КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Формирование умения использовать правильные названия конкретных протяженностей и правильно их показывать (до 4 лет)
Методика формирования представлений о величине предмета и измерении величин у детей дошкольного возраста Лекция № 8 (2 ч.) Тема 8: Формирование у детей представлений о величине предметов, их измерении (начало) План: 1. Формирование умения использовать правильные названия конкретных протяженностей и правильно их показывать 2. Формирование умения сравнивать 2 предмета по длине, ширине, высоте, толщине при помощи приемов приложения и наложения 3. Сравнение 2-х предметов по массе 4. Формирование умения упорядочивать более 2-х предметов по размеру и массе Ход занятия:
Дети третьего года жизни не могут самостоятельно выделить у предметов их свойства. Всю разницу по величине они характеризуют словами «больше», «меньше», не умеют пользоваться словами, которые могут дать точную характеристику отличий предметов по какому-либо одному признаку. Обучение начинают с формирования умения отличать предметы по какому-нибудь одному признаку. Дети должны научиться употреблять слова «длиннее», «короче», «одинаковые (равные) по длине», «шире», «уже», «одинаковые (равные) по ширине», «выше», «ниже», «одинаковые по высоте», «толще», «тоньше», «одинаковые по толщине». Воспитатель сам должен всегда использовать название конкретных протяженностей для обозначения величины предмета. Для детей младшего дошкольного возраста наглядный материал по сравниваемому признаку должен быть очень контрастным. Приемы показа: Длину обычно показывают слева – направо по горизонтали (или по смыслу). Ширину следует показывать снизу-вверх по сагитали (поперечная ось). Высоту - снизу-вверх по вертикали. Глубину – сверху-вниз по вертикали. Толщину – по окружности сечения. Замечание о признаке «толщина». Исходя из того, что толщина ассоциируется с диаметром, а диаметр есть у округлых предметов, то для формирования представлений о толщине необходимо брать предметы округлой формы, лучше всего цилиндрической. О предметах формы прямоугольного параллелепипеда говорят, что они имеют длину, ширину, высоту, т.е. толщину не имеют. Если предметы имеют 2 протяженности: длину (или высоту) и толщину, то они годятся для формирования представлений о толщине. В некоторых пособиях («Математика в детском саду» Марии Фидлер, …) предлагается наглядный материал, который называется логические блоки (блоки Дьенеша). С помощью логических блоков нельзя формировать представление о толщине. Авторами предлагаются плоские фигуры: треугольник, круг, прямоугольник, квадрат. Плоские геометрические фигуры не имеют толщины. Если допустить, что мы «утолстили» круг, то это будет цилиндр с определенной высотой. У плоских предметов есть только длина и ширина, а высоты нет, но у плоскостного изображения объемных предметов может быть высота. 2. Формирование умения сравнивать 2 предмета по длине, ширине, высоте, толщине при помощи приемов приложения и наложения (3 – 4 года)
При первичном выделении того или иного признака сравниваются предметы, которые отличаются только данным признаком, а остальные признаки – одинаковые. Эти предметы должны быть контрастных размеров. При сравнении важно разместить предметы так, чтобы сравниваемая величина была выразительно видна (на фланелеграфе, на столе). Для сравнения по толщине лучше брать предметы цилиндрических форм и при сравнении показывать детям основание. Приёмы: 1. Жест рукой. Спрашивая, какой предмет длиннее, воспитатель должен проводить вдоль предмета слева направо; при сравнении по ширине – поперёк; при сравнении по высоте – снизу вверх; при сравнении по толщине – охват предмета в нескольких местах. 2. Создание игровых ситуаций, в которых дети определяют степень выразительности данного признака и учитывают её при своих действиях (прокатить легковую машинку по узкой дорожке, а грузовую по широкой). 3. Приём наложения и приложения. Сначала используют приём приложения, а потом – наложение. 1 этап. Прием приложения. Алгоритм сравнения предметов по величине (например, по длине): 1. Детям предлагается 2 одинаковых предмета по всем признакам, кроме сравниваемого (кроме длины). 2. Выясняется, чем отличаются предметы. 3. Предлагается проверить какой предмет, например, длиннее. 4. Для этого предметы надо расположить так, чтобы они касались по сравниваемому признаку: по длине, по ширине, по высоте, по толщине 5. Предметы подравниваются с одной стороны. 6 Ведется рассуждение о наличии или отсутствии лишнего кусочка. Вывод: та полоска, у которой есть лишний кусочек – длиннее, если кусочка не хватило - короче. 7. Протяженность показывается расставленными руками (с помощью двигательного анализатора). 8. Затем детям предлагаются ситуации и упражнения, в которых необходимо сравнить предметы по одному из признаков. Прием наложения, как правило, используется для сравнения плоских предметов по длине или ширине или для сравнения плоскостных изображений объемных предметов. Методика сравнения аналогична как для приема приложения с той разницей, что: - предметы должны обязательно отличаться по цвету; - предметы накладываются друг на друга: по длине, ширине. Все остальные пункты те же, что и при приложении. Выделенный признак воспитатель подчёркивает в речи, интонационно выделяет новое слово, чтобы побуждать детей использовать его в своей речи. 2 этап. В среднем возрасте детей учат сравнивать предметы сразу по 2-м признакам (например, длине и ширине), но сначала один из признаков должен быть одинаков у двух предметов, например: найти ленточку такой же длины, но шире. Затем предлагаем сравнивать различные предметы по двум разным параметрам. В старшем возрасте детей учат сравнивать предметы сразу по трем протяженностям. 3. Сравнение 2-х предметов по массе (3 – 5 лет)
1 этап (мл.возр.). В ситуациях повседневной жизни, в процессе общения и игр вводятся в активный словарь детей слова «тяжелый, легкий», «тяжелее, легче». Поясняется значение этих слов. Используются такие ситуации, как передвижение мебели, катание на качелях, игра в кораблики (кораблики – бруски разной тяжести). 2 этап (ср.гр.). Учат детей сравнивать 2 предмета по массе, используя метод имитации руками движения рычажных весов. Правила взвешивания: берем предметы в руки, ладони кверху, распрямляем ладони, выполняем движения рычажных весов немного вытянутыми вперед руками. Определяем, в какой руке предмет тяжелее; меняем предметы местами и повторяем взвешивание. Делаем вывод: «красный кубик был тяжелее и в правой и в левой руке, значит он тяжелее синего». Наглядный материал должен быть отличным только по сравниваемому признаку и цвету. Варианты наглядного материала: - предметы из материала разной плотности; - полые предметы, в которые насыпаются что-либо или кладется грузик. Задача решается в индивидуальном порядке, т.к. масса невидима. 4. Формирование умения упорядочивать более 2-х предметов по размеру и массе (2 – 6 лет)
Способы сравнения предметов: - на глаз - с помощью условной мерки
Приёмы упорядочивания предметов: - по образцу (сначала сравниваются два предмета, потом между ними помещается третий) - по правилу (выбрать самую длинную полоску, из оставшихся выбрать снова самую длинную и т. д. – знакомим с понятием «относительности величин») 1 этап (2-3 года.). В ходе игр с матрешками и другими игрушками-вкладышами дети упорядочивают предметы методом проб и ошибок. 2 этап (4-5 лет). Показывается специальный метод упорядочивания. Сначала даются упражнения по нахождению места предмета среди других в готовом упорядоченном ряду. Затем предлагается упорядочивать предметы по заданному признаку: вначале по образцу, потом по словесной инструкции (от самой короткой до самой длинной). Вначале даются упражнения на построение возрастающих по величине, а затем убывающих рядов. В формулировке заданий обязательно указывается не только порядок упорядочивания, но и направление раскладывания предметов (снизу – вверх, слева – направо). Необходимо использовать в речи превосходную степень сравнения прилагательных (самая короткая, длиннее, еще длиннее, самая длинная). На этом этапе используются методы: - на глаз (должно быть 3-4 предмета, сильно контрастных по сравниваемому признаку), - путем подравнивания с одной стороны всех предметов (должно быть 3-5 предметов, сильно контрастных по сравниваемому признаку).
Игровые и учебные ситуации: наведи порядок (куклы, машинки, матрешки); помоги маме консервировать (внизу самые крупные, вверху самые мелкие); пересказ произведений художественной литературы («Три медведя»). 3 этап (с 5 лет). Учат упорядочивать более 5 предметов по длине, ширине, высоте, толщине и сравнивать 3 предмета по массе. Контраст в размерах уменьшается. Учат упорядочивать с помощью метода попарного сравнения (приложения или взвешивания). Например, надо упорядочить 3 шарика по массе: красный, желтый, зеленый. Пусть нам нужно расположить шары от самого легкого, до самого тяжелого слева направо. Ставим задачу: из всех шаров выбрать самый легкий. Для этого мы берем 2 любых шара и сравниваем их по массе; из них выбираем тот, который легче; оставляем его в руках, а второй откладываем в сторону, берем 3-й шар и сравниваем с тем, который в руке. Снова из 2-х шаров выбираем тот, который легче и кладем его первым слева – «самый легкий шар»; далее из оставшихся шаров снова выбираем самый легкий. Который легче, кладем вторым, оставшийся кладем последним, он – «самый тяжелый». Т.е. каждый раз из оставшихся предметов ищем самый легкий. Этот метод используется, если предметов много и они малоконтрастные по сравниваемому признаку. На практике часто кроме этого метода дети пользуются смешанным методом: и с помощью глазомера, и методом попарного сравнения. 4 этап (5-6 лет). Детям предлагаются усложненные варианты упражнений. - Одни и те же предметы упорядочить сначала по одному, а потом по другому признаку. - Сравнивать предметы в ряду не только с соседними, но со всеми предыдущими и со всеми последующими. Рассуждения ведутся на основе свойства транзитивности. - Упражнения на определение самого высокого (самого низкого предмета) на основе логических рассуждений. Сначала эти упражнения выполняются с опорой на наглядность, а потом только по словесной инструкции. (Коля выше Сережи и ниже Саши. Кто самый высокий?) Упорядочивать предметы можно не только по признаку величины, но и по другим признакам (оттенки цвета, количество). С 5-6 лет можно учить детей проводить упорядочивание явлений в природе, дел в течение дня и т.д.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1839; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |