Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Организация личной работы руководителя




 

Рациональная организация управленческого труда способствует:

• росту его производительности при экономии времени и энергии руководителя;

• оздоровлению и облегчению условий труда, позволяющие сохранить здоровье и трудоспособность работника управления;

• созданию условий для всестороннего и гармоничного развития личности руководителя, повышения его квалификации.

Рациональная организация управленческого труда в значительной степени зависит: от самого руководителя, его возможностей, процесса персонального менеджмента и должна базироваться на плановых началах.

Процесс персонального менеджмента можно представить в виде взаимосвязанных функций: «постановка цели», «планирование», «принятие решений», «реализация и организация», «контроль», «информация и коммуникации».


Это схематически изображено на рисунке:

Функция «информация и коммуникации» расположена в центре, так как коммуникации необходимы для обмена информацией на всех этапах процесса персонального менеджмента.

Личный план работы руководителя должен быть тесно связан с перспективным и комплексным планами. Планирование личной работы руководителя является одним из важнейших элементов управленческой деятельности и включает:

• планирование своей работы по управлению;

• планирование своего рабочего времени;

• планирование работы по самосовершенствованию;

• планирование качества своей жизни.

 

Планирование личной работы руководителя

При планировании своей работы руководитель должен определить цели и задачи на ближайшее время. Затем выбрать те задачи, которые можно делегировать. Под делегированием понимается передача подчиненному выполнения задачи или деятельности из сферы действий руководителя. Одновременно с рабочей задачей должна делегироваться функциональная ответственность.

Выполнение определенных задач и достижение намеченных целей всегда происходит в условиях дефицита времени, поэтому после определения мероприятий, необходимых для достижения цели, нужно выяснить, сколько времени потребуется для их выполнения. При планировании своей работы руководитель должен установить точные сроки выполнения каждой из задач, содержащихся в индивидуальном плане. Аналогично комплексным планам управленческой деятельности планы индивидуальной работы руководителей также составляются на квартал, месяц, неделю. Кроме этого, существует еще и оперативный план на один день.

Эффективно управлять исполнительским и творческим временем, реально и точно его рассчитывать помогает еженедельник. Он является средством напоминания о делах, совещаниях, встречах. В еженедельнике каждое мероприятие записывается на тот день, в который оно должно быть выполнено.

Планирование позволяет обеспечить рациональное использование времени, достичь поставленных целей с возможно меньшим расходом времени.

Практика показывает, что увеличение затрат времени на планирование приводит к сокращению времени на решение непосредственно управленческих проблем.

 

Планирование использования своего рабочего времени

Чтобы составить хороший план использования рабочего времени, важно точно знать свой бюджет времени и совокупность планируемых задач.

Личный план работы должен быть реальным и неперегруженным. Следует запланировать соответствующий резерв времени для непредусмотренных, случайно возникающих работ (один час в день или полдня в неделю). Необходимо резервировать часть времени для творческой работы и повышения квалификации.

Последним пунктом в системе индивидуального планирования является контроль за выполнением плана и рациональным использованием рабочего времени. Руководитель должен постоянно контролировать выполнение личного плана, что дает возможность выявлять резервы для дальнейшего совершенствования своей работы и рационального использования рабочего времени.

Немецкий профессор, руководитель Института стратегии и эффективного использования времени (г. Гейдельберг, Германия) Лотар Зайверт предлагает следующие десять «золотых» правил, выполнение которых поможет руководителю добиться экономии времени.

1. Формируйте рабочие блоки, в которые вы будете включать выполнение крупных или сходных по характеру заданий.

Тому, кто постоянно прерывает свою работу или кому мешают посторонние, для выполнения задания нужно значительно больше времени, чем сосредоточившемуся исключительно на выполнении работы такого же объема. Перерывы требуют дополнительных затрат времени и усилий для очередного «разбега» и, «погружения» в работу. Если объединить выполнение нескольких небольших по объему, но сходных по характеру работ (например, телефонные разговоры, ответы на письма корреспондентов, обсуждение служебных вопросов с сотрудниками) в рабочие блоки, то экономия времени будет налицо.

2. Намеренно уединяйтесь и устанавливайте неприемные часы.

Для, выполнения чрезвычайно важных заданий необходимо иметь возможность работать спокойно, без каких-либо помех извне. Недопустимо, чтобы двери вашего рабочего кабинета были открыты всегда и для всех. Кроме того все равно невозможно устроить так, чтобы вас всегда могли застать по телефону, ведь время от времени приходится выезжать к клиентам, на переговоры и т.п. Значит, необходимо установить личные неприемные; часы. Для этого следует переключить телефон на секретаря, коллег или воспользоваться автоответчиком. Только в этом случае в вашем рабочем расписании появится промежуток времени, когда вы сможете, максимально сосредоточившись, добиться наивысшей производительности труда и результативности. На поступившие в этот период телефонные звонки можно будет ответить позднее.

3. При проведении переговоров устанавливайте регламент, а также определяйте необходимые затраты времени для выполнения определенных заданий.

Продолжительность выполнения той или иной работы обычно зависит от имеющегося в распоряжении времени. Едва ли не каждый деловой человек жалуется на слишком затяжные и малорезультативные переговоры. Обсуждать следует все, что необходимо, но не более часа. Этого времени вполне должно хватить для того, чтобы выслушать все точки зрения и принять основные решения. Порой деловые встречи превращаются в бесполезную «говорильню». Чаще всего их назначают на 10 часов утра, и переговоры длятся до обеда. Между тем, если встречу назначать на 11 часов утра, то она также непременно закончится к обеду, причем, возможно, с лучшим результатом. Итак, следует устанавливать жесткие временные рамки при проведении переговоров, совещаний и т.п. Время — деньги, и если последние постоянно считают, то затраты времени, в конечном итоге тоже имеющие свое денежное выражение, учитывают крайне редко.

4. Придерживайтесь принципа установления приоритетов при выполнении всех видов работ.

Никто не в состоянии справиться со всеми делами, которые необходимо или хотелось бы сделать. Широко распространенным явлением и проблемой является стремление сделать сразу слишком много дел. Однако в сутках лишь 24 часа. Чтобы как-то растянуть свой рабочий день, некоторые прихватывают, в случае крайней необходимости еще и часть ночи. Не забывайте, что стресс возникает не от того, что мы сделали, а от того, что мы не успели сделать. Нас угнетает сознание того, что мы не успели закончить работу. Единственная возможность справиться с потоком заданий, деловых встреч, договоренностей — это четко и однозначно установить для них приоритеты, ориентируясь на достижение собственных целей и выполнение действительно важных дел. Благодаря этому можно наилучшим образом использовать каждый день, час и минуту. В первую очередь целесообразно браться за то дело, которому отводится приоритет № 1.

5. По возможности выполняйте только действительно важные дела (Принцип Парето).

Вильфредо Парето в XIX в. обнаружил, что лишь небольшая часть результата какой-либо деятельности представляет собой действительную ценность. Так, к примеру, 80% успеха фирмы достигается благодаря лишь 20% клиентов или только в 20% текста статьи кли циркулярного письма содержится 80% всей информации. Если мы при чтении, на совещаниях, при занесении данных в компьютер и т.п. ограничимся тем, что является действительно важным, то, использовав лишь 20% своего рабочего времени, мы получим 80% результата. Главная трудность заключается в том, чтобы выявить те 20%, от которых зависит успех дела. В данном случае малое решающим образом определяет многое!

6. В полной мере используйте делегирование как оплачиваемую услугу.

Ни один деловой человек, дорожащий своим временем, не должен делать все сам. Те задания, выполнение которых могли бы взять на себя другие, непременно должны выполнять именно они. Тому, у кого совсем нет подчиненных или сотрудники не обладают достаточной квалификацией, следует набрать подчиненных с соответствующей подготовкой или позаботиться об обучении уже имеющегося персонала. Поскольку делегирование полномочий влечет за собой значительную экономию времени, выгоднее и дешевле всего длительное время пользоваться платными услугами вне своей фирмы, прибегая к помощи различных агентств, консультационных фирм и организаций, оказывающих различные услуги. В современных условиях на рынке услуг предлагается любая квалифицированная помощь. Затраты на использование платных услуг «на стороне» будут в любом случае меньше, чем затраты работодателя на содержание дополнительного штатного сотрудника.

7. Крупные задания выполняйте небольшими частями (тактика «нарезания салями»).

Еще Альберт Эйнштейн подметил, что большинству людей нравится рубить дрова потому, что при этом за действием сразу следует результат. Именно из-за того, что результат отдален по времени, людям свойственно «увиливать» от крупных и непрос-тых заданий или медлить с их выполнением, иначе говоря, откладывать их «в долгий ящик». Даже сильно проголодавшись, человек не в состоянии съесть сразу целого быка, он может каждый день съедать примерно два бифштекса. Цели и проекты также следует делить на небольшие порции и выполнять их в течение достаточно длительного времени, каждый день отводя на эту работу примерно по два часа. По достижении первой промежуточной цели выявятся и определенные результаты, которые будут стимулировать выполнение оставшихся задач.

8. Устанавливайте для самого себя сроки выполнения дел категории «А» (ЦДФ).

В благих намерениях, как правило, недостатка нет, не хватает обычно времени, чтобы выполнить задуманное. Причина проста: только соберешься взяться за намеченное, как нужно провести незапланированную деловую встречу, затягиваются переговоры, Возникают непредвиденные обстоятельства или просто отвлекают мелкие, повседневные дела, и тогда приходится отказываться от задуманного. Если же заранее, например в начале месяца, в рабочем календаре зарезервировать определенные временные блоки для выполнения своих начинаний и воспринимать их как заранее запланированные деловые встречи или совещания, да к тому же пометить их тем же цветным маркером, который вы используете для обозначения всех своих важных дел, то это психологически настроит вас на обязательность их выполнения. Когда вы станете в дальнейшем заносить в календарь сроки новых переговоров, совещаний и т.п., то невольно «споткнетесь» о свою прежнюю запись и будете вынуждены перенести намечаемое мероприятие на другой срок. Этого не случится, если в календаре будет отсутствовать запись о задуманном вами деле. Только так можно заставить себя непременно выделить в своем расписании время для выполнения действительно важных для вас дел, относящихся к так называемой категории «А», или А-дел. Записи о планируемых собственных А-делах точно так же, как и записи о деловых встречах, совещаниях и т.п., нужно дополнить конкретными сведениями, т. е. цифрами, датами и фактами (ЦДФ). Когда сроки проведения различных мероприятий будут согласовываться с другими сотрудниками, «договоренности с самим собой» следует непременно учитывать при планировании всех остальных дел.

9. Главные задачи выполняйте рано утром (ощущение успеха).

«Утренний час дарит золотом нас». Кто не переживал такого: уже в начале рабочего дня все планы нарушаются из-за непредвиденных обстоятельств: нагромождение незапланированных разговоров, телефонных звонков и т.п. перечеркивает все самые хорошие задумки? Однако то, что выполнено заранее (например, перед всеми повседневными делами, такими, как разговоры по телефону, ответы на деловые письма, совещания и т.п.), создает ощущение истинного успеха; результат ранней работы никто уже не сможет у вас отнять или испортить. Секрет успеха многих предпринимателей заключается в том, что они еще ранним утром дома или на рабочем месте непосредственно перед началом рабочего дня успевают выполнить то или иное важное для них дело или, по крайней мере, начать его. Подобное решающее опережение в любом случае окупается.

10. Сознательно учитывайте в рабочих планах колебания уровня работоспособности.

Большинство из нас на себе ощущает, что производительность труда в течение рабочего дня меняется, она то достигает пика, то резко снижается. Происходит это независимо от того, является ли человек «жаворонком» или «совой». В любом случае следует планировать выполнение наиболее важных работ на периоды повышения работоспособности. В это время человек чувствует себя полным сил и успевает сделать значительно больше и с лучшим результатом, чем в период спада работоспособности. Работы рутинного характера, не имеющие большого значения, следует выполнять в послеобеденное время. При планировании дел на день следует помнить, что самые важные дела выполняются в начале рабочего дня. В период наивысшей работоспособности целесообразно проводить собеседования с сотрудниками, совещания и деловые встречи с клиентами. Период спада работоспособности посвятите консультациям и телефонным звонкам.

 

Самосовершенствование руководителя

Работа по самосовершенствованию руководителя включает: самообразование руководителя; совершенствование техники и организации работы с информацией, техники чтения и методов работы со специальной литературой; тренировку внимания и памяти; овладение техникой ведения деловых бесед.

В зависимости от степени компетентности, руководителей можно классифицировать следующим образом2:

• первый уровень — руководитель — технический работник;

• второй уровень — руководитель-профессионал;

• третий уровень — руководитель — творческая личность.

В современных условиях уже недостаточно быть руководителем первого уровня компетентности, выполняющим исключительно стандартные операции и использующим лишь те методы, которым его обучили. Существует острая потребность в руководителях-профессионалах, которые заинтересованы в развитии собственного стиля решения проблем, а следовательно, и в пополнении своих знаний.

Чтение специальной литературы — это процесс накопления и расширения знаний. Умение работать со специальной литературой зависит от уровня подготовки специалиста. Совершенствование этой работы является важной задачей руководителя.

Вредными устаревшими привычками, которые мешают читать быстро и рационально, являются:

1) чтение по буквам и слогам. Если взгляд медленно переходит от буквы к букве или от слога к слогу, то они становятся точками фиксации внимания, чтение получается «спотыкающимся», а темп — низким. Необходимо одновременно фиксировать как можно больше слов. Как правило, слово можно узнать целиком по нескольким слогам;

2) внутреннее проговаривание читаемого. Привычка беззвучно (про себя) проговаривать текст существенно снижает объем прочитанного в единицу времени; темп чтений ограничивается темпом произнесения слов;

3) возвращение к прочитанным местам в тексте. Если взгляд постоянно возвращается назад к уже прочитанному, то происходит искусственное увеличение объема текста и снижается скорость чтения;

4) поверхностное чтение. Недостаточная концентрация внимания или слабый интерес к читаемому материалу ведут к снижению усвояемости содержания и восприятия информации;

5) слежение пальцем или карандашом;

6) чтение «слово за словом». Скорость чтения значительно возрастает при одновременном охвате целых групп слов, несущих определенный смысл;

7) движение головой (вместо слежения глазами). Глаза производят необходимые движения намного быстрее, чем голова;

8) позы, неудобные для чтения. Например, при чтении лежа быстрее наступает утомляемость и снижается внимание;

9) внешние факторы, такие, как плохое освещение, наличие шума, отвлечения и т.п.

Методику чтения можно совершенствовать путем:

• избавления от вредных привычек при чтении;

• тренировки движения глаз, с тем чтобы одним взглядом увидеть как можно больше слов;

• выполнения упражнений на концентрацию внимания;

• тренировки «периферийного» чтения.

«Периферийное» чтение, отличающееся более широким полем восприятия, ведет не только к повышению скорости чтения, но и к лучшему пониманию текста. Благодаря более широкому обзору представляется возможным охватить взглядом группы слов, несущих смысловую нагрузку, и легче вникнуть в прочитанное.

Тренировка памяти

Одним из важнейших- профессиональных качеств руководителя является хорошая память. Память — это процесс восприятия, сохранения и воспроизведения информации.

Методика систематического запоминания включает несколько стадий, на которых необходимо:

• сконцентрировать внимание на интересующей информации;

• несколько раз записать эту информацию, прочитать текст, затем пересказать его и, сравнив рассказ с оригиналом, исправить ошибки. При запоминании текста желательно разