Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Леонова О. Развитие образования в условиях глобализации

Глобализация экономики объективно обусловливает необходимость переоценки сложившейся системы образования. Образовался заметный разрыв между знаниями, предлагаемыми образовательными учреждениями, и реально необходимыми для практической деятельности специалистов знаниями. Международный аспект оказывает довольно значительное влияние на систему образования. Например, на уровне университета и, в особенности, в области исследований и технологии поток иностранных студентов не перестает расти на протяжении последних тридцати лет. Этот поток оценивается более чем в миллион человек. В то же время, в большинстве случаев подготовка преподавателей не отвечает требованиям, предъявляемым глобализацией.

Таким образом, к целям большинства систем образования, состоящих в том, чтобы обслуживать национальную экономику путем подготовки рабочей силы, соответствующего уровня, а также элиты для квалифицированного управления, добавляются еще цели, которые должны содействовать изменению существующего общества. Это подтверждается новыми формами неграмотности, наблюдающимися в большинстве развитых стран.

Чтобы соответствовать требованиям, выдвигаемым глобализацией, должна появиться необходимость в подготовке персонала для рабочих мест, где обязанности постоянно изменяются, где вертикальное управление заменено горизонтальными связями, где информация поступает по множеству каналов, где инициатива важнее исполнительности, и где стратегии, благодаря расширению рынка, пересекают национальные границы. Таким образом, образование должно помогать людям выполнять задачи, для которых они не были подготовлены изначально, подготовить их к нелинейному течению карьеры, к работе в команде, к независимому использованию информации, развивать свои способности, и, наконец, заложить основы комплексного подхода к суровым реалиям практической жизни.

Для адаптации систем образования к новым потребностям в обучении существует несколько путей:

1. Изменение роли преподавателей: для того чтобы воспитать независимую личность, способную добывать информацию, обрабатывать ее и интерпретировать, преподаватель должен пересмотреть свои методы обучения и переходить от роли лектора к роли наставника. Эта задача требует активного использования новых информационных и коммуникационных технологий, которые и преподаватель и студент могли бы осваивать и использовать вместе. Такая эволюция подразумевает, что: а) преподаватели будут обладать значительной свободой в выборе методов обучения, организации расписания и пространства в аудитории, возможностью адаптации процесса обучения к индивидуальным требованиям и т.д.; б) они должны будут осваивать новые информационные технологии и должны иметь необходимое оборудование; в) их зарплата будет индексироваться по критерию эффективности преподавания на основе регулярного тестирования.

2. Изменение процедур сертификации: процедуры сертификации должны быть изменены таким образом, чтобы имелась возможность оценить способность человека приспосабливаться к быстрым изменениям на рынке труда. Критерий оценивания должен учитывать и такие навыки, как умение работать в коллективе, а также результаты тестирования на профессиональную пригодность. Более того, процедуры сертификации должны быть стандартизованы с тем, чтобы их можно было широко применять и тем самым содействовать мобильности как студентов, так и работников. Для достижения этих целей может быть создан совет по сертификации, работающий на региональном или на международном уровне (включающий в себя представителей как системы образования, так и представителей "заказчиков", а также независимых экспертов).

3. Пересмотр задач каждого уровня образования: модернизация систем образования ведет к перераспределению задач между различными уровнями образования: а) особое внимание следует уделить базовому всеобщему образованию, чтобы построить общество из образованных и ответственных граждан, способных к независимому мышлению и адекватно реагирующих на современные тенденции; б) высшая школа должна иметь целью подготовку менеджеров, инженеров и технических специалистов, готовых к работе в изменяющихся обстоятельствах, способных анализировать насущные экономические и социальные проблемы, а также обеспечивать корректное управление; в) в рамках такого подхода поднимается вопрос о роли школы второй ступени: надо ли как можно скорее отказаться от этого уровня образования, или он должен стать частью базового образования?

Глобализация - главный вызов образованию в мировом масштабе. Сегодня в большинстве стран утверждается понимание того, что именно система национального образования - стратегический фактор, определяющий будущее страны и нации. Будущее общество уже нередко называют <цивилизацией знания>. Российская система образования, в особенности, высшего вполне конкурентоспособна на мировом рынке образовательных услуг по рейтингу американской ассоциации по аккредитации вузов, в числе лучших


Неамериканских университетов - 13 российских. Но для вхождения России в глобальный рынок образования эта система требует качественных изменений.

Одним из направлений реформирования российского образования, прежде всего, его всесторонней гуманитаризации, по мнению ряда авторов, может стать глобальное образование, главной идеей которого является формирование свободной и непринужденной личности с высокой мерой ответственности за судьбу Отечества и мира в целом.

Целью глобального образования является преодоление:

1) разделения мира на противоборствующие группировки, а также социальных, национальных и иных антагонизмов, приводящих к вооруженным конфликтам в различных регионах;

2) разлада между человеком и природой, грозящего экологической катастрофой;

3) расщепления человеческого сознания и души. Подобные цели предполагают интегративное обучение, основанное на центральных проблемах выживания человека и сотрудничества различных сообществ и членов одного сообщества, а также развития цивилизации как совокупности частных культур. Глобальное образование ничего не подменяет и ничего не вытесняет из достигнутого отечественной и мировой педагогикой. Оно выступает как объективно необходимое дополнение к любому хорошему

образованию.

Истоки и место глобальной педагогики определяют, по меньшей мере, три всеобъемлющих по своей сути явления.

1. Первое - гигантское ускорение всех социокультурных перемен в современном мире. С ним, в частности, связано растущее несоответствие между развитием образования и общим уровнем культурного и технического окружения. Нарушилась веками сложившаяся система передачи опыта и традиций. Каждое новое поколение имеет все меньше возможностей перенять от предшествующего опыт и навыки труда и жизнеустроения. При стремительном сокращении сроков внедрения в практику новейших достижений науки и техники эти навыки становятся во многом ненужными. Речь идет о таком вихревом наступлении будущего, которое, по словам О.Тоффлера, чревато наступлением своеобразного <футуршока>. Разрыв между развитием образования и потребностями общества не сокращается, а возрастает.

2. Второе явление - современные глобальные проблемы человечества. С ними связано не только зарождение в общественном сознании духа «алармиза», тревоги за судьбу земной цивилизации, но и осознание того, что человеческое сообщество нуждается в принципиально иных подходах к образованию и воспитанию новых поколений, главным в которых должно стать формирование взгляда на мир как на многообразное, но единое целое, где от действий каждого зависит благополучие всех. Именно этим во многом определяется возросший в мире интерес к глобалистским комплексным исследованиям в области образования.

3. И, наконец, третье - общие для большинства стран мира тенденции и проблемы, рождающиеся в самом образовании, носящие масштабным и всеобъемлющий характер. Господствовавшие в мировом образовании в последние два столетия технократические и сциентистские тенденции во многом предопределили его нынешний кризис. Оттуда же берут свое начало утвердившиеся в образовательной системе узкодисциплинарный подход, резкое обособление двух компонент образования: естественнонаучной и гуманитарной. Линейный, детерминистский подход к природе и технике способствовал развитию у людей фрагментарного восприятия действительности, утрате способности предвидеть, адекватно и комплексно оценивать глобальные экологические, цивилизованные, образовательные кризисы.

 

1.2. Основные модели глобального образования

К настоящему времени наибольшую известность приобрели две модели глобального образования, авторами которых являются американские философы Р. Хенви и Боткин.

Согласно взглядам Хенви, суть глобального образования состоит в совокупности следующих основных измерений:

* формирование непредвзятого взгляда на мир, т. е. осознание неоднородности восприятия мира;

* осознание состояния планеты;

* кросс-культурная грамотность (понимание культуры других народов);

* знание глобальной динамики;.

* осознанный выбор.

По мнению этого автора, образование является одной из важнейших основ, призванных помочь каждому человеку войти в мир, гармонично вписаться в систему взаимосвязей на культурном, социальном, экономическом и других уровнях современной жизни.

С моделью Хенви перекликается модель Боткина, главный тезис которой - необходимость перехода каждого индивидуума от бессознательного приспособления к миру на позиции активной и осмысленной социализации, сознательного предвосхищения и личной сопричастности. При этом понятие «предвосхищение» выступает у Боткина в качестве своеобразного широкого требования успешного разрешения новых, ранее не встречавшихся в жизни индивидуума ситуаций, предвидения и прогнозирования событий и их последствий, соотнесения прошлого с настоящим и будущим, личной инициативы в определении альтернатив и принятии решений.


Стационар лекция 5

Глобалистика - междисциплинарная форма знания в области международных отношений и мировой политики, которая стремится преодолеть кризис гуманитарных наук, разделенных часто непреодолимой специализацией и трансформацией предметов исследования под воздействием Процессов, происходящих в современном мире. Глобалистика выступает как аналитическая дисциплина пока еще с размытыми контурами своего предмета исследования. Отсюда многоголосие исследователей, отдающие приоритет в глобалистике, соответственно, политике, экономике, социологии или культуре. (Глобалистика выявляет сущность, тенденции и причины процессов глобализации, других глобальных процессов и проблем, поиск путей утверждения позитивных и преодоления негативных для человека и биосферы последствий этих процессов).

Термин «глобалистика» также употребляется для обозначения совокупности научных, философских, культурологических и прикладных исследований различных аспектов глобализации и глобальных проблем, включая полученные результаты таких исследований и практическую деятельность по идеализации в экономической, социальной, политической сферах. Глобалистика рождена интеграционными процессами, характерными для современной науки и представляет собой сферу исследования и познания, где различные научные дисциплины и философия взаимодействуют друг с другом, каждая с позиции своего предмета и метода.

Глобалистика как самостоятельное научное направление стала складываться в 60-е годы XX века. В это время наблюдалось обострение экологической обстановки, отразившее сложность, многообразие и динамичность эпохи, её технократический, сциентистский характер Формирование глобалистики можно разделить на 4 этапа:

  1. Конец 1960-х - начало 1970-х годов. Этот этап был посвящен изучению отдельных глобальных проблем и не объединял их в целостную систему.
  2. Вторая половина 1970-х годов. Становление важнейших теоретических направлений и определение рамок объекта исследования.
  3. 1980-е года. Осуществление попыток практических действий, принцип: «Думать глобально, действовать локально».
  4. Рубеж 1980-х - 1990-х годов. Особенно остро встают проблемы обеспечения безопасности, развивается политическая глобалистика. Важной вехой периода стала Конференция ООН по окружающей среде и развитию (1992 г.), на которой была выдвинута концепция устойчивого развития.

В то время, когда глобалистика еще не сформировалась как область научного знания, важный вклад в неё внесли такие ученые, как: В. И. Вернадский, П. Тейар де Шарден, К. Ясперс, К. Э. Циолковский и другие.

ГЛОБАЛИСТИКА (от лат. globus — земной шар) — совокупность научных исследований, направленных на выявление сущности глобальных проблем, или проблем, затрагивающих интересы человечества в целом и каждого отдельного человека, и поиск путей их преодоления. В более широком смысле термин употребляется для обозначения междисциплинарной области философских, политологических, социальных и культурологических исследований различных аспектов глобальных проблем, включая полученные результаты, а также практическую деятельность по их реализации как на уровне отдельных государств, так и в международном масштабе)

Как самостоятельное научное направление глобалистика начала складываться' в конце 60-х гг. 20 в., когда впервые наиболее зримо обнаружились беспрецедентные тенденции роста численности народонаселения, загрязнения окружающей среды, истощения природных ресурсов и т. п., внушившие серьезные опасения о возможностях поступательного социального развития, поставившие на повестку дня вопрос о выживании человечества. Осмыслению этих процессов в значительной степени способствовало появление таких организаций, как Институт проблем будущего (Вена, 1965), международный фонд "Человечество в 2000 году" (Нидерланды, 1965), появилось Общество по изучению будущего мира (Вашингтон, 1966). Подобных организаций со временем становилось все больше. Однако подлинный интерес к глобальной проблематике проявился после первых получивших широкую известность докладов Римского клуба — "Пределы роста" (1972), "Человечество на перепутье" (1974), "Пересмотр международного порядка" (1974), "За пределами века расточительства" (1976) и др. Эта неправительственная международная организация, созданная в 1968 г. и объединившая авторитетнейших ученых — естественников, экономистов, социологов, специалистов в области управления и планирования (А. Печчеи, А. Кинг, Д. Медоуз, М. Месарович, Э. Пестель, Я. Тинберген, Э. Ласло и др.), поставила основной целью своей деятельности привлечение внимания мировой общественности к глобальным пробпемам и к поискам путей их преодоления. С тех пор понятие "глобальные проблемы современности" получило широкое распространение.

В современной глобалистике принято выделять три группы глобальных проблем: пробпемы межгосударственных отношений (устранение войны как способа решения конфликтов, обеспечение справедливого мира, установление нового международного экономического порядка); экологические проблемы (обеспечение людей энергией, топливом, пресной водой, сырьевыми ресурсами и т. п., загрязнение среды, освоение Мирового океана и космического пространства); демографические проблемы (выживание, здоровье, образование).

Глобальные проблемы явились результатом многовековых изменений в системе "общество—природа" и в самом общественном развитии. Причины их появления корнями своими уходят в историю становления современной цивилизации, породившей обширный кризис индустриального общества, технократически ориентированной культуры в целом.

Этот кризис охватил весь комплекс взаимодействия людей друг с другом, с обществом, с природой и затронул жизненные интересы мирового общества. Итогом такого развития стала в первую очередь деградация окружающей среды, обнаружившая тенденцию к деградации и самого человека, так как его поведение, представления и образ мышления оказались не в состоянии своевременно меняться адекватно тем переменам, которые с нарастающей быстротой стали происходить вокруг него. Причиной же ускоренного развития социально-экономических процессов явился сам человек и его целенаправленная преобразующая деятельность, многократно усиливаемая все новыми и новыми достижениями в области науки "техники.

Некоторые тенденции происходящих в мире перемен оказались в центре внимания ученых и философов несколько раньше, чем эти изменения стали очевидными для всех. Так, В. И. Вернадский, развивавший концепцию ноосферы, уже в 30-е гг. сделал принципиальный вывод о видоизменении облика Земли вследствие современных масштабов преобразовательной деятельности человечества и предупреждал, что если общество не будет развиваться на разумных началах, согласуясь с естественными законами природы, то гибель всего живого на Земле неизбежна. Английский историк А. Тойнби, рассматривавший общественное развитие как последовательную смену различных цивилизаций, еще до компьютерной революции утверждал, что "в 20 в. началась всеобщая всемирная история". Тем самым подчеркивалось, что кардинальные перемены затронули не только основы общественного устройства, но и основные тенденции мировых социальных процессов. К извечным философским проблемам бытия, сознания, смысла жизни и другим, постоянно обсуждаемым в философии вопросам современная эпоха добавила, таким образом, принципиально новую, никогда не существовавшую ранее тему— единой судьбы человечества и сохранения жизни на Земле. Современная глобалистика представлена многообразием школ и направлений, которые нередко сливаются с другими областями научных поисков: футурологией, культурологией, философией, политикой, идеологией. С учетом этого обстоятельства можно говорить о западной глобалистике и той, которая с конца 60-х гг. развивалась в нашей стране. В западной глобалистике наиболее ярко выделяются два крыла: "технократическое" и "технопессимистское". Представители первого из них в решении глобальных проблем уповают на всесилие науки и техники, абсолютизируют научно-технический потенциал и его влияние на жизнь общества (Т. Веблен, Г. Кан, У. Браун, Д. Белл, О. Тоффлер, А. Турен, А. Шафф, Г. Фридрихе, А. Винер, Г. Скотт, Д. Несбит и др.), в то время как "технопессимисты" возлагают ответственность за появление и обострение глобальных проблем на научно-технический прогресс (Г. Маркузе, Д. Медоуз, К. Боулдинг, Т. Роззак, П. Гудмен, М. Роберте, К. Девис, А. Эрлих и др.).

Глобалистика: предмет, проблемы и перспективы

Основные параметры глобалистики Становление философских и общенаучных предпосылок глобалистики охватывает вторую половину XX века, но особенно активно происходило начиная с 70-х годов. Это холизм и образ единого взаимосвязанного мира, представляющего, по Д. Бому, "неразрывное единство" (unbroken wholeness) [1]. Гпобалистика разрабатывалась первоначально преимущественно методами классической науки с ее ориентацией на универсальные объективные законы, детерминистическое и монистическое видение мира, четкое отделение субъекта познания от объекта, систематизацию и генерализацию. Однако подобные методы познания мироцелостности были существенно модифицированы с развитием неклассической и особенно постнеклассической наук, для которых свойственны идеи вероятности, неопределенности, единства субъекта и объекта познания, что заставило реформировать холистскую концепцию и представление о мироцелостности.

Еще более серьезное воздействие на холистскую концепцию мироцелостности оказали идеи постмодернизма, такие, как множественное разнообразие мира, принцип "все во всем", отрицание жестких границ в структуре мироцелостности и т.д. Хотя в своих крайних версиях постмодернизм отрицал и единство мира, и субъектность как таковую, его умеренные версии способствовали преодолению односторонности представлений о целостности мира в духе модернизаторского универсализма. Постмодернизм стимулировал соединение научного и образно- художественного познания мира. На стыке холизма и постмодернизма и возникла так называемая новая наука [2], которая, на мой взгляд, содержит мировоззренческие и научно-философские предпосылки глобалистики и мироведения.

Основанием глобалистики служат дисциплины общенаучного порядка, как "старые" - системология и кибернетика, теория информатики и семиотика, эволюционные концепции глобального и универсального эволюционизма, так и новые | синергетика и диатропика. Синергетика привносит в глобалистику идею самоорганизующегося мира. Диатропика акцентирует роль фактора разнообразия, усиливает влияние системных теорий необходимого и избыточного разнообразия.

При зарождении глобалистики выявились три основных ее направления: социологическое (в широком смысле), включающее изучение экономических и политических мироотношений; антропоэкологическое с акцентом на отношения человечества и природы; культурологическое, исследующее современную и классические цивилизации. К этому перечню можно добавить разработку глобальных проблем (и проблем мироцелостности вообще) в ключе информационных и семиотических теорий. В каждом из этих направлений складывались дисциплинарно определенный, дисциплинарно-ограниченный набор и профиль глобальных проблем. Так, в рамках социологического подхода интенсивно изучалась проблема глобализации мироэкономических связей и мирового политического порядка. Антропоэкологический подход позволял рассматривать проблемы выживания человеческого рода, эволюционных экологических кризисов. В рамках культурологического подхода делался упор на проблемы


глобализации культур и возможности рождения глобальной культуры как таковой, на взаимодействие цивилизаций и роль доминирующей, "центральной" цивилизации, на описание контуров и признаков мировой (или общечеловеческой) цивилизации.

Воспользуемся теоретико-методологической классификацией, предложенной проф. В. А. Кольцовой. По ее мнению, методологического основы познания представляют собой многокомпетентную, иерархически построенную систему принципов, подходов, категорией и методов, опирающихся на понимание специфики объекта и предмета науки. В этой связи глобалистика включает четыре уровня исследования. Первый — философско-методологический (макроуровень) (основные положения философской теории познания, диалектической методологии, онтологии). Второй — мезауровень (основополагающие принципы и методы научного познания, теоретические положения и нормы эпистемологии и науковедения. Это научная достоверность, диалогичность, ценностное содержание, ориентированность на раскрытие смыслов, целостный подход в исследовании познаваемых объектов, выраженность субъективной позиции исследователя и его ответственность за полученные достоверные результаты, логическая непротиворечивость, совпадение результатов интерпретации с данными других исследований и др.). Третий — специально научный (фундаментальные подходы, принципы и методы гуманитарного знания, методологические положения смежных с глобалистикой наук — истории, экономики, политологии, культурологии, социологии, герменевтики, источниковедения). Четвертый — конкретнонаучный (включающий обоснование особенностей объекта и раскрытие предмета глобалистики, ее логического строения, системы принципов (детерминизма, единства логического и исторического, системности, объективности, историзма, периодизации и т. д.) и методов категориально понятийного аппарата.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Эффект Холла в полупроводниках | Нормативно-правовое обеспечение проведения землеустройства
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1427; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.