КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Система охлаждения необходима для принудительного отвода теплоты от горячих деталей двигателя и передачи ее в окружающую среду
Исходная величина для расчета системы охлаждения – количество теплоты, которое необходимо отвести от двигателя в охлаждающую среду в единицу времени. Это количество теплоты можно определить из теплового баланса двигателя, или из эмпирических зависимостей типа где q – удельное количество отводимой теплоты, кДж/(кВт–ч). Для карбюраторных двигателей q =2900...4300 кДж/(кВт–ч), для дизелей q =2300... 3600 кДж/(кВт–ч). Количество отводимой теплоты зависит от ряда конструктивных факторов, таких как степень сжатия , отношение S/D, а также от частоты вращения п и от условий эксплуатации (состава смеси, угла опережения зажигания или угла опережения впрыскивания топлива). Для ориентировочных расчетов четырехтактных двигателей (Дж/с) можно подсчитать по эмпирической формуле: , где с= 0,41...0,47 – коэффициент пропорциональности; i – число цилиндров; D – диаметр цилиндра, см; п – частота вращения коленчатого вала, об/мин; – коэффициент избытка воздуха; m =0,6...0,7 – показатель степени. Систему охлаждения обычно рассчитывают для режимов работы двигателя N = NeN и МК=МК mах. Расчет системы жидкостного охлаждения сводится к определению основных размеров водяного насоса, площади поверхности радиатора и подбору вентилятора. При расчете системы воздушного охлаждения определяют площади поверхностей охлаждения ребер цилиндра и головки цилиндра. Жидкостное охлаждение. В качестве охлаждающей жидкости используют пресную воду и всесезонные низкозамерзающие жидкости (антифризы) на основе этиленгликоля и спиртоглицериновых смесей. Вместимость системы жидкостного охлаждения (л) принимают на основе следующих соотношений: для тракторов – (0,5…0,7) ,для грузовых автомобилей – (0,27…0,8) , для легковых – (0,13…0,35) . Рассмотрим расчет отдельных агрегатов системы охлаждения: радиатора, насоса охлаждающей жидкости и вентилятора. Расчет сводится к определению площади поверхности охлаждения, необходимой для передачи теплоты от воды к окружающему воздуху. Расчет радиатора. Основные параметры радиатора: площадь поверхности охлаждения Fp (м2), омываемой воздухом; фронтальная поверхность радиатора (м2); глубина радиатора l (м), т. е. расстояние между передней и задней стенками его решетки по ходу воздушного потока (l = 0,06...0,15 м); коэффициент компактности радиатора , выражающий отношение охлаждающей поверхности к объему радиатора [ = 600...900 м2/м3]; коэффициент оребрения , определяемый отношением площадей поверхностей, омываемых воздухом и жидкостью (= 3...6). Площадь поверхности охлаждения радиатора FP определяют из выражения: , где k – коэффициент теплопередачи, Вт/(ма–К); – средняя температура воды в радиаторе, К; – средняя температура воздуха, проходящего через радиатор, К. Коэффициент теплопередачи: , где –коэффициент теплоотдачи от жидкости к стенке радиатора, Вт/(м2 К); – приведенный коэффициент теплоотдачи от стенок радиатора к воздуху, Вт/(м2 К); и – соответственно толщина (м) и коэффициент теплопроводности (Вт/(м К) материала стенки радиатора; – коэффициент оребрения для трубчато–пластинчатых радиаторов (=3...6). Коэффициенты теплоотдачи и при вынужденном движении жидкостей или воздуха определяют из критериальных зависимостей вида: , где , Re, – соответственно критерии Нуссельта, Рейнольдса, Прандтля. Экспериментальные значения коэффициента = 2300......4100 Вт/(м2–К). Значение для трубчатых радиаторов может быть приближенно определено по формуле: , где – скорость воздуха, проходящего через радиатор, м/с. Так как аналитическое определение коэффициента теплопередачи k сложно, то его значения принимают по опытным данным для дизелей 80…100 и для карбюраторных двигателей 140…180 Вт/(м2К). Необходимая массовая подача (кг/с) жидкости насосом через радиатор: где – удельная теплоемкость циркулирующей жидкости [для воды – 4,178 Дж/(кг–К), для этиленгликолиевых смесей =2,093 Дж/(кг–К)]; – перепад температуры охлаждающей жидкости в радиаторе, К.. При принудительной циркуляции воды в системе температурный перепад = =6...12 К; принимают 353...368 К. Тогда с учетом принятых значений и можно определить среднюю температуру воды в радиаторе: , Для тракторных и автомобильных двигателей =358...365 К. Так как в радиаторе теплота передается от воды в окружающую среду, то . Необходимая массовая подача (кг/с) воздуха вентилятором через радиатор: , где – удельная теплоемкость воздуха[=1000 Дж/(кг–К)]. Температурный перепад (7) воздуха в решетке радиатора составляет 20...30 град; . принимают равной 313К. Тогда с учетом принятых значений и можно определить среднюю температуру охлаждающего воздуха, проходящего через радиатор: , Для тракторных и автомобильных двигателей =323...328 