Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эластичность спроса при монополии. Монопольная власть

А б

Рис. 8.14. Минимизация убытков, когда цена:

а - больше средних переменных издержек;

6 - меньше средних переменных издержек

 

Если бы фирма работала, ее убытки были бы равны (AC0 – P0)Q0.. Таким образом, в краткосрочном периоде монополист, так же, как и фирма - совершенный конкурент, может нести убытки, поскольку он надеется на получение прибыли в будущем.

Долгосрочный период. В долгосрочном периоде оптимальный объем про­изводства достигается при равенстве долгосроч­ных предельных издержек и долгосрочного предельного дохода (при условии, что монополист со­бирается что-либо производить). Долгосрочная равновесная цена будет определяться долгосрочной кривой спроса. Так завершается первый этап выбора оптимального объема производства монополистом.

На втором этапе фирма-монополист также решает вопрос, а сто­ит ли производить вообще? В условиях долгосрочного равновесия фирма-монополист должна функционировать хотя бы безубыточно, т. е. цена на ее продукцию должна быть не меньше долгосрочных сред­них издержек (рис. 8.15). Экономическая прибыль здесь равна пло­щади заштрихованного прямоугольника О - LACo) * Q0. В против­ном случае монополисту следует уйти с рынка. Ситуации минимиза­ции убытков здесь быть не может.


 

Рис. 8.15. Получение экономической прибыли монополистом в долгосрочном периоде

 

Как же определяется долгосрочное равновесие фирмы-монополиста? Для естественной монополии графики краткосрочного и долго­срочного равновесия совпадают, меняется только интерпретация кри­вых. В случае открытой монополии, когда высокая цена «товара-пи­онepa» привлекает конкурентов, рынок превращается в олигополию.

В случае же закрытой моно­полии (наличие патентов и лицензий) происходит следующее: когда законы изменяются или отменяются вообще, монополист вкладывает большие деньги в собственных юристов и лоббистов, которые бы защищали зак­рытую монополию. Это ведет к повышению издержек, т. е. кривая долгосрочных средних издержек сдвинется вверх (рис. 8.16). В то же время высо­кие экономические прибыли заставляют потенциальных конкурентов производить товары-заменители, и когда они выйдут с ними на рынок, спрос на продукцию моно­полиста уменьшится. Этот двоякий процесс (рост дол­госрочных средних издер­жек и уменьшение спроса) приведет к тому, что фирма­ монополист достигнет поло­жения долгосрочного равновесия, и ее экономическая прибыль будет равна нулю. Кривая долгосрочных средних издержек (LAС) будет касательной к кривой спроса (D L) (рис. 8.16).


 

Рис. 8.16. Установление долгосрочного равновесия

 

Для фир­мы-монополиста отсутствует закономерная связь между рыночной ценой и количеством предлагаемого товара, т. е. в условиях монопо­лии нельзя построить кривую предложения.

 

 

(Вспомним, что эластичность спроса по цене - это мера чувствительности спроса к изменениям цены. Коэффициент эластичности спроса по цене показыва­ет, на сколько процентов изменился спрос при изменении цены на 1%. Причем, если кривая спроса эластична, т. е. коэффициент элас­тичности спроса по цене больше единицы, то снижение цены настоль­ко увеличивает объем спроса, что совокупный доход возрастает. Если спрос неэластичен, т. е. коэффициент эластичности спроса по цене меньше единицы, то снижение цены увеличивает объем спроса на столь малую величину, что совокупный доход уменьшается.) Вернемся (см. рис. 8.11) к взаимосвязи совокупного дохода и предельного дохода монополиста.(Мы отмечали, что когда предельный до­ход положителен, совокупный доход возрастает; когда предельный доход отрицателен, совокупный доход уменьшается; когда предель­ный доход равен нулю, совокупный доход достигает максимума. Те­перь можно сделать обратные выводы из того, что нам известно об эластичности спроса по цене) (рис. 8.17):


 

Рис.8.17. Эластичность спроса при монополии

 

· когда совокупный доход увеличивается, кривая спроса эластич­на (Ed > 1), т. е. предельный доход положителен;

· когда совокупный доход уменьшается, кривая спроса неэластич­на (Ed < 1), т. е. предельный доход отрицателен;

· в точке, где совокупный доход максимален, коэффициент элас­тичности спроса по цене равен единице (Ed = 1), т. е. предель­ный доход равен нулю.

Очевидно, что монополист выберет оптимальный объем произ­водства, максимизирующий прибыль, на эластичном участке кривой спроса (где совокупный доход увеличивается) и будет избегать не­эластичного отрезка кривой спроса. Тогда небольшое снижение цены приведет к существенному увеличению объема продаж и совокупные прибыли будут увеличиваться.

Правило максимизации прибыли (MR = МС), для удобства использования на практике, экономисты преобразовали в универсальное правило большого пальца», кото­рым пользуются при ценообразова­нии: превышение цены над предельными издержками как доля от цены равно величине, обратной эластич­ности спроса, взятой с отрица­тельным знаком:

P – MC / P = -1 / Ed

где Р - цена; М С - предельные издер­жки; Ed - коэффициент эластичности спроса по цене для фирмы, а не отрас­ли (для монополии - это не существенно, в отличие от других рыночных структур).

На основе правила «большого пальца» можно получить

 

Р=МС/(1 + 1/Ed) (8.17*)

Например, эластичность спроса по цене равна -4, предельные из­держки составляют 9 руб., тогда Р = 9/(1 - 1/4) = 12 руб.

В условиях совершенной конкуренции цена бы равнялась пре­дельным издержкам (9 руб.). Исходя из правила «большого пальца» можно сделать вывод о том, что если спрос очень эластичен, то коэф­фициент эластичности d) будет представлять большую отрицатель­ную величину, тогда 1/Ed будет очень маленькая величина, и цена практически не будет отклоняться от предельных издержек. Таким образом, если спрос очень эластичен, монополист может рассчитывать на небольшую прибыль.

Если фирма может на­значить цену выше, чем предельные издержки и тем самым получить дополнительную прибыль, то это означает, что данная фирма обладает монопольной властью; ее имеют монополис­ты, олигополисты и монополистические конкуренты. Способом из­мерения монопольной власти является величина, на которую цена, максимизирующая прибыль, превышает предельные издержки (как доля от цены). Этот способ определения монопольной власти (часть правила «большого пальца») был предложен в 1934 г. американским экономистом Абба Лернером и получил название показателя мо­нопольной власти Лернера, или коэффициент Лернера:

L = P – MC / P

Значение коэффициента Лернера находится в диапазоне от нуля до единицы, т. е. чем он выше, тем большей монопольной властью обладает фирма. Коэффициент Лернера можно выразить и через ко­эффициент эластичности спроса по цене, т. е.

 

L = - 1 / Ed

(При этом важно помнить, что большая монопольная власть не гарантирует высоких прибылей. У небольших продовольственных магазинов, работающих в ночное время, больше монопольной влас­ти, чем у супермаркетов, но прибыли у них меньше, так как объем реализации значительно ниже, а средние постоянные издержки выше, чем у универсамов.)

Каковы же источники монопольной власти?

К основным источникам монопольной власти относятся:

1. Количество фирм на рынке. Монопольная власть каждой фир­мы в отрасли снижается по мере того, как увеличивается количество фирм на рынке (при прочих равных условиях). Ведь чем больше кон­курентов, тем более эластичен будет спрос фирмы, т. е. при повыше­нии цены можно быстро потерять покупателей.

2. Взаимодействие между фирмами:

· в случае агрессивной ценовой конкуренции фирмы обладают минимальной монопольной властью. Спрос на их продукцию очень эластичен: любое повышение цены приведет к потере покупателей;

· в случае сговора, что во многих странах считается нарушением антимонопольного законодательства, эластичность спроса мо­жет быть невысокой, и тогда фирмы будут обладать большей монопольной властью.

Рассмотренная выше простая модель монополии может быть рас­ширена. Мы предполагали, что все единицы продукции монополист продает по одинаковым ценам. Но монополии могут назначать раз­личные цены для разных категорий покупателей, т. е. осуществлять ценовую дискриминацию. Например, в музеях устанавливается низ­кая стоимость входного билета для школьников, студентов и пенсио­неров (их спрос более эластичен, чем у остальных посетителей) и очень высокая - для иностранцев (их спрос совершенно неэласти­чен). Примером ценовой дискриминации может служить и установ­ление высокой цены на первые просмотры кинофильма с последую­щим ее снижением при поступлении картины в массовый прокат. Различные формы ценовой дискриминации часто используются фир­мами для увеличения прибыли.

Вывод:

В данной лекции мы выяснили, какими бывают рыночные структуры, что представляет собой совершенная конкуренция и ее противополож­ность - монополия и монопсония. Теперь мы знаем, как в условиях совершенной конкуренции и монополии определяется оптимальный объем производства, максимизирующий прибыль, и чем отличается деятель­ность этих фирм в краткосрочном и долгосрочном периодах. При этом мы рассмотрели такие категории, как валовой дoxoд фирмы, ее сред­ний и предельный доходы, а также сформулировали правило максими­зации прибыли для всех рыночных структур. Кроме того, мы выяснили, что представляет собой правило «большого пальца» при ценообразо­вании, что такое монопольная власть и как ее измерить, а также како­вы основные источники монопольной власти.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Определение монополистом объема производства, максимизирующего прибыль в краткосрочном и долгосрочном периодах | Методологія визначення вартості потенціалу підприємства
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 4202; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.