Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Объединения работодателей

Федеральный закон от 27 ноября 2002 г. № 156-ФЗ «Об объединениях работодателей» (в ред. ФЗ от 05.12.2005, от 01.12.2007).

 

Статья 2. Право работодателей на объединение

1. Работодатели имеют право без предварительного разрешения органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов на добровольной основе создавать объединения работодателей в целях представительства законных интересов и защиты прав своих членов в сфере социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений с профессиональными союзами и их объединениями, органами государственной власти, органами местного самоуправления.

2. Государство содействует реализации права работодателей на объединение в целях развития социального партнерства, обеспечения участия работодателей в установленном порядке в формировании и проведении согласованной политики в сфере социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений.

Статья 3. Понятие объединения работодателей и правовое положение объединений работодателей

1. Объединение работодателей - форма некоммерческой организации, основанная на членстве работодателей (юридических и (или) физических лиц).

2. Правовое положение объединений работодателей определяется Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Вопрос: если объединение работников наемного труда основывается на статье 30 Конституции РФ, называется профессиональным союзом, считается общественным объединением из разряда общественных организаций, то почему объединение работодателей считается некоммерческой организацией и нет ли оснований для того, чтобы его тоже считать общественным объединением и даже общественной организацией?

Статья 4. Виды объединений работодателей

1. Объединения работодателей могут создаваться по территориальному (региональному, межрегиональному), отраслевому, межотраслевому, территориально-отраслевому признакам.

2. Общероссийское объединение работодателей - объединение, созданное на добровольной основе общероссийскими отраслевыми (межотраслевыми), региональными (межрегиональными) объединениями работодателей и осуществляющее свою деятельность на территориях более половины субъектов Российской Федерации.

Уставами общероссийских объединений работодателей может предусматриваться членство в них также работодателей.

3. Общероссийское отраслевое (межотраслевое) объединение работодателей - объединение, созданное на добровольной основе работодателями отрасли (отраслей) или вида (видов) деятельности, которые в совокупности осуществляют свою деятельность на территориях более половины субъектов Российской Федерации и (или) с которыми состоит в трудовых отношениях не менее половины работников отрасли (отраслей) или вида (видов) деятельности.

4. Межрегиональное (отраслевое, межотраслевое) объединение работодателей - объединение, созданное на добровольной основе работодателями и (или) их региональными, территориальными объединениями и осуществляющее свою деятельность на территориях не менее двух субъектов Российской Федерации.

5. Региональное объединение работодателей - объединение, созданное на добровольной основе работодателями и (или) их региональными отраслевыми, территориальными объединениями и осуществляющее свою деятельность на территории одного субъекта Российской Федерации.

6. Региональное отраслевое объединение работодателей - объединение, созданное на добровольной основе работодателями отрасли (вида деятельности) и осуществляющее свою деятельность на территории одного субъекта Российской Федерации.

7. Территориальное объединение работодателей - объединение, созданное на добровольной основе работодателями и (или) их территориальными отраслевыми объединениями и осуществляющее свою деятельность на территории одного муниципального образования.

8. Территориальное отраслевое объединение работодателей - объединение, созданное на добровольной основе работодателями отрасли (вида деятельности) и осуществляющее свою деятельность на территории одного муниципального образования.

Статья 10. Создание объединения работодателей

1. Объединение работодателей создается на основании решения его учредителей.

Учредителями объединения работодателей могут быть не менее двух работодателей или двух объединений работодателей.

2. Правоспособность объединения работодателей в качестве юридического лица возникает с момента его государственной регистрации в соответствии с федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.

Статья 13. Права объединения работодателей

1. Объединение работодателей имеет право:

1) формировать согласованную позицию членов объединения работодателей по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений и отстаивать ее во взаимоотношениях с профессиональными союзами и их объединениями, органами государственной власти, органами местного самоуправления;

2) согласовывать с другими объединениями работодателей позицию объединения работодателей по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений;

3) отстаивать законные интересы и защищать права своих членов во взаимоотношениях с профессиональными союзами и их объединениями, органами государственной власти, органами местного самоуправления;

4) выступать с инициативой проведения коллективных переговоров по подготовке, заключению и изменению соглашений;

5) наделять своих представителей полномочиями на ведение коллективных переговоров по подготовке, заключению и изменению соглашений, участвовать в формировании и деятельности соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, примирительных комиссиях, трудовом арбитраже по рассмотрению и разрешению коллективных трудовых споров;

6) вносить в установленном порядке предложения о принятии законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих социально-трудовые отношения и связанные с ними экономические отношения и затрагивающих права и законные интересы работодателей, участвовать в их разработке;

7) принимать в установленном порядке участие в реализации мер по обеспечению занятости населения;

8) проводить консультации (переговоры) с профессиональными союзами и их объединениями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления по основным направлениям социально-экономической политики;

9) получать от профессиональных союзов и их объединений, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления имеющуюся у них информацию по социально-трудовым вопросам, необходимую для ведения коллективных переговоров в целях подготовки, заключения и изменения соглашений, контроля за их выполнением;

10) участвовать в мониторинге и прогнозировании потребностей экономики в квалифицированных кадрах, а также в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования, в том числе в разработке федеральных государственных образовательных стандартов и разработке федеральных государственных требований к дополнительным профессиональным образовательным программам, формировании перечней направлений подготовки (специальностей) профессионального образования, государственной аккредитации образовательных учреждений профессионального образования в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (п. 10 введен ФЗ от 01.12.2007).

1.1. Объединение работодателей также может иметь помимо установленных частью 1 настоящей статьи иные предусмотренные уставом объединения работодателей права (часть первая.1 в ред. ФЗ от 01.12.2007).

2. Объединения работодателей имеют равные с профессиональными союзами и их объединениями, органами государственной власти права на паритетное представительство в органах управления государственных внебюджетных фондов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 14. Обязанности объединения работодателей

Объединение работодателей обязано:

вести в порядке, установленном федеральными законами, коллективные переговоры, заключать на согласованных условиях соглашения с профессиональными союзами и их объединениями;

выполнять заключенные соглашения в части, касающейся обязанностей объединения работодателей;

предоставлять своим членам информацию о заключенных объединением работодателей соглашениях и тексты этих соглашений;

предоставлять профессиональным союзам и их объединениям, органам исполнительной власти, органам местного самоуправления имеющуюся у объединения работодателей информацию по социально-трудовым вопросам, необходимую для ведения коллективных переговоров в целях подготовки, заключения и изменения соглашений, контроля за их выполнением;

осуществлять контроль за выполнением заключенных объединением работодателей соглашений;

содействовать выполнению членами объединения работодателей обязательств, предусмотренных соглашениями, а также коллективных договоров, заключенных работодателями - членами объединения работодателей;

отчитываться перед своими членами о деятельности объединения работодателей в порядке и в сроки, которые предусмотрены уставом объединения работодателей;

оказывать своим членам помощь в вопросах применения законодательства, регулирующего трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения, разработки локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, заключения коллективных договоров, соглашений, а также разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;

исполнять иные предусмотренные уставом объединения работодателей обязанности.

Статья 15. Ответственность объединения работодателей

1. Объединение работодателей несет ответственность за нарушение или невыполнение заключенных им соглашений в части, касающейся обязательств этого объединения, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, указанными соглашениями.

2. Объединение работодателей не несет ответственность по обязательствам своих членов, в том числе по их обязательствам, предусмотренным соглашениями, заключенными этим объединением работодателей.

Статья 16. Имущество объединения работодателей

1. Объединение работодателей может иметь на праве собственности и ином праве земельные участки, здания, строения, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество.

2. Члены объединения работодателей при выходе из объединения работодателей не сохраняют прав на переданное ими в собственность объединению работодателей имущество, в том числе на членские и иные взносы, если иное не предусмотрено уставом объединения работодателей.

3. Объединение работодателей не отвечает своим имуществом по обязательствам членов объединения работодателей.

 

Политические партии

Наиболее яркий вид общественных объединений. Правовая основа - Федеральный закон от 11 июля 2001 г. «О политических партиях».

Этот Закон длительное время не принимался, поскольку в России не было ясности по поводу того, какая минимальная численность членов политической партии необходима при ее государственной регистрации. Кроме того, надо было решить, участвовать ли в выборах органов государственной власти (и даже органов местного самоуправления) только политическим партиям или же и другим общественным объединениям.

Реально также принятие данного Закона увидело перспективу после формирования в России той политической партии, которая стала ведущей, наиболее сильной и в политическом обороте обозначилась как «правящая партия».

Тем не менее ряд позиций данного Закона решался на базе коньюнктурных политических факторов, поэтому в дальнейшем появились 29 законов о внесении изменений и дополнений в данный Закон. Последняя редакция Закона – от 1 декабря 2012 года.

 

Наиболее существенные шаги в эволюции регулирования в данном Законе (включая 2012 год):

1. Общая численность политической партии в целом и ее региональных отделений (ст. 3).

2. Ограничение по созданию: ч. 1 ст. 9 - Запрещаются создание и деятельность политических партий, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности (в ред. ФЗ от 25.07.2002).

3. Новеллы относительно регистрации

- За прошедшие годы неоднократно менялось конституционно-правовое регулирование относительно круга органов, занимающихся государственной регистрацией политических партий. На первом этапе регистрацией политических партий занималось Министерство юстиции РФ, в субъектах РФ отделения политических партий регистрировали подразделения Минюста в данных субъектах. Далее была создана в качестве самостоятельной структуры (хотя и в системе Минюста РФ) Федеральная регистрационная служба. Соответственно к ней и ее региональным подразделениям перешли функции регистрации политических партий и их отделений в субъектах РФ. После реорганизации данной Федеральной службы функции регистрации политических партий возвращены Министерству юстиции РФ и его подразделения в субъектах РФ.

- Однако федеральное законодательство несколько запутало систему регистрации. Установлено, что есть уполномоченные органы в сфере регистрации политических партий – это как раз Минюст и его органы в субъектах РФ, они как раз и ведут регистрацию, и органы, ведущие учет зарегистрированных юридических лиц, в т.ч. и политических партий – это Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы (по терминологии законодательства – это регистрирующие органы).

- Новелла 2012 года также состоит в том, что разрешается приостанавливать процедуру регистрации политической партии в пределах 3-х месяцев, чтобы она провела необходимые мероприятия и представила дополнительные документы. Это – плюс для политических партий.

- Новелла 2010 года – не позднее 15 дней после регистрации политическая партия обязан опубликовать свою программу. Делает это Российская газета в течение 15 дней после представления программы.

4. Эволюция в отношении партийного руководства:

- Избрание руководящих органов политической партии должно осуществляться не реже одного раза в пять лет (в ред. ФЗ 02.04.2012). Ранее – один раз в 4 года. То же и в субъектах, начальная редакция (2001 г.): не реже одного раза в два года; редакция 2007 г.: не реже одного раза в четыре года.

- уставом политической партии должна предусматриваться ротация руководителей коллегиальных постоянно действующих руководящих органов политической партии и ее региональных отделений (п. 5 введен ФЗ от 28.04.2009)

5. Новеллы законодательства о выборах и о политических партиях: в начальной редакции Закона о партиях говорилось, что только они выдвигают кандидатов и списки на выборах в органы государственной власти. С введением выборов депутатов Государственной Думы только по спискам – отражено соответствующее право политических партий. С введением выборов не менее половины депутатов законодательных собраний субъектов по спискам (2004 г.) за партиями закрепляется право выдвижения таких списков. С переходом к приведению к должности глав исполнительной власти субъектов решением законодательных органов субъектов (2004 г.) партии наделены правом выдвижения кандидатов на этот пост. С введением выборов глав исполнительной власти субъектов (2012 г.) партиям дано право выдвигать кандидатов. На муниципальных выборах партиям также дано право выдвигать списки как самостоятельно, так и по соглашениям с иными общественными объединениями (2009 г.).

Ранее Закон определял, что неучастие партии в каких-либо выборах в течение 5 лет было основанием для ее ликвидации. Теперь – 7 лет (2012 г.).

6. По новелле от 4 июня 2010 г. политические партии, не представленные в Государственной Думе, получили право не менее одного раза в год участвовать в пленарном заседании Государственной Думы.

7. Новеллы 2011 года относительно представления учетных (отчетных) данных – теперь один раз в 3 года (ранее – ежегодно).

8. Постоянный рост сумм пожертвований политических партиям. Общая сумма ежегодных пожертвований наличных денежных средств от одного физического лица не должна превышать четыре тысячи триста тридцать рублей (в ред. ФЗ от 22.07.2008). Сумма пожертвований, полученных политической партией, в том числе ее региональными отделениями, от одного юридического лица в течение календарного года, не должна превышать сорок три миллиона триста тысяч рублей. Сумма пожертвований, полученных политической партией, в том числе ее региональными отделениями, от одного физического лица в течение календарного года, не должна превышать четыре миллиона триста тридцать тысяч рублей (в ред. ФЗ от 22.07.2008). Общая сумма ежегодных пожертвований, полученных политической партией и ее региональными отделениями, не должна превышать четыре миллиарда триста тридцать миллионов рублей.

9. Введение компенсаций расходов политических партий на выборах. Рост сумм: 0,005 процента от МРОТ, 5 рублей, 20 рублей, сейчас 50 рублей за каждый голос, поданный за список партии.

 

Ниже приводится сжатый обзор эволюции регулирования в Законе о политических партиях.

Прембула:

В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. Исходя из этого конституционного принципа государством гарантируется равенство политических партий перед законом независимо от изложенных в их учредительных и программных документах идеологии, целей и задач.

Государством обеспечивается соблюдение прав и законных интересов политических партий.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Общественные объединения | Общие положения о политических партиях
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 615; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.