К. После подстановки в уравнение значений , , k и можно определить площадь поверхности радиатора (м2): , Фронтальная площадь поверхности решетки радиатора (м2), выполненная в виде квадрата, для получения коэффициента обдува, равного единице: , где =; – плотность воздуха (кг/м3) при средней его температуре в радиаторе; – скорость воздуха перед фронтом радиатора без учета скорости движения машины (=6...24 м/с). Конструктивная компактность радиатора характеризуется объемным коэффициентом компактности: где – объем решетки радиатора (), м; здесь – глубина радиатора, м. Для автомобильных радиаторов = 900...1100 м. Глубина радиатора: . Для автомобильных радиаторов = 60...130 мм. Для систем жидкостного охлаждения автотракторных двигателей удельная площадь поверхности охлаждения радиатора f=Fp/Ne (м2/кВт) и удельная емкость системы охлаждения =Vж/Ne (л/кВт), где Vж – полная емкость системы (л) равна следующим значениям: для тракторов = 0,408...0,543, = 0,816...2,04; для грузовых автомобилей = 0,204...0,408, =0,272...0,816; для легковых автомобилей =0,136...0,313, = 0,613...0,354. Расчет насоса охлаждающей жидкости. Охлаждающая жидкость в системе охлаждения двигателей циркулирует, как правило, с помощью центробежных насосов с односторонним подводом жидкости. Исходные данные для расчета: подача насоса V ж (м3/с), создаваемый насосом напор Н (МПа) и частота вращения колеса п (об/мин). Расчетная подача насоса: , где – объемный КПД насоса (=0,7...0,85). Напор, создаваемый насосом, полностью идет на преодоление гидравлических сопротивлений жидкостного тракта и у современных автотракторных двигателей составляет 0.03...0.10 МПа. Необходимую на привод насоса мощность (кВт) определяют по формуле: , где – гидравлический КПД насоса, равный 0,4...0,7; – механический КПД насоса, равный 0,7...0,9. Далее определяют основные размеры насоса, расчетная схема которого приведена на рисунке 4.1. Рисунок 4.1. Расчетная схема крыльчатки водяного насоса.
Радиус входного отверстия крыльчатки: , где – скорость воды на входе в лопасти, м/с; – радиус ступицы крыльчатки, м. Скорость воды на входе в лопасти принимают (из условий неразрывности струи воды) равной 1...2 м/с. Радиус ступицы колеса выбирают из конструктивных соображений в зависимости от диаметра вала d. Приближенное значение радиуса выходного отверстия крыльчатки можно определить по формуле: , где g=9,81 м/с2 – ускорение свободного падения. Остальные размеры насоса выбирают в следующих пределах: толщина лопаток = 3...5 мм; высота лопатки на входе =12...35мм; высота лопатки на выходе 2= 10...25 мм; число лопаток z = 4...8. Подбор вентилятора. Вентилятор необходим для создания направленного воздушного потока, отводящего теплоту от радиатора. В системах жидкостного охлаждения современных автотракторных двигателей в основном применяют осевые вентиляторы, преимущественно пропеллерного типа с одним рабочим колесом. Лопасти пропеллера изготавливают из стали, алюминиевых (0,5...1,7) Ne, для грузовых автомобилей – (0,27...0,8) Ne, для плоских лопастей и 35...40° для выпуклых лопастей. Углы наклона лопастей изменяются от основания к вершине от 95 до 35°. Для большинства существующих вентиляторов на рабочем режиме =0,1…2; = 0,05...0,09; = 0,3...0,38. Большие значения и соответствуют меньшим значениям . Подача вентилятора (м3/с): , где q – удельное количество теплоты, отводимое от двигателя системой охлаждения, Дж/(кВт–с); Ne – эффективная мощность двигателя, кВт; сВ – теплоемкость воздуха при t =50°...55°С; – подогрев воздуха в радиаторе,. Статическое давление, развиваемое вентилятором (),. расходуется на преодоление сопротивлений воздушного тракта () где –коэффициент суммарного аэродинамического сопротивления трактат – скорость воздуха перед фронтом радиатора, м/с. Для автотракторных двигателей =600...1000 Па. Мощность (кВт), потребляемая вентилятором: , где – КПД вентилятора, равный для клепанных вентиляторов 0,3...0,4; для литых – 0,6...0,7. Тип вентилятора определяют по условному коэффициенту быстроходности: , где – частота вращения вентилятора. По найденному значению подбирают прототип вентилятора и уточняют его размеры. Диаметр лопастей вентилятора (м): , где – скорость воздуха, проходящего через вентилятор Вентиляторы у V–образных двигателей выбирают с большей подачей, чем у однорядных, из–за повышенных сопротивлений потоку воздуха в подкапотном пространстве. Более широкое распространение получают системы охлаждения с регулируемыми вентиляторами (регулируемый наклон лопастей, электромагнитные муфты, электропривод и др.). Воздушное охлаждение. В двигателях с воздушным охлаждением теплота от цилиндров и их головок отводится охлаждающим воздухом, омывающим внешние оребренные поверхности этих деталей. Все охлаждаемые поверхности находятся на линии нагнетаемого воздуха. Для более равномерного охлаждения и уменьшения затрат мощности применяют дефлекторы – устройства для подачи потока воздуха с заданной скоростью и направлением. В первую очередь охлаждающий воздух подается в зону перемычки между гнездами клапанов, к свечам зажигания (в карбюраторных двигателях) или к форсункам (в дизелях). Расчет системы воздушного охлаждения сводится к определению параметров оребрения и расчету вентилятора. За расчетный режим работы двигателя принимают режим максимальной, мощности, при котором теплоотдача в стенки достигает максимума. Общее количество теплоты (Дж/с), которое необходимо отвести от двигателя через оребрения цилиндра и головки: , где В – коэффициент, определяющий долю теплоты, передаваемой площадью поверхности оребрения (для дизелей В =0,25...0,3; для карбюраторных двигателей В= 0,28...0,33); Ne – эффективная мощность, кВт; ge – эффективный удельный расход топлива, кг/(кВт); QH – удельная низшая теплота сгорания топлива, Дж/кг. Площадь поверхности оребрения рассчитывают раздельно для головки и цилиндра. Принимают, что от головки цилиндра отводится 45...75%, а от цилиндра 25–55% общего количества отводимой от двигателя теплоты. При этом для дизелей = (0,45...0,6), и = (0,45...0,55) ,; для карбюраторных двигателей = (0,6...0,75)и = (0,25...0,4) . Необходимую массовую подачу вентилятором охлаждающего воздуха (кг/с) определяют из выражения: , где – средняя удельная теплоемкость воздуха в интервале температур и , Дж/(кг–К); – температура входящего воздуха (К); – температура выходящего воздуха (=353...373 К). Площадь поверхности охлаждения ребер цилиндра (м2): , где – коэффициент теплоотдачи поверхности оребрения, Вт/(м2–К); – средняя температура у основания ребер цилиндра, К.; – средняя температура воздуха в межреберном пространстве, К. Площадь поверхности охлаждения ребер головки цилиндра: , где – средняя температура основания ребер головки, К; –температура воздуха в межреберном пространстве головки, К. По статистическим данным, средняя температура составляет у основания ребер: из алюминиевых сплавов =403...423, =423...473 К; из чугуна =403...453, =433...5О3 К. Коэффициент теплоотдачи [Вт/(м2–К)] можно определить по эмпирической зависимости, предложенной Стантоном: , где – среднее арифметическое температур ребра и обдувающего воздуха, К; – скорость воздуха в межреберном пространстве, м/с. Среднюю скорость воздуха в межреберном пространстве цилиндра и его головки принимают 20...50 м/с при диаметре цилиндра D = 75...125 мм и 50...60 м/с при D= 125... 150 мм. В автомобильных и тракторных двигателях высоту ребер цилиндра по окружности выполняют неодинаковой: меньшая – в направлении продольной и большая – в направлении поперечной оси двигателя, что позволяет уменьшить его длину и массу. Средние размеры ребер для автотракторных двигателей (рис. 4.2) составляют: высота h чугунного ребра 30...50 мм; алюминиевого – 35...70; расстояние l между чугунными ребрами 2,5..3, между алюминиевыми – 3...4; толщина чугунных ребер 2...4, алюминиевых – 1,5...2,5 мм. Расстояние между цилиндрами двигателя L находят из выражения: , где – зазор между вершинами ребер; – номинальная толщина стенки цилиндра. Суммарные потери давления в тракте: где – сопротивление оребренных головок и цилиндров; – сопротивление направляющей части воздушного тракта; – потери от скорости воздуха, выходящего из межреберных каналов.
Рисунок 4.2. Расчетная схема оребрения двигателей воздушного охлаждения.
Ориентировочно потеря полного давления в воздушном тракте разных дизелей составляет750...1500 Па при диаметрах цилиндра меньше 100 мм и 1500...2500 Па при D= 100...150 мм. Вентиляторы двигателей c воздушным охлаждением по конструкции значительно отличаются от вентиляторов при жидкостном охлаждении. Основные различия: удельный расход охлаждающего воздуха при воздушном охлаждении в 1,5...2,5 раза меньше, а необходимый напор в 2...3 раза больше. В двигателях с воздушным охлаждением применяют в основном осевые вентиляторы с направляющими или спрямляющими аппаратами, а в некоторых случаях – центробежные вентиляторы. Исходные данные для расчета вентилятора: массовая подача вентилятора GB (кг/с), сопротивление тракта H (Па), частота вращения колеса n в (с). Объемная подача вентилятора: где – плотность воздуха на входе в вентилятор, кг/м3; – объемный КПД вентилятора, зависящий от зазора между вершиной лопасти и кожухом и равный 0,95; – объемный КПД тракта, характеризуемый утечками воздуха в тракте (=0,9...0,95). Полное давление (Па), развиваемое вентилятором: , где – коэффициент реакции, равный 0,75...0,8. Мощность, потребляемая вентилятором: , где – общий КПД вентилятора, равный ; – гидравлический КПД вентилятора; –механический КПД вентилятора.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1462; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |