Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общественные объединения

Читайте также:
  1. Аддитивный и мультипликативный способы объединения единичных показателей качества в комплексный показатель. Отражение мат.модели КПК иерархической структуры системы показателей.
  2. Беспризорные – это несовершеннолетние, лишённые педагогического надзора и попечения и живущие в условиях, вредно действующих на их общественные проявления и здоровье.
  3. И агропромышленных объединениях
  4. И общественные движения.
  5. Инициализация объединения
  6. Коэффициент объединения по входу.
  7. Коэффициент объединения по выходу.
  8. Люблинская уния и образование Речи Посполитой. Условия объединения ВКЛ и Польши.
  9. Малые реки: кто, если не общественные организации?
  10. Методы объединения объектов
  11. Молодежные объединения радикальной и экстремистской направленности
  12. Начало объединения русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва и ее историческое значение.

Народная правотворческая инициатива

 

Народная правотворческая инициатива – это подготовка гражданами Российской Федерации текста закона или иного нормативного правового акта, сбор подписей граждан РФ в поддержку проекта и при наличии количества подписей, определенного законом, внесение проекта в полномочный орган публичной власти, что обязывает орган принять проект к рассмотрению, обсудить его, принять акт или отклонить его.

Из приведенного определения ясно, что народная правотворческая инициатива принципиально отличается от приводившейся выше российской общественной инициативы – там вносится предложение, может и развернутое, далее следует его обсуждение в Интернете, затем, при благоприятном варианте, какому-то органу исполнительной власти поручается подготовка проекта. При народной правотворческой инициативе проект уже есть, а подписи собираются «вживую» (как на выборах или в пользу проведения референдума).

Народная правотворческая инициатива на уровне Российской Федерации не введена.

В субъектах Российской Федерации кое-где она есть, например, г. Москва, Алтайский край.

Внимание!: Студентам поручается: найти законы и другие акты (нормы) субъектов Российской Федерации, посвященные данному вопросу, и сделать сообщение в ходе лекционного курса! Схема сообщения: субъект; акт (название, дата и другие реквизиты); основные положения. Продолжительность сообщения – 3 мин. Принцип: одно сообщение – один субъект, дополнения допускаются. Каждый выполнявший это задание представляет текст. Сделанное сообщение и даже просто представленный текст – плюс студенту на зачете!

Обращения, петиции граждан - сообщения и тексты студентов

 

Публичные слушания - сообщения и тексты студентов

 

Акты об опросах населения - сообщения и тексты студентов

 

Акты о наказах избирателей - сообщения и тексты студентов.

2.2. Законодательство об общественных институциях:

 

Федеральные законы «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. (с изменениями и дополнениями), «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. (с изменениями и дополнениями), «Об объединениях работодателей» от 27 ноября 2002 г. (с изменениями и дополнениями). «О политических партиях» от 11 июля 2001 г. (с изменениями и дополнениями).

 

Федеральный закон от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях», действует по настоящее время. В него многократно (15 раз) вносились изменения и дополнения, последняя редакция от 15 июля 2012 г. Однако в основном концепция Закона и его ключевые нормы либо не затронуты, либо изменения нельзя назвать принципиальными.



Статья 1 «Предмет регулирования настоящего Федерального закона» вообще не претерпела изменений и гласит: «Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений. Иностранные граждане и лица без гражданства имеют равные права с гражданами Российской Федерации в сфере отношений, регулируемых настоящим Федеральным законом, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации». Как можно видеть, Закон посвящается детализации конституционного права граждан на объединение (ст. 30 Конституции РФ). Одновременно Закон гарантирует равные права иностранцам в данной сфере с определенными условиями.

Что касается сферы действия Закона, надо обратить внимание на такие моменты:

- Он распространяется на все общественные объединения, созданные по инициативе граждан, за исключением религиозных организаций, а также коммерческих организаций и создаваемых ими некоммерческих союзов (ассоциаций). Как видим, Закон исходит из таких посылок: а) религиозные организации есть вид объединений граждан, но это не общественные объединения; б) коммерческие организации тоже есть вид объединений граждан, однако и это не есть общественные объединения; в) возможное выделение тех или иных общественных объединений в самостоятельный предмет регулирования не вырывает их из общественных объединений характеристики как общественных объединений (это касается в особенности политических партий, профессиональных союзов, детских и юношеских организаций и др.).

- В начальной редакции Закона содержалась часть 2 статьи 2: «Действие настоящего Федерального закона распространяется также на деятельность созданных на территории Российской Федерации структурных подразделений - организаций, отделений или филиалов и представительств - иностранных некоммерческих неправительственных объединений». Но она утратила силу 10 января 2006 г. Это означает, что указанные организации теперь рассматриваются как отдельный предмет регулирования.

- Федеральный закон 1995 г. исходить из того, что он является ключевым с точки зрения конституционного права на объединение. Отсюда важное значение имеет статья 3 Закона:

Статья 3. Содержание права граждан на объединение

Право граждан на объединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений.

Создание общественных объединений способствует реализации прав и законных интересов граждан.

Граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также право вступать в такие общественные объединения на условиях соблюдения норм их уставов.

Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.

Что касается соотношения с другими актами, в Законе имеется статья 4 «Законы об общественных объединениях». Она гласит:

«Содержание права граждан на объединение, основные государственные гарантии этого права, статус общественных объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и (или) ликвидации регулируются настоящим Федеральным законом, Гражданским кодексом Российской Федерации и другими законами об отдельных видах общественных объединений.

Особенности, связанные с созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией отдельных видов общественных объединений - профессиональных союзов, благотворительных и других видов общественных объединений, - могут регулироваться специальными законами, принимаемыми в соответствии с настоящим Федеральным законом. Деятельность указанных общественных объединений до принятия специальных законов, а также деятельность общественных объединений, не урегулированная специальными законами, регулируются настоящим Федеральным законом» (в ред. ФЗ от 19.07.1998 № 112-ФЗ, от 12.03.2002).

 

Характеризуя обзорно эволюцию регулирования в данном Законе, отметим следующее:

 

1) Организационно-правовые формы общественных объединений. Статья 7 «Организационно-правовые формы общественных объединений» в действующей редакции предусматривает:

Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:

общественная организация;

общественное движение;

общественный фонд;

общественное учреждение;

орган общественной самодеятельности;

политическая партия.

(абзац введен Федеральным законом от 12.03.2002 N 26-ФЗ)

Часть вторая исключена. - Федеральный закон от 12.03.2002 N 26-ФЗ.

До 1998 года право участвовать в политической жизни, включая право выдвигать кандидатов и списки кандидатов в депутаты могли иметь любые общественные объединения. Конечно, это вызвало большие проблемы. Чтобы ограничить круг участников избирательных кампаний, вводится понятие «политическое общественное объединение». Оно включается в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и в Федеральный закон «Об общественных объединениях».

В данном Законе это часть 2 ст. 7: «Организационно-правовыми формами политических общественных объединений являются общественная организация (для политической организации, в том числе политической партии) и общественное движение (для политического движения)» (часть вторая введена ФЗ от 19.07.1998).

Тогда же, 19 июля 1998 г. в Федеральный закон «Об общественных объединениях» включают статью 12.1 «Политические общественные объединения»:

Политическим общественным объединением является общественное объединение, в уставе которого в числе основных целей должны быть закреплены участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в организации и деятельности указанных органов.

Политическим общественным объединением не может быть признано:

объединение, зарегистрированное в соответствии с законодательством Российской Федерации в качестве профессионального союза, религиозной, благотворительной организации, национально - культурной автономии, а также в качестве общественного фонда, общественного учреждения, органа общественной самодеятельности;

объединение, устав которого допускает членство в нем или принадлежность к нему в иной форме иностранных граждан, иностранных или международных организаций;

объединение, устав которого предусматривает членство в нем или принадлежность к нему граждан только по профессиональному, национальному, этническому, расовому или конфессиональному признаку (признакам);

объединение, устав которого предусматривает членство в нем или принадлежность к нему лиц, не имеющих права быть членами политических общественных объединений или принадлежать к данным объединениям;

объединение, преследующее цели извлечения прибыли посредством осуществления предпринимательской деятельности и распределения полученной прибыли (имущества, собственности) между своими членами и (или) учредителями;

объединение, созданное для реализации любительских и иных неполитических интересов;

объединение, неполитический характер которого специально оговорен в федеральном законе.

Судьба категории «политическое общественное объединение» такова: для уменьшения круга участников выборов она ничего не дала, организации добавляли слово «политическая» в свое наименование и обозначали в уставе, что одна из их целей – участие в выборах. В результате к очередным выборам в Государственную Думу в 1999 году было 134 политических общественных объединений. Поэтому в Федеральном законе «О политических партиях» 2001 года записали, что только политические партии могут участвовать в выборах органов государственной власти путем выдвижения списков и кандидатов. Соответственно категория «политические общественные объединения» была исключена из законодательства, в том числе из Федерального закона «Об общественных объединениях» 12 марта 2002 г.

Включение в Федеральный закон 1995 года норм, касающихся политических партий, тоже вызывает вопросы, и особенно главный: почему в статье 7 наряду с указанием такой организационно-правовой формы общественных объединений, как общественная организация, также отдельно названы и политическая партия. Ведь партия – это вид общественной организации, об этом четко сказано в ФЗ «О политических партиях». Причину можно видеть лишь в том, что помимо Закона о самих политических партиях их особое место хотели обозначить и в круге общественных объединений. Более того, при изменениях Федерального закона об общественных объединениях 12 марта 2002 г. в Закон 1995 года включили статью 12.2 «Политические партии». Она гласит: «Порядок создания, деятельности, реорганизации и (или) ликвидации политических партий регулируется специальным федеральным законом».

 

2) Борьба с экстремизмом. Начиная с 2002 года, в российском законодательстве отражаются задачи, связанные с борьбой с экстремизмом. Это относится и к Закону «Об общественных объединениях». В ст. 16 «Ограничения на создание и деятельность общественных объединений» изначально говорилось: «Запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни». Это текстуально соответствует части 5 статьи 13 Конституции РФ. Теперь же, в ред. от 25 июля 2002 г., говорится: «Запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности» (напомним, что как раз 25 июля 2002 г. принимается Федеральный закон о противодействии экстремистской деятельности).

 

3) Требования к учредителям, членам и участникам. В 2006 году (новеллы от 10 января 2006 г.) в ст. 19 Закона корректируются требования, предъявляемые к учредителям, членам и участникам общественных объединений. Остается неизменным общее условие: «Учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть граждане, достигшие 18 лет, и юридические лица - общественные объединения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, а также законами об отдельных видах общественных объединений».

Как и ранее, Закон гласит, что иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся в Российской Федерации, могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений, за исключением случаев, установленных международными договорами Российской Федерации или федеральными законами. К этому добавлено, что иностранные граждане и лица без гражданства могут быть избраны почетными членами (почетными участниками) общественного объединения без приобретения прав и обязанностей в данном объединении.

В новеллах 2006 года четко указывается, кто не может быть учредителем, членом, участником общественного объединения:

- иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации;

- лицо, включенное в перечень в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

- общественное объединение, деятельность которого приостановлена в соответствии с требованиями Федерального закона от 25 июля 2002 г. «О противодействии экстремистской деятельности»;

- лицо, в отношении которого вступившим в законную силу решением суда установлено, что в его действиях содержатся признаки экстремистской деятельности;

- лицо, содержащееся в местах лишения свободы по приговору суда.

В Законе остались неизменными правила о том, что членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть граждане, достигшие 14 лет, а детских общественных объединений - достигшие 8 лет.

 

4) Требования, касающиеся государственной регистрации. Как уже указывалось выше, Закон позволяет общественным объединениям существовать без государственной регистрации или проходить через государственную регистрацию. Без регистрации чаще всего действуют общественные объединения, которые не занимаются хозяйственной деятельностью и не нуждаются в открытии счетов – например, такие органы общественной самодеятельности, как родительские комитеты в школах. Но если общественное объединение намерено заниматься указанной деятельностью, иметь счета, учредить СМИ и тем более на местном уровне участвовать в выборах посредством выдвижения кандидатов, - оно должно зарегистрироваться. Для рада видов общественных объединений выбора нет – они обязаны пройти государственную регистрацию – например, политические партии, профсоюзы.

Правила о государственной регистрации включены в статью 21 Федерального закона «Об общественных объединениях», она действует в целом в редакции от 10 января 2006 г., однако отдельные положения этой статьи изменялись и в дальнейшем. Говоря сжато, основные предписания состоят в следующем:

- предлагается исходить из того, что для приобретения прав юридического лица общественное объединение подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного настоящим Федеральным законом порядка государственной регистрации общественных объединений;

- решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) общественного объединения принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации общественных объединений, или его территориальным органом. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации общественных объединений осуществляет тот федеральный орган исполнительной власти, которому это поручено, или его территориальной подразделение. Решение о государственной регистрации международного или общероссийского общественного объединения принимается федеральным органом государственной регистрации. Решение о государственной регистрации межрегионального общественного объединения принимается территориальным органом по месту нахождения постоянно действующего руководящего органа общественного объединения. Решение о государственной регистрации регионального или местного общественного объединения принимается территориальным органом федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте РФ.

- Для государственной регистрации общественного объединения подаются документы, перечень которых традиционен - заявление, устав общественного объединения в трех экземплярах, выписка из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания, содержащая сведения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих органов и контрольно-ревизионного органа и т.д. Из новшеств отметим, что 20 июля 2012 г. в перечень документов добавлено (п. 9) «заявление о включении общественного объединения в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»…реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, - для общественных объединений, являющихся юридическими лицами, получающих денежные средства и иное имущество от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», и участвующих в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации».

 

5) Требования, касающиеся символики общественных объединений. В Законе первоначально была краткая статья 24 о символике общественных объединений. Но в редакции от 19 мая 2010 г., установленной Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления контроля за использованием государственной символики, незаконным ношением форменной одежды», статья 24 стала довольно обширной:

Статья 24. Символика общественных объединений

Общественные объединения вправе иметь символику: эмблемы, гербы, иные геральдические знаки, флаги, а также гимны.

Символика общественных объединений не должна совпадать с государственной символикой Российской Федерации, государственной символикой субъектов Российской Федерации, символикой муниципальных образований, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, символикой иностранных государств, а также с символикой международных организаций.

В качестве символики общественных объединений не могут быть использованы эмблемы и иные символы ранее зарегистрированных в Российской Федерации общественных объединений, эмблемы и иные символы организаций, деятельность которых на территории Российской Федерации запрещена.

Символика общественных объединений не должна порочить Государственный флаг Российской Федерации, Государственный герб Российской Федерации, Государственный гимн Российской Федерации, флаги, гербы и гимны субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных государств, религиозные символы, а также оскорблять расовые, национальные или религиозные чувства.

Символика общественных объединений подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (см.: Административный регламент предоставления Министерством юстиции РФ государственной услуги по государственной регистрации эмблем некоммерческих организаций и символики общественных объединений. Приложение к Приказу Министерства юстиции РФ от 1 февраля 2012 г. № 10 – С.А.).

Общественные объединения могут учреждать награды (почетные звания, медали и знаки отличия) и иные виды поощрения за личные и коллективные заслуги. Награды общественных объединений не должны иметь аналогичные, схожие названия или внешнее сходство с государственными наградами Российской Федерации, наградами и ведомственными знаками отличия органов государственной власти и наградами органов местного самоуправления.

Соответственно 19 мая 2010 г. получила новую редакцию статья 28 «Права и обязанности общественного объединения при использовании своего названия»:

Официальное название общественного объединения должно содержать указание на его организационно-правовую форму, территориальную сферу и характер его деятельности.

В названии общественного объединения не допускается использование наименований органов государственной власти, органов местного самоуправления, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, или наименований, сходных с указанными наименованиями до степени смешения, а также наименований существующих в Российской Федерации политических партий без их согласия или политических партий, прекративших свою деятельность вследствие ликвидации в связи с нарушением пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" (далее - Федеральный закон "О политических партиях"). В названиях общественных объединений, за исключением наименований политических партий, не могут содержаться слова "политическая", "партия" и образованные на их основе слова и словосочетания.

Общественное объединение, за исключением политической партии, имеет право использовать в своем названии имя гражданина. Общественное объединение использует имя гражданина только с его письменного согласия или с письменного согласия его законных представителей.

 

6) Требования, касающиеся обязанностей общественного объединения. В основном такие требования (ст. 29 Закона) имеют постоянный характер, претерпевая со временем редакционные изменения. Общественное объединение обязано: соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц и т.д.

Однако есть и обновленные правила: полагается информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (в ред. ФЗ от 20.07.2012).

В 2002 г. и 2006 г. в Законе появляется дополнение о том, что однократное непредставление общественным объединением в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц. Кроме того, в 2006 г. появилась норма: Неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.

Дополнением от 20 декабря 2012 г. в ст. 29 включена ч. 6: предусмотрено, что общественное объединение, намеревающееся после государственной регистрации получать денежные средства и иное имущество от иностранных источников, и участвовать в политической деятельности, обязано до начала участия в указанной политической деятельности подать в регистрирующий орган заявление о включении его в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Такое общественное объединение ежеквартально представляет в федеральный орган государственной регистрации сведения, о которых шла речь выше.

 

7) Новеллы относительно надзора и контроля за деятельностью общественных объединений. Этому посвящена ст. 38 Закона, она действует в ред. от 10 января 2006 г. (с изменениями и дополнениями от 20 июля 2012 г.).

Предусмотрено, что надзор за соблюдением законов общественными объединениями осуществляет прокуратура Российской Федерации.

Орган, принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений, осуществляет контроль за соответствием их деятельности уставным целям. При осуществлении данного контроля указанный орган вправе:

1) запрашивать у руководящих органов общественных объединений их распорядительные документы;

2) направлять своих представителей для участия в проводимых общественными объединениями мероприятиях;

3) не чаще одного раза в год проводить проверки соответствия деятельности общественных объединений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, их уставным целям в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции;

4) запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности общественных объединений у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций;

5) в случае выявления нарушения общественными объединениями Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть вынесено руководящим органам данных объединений письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения и срока устранения указанного нарушения, который составляет не менее одного месяца. Предупреждение, вынесенное органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть обжаловано общественными объединениями в вышестоящий орган или в суд.

Федеральные органы государственного финансового контроля, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, устанавливают соответствие расходования общественными объединениями денежных средств и использования иного имущества уставным целям и сообщают о результатах в орган, принявший решение о государственной регистрации соответствующего общественного объединения (в ред. ФЗ 20.07.2012).

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, анализирует информацию об операциях общественных объединений, полученную им на основании ФЗ от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", и при наличии оснований, свидетельствующих о неполноте и (или) недостоверности указанной информации либо о том, что общественное объединение не исполняет или не в полной мере исполняет требования законодательства Российской Федерации, сообщает об этом органу, принявшему решение о государственной регистрации данного общественного объединения, по запросу указанного органа или по собственной инициативе (эта часть введена ФЗ от 20.07.2012).

 

8) Изменения, касающиеся ответственности общественных объединений. Мерами ответственности, установленными изначально в Законе, были:

по инициативе прокурора: представление прокурора в руководящие органы данных объединений об установленных нарушениях законодательства и устава в их деятельности с установлением срока для их устранения; если в установленный срок эти нарушения не устраняются, деятельность общественных объединений приостанавливается на срок до шести месяцев решением соответствующего (по уровню) суда по представлению прокурора;

по инициативе органа, регистрирующего общественные объединения: сначала два письменных предупреждения, в адрес руководящего органа общественного объединения; если эти предупреждения не были обжалованы в суд в установленном законом порядке или не признаны судом не основанными на законе, орган вправе подать заявление в суд о приостановлении деятельности общественного объединения (на какой срок – в Законе не сказано).

Названные меры хотя и сохранены, но существенно скорректированы в ред. Закона от 25 июля 2002 г., с изменениями и дополнениями от 29.06.2004, от 10.01.2006 гг. Согласно действующей редакции статьи 42:

«В случае нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и совершения действий, противоречащих уставным целям, федеральный орган государственной регистрации или его соответствующий территориальный орган либо Генеральный прокурор Российской Федерации или подчиненный ему соответствующий прокурор вносит в руководящий орган данного объединения представление об указанных нарушениях и устанавливает срок их устранения.

В случае, если в установленный срок эти нарушения не устраняются, орган или должностное лицо, внесшие соответствующее представление, вправе своим решением приостановить деятельность общественного объединения на срок до шести месяцев.

Таким образом, ранее органы возбуждали перед судом вопрос о приостановлении, теперь они сами вправе приостановить деятельность общественного объединения.

Решение о приостановлении деятельности общественного объединения до рассмотрения судом заявления о его ликвидации либо запрете его деятельности может быть обжаловано в суд.

Деятельность общественного объединения может быть также приостановлена в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О противодействии экстремистской деятельности"

Статья 10 «Приостановление деятельности общественного или религиозного объединения» указанного Закона позволяет тем же субъектам – прокурору или регистрирующему органу с момента их обращения в суд с заявлением о ликвидации своим решением приостановить деятельность общественного или религиозного объединения до рассмотрения судом указанного заявления. Таким образом, по данному Закону условие приостановления – одновременное обращение в суд с заявлением о приостановлении.

Порядок приостановления деятельности общественных объединений в случае введения чрезвычайного положения на территории Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом».

Таким образом, как видим, теперь право внести представление обозначено как за прокурором, так и регистрирующим органом. По Закону об общественных объединениях им не надо обращаться в суд для приостановления деятельности общественного объединения – они это делают своим решением; по Закону о противодействии экстремистской деятельности приостановление применяется в случае обращения в суд.

Если приостановление не помогло, по Закону 1995 г. возможно применение ст. 44 «Ликвидация общественного объединения и запрет на его деятельность в случаях нарушения им законодательства Российской Федерации».

По указанной статье основаниями ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются:

нарушение общественным объединением прав и свобод человека и гражданина;

неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям;

неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения (абзац введен ФЗ от 10.01.2006 г.).

Заявление в суд о ликвидации международного или общероссийского общественного объединения вносится Генеральным прокурором Российской Федерации или федеральным органом государственной регистрации. Заявление в суд о ликвидации межрегионального, регионального или местного общественного объединения вносится прокурором соответствующего субъекта РФ или соответствующим территориальным органом государственной регистрации.

Ликвидация общественного объединения по решению суда означает запрет на его деятельность независимо от факта его государственной регистрации.

 

Федеральный закон от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях»

В нашем обзоре надо кратко затронуть названный Закон, претерпевший за годы своего существования огромное число изменений и дополнений – только Законов с ними появилось 44, акт действует в последней редакции от 30 декабря 2012 г. Некоторыми своими положениями Закон относится к конституционному праву и является его источником.

Причины надо видеть в двух положениях: а) суть некоммерческой организации, ее цели; б) круг некоммерческих организаций, в него включены некоторые организации, традиционно считающиеся субъектами конституционного права – общественные организации, религиозные организации, общины малочисленных народов. В этом плане соотношение Закона о некоммерческих организациях и Законов об названных субъектах конституционного права можно считать соотношением общего и особенного.

Ст. 2 «Некоммерческая организация» определяет:

«1. Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

2. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

2.1. Социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 настоящего Федерального закона (п. 2.1 введен ФЗ от 05.04.2010).

3. Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами (в ред. ФЗ от 01.12.2007, от 03.06.2009).

4. Под иностранной некоммерческой неправительственной организацией в настоящем Федеральном законе понимается организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками, созданная за пределами территории Российской Федерации в соответствии с законодательством иностранного государства, учредителями (участниками) которой не являются государственные органы (п. 4 введен ФЗ от 10.01.2006)

5. Иностранная некоммерческая неправительственная организация осуществляет свою деятельность на территории Российской Федерации через свои структурные подразделения - отделения, филиалы и представительства.

Структурное подразделение - отделение иностранной некоммерческой неправительственной организации признается формой некоммерческой организации и подлежит государственной регистрации в порядке, предусмотренном статьей 13.1 настоящего Федерального закона.

Структурные подразделения - филиалы и представительства иностранных некоммерческих неправительственных организаций приобретают правоспособность на территории Российской Федерации со дня внесения в реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций сведений о соответствующем структурном подразделении в порядке, предусмотренном статьей 13.2 настоящего Федерального закона (п. 5 введен ФЗ от 10.01.2006).

6. Под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, в настоящем Федеральном законе понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ) (далее - иностранные источники), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.

Некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она участвует (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях.

К политической деятельности не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества (п. 6 введен ФЗ от 20.07.2012)».

 

В Законе содержит регулирование по следующим формам некоммерческих организаций (глава II «Формы некоммерческих организаций»):

1. Общественные и религиозные организации (объединения) – ст. 6

2. Общины коренных малочисленных народов Российской Федерации – ст. 6.1 (введена ФЗ от 01.12.2007)

3. Казачьи общества – ст. 6.2 (введена ФЗ от 03.06.2009)

4. Фонды – ст. 7

5. Государственная корпорация – ст. 7.1 (введена ФЗ от 08.07.1999)

6. Государственная компания – ст. 7.2 (введена ФЗ от 17.07.2009)

7. Некоммерческие партнерства – ст. 8

8. Частные учреждения – ст. 9

9. Государственные, муниципальные учреждения – ст. 9.1 (введена ФЗ от 08.05.2010)

10. Бюджетное учреждение – ст. 9.2 (введена ФЗ от 08.05.2010)

11. Автономная некоммерческая организация – ст. 10

12. Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) – ст. 11

 

Ниже приводятся статьи Закона, посвященные тем некоммерческим организациям, которые аналогичны или сходны с теми, которые названы в ФЗ «Об общественных объединениях»

 

Статья 6. Общественные и религиозные организации (объединения)

1. Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.

Общественные и религиозные организации (объединения) вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых они созданы.

2. Участники (члены) общественных и религиозных организаций (объединений) не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе на членские взносы. Участники (члены) общественных и религиозных организаций (объединений) не отвечают по обязательствам указанных организаций (объединений), а указанные организации (объединения) не отвечают по обязательствам своих членов.

3. Особенности правового положения общественных организаций (объединений) определяются иными федеральными законами (в ред. ФЗ от 26.11.1998)

4. Особенности правового положения, создания, реорганизации и ликвидации религиозных организаций, управления религиозными организациями определяются федеральным законом о религиозных объединениях (п. 4 в ред. ФЗ от 26.11.1998)

 

Статья 6.1. Общины коренных малочисленных народов Российской Федерации (введена ФЗ от 01.12.2007)

1. Общинами коренных малочисленных народов Российской Федерации (далее - община малочисленных народов) признаются формы самоорганизации лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации и объединяемых по кровнородственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому принципам, в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры.

2. Община малочисленных народов вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых она создана.

3. Члены общины малочисленных народов имеют право на получение части ее имущества или компенсации стоимости такой части при выходе из общины малочисленных народов либо при ее ликвидации.

Порядок определения части имущества общины малочисленных народов или компенсации стоимости этой части устанавливается законодательством Российской Федерации об общинах малочисленных народов.

4. Особенности правового положения общин малочисленных народов, их создания, реорганизации и ликвидации, управления общинами малочисленных народов определяются законодательством Российской Федерации об общинах малочисленных народов.

 

Статья 6.2. Казачьи общества (введена ФЗ от 03.06.2009)

1. Казачьими обществами признаются формы самоорганизации граждан Российской Федерации, объединившихся на основе общности интересов в целях возрождения российского казачества, защиты его прав, сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества. Казачьи общества создаются в виде хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ, члены которых в установленном порядке принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы. Казачьи общества подлежат внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.

2. Казачье общество вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано.

3. Имущество, переданное казачьему обществу его членами, а также имущество, приобретенное за счет доходов от его деятельности, является собственностью казачьего общества. Члены казачьего общества не отвечают по его обязательствам, а казачье общество не отвечает по обязательствам своих членов.

4. Особенности правового положения казачьих обществ, их создания, реорганизации и ликвидации, управления казачьими обществами определяются законодательством Российской Федерации.

 

Статья 7. Фонды

1. Для целей настоящего Федерального закона фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.

2. Фонд использует имущество для целей, определенных уставом фонда. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей этим целям и необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых фонд создан. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.

Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.

3. Попечительский совет фонда является органом фонда и осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства.

Попечительский совет фонда осуществляет свою деятельность на общественных началах.

Порядок формирования и деятельности попечительского совета фонда определяется уставом фонда, утвержденным его учредителями.

4. Особенности создания и деятельности фондов отдельных видов могут устанавливаться федеральными законами о таких фондах (п. 4 введен ФЗ от 13.05.2008)

 

Статья 8. Некоммерческие партнерства

1. Некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных пунктом 2 статьи 2 настоящего Федерального закона.

Имущество, переданное некоммерческому партнерству его членами, является собственностью партнерства. Члены некоммерческого партнерства не отвечают по его обязательствам, а некоммерческое партнерство не отвечает по обязательствам своих членов, если иное не установлено федеральным законом (в ред. ФЗ от 22.07.2008).

2. Некоммерческое партнерство вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано, за исключением случаев, если некоммерческим партнерством приобретен статус саморегулируемой организации (в ред. ФЗ от 22.07.2008).

3. Члены некоммерческого партнерства вправе:

участвовать в управлении делами некоммерческого партнерства;

получать информацию о деятельности некоммерческого партнерства в установленном учредительными документами порядке;

по своему усмотрению выходить из некоммерческого партнерства;

если иное не установлено федеральным законом или учредительными документами некоммерческого партнерства, получать при выходе из некоммерческого партнерства часть его имущества или стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность, за исключением членских взносов, в порядке, предусмотренном учредительными документами некоммерческого партнерства;

получать в случае ликвидации некоммерческого партнерства часть его имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, либо стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность, если иное не предусмотрено федеральным законом или учредительными документами некоммерческого партнерства.

4. Член некоммерческого партнерства может быть исключен из него по решению остающихся членов в случаях и в порядке, которые предусмотрены учредительными документами некоммерческого партнерства, за исключением случаев, если некоммерческим партнерством приобретен статус саморегулируемой организации (в ред. ФЗ от 22.07.2008)

Член некоммерческого партнерства, исключенный из него, имеет право на получение части имущества некоммерческого партнерства или стоимости этого имущества в соответствии с абзацем пятым пункта 3 настоящей статьи, за исключением случаев, если некоммерческим партнерством приобретен статус саморегулируемой организации (в ред. ФЗ от 22.07.2008)

5. Члены некоммерческого партнерства могут иметь и другие права, предусмотренные его учредительными документами и не противоречащие законодательству.

 

Статья 9. Частные учреждения (в ред. ФЗ от 03.11.2006)

1. Частным учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

2. Имущество частного учреждения находится у него на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (в ред. ФЗ от 08.05.2010).

3. Порядок финансового обеспечения деятельности частного учреждения и права частного учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное частным учреждением, определяются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

 

Статья 10. Автономная некоммерческая организация

1. Автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, созданная в целях предоставления услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных сферах. Автономная некоммерческая организация может быть создана в результате ее учреждения гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов. В случаях, предусмотренных федеральными законами, автономная некоммерческая организация может быть создана путем преобразования юридического лица другой организационно-правовой формы (в ред. ФЗ от 18.07.2011).

Имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями (учредителем), является собственностью автономной некоммерческой организации. Учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют прав на имущество, переданное ими в собственность этой организации. Учредители не отвечают по обязательствам созданной ими автономной некоммерческой организации, а она не отвечает по обязательствам своих учредителей.

2. Автономная некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых создана указанная организация.

3. Надзор за деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, предусмотренном ее учредительными документами.

4. Учредители автономной некоммерческой организации могут пользоваться ее услугами только на равных условиях с другими лицами.

5. В случае, если учредителем автономной некоммерческой организации является Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, порядок участия их представителей в органах управления автономной некоммерческой организации устанавливается Правительством Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (п. 5 введен ФЗ от 18.07.2011)

 

Статья 11. Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)

1. Коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями.

Если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) преобразуется в хозяйственное общество или товарищество в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, либо может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать в таком обществе.

2. Некоммерческие организации могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы) некоммерческих организаций.

Ассоциация (союз) некоммерческих организаций является некоммерческой организацией.

3. Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица.

4. Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов. Члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по обязательствам этой ассоциации (союза) в размере и в порядке, предусмотренных ее учредительными документами.

5. Наименование ассоциации (союза) должно содержать указание на основной предмет деятельности членов этой ассоциации (союза) с включением слов "ассоциация" или "союз".

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Общественные объединения

Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 682; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:

  1. Аддитивный и мультипликативный способы объединения единичных показателей качества в комплексный показатель. Отражение мат.модели КПК иерархической структуры системы показателей.
  2. Беспризорные – это несовершеннолетние, лишённые педагогического надзора и попечения и живущие в условиях, вредно действующих на их общественные проявления и здоровье.
  3. И агропромышленных объединениях
  4. И общественные движения.
  5. Инициализация объединения
  6. Коэффициент объединения по входу.
  7. Коэффициент объединения по выходу.
  8. Люблинская уния и образование Речи Посполитой. Условия объединения ВКЛ и Польши.
  9. Малые реки: кто, если не общественные организации?
  10. Методы объединения объектов
  11. Молодежные объединения радикальной и экстремистской направленности
  12. Начало объединения русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва и ее историческое значение.




studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.198.143.210
Генерация страницы за: 0.055 сек.