КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция № 5 (2 ч.)
Методы исследования, их классификация, принципы выбора или отбора. Методы обучения с точки зрения разных классификаций
Различные виды деятельности имеют свои внутренние закономерности, принципы, правила и, соответственно, свои методы. Обучение предполагает осуществление двух основных видов деятельности: преподавания и учения, проявляющихся в их диалектическом единстве. В этой связи правомерным является бинарный подход к разработке методов обучения, который в отечественной дидактике представлен в работах М.М. Левиной, М.И. Махмутова, Т.И. Шамовой и др. Функции методов обучения: 1. связанные с процессом обучения (образовательная, воспитательная и развивающая); 2. связанные с управлением образовательным процессом (побуждающая, или стимулирующая, организующая и контролирующая) По определению В.И. Андреева методы обучения – это, с одной стороны, методы преподавания, а с другой стороны – это методы учения. Каждый метод обучения складывается из отдельных элементов, которые называются методическими приёмами. Различные подходы к классификации методов обучения связаны с выбором разных оснований, отражающих аспекты их изучения: - Перцептивный подход, при котором за основание берутся источник передачи информации и характер её восприятия, предполагает выделение словесных, наглядных и практических методов обучения (Е.Я. Голант, Н.М. Верзилин, С.Г. Шаповаленко). - Управленческая концепция имеет своим основанием ведущие дидактические задачи, решаемые на том или ином этапе обучения. В соответствии с таким основанием выделяются методы приобретения знаний, формирования умений и навыков, применения знаний, творческой деятельности, закрепления, проверки знаний, умений и навыков (М.А. Данилов, Б.П. Есипов). - Логический подход в качестве основания предусматривает логику изложения материала педагогом и логику восприятия его обучаемым, которая может быть индуктивной и дедуктивной, отсюда и соответствующие методы обучения (А.Н. Алексеюк). - При гностическом подходе основанием является характер познавательной деятельности учащихся, согласно которому методы обучения подразделяются на информационно-рецептивные, репродуктивные, проблемного изложения, эвристические, исследовательские (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин). - Кибернетический подход, основанием которого являются способ управления познавательной деятельностью и характер установления обратной связи, предлагает выделение методов алгоритмизации и программированного обучения (Т.А. Ильина, Л.Н. Ланда) - Идею целостного подхода к методам обучения попытался осуществить Ю.К. Бабанский. Такой подход, по его мнению, отражает единство взаимосвязанных целевых, содержательных, перцептивных, логических, гностических и управленческих аспектов обучения. Этот подход позволяет раскрыть роль методов обучения в завершённом цикле процесса обучения. Выделяют три группы методов обучения: методы организации учебно-познавательной деятельности, стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, методы контроля и самоконтроля в процессе обучения. Основные методы обучения дошкольников математике: - Практический (ведущий). Выполнение дошкольниками упражнений, которые могут быть с использованием демонстративного и раздаточного дидактического материала. Они бывают коллективные и индивидуальные; репродуктивные (копирование приёмов воспитателя) и продуктивные (дети находят решение самостоятельно). - Игровой. Дидактические игры (с предметами, настольно-печатные, словесные); использование элементов разных игр (сюжетно-ролевых, игр-драматизаций, подвижных); игровые ситуации (сюрпризный момент, соревнования, сюжетные). - Словесный и наглядный. Демонстрация способа действия совместно с объяснением, которое должно быть чётким, точным, кратким. Инструкция по выполнению (в младшем возрасте в процессе выполнения действий, в старшем возрасте – перед выполнением задания). Объяснение, указание с целью предупреждения ошибок. Вопросы к детям (сначала задаются всем детям, а потом индивидуально). Вопросы должны быть последовательные, их должно быть небольшое количество, но достаточное для того, чтобы сделать вывод, который поможет решить поставленную перед ребёнком задачу). Контроль и оценка. Метод обучения сам по себе не может быть ни хорош, ни плох, необходима их система. Педагогическое мастерство приходит только к тому учителю, который ищет и находит оптимальное соответствие методов закономерностям возрастного и индивидуального развития обучаемых.
Источники исследования предшествуют выбору методов исследования. Ими является разрешение противоречия между реальным и предполагаемым состоянием проблемы. Идея о научном поиске начинается тогда, когда обнаруживается расхождение, противоречие между теорией и практикой. Методы – это -способы решения исследовательских задач; -приёмы, процедуры, операции эмпирического познания и изучения явлений действительности; -инструменты исследования; -то, с помощью чего проверяется гипотеза. Методы педагогического исследования делятся: а. по цели исследования (эмпирические и теоретические, количественные и качественные) б. по источнику получения информации в. по способу обработки и анализа данных Методы исследования проблем методики формирования элементарных математических представлений у дошкольников бывают: I. общенаучные (теоретические) II. собственно педагогические (педагогическое наблюдение; исследовательское наблюдение; исследовательская беседа; педагогический эксперимент) III. методы других наук Методы сбора эмпирических данных и проверки или опровержения гипотезы (теории): 1) описание 2) объяснение 3) прогноз 4) констатирующий 5) формирующий 6) контрольный По Ананьеву выделяется четыре группы методов: I. Организационные (сравнительные) II. Эмпирические: обсервационные (наблюдение, самонаблюдение); экспериментальные (лабораторный, естественный, психолого-педагогический, метоформирующий); диагностические (тесты, анкеты, социометрия, интервью, исследовательская беседа); праксиметрические (анализ процессов и продуктов исследовательской деятельности) III. Обработка данных (количественный и качественный анализ) IV. Интерпретационные методы (т.е. как мы структурируем результаты) Примечание: «Изучение» чего-либо (литературы, деятельности, продуктов деятельности) – не является методом исследования! Необходимо использовать «сравнительный анализ», «историко-графический» метод, «семантический анализ», «рефлексивный анализ», «контент-анализ» (разделение целого на части). Система методов исследования проблем методики ФЭМП – это группа методов, объединённых: a. проблемой (или сущностью противоречий) b. аспектом исследования (узкой областью) c. исходной концепцией исследования (те принципы, которые составляют основу исследования) d. представлениями исследователя о сущности и структуре изучаемого e. общей методологической ориентировкой f. конкретными целями и задачами g. запасом педагогического научного инструментария (и из других наук в том числе) При описании выбранных методов необходимо обосновать их выбор. Принципы выбора методов исследования: I. принцип совокупности методов II. принцип адекватности метода сущности изучаемого предмета Методика исследования проблем: - объект - предмет - цель - задачи - гипотеза Подход к совокупности методов дуален: эффективность и оптимальность. Вывод: выбор методов исследования не является произвольным актом в деятельности исследователя. Он определяется спецификой решаемых задач, самой проблемой, возможностями самого исследователя. Тема 6: Ознакомление детей разного возраста с множеством План: 1. Формирование умения группировать предметы 2. Формирование представлений о множественности и единичности предметов 3. Формирование умения выделять 1 и много предметов в окружающей обстановке 4. Формирование умения сравнивать 2 группы предметов по количеству, путем установления взаимнооднозначного соответствия 5. Формирование представлений о составе целого множества из частей
Ход занятия:
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 532; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |