Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие глазомера (4 - 6 лет)

 

1 этап. В 4–5 лет эта задача решается параллельно с другими задачами. Виды упражнений:

- сравнить сильно контрастные по величине предметы, расположенные на расстоянии,

- найти или изобразить предмет больше или меньше образца (нарисовать кустик меньше дерева).

Можно в игре «Магазин» предложить выбрать предмет больше или меньше данного.

2 этап. Детям предлагаются специальные упражнения на развитие глазомера:

- сравнить мало отличающиеся по величине предметы (те, которые нельзя сравнить методами приложения или с помощью условной мерки),

- найти или изобразить предмет, равный образцу,

- оценить расстояние или величину объекта на глаз (сколько шагов между березой и верандой).

Игры: «Угадай», «Что больше», сюжетно-дидактические игры «Ателье», «Магазин».

Для проверки результата измерения на глаз могут быть использованы более точные методы: приложение, мерка-посредник, мерка как единица измерения. Целесообразно использовать «естественные» мерки: рост человека, шаг, длину стопы, пядь, щепотку и т.д.

4. Формирование умения сравнивать предметы по трем измерениям (5 – 6 лет)

 

1 этап. Учат детей показывать все 3 измерения (высоту, длину, ширину) на одном объекте.

Вначале используются предметы, занимающие постоянное положение в пространстве (мебель). Затем используем предметы, меняющие свое положение в пространстве (строительный материал, коробки, поделки).

2 этап. Детей учат сравнивать предметы по объему в целом (по 3-м измерениям). Предметы должны быть такими, чтобы все измерения одного из них были больше, чем соответствующие параметры другого. Например: шкаф в раздевалке детский и взрослый. Измеряем условной меркой длину, ширину, высоту. Если длина взрослого шкафа больше длины детского и ширина взрослого шкафа больше ширины детского, и высота – аналогично, то взрослый шкаф больше детского.

3 этап. Предлагаются упражнения на упорядочивание одних и тех же предметов сначала по одному, потом по другому признаку, а затем и по объему в целом.

5. Формирование понимания неизменности (сохранения) величины объекта (массы, длины, площади, объема) при изменении его формы (5 – 6 лет)

 

Ознакомление с изменчивостью величины осуществляется на двух этапах:

I. Изменение величины при сохранении общей массы. Например, из тонких длинных ножек стола сделать толстые короткие, из квадрата сделать прямоугольник и пр.

 

   

 

   

 

II. Изменение величины с изменением общей массы. Например, для ремонта книжек разного размера имеются полоски бумаги одинаковые по длине и ширине. Лишнюю часть полоски отрезаем (при ремонте маленькой книжки), недостающую часть добавляем (при ремонте очень большой книжки).

 

Все упражнения должны указывать не необходимость изменения величины (мотивация деятельности детей)

Эта задача решается также и на занятиях по изобразительной деятельности.

Детям предлагаются 2 одинаковых по величине и форме предмета. Затем на глазах у детей форма одного предмета меняется. Воспитатель подчеркивает, что к объекту ничего не добавили и не убавили. Выясняется, что изменилось, а что осталось прежним. Делается вывод, что величина объекта не изменилась. Детям показывается доказательство этого одним из способов:

- Придаем обоим объектам одинаковую (первоначальную) форму.

- Измеряем объекты.

Рассмотрим, как показать детям независимость массы объекта от изменения его формы. Предлагается 2 одинаковых по массе и форме предмета (два шарика пластилина). Затем на глазах у детей форма одного предмета меняется (делается лепешка). Педагог подчеркивает, что пластилина не добавили и не убавили. Задаются вопросы: «Что изменилось, а что осталось прежним?», «Изменилась ли масса (количество пластилина)?» Показывается доказательство того, что масса не изменилась: придается обоим предметам одинаковая (первоначальная) форма. Можно взвесить предметы на рычажных весах (если они есть в детском саду).

Покажем, как пояснить детям независимость площади объекта от изменения его формы. Предлагается 2 одинаковых по величине и форме фигуры (например, 2 квадрата). Затем на глазах у детей один квадрат разрезается по диагонали на 2 треугольника. Из них составляется новый большой треугольник. Педагог подчеркивает, что к фигурам ничего не добавили и не убавили. Задаются вопросы: «Одинаковы ли фигуры по величине?», «Что изменилось, а что осталось прежним?» Показывается детям доказательство того, что величина фигур не изменилась: складывается из треугольников первоначальный квадрат.

Рассмотрим, как показать детям независимость длины объекта от изменения его формы. Предлагаются 2 одинаковых по длине и форме проволочки (прямые линии). Затем на глазах у детей форма одной из них меняется (делается ломаная линия). Педагог подчеркивает, что к проволоке ничего не добавили и не убавили. Задаются вопросы: «Что изменилось, а что осталось прежним?», «Изменилась ли длина?» Показывается доказательство того, что длина не изменилась: придается обоим предметам одинаковая (первоначальная) форма. Можно измерить длины проволочек с помощью условной мерки.

Покажем, как пояснить детям независимость объема объекта от изменения его формы. Предлагается 2 одинаковых по величине и форме предмета, построенных из одинакового количества кубиков. Затем на глазах у детей одну постройку видоизменяем. Педагог подчеркивает, что кубиков не добавили и не убавили. Задаются вопросы: «Одинаковы ли постройки по величине?», «Что изменилось, а что осталось прежним?» Представляем детям доказательство того, что величина построек не изменилась: складываем из кубиков первоначальный объект.

Аналогично можно показать независимость объема жидкого или сыпучего вещества от изменения формы объекта. Для этого надо взять 2 разных по форме сосуда и налить в один из них жидкость. После переливания ее во второй сосуд можно выяснить, что изменилось, а что осталось прежним. Представляем детям доказательство того, что количество жидкости не изменилась путем переливания ее в первый сосуд.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция № 9 (2 ч.) | ВВЕДЕНИЕ. Информационная безопасность и защита информации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1600; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.