Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы определения значений показателей качества продукции




Уровень качества продукции

Тема 7. Квалиметрия. Оценка уровня качества продукции организации

 

Оценка уровня качества -совокупность операций, включающих выбор номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции, определение значений этих показателей и сравнение их с базовыми значениями.

Квалиметрия - наука (научная область), занимающаяся количественной оценкой качества продукции, то есть измерением ее качества.

Цели оценки уровня качества продукции:

— прогнозирование потребностей в продукции (товарах и услугах), ее технического уровня и качества;

— планирование повышения качества и объемов производства;

— обоснование новых видов продукции;

— выбор наилучших образцов продукции;

— обоснование целесообразности снятия с производства;

— сертификация продукции;

— оценка научно-технического уровня разрабатываемых и действующих стандартов;

— контроль качества;

— стимулирование повышения качества и др.

Оценка уровня качества продукции может проводиться на различных стадиях жизненного цикла ее существования:

На стадии разработки оценивается уровень качества разрабатываемой продукции, в результате чего устанавливаются требования
к будущей продукции и производится нормирование показателей качества в нормативных документах.

На стадии производства определяются фактические значения показателей качества продукции по результатам контроля и испытаний, оценивается уровень качества изготовления продукции и принимаются соответствующие решения по управлении качеством.

На стадии эксплуатации или потребления оценивается уровень качества изготовленной продукции и по результатам ее эксплуатации или потребления принимаются управляющие решения, направленные на сохранение или повышение уровня качества продукции.

На стадии утилизации определяется степень воздействия отходов продукции на окружающую среду.

 

 

Характеризуется совокупностью единичных и (или) комплексных показателей, в сравнении их с базовыми показателями или с нормированными значениями, в зависимости от цели оценки.

На основе его оценки можно сделать выводы:

— качество оцениваемой продукции выше или ниже, или на уровне базового образца;

— качество продукции соответствует или не соответствует установленным требованиям (нормам).

 

 

Подразделяются по способам и источникам получения информации:

1.Измерительный метод, основанный на информации, получаемой с использованием технических измерительных средств. Результаты непосредственных измерений при необходимости приводятся путем соответствующих пересчетов к нормальным или стандартным условиям (например, к нормальной температуре, нормальному атмосферному давлению и тому подобное).

С помощью измерительного метода определяются значения показателей: масса изделия, сила тока, длина предмета, скорость автомобиля и др.

2. Регистрационный метод основан на использовании информации, получаемой путем подсчета числа определенных событий, предметов или затрат, например, количества отказов изделия при испытаниях, числа частей сложного изделия стандартных, унифицированных, оригинальных, защищенных авторскими свидетельствами или патентами и т.п. Этим методом определяются показатели надежности, стандартизации и унификации, патентно-правовые и др.

3. Расчетный метод, при котором значения показателей качества вычисляются по значениям параметров продукции, найденным другими методами.

Для этого необходимо иметь теоретические или эмпирические зависимости показателей качества от параметров продукции. Например, этот метод используется при проектировании продукции, когда она еще не может быть объектом экспериментальных исследований.

4. Органолептический метод основан на анализе восприятия органов чувств (зрения, обоняния, осязания, слуха, вкуса) без применения технических измерительных или регистрационных средств. Органы чувств человека выдают информацию о соответствующих ощущениях.

На основе имеющегося опыта проводится анализ этих ощущений и находится значение показателя качества.

Точность метода зависит от квалификации, опыта и способностей лиц, проводящих оценку.

При органолептическом методе могут использоваться технические средства, повышающие разрешающие способности органов чувств (лупа, микроскоп, слуховая трубка и т.п.).

Метод широко применяется для определения показателей качества продукции, использование которой связано с эмоциональными воздействиями на потребителя (напитки, кондитерские, парфюмерные, швейные изделия и т. д.).

Обычно органолептический метод применяется совместно с экспертным.

При органолептическом методе используют балльные оценки показателей качества.При балльной оценке вначале необходимо установить перечень признаков, наиболее полно характеризующих качество продукции (например, для пищевых продуктов - вид, запах, цвет, вкус).

Рекомендуется использовать четыре оценки качества и соответствующее им количество баллов (2 варианта распределения баллов) (таблица 2.1).

 

Таблица 2.1. Экспертные оценки уровня качества

При необходимости допускаются промежуточные оценки 4.5 и 3.5 - в первом варианте; 2.5 и 1.5 - во втором.

Во втором варианте более резко выделяется удовлетворительная оценка. В первом варианте она отличается от хорошей на 25%, во втором - на 50 %. Возможны и другие варианты распределения баллов.

 

5. Метод опросов, который можно применять в различных формах, получивших названия: социологический и экспертный.

§ Социологический метод основан на сборе и анализе мнений фактических или возможных потребителей продукции.

Могут применяться устные опросы, специальные анкеты - опросники, проводиться сбор мнений на конференциях, совещаниях, аукционах, выставках и т.д. Для применения метода необходимо разработать систему опроса и обработки результатов. Социологический метод иногда применяют для определения коэффициентов весомости показателей качества продукции.

§ Экспертный метод основан на учете мнений группы специалистов - экспертов, в которую могут входить товароведы, дизайнеры, дегустаторы и т.п.

Метод применяется в сочетании с органолептическим методом для принятия решения при аттестации качества продукции, при определении коэффициентов весомости показателей качества другими методами и в других случаях.

Для исключения необъективных оценок в состав экспертной комиссии не должны входить авторы изделия. Экспертов должно быть не менее 7 человек. Экспертная комиссия может принимать решения, либо проставляя оценки, либо проводя голосование. Решение принимается, если за него подано не менее 2/3 голосов членов экспертной комиссии.

Чтобы уменьшить степень субъективности оценки, целесообразно провести несколько туров опроса экспертов с публичным обоснованием выставленных оценок. Считается, что достаточная точность получается за три - четыре тура. Существуют различные формы проведения экспертных оценок.

Одна из них получила название "метод Дельфы" по имени греческого города Дельфы, в котором в древности жил знаменитый оракул. В методе Дельфы принимаются специальные меры, чтобы исключить влияние на конечный результат экспертов, обладающих даром убеждать других.

Для этого исключают личные контакты между экспертами и применяют итерационную процедуру, в которой анонимное мнение каждого эксперта подвергается критике со стороны всех остальных экспертов при сохранении анонимности мнений.

Наиболее распространен вариант метода, при котором руководитель группы экспертов находит среднее или медианное значение оцениваемой величины Х в течение нескольких последовательных туров опроса.

В первом туре собирают субъективные оценки величины Х каждым экспертом отдельно. Эти оценки располагают в ряд в порядке возрастания значений и находят квартили:

 

оценок Х 1,::, Х n, данных экспертами.

Во втором туре каждому члену группы экспертов сообщают значения квартилей и просят его вновь обдумать свою оценку. Если новая оценка эксперта находится вне интервала:

то эксперт должен обосновать свое мнение. По результатам второго тура вычисляют новые значения:

В третьем туре всем экспертам сообщают новые значения квартилей (обычно интервал уменьшается) и письменные обоснования значений, выходящих за границы интервала (при анонимности мнений). Каждого из давших письменный ответ просят учесть изменение данных и появившуюся аргументацию и при желании изменить свою прежнюю оценку. Если эта пересмотренная оценка выйдет за интервал:

то эксперта просят вновь аргументировать свою точку зрения и т. д. Такая процедура продолжается до тех пор, пока интервал:

не станет, по мнению руководителя группы экспертов, достаточно узким. Медианное (или среднее) значение этого интервала принимается за согласованную оценку определяемого параметра.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2114; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.