла на выходе из двигателя и входе в него, °С; и – соответственно удельная теплоемкость кДж/(кгК) и плотность (кг/м3) масла. Точный расчет по приведенной зависимости затруднителен, поэтому подачу масляного насоса чаще определяют по эмпирическим зависимостям вида: где – удельная подача масляного насоса: для карбюраторных двигателей =11...28 л/(кВтч) и для дизелей =28...56 л/(кВт–ч). Расчетная подача масляного насоса может быть также получена на основе следующих положений. Необходимая подача масла насосом V H зависит от количества отводимой им от двигателя теплоты Q M (кДж/с), которое для автотракторных двигателей составляет 1,5...3% общего количества теплоты, введенной в двигатель с топливом, т. е. Q M = (0,015...0,03) Q o; Q o = Q H G T/3600 кДж/с. Тогда необходимая подача масла (м3/с) с учетом заданного значения Q M где – плотность масла (в расчетах принимают =900 кг/м3); – средняя удельная теплоемкость масла (=2,094 кДж/(кгК); – температура нагрева масла в двигателе (= 10...15 К). Подачу масла насосом для стабилизации давления масла в системе двигателя обычно увеличивают в 2 раза, т. е. Расчетная подача насоса: где – объемный коэффициент подачи (учитывает прорыв масла через нештатности и влияние других факторов; =0,6...0,8). Основные размеры масляного насоса определяют в предположении, что объем впадин (м3) между зубьями шестерен наcoca равен объему самих зубьев. В этом случае объем масла (м3), поданный шестернями масляного насоса за один оборот:
где –диаметр начальной окружности шестерни, мм; h – высота зуба, мм; b –длина зуба, мм. Тогда расчетная подача (л/ч) с учетом размеров масляного насоса может быть определена по формуле: где – частота вращения валика насоса, об/мин. Принимая и где т модуль зацепления (=3...6 мм), z– число зубьев (z=6...12), – угол профиля зуба, получим: Из последнего уравнения, задавшись предварительно значениями z, т, п , можно определить длину зуба b. Мощность (кВт), затрачиваемая на привод масляного, насоса: где – рабочее давление масла в системе (в карбюраторных двигателях =0,3...0,5 МПа, в дизелях =0,3...0,7 МПа); – механический КПД масляного насоса (=0,85...0,9). Расчет масляного радиатора. Во многих автотракторных двигателях для поддержания требуемой температуры масла применяются масляные радиаторы, которые делят на два типа: воздушно–масляные и водо– масляные. Основная расчетная величина – площадь поверхности охлаждения радиатора (м2): где QM – количество теплоты, отводимое маслом от двигателя, кДж/с; – полный коэффициент теплопередачи от масла к охлаждающей среде, Вт/(м2–•К); – средняя температура масла в радиаторе (=348...363 К); – средняя температура проходящей через масляный радиатор охлаждающей среды (воды или воздуха); для воды = (343...358) К. Расчет ведут для режима Neн. Количество теплоты (кДж/с), отводимое маслом от двигателя: Q H== (0,015...0,03) Q o. Значение коэффициента зависит от многих факторов. Его определяют по формуле: где – коэффициент теплоотдачи от масла к стенкам радиатора, Вт/(м2–К); – толщина стенки радиатора, м; – коэффициент теплопроводности стенки, Вт/(м–К); – коэффициент теплоотдачи от стенок радиатора к воде, Вт/(м2–К). Значения , и принимают по опытным данным: для прямых гладких трубок при скорости движения масла =0,1...0,5 м/с = 100...500 Вт/(м2К); при наличии завихрителей в трубках и =0,5...1 м/с = 800...1400 Вт/(м2–К). Значение зависит от материала радиатора и составляет для латуни и алюминиевых сплавов 80...125 Вт (мК), для нержавеющей стали 10...20 Вт/(м–К); = 2300...4100 Вт/(м2К). Полный коэффициент теплопередачи Км(Вт/м2К) для прямых гладких трубок составляет 115...350, для трубок с завихрителями – 815...1160 [6]. Очистка масла. Для уменьшения вредного действия механических примесей и продуктов окисления масло во время работы двигателя должно непрерывно очищаться. Очистку масла по целевому назначению и качественному эффекту делят на три группы: предварительная, грубая и тонкая. При предварительной очистке удаляются частицы размером 120...150 мкм, при грубой – свыше 50 мкм, при тонкой – меньше 50 мкм. Агрегаты очистки могут пропускать весь поток масла (полнопоточные) и его часть (неполнопоточные). Коэффициент проточности: где – поток масла, циркулирующий через агрегат очистки; – поток масла, циркулирующий через масляную магистраль. При <1 – неполнопоточная очистка, при =1 – полнопоточная очистка. Масло может очищаться в пористых средах (фильтрование) и в силовых полях (центрифугирование). Фильтры грубой очистки по конструкции разделяют на пластинчато–, ленточно–, проволочно–щелевые и сетчатые. Расчет фильтрующих элементов сводится к определению площади поверхности фильтрации и пропускной способности. Площадь поверхности фильтрации (м2): где f – «живое» сечение, см2; – коэффициент «живого» сечения, %. «Живое» сечение: где VH – расчетная подача насоса, л/мин; м – допустимая скорость масла, см/с. Коэффициент «живого» сечения для ленточно– и проволочно–щелевых фильтров: , где и – соответственно высота и длина фильтровальной щели, Мм; t – шаг выступов ленты (проволоки), мм; – толщина ленты (проволоки), мм. Пропускная способность [л/(мин–см2)] и расход (л/мин) фильтра выражаются зависимостями и , где – коэффициент пропорциональности, представляющий собой пропускную способность единицы площади поверхности фильтра при перепаде давления = 0,1 МПа и вязкости масла 0,1 Па–с (л/см2). Значение в зависимости от материала фильтра находится в пределах 0,012...0,105 (для капрона =0,012, для проволочного фильтра с размером щели 0,08 мм – 0,105); – перепад давления на фильтре (принимается 0,1 МПа, предельный перепад давлений в фильтрах составляет 0,08...0,12 МПа); – коэффициент динамической вязкости масла, Пз; F – площадь поверхности фильтрации, см2. Допустимая скорость масла м составляет для фильтров грубой очистки 2...6 см/с, для пластинчато–щелевых фильтров со скребками – 9... 18 см/с. Фильтры тонкой очистки масла по конструкции разделяют на щелевые, объемно– и поверхностно–адсорбирующие и рассчитывают по тем же зависимостям, что и фильтры грубой очистки. Центробежные фильтры тонкой очистки (центрифуги) обладают избирательным свойством очистки. Тонкость очистки масла в центрифугах при многократной циркуляции составляет 1...3 мкм, поэтому центробежные фильтры широко применяют на двигателях, работающих в условиях сильной запыленности. По типу привода центрифуги бывают реактивные и реактивно–активные. У реактивных центрифуг ротор вращается за счет струй масла, вытекающих с большой скоростью через наружные сопла, а у реактивно–активных – за счет моментов, создаваемых потоком масла, проходящим через тангенциальные каналы внутри ротора. Эффективность очистки масла центрифугами оценивают фактором разделения: , где – угловая скорость ротора; R – радиус ротора; g – ускорение свободного падения. Центрифуги, устанавливаемые на отечественных двигателях, имеют фактор разделения = 1250...4000. Рассмотрим примеры расчета смазочной системы. Расчет масляного насоса. Общее количество теплоты, выделяемое топливом в течение 1 с: Q o = Q H G T/3,6 = 42 5000,7/3600 = 126,2 кДж/с (Q H и G T приняты из теплового расчета дизеля Д–144). Количество теплоты, отводимой маслом от двигателя: Q M = 0,03= 0,0326,2 = 3,8 кДж/с. Принимают: см=2,094 кДж/(кг–К); р м=900 кг/м3; ДГ„=10 К. Тогда подача масла насосом V h = Q m/() =3,8/(900,0940) =0,000202 м3/с; V'H = 2 VH = 2,000202 = 0,000404 м3/с. Коэффициент подачи берут т]„=0,7. Тогда расчетная подача насоса VH р = VJv\H = 0,000404/0,7 = 0,000577 м3/с Принимают модуль зацепления зуба m = 0,004; высоту зуба h =2от=2,004=0,008 м; число зубьев шестерни z =8. Тогда диаметр начальной окружности шестерни D0= zm= 8,004=0,032 м; диаметр внешней окружности шестерни D=m(z+2) =0,004(8+2) =0,04 м. Окружную скорость на внешнем диаметре шестерни принимают =8м/с. Тогда частота вращения шестерни насоса n н=60/() =80/(3,14,04) =3830 об/мин. Длина зуба шестерни: = 0,0112 м. Считают, что рабочее давление масла в системе =0,6 МПа; механический КПД масляного насоса =0,88. Тогда мощность, затрачиваемая на привод насоса: кВт. Расчет масляного радиатора. Площадь поверхности охлаждения водно–масляного радиатора для карбюраторного двигателя определяют с учетом данных, полученных в тепловом расчете (см. главу 3) и в примере расчета водяного радиатора: Qо = 356 кДж/с; QH=43930 кДж/кг; GT=29,2 кг/ч. Количество теплоты, которое нужно отвести от двигателя в масло: QM= 0,02 Qo = 0,0256 = 7,12 кДж/с. Принимают: материал радиатора – алюминиевый сплав; коэффициент теплоотдачи от масла к стенке радиатора =400 Вт/(м2–К); толщина стенки радиатора = 0,00025 м; коэффициент теплопроводности стенки =120 Вт/(м–К); коэффициент теплоотдачи от стенки радиатора к воде = 3500 Вт/(м2–К). Тогда коэффициент теплопередачи от масла к воде =278 Вт/(м2–К). Среднюю температуру масла в радиаторе принимают = 355 К и среднюю температуру воды в радиаторе =345 К. Тогда площадь поверхности охлаждения масляного радиатора = 2,56 м2. Система охлаждения
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 557; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |