КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция № 9 (2 ч.)
Тема 8: Формирование у детей представлений о величине предметов, их измерении (продолжение) План: 1. Формирование умения сравнивать величины предметов с помощью условной мерки-посредника 2. Формирование умения сравнивать и измерять предметы по величине с помощью условной мерки как единицы измерения 3. Развитие глазомера 4. Формирование умения сравнивать предметы по трем измерениям 5. Формирование понимания неизменности (сохранения) величины объекта (массы, длины, площади, объема) при изменении его формы
Ход занятия: 1. Формирование умения сравнивать величины предметов с помощью условной мерки-посредника (5 – 6 лет)
В дошкольном возрасте рассматривают три вида измерений: - линейное (длина, ширина, высота с помощью полоски, палочки, ленточки) - определение объёма сыпучих веществ (кружкой, ложкой, стаканом) - измерение объёма жидкостей Прежде чем обучать измерению необходимо, чтобы дети определяли длину, ширину предметов и хорошо владели навыками счётной деятельности. Можно использовать натуральные мерки: шаг, разведённые руки, пальцы, локоть, пригоршня. Следует начинать с проблемной ситуации, в которой дети ставятся в такие условия, что не могут сравнить предметы с помощью известных методов. Алгоритм изучения измерения: 1. Детям объясняют смысл и значение измерительной деятельности, которой им необходимо овладеть Воспитатель сам объясняет необходимость измерения в практической и хозяйственной деятельности людей опираясь на знания детей, которые они получили в процессе наблюдения за деятельностью повара, продавца в магазине, закройщика в ателье. Потом ставит перед детьми проблему, решение которой требует необходимость измерения (расстановка мебели, шитьё одежды для кукол, насыпать сахар в кружку и пр.). 2. Показывают способ выполнения действий с объяснением правил, которыми надо пользоваться в процессе измерительной деятельности 3. Дети практически овладевают этими способами, получают конкретные задания по измерению Для данного приема условная мерка должна быть больше либо равна сравниваемым предметам и метка ставится на самой условной мерке. Количество мерок при ознакомлении с величиной должно выражаться целым числом, равным трём, пяти меркам. В дальнейшем мерки могут быть не целыми. В этом случае учим округлению: если оставшаяся часть больше половины целой, то мы её считаем целой, когда меньше половины, то не считаем её, если ровно половина – то считаем мерку с половиной. Правила линейного измерения: 1. Мерка прикладывается точно к началу предмета (слева, если сравниваем длину, снизу – если сравниваем ширину или высоту). 2. Мерка прикладывается по наикратчайшей прямой (эту линию детям показываем). 3. В том месте, где закончился предмет, ставится метка на мерке (цветными карандашами). 4. Аналогично измеряется другой объект. 5. Проводится рассуждение о пространственном расположении меток (т.к. красная метка ближе к началу предмета, чем синяя, то первый объект меньше). Возможны варианты: - Мерка отрезается в том месте, где закончился объект, прикладывается к другому предмету и ведется рассуждение (если мерка больше второго предмета, то первый предмет больше второго). - Каждый предмет измеряется разными мерками, и мерки сравниваются путем приложения. С помощью этого метода можно сравнивать объемы жидких и сыпучих тел. Необходимо определить: в каком из двух сосудов больше жидкости. Для этого возьмем третий сосуд (посредник), сначала перельем в него из 1-го, сделаем метку на сосуде-посреднике на уровне стояния жидкости; то же проделываем со 2-м сосудом, ставим метку другим цветом. Рассуждаем о пространственном расположении меток (если синяя метка ниже, то жидкости в 1-м сосуде больше). Возможны варианты: - Можно не выливать жидкость назад во второй сосуд, а сразу делать вывод (т.к. жидкость выше метки, показывающей уровень в первом сосуде, то во втором сосуде жидкости больше, чем в первом). - Сосуд-посредник берется одинаковой формы с одним из сравниваемых сосудов. Тогда объем сравниваем по высоте стояния жидкости в сосуде-посреднике и сосуде, равным ему по форме. Требования к демонстрации метода использования мерки-посредника: 1. Дети должны быть разбиты на подгруппы, находиться рядом с местом, где проходит измерение, чтобы всем хорошо было видно. 2. Сосуды должны быть обязательно разной формы, прозрачными, а жидкость - подкрашена. 3. Воспитатель должен опыт прорепетировать накануне. Ошибки детей: - неправильно устанавливают точку отсчёта - мерка может перемещаться произвольно и неточно - забывают считать мерки
2. Формирование умения сравнивать и измерять предметы по величине с помощью условной мерки как единицы измерения (5 – 6 лет)
Для этого метода условная мерка должна быть меньше измеряемых объектов, метка ставится на измеряемых объектах, результат измерения выражается числом. Обучение следует начинать с проблемной ситуации, в которой нельзя воспользоваться известным методом (какое расстояние больше: от березы до веранды или от березы до скамейки?). Правила линейного измерения: 1. Мерка прикладывается точно к самому началу (слева – если по длине; снизу – если по ширине и высоте). 2. Мерка прикладывается и перемещается по наикратчайшей прямой, эта прямая детям показывается. 3. В том месте, где закончилась мерка, ставится метка (черточка) на объекте. 4. В следующий раз мерка прикладывается точно к черточке. 5. Продолжение измерения ведется до тех пор, пока предмет не закончится. 6. Проговаривается, что чем измеряли и каков результат. 7. Аналогично измеряется другой предмет и на основе сравнения результатов измерения делается вывод. Количество мерок можно подсчитать 2 способами: - После каждого прикладывания мерки ставится фишка. Важно фишки ставить не в том месте, где находится черточка, а в указанном месте отдельно. Однако в процессе линейного измерения фишки можно не использовать, т.к. результат измерения остается наглядным. - Детям поясняется, что величина промежутков между черточками равна величине условной мерки. Поэтому достаточно сосчитать количество промежутков и сделать вывод о количестве условных мерок. С помощью этого метода можно сравнивать объемы жидких и сыпучих веществ. Например, необходимо сравнить: в каком из двух сосудов больше вещества. Для этого возьмем более мелкую мерку и с ее помощью пересыплем все вещество их 1-го сосуда в какую-нибудь емкость. Наполнение каждой мерки обозначаем фишкой. Подсчитываем количество фишек. Аналогично измеряем количество вещества во втором сосуде. Правила для измерения объемов: 1. Каждый раз необходимо соблюдать одинаковую полноту мерки (либо ровно по края либо с горкой). 2. Перелив жидкость с помощью мерки, ставится фишка. В итоге получается столько мерок, сколько фишек. 3. Проговаривается, что чем измерили и какой результат. 4. Аналогично измеряется объем другого предмета и на основе сравнения результатов измерения делается вывод. При первой демонстрации измерения объемов целесообразно сделать результат измерения видимым: взять столько условных мерок, сколько их помещается в сосуде, т.е. не использовать фишки. С помощью этого метода можно сравнивать массы объектов. Правила измерения масс: 1. Уравновешиваются весы. 2. Кладется объект на левую чашу весов, а на правую - последовательно грузики (условные мерки) до тех пор, пока весы не уравновесятся. 3. Подсчитывается количество грузиков. 4. Проговаривается, что чем измеряли и каков результат. 5. Аналогично измеряется масса другого предмета и на основе сравнения результатов измерения делается вывод. Требования к демонстрации метода использования условной мерки как единицы измерения совпадают с теми, что предъявляются к использованию мерки-посредника и дополнительно необходимо учитывать следующее: - На первых этапах мерок должно вмещаться целое и малое число (не более 5) Поэтому педагогу опыт необходимо провести заранее, чтобы подобрать соответствующую по величине мерку. Однако на последующих этапах необходимо учить детей округлять: если в конце измерения осталась часть предмета, меньше половины мерки, то она не засчитывается, если больше ½ мерки, то засчитывается как целая, а если равная ½ мерки, то считается как половина мерки. - Необходимо объяснить детям, почему мерка называется условной. Для этого предмет надо измерить разными по величине мерками. Желательно показать, что и саму мерку можно измерить более мелкой меркой. - Необходимо показать однородность мерки с измеряемым объектом. Для этого приводятся примеры провокационного характера: предлагаем измерить объем полоской или длину стаканчиком.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1283; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |