Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мониторинг финансового состояния предприятий

ДИАГНОСТИКА БАНКРОТСТВА

Мониторинг финансового состояния предприятий. Основные параметры диагностирования. Виды и методы диагностики состояния предприятия.

Мониторинг финансового состояния предприятий один из элементов системы антикризисного регулирования. Он представляет собой сформированную на мезо- и макроуровне систему сбора данных и расчета показателей о финансовом состоянии предприятий, позволяющую диагностировать возникновение у них признаков банкротства, отслеживать тенденции и динамику происходящих изменений, а также учитывать платежеспособность предприятий для того, чтобы на этой основе принимать оптимальные управленческие решения по региону и стране в целом.

Мониторинг необходим для своевременного обнаружения и распознавания несостоятельности предприятий. Проводится он на всех уровнях хозяйственного управления. Объективная необходимость его использования диктуется тем обстоятельством, что применяемые ранее в условиях планово-распределительной экономики методы анализа и прогнозирования практически перестали работать. Возникла необходимость создания адекватной современным условиям системы изучения и управления сложными процессами, включая несостоятельность предприятий.

В России мониторинг осуществляется с 1 апреля 1999 г. на основании распоряжения Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению «О введении мониторинга финансового состояния организаций и учета их платежеспособности.» №13-р от 31 марта 1999 г. с учетом изменений и дополнений, внесенных распоряжением ФСФО России №17-р от 28 июня 1999 г, и распоряжения ФСФО России «О методических основах проведения мониторинга финансового состояния крупных, экономически и социально значимых предприятий».

Проведение мониторинга является функцией территориальных органов и агентств, а также центрального аппарата ФСФО России. Они ежегодно формируют перечни предприятий, подлежащих мониторингу, которые охватывают крупные, экономически и социально значимые предприятия:

- входящие в число 100 крупнейших компаний России по рыночной стоимости;

- имеющие фактическую численность работников, превышающую 10 тыс. человек;

- являющиеся субъектами естественной монополии;

- градообразующие, имеющие фактическую численность работников свыше 1 тыс. человек;

- должники, имеющие большое значение для экономики соответствующих регионов.

На первом этапе осуществляется сбор и хранение первичной информации, которая размещается на бумажных носителях в установленной форме. Каждое предприятие, охваченное мониторингом, представляет в контролирующий орган Учетную карту, а также ежеквартальную и годовую отчетность, которая включает бухгалтерский баланс (форма №1 по ОКУД), отчет о прибылях и убытках (форма №2 по ОКУД), отчет о движении капитала (Форма №3 по ОКУД), отчет о движении денежных средств (форма №4 по ОКУД), приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5 по ОКУД) и пояснительную записку. На основании данных этих документов составляются агрегированные формы финансовой отчетности.

На втором этапе мониторинга производится обработка полученной первичной информации с целью получения оценки финансово-экономического состояния предприятия. Для этого используются конкретные показатели платежеспособности предприятий, уточненные и адаптированные к условиям их функционирования.

Федеральной службой разработаны Методические основы проведения мониторинга крупных, экономически и социально значимых организаций. Экспресс-методика основана на принципе формирования комплексной бальной оценки финансового состояния предприятия по следующим показателям: текущей ликвидности (Ктл), финансовой независимости (Кн), эффективности операций (соотношения активов и выручки предприятия – Кэ), рентабельности активов и сумме кредиторской задолженности (Ра), просроченной не более трех месяцев (Пз).

На третьем этапе мониторинга производится ранжирование всех исследованных предприятий по критериям схожести их состояния, отраслевой принадлежности и территориального расположения (по 23 показателям). Затем для каждой из выделенных групп разрабатываются конкретные антикризисные решения. В целях повышения объективности и обоснованности результатов мониторинга на данном этапе проводятся различные виды экспертного анализа для выявления признаков фиктивного и преднамеренного банкротства, определения объектов оценки, предложения направлений финансового оздоровления предприятий, оценки действий руководителя, характеристики финансового состояния предприятия.

Основанием для проведения анализа служат следующие нормативно-методические документы: Методические рекомендации по проведению экспертизы о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства, утвержденные распоряжением ФСФО России №33-р от 8 октября 1999 г.; Постановление Правительства РФ «О стандартах оценки, обязательных к применению субъектами оценочной деятельности»; государственные стандарты «Единая система стандартов оценки. Основные положения» и «Единая система стандартов оценки. Термины и определения».

Таким образом, в России создана мощная система мониторинга состояния предприятий на макроуровне, которая впитала в себя успешный зарубежный опыт многих развитых стран. Эта система позволяет собрать исчерпывающую информацию, необходимую для принятия экономически обоснованных взвешенных решений по антикризисному регулированию в каждой конкретной ситуации. Вместе с тем она не лишена недостатков. Необходимо стандартизировать подходы к оценке состояний предприятий и выработать универсальную технологию анализа. Требуется унифицированная методика ранжирования предприятий. В этом смысле наиболее совершенной является методика интегрированной балльной оценки состояния предприятий.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Пессимистические меры | Основные параметры диагностирования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1715; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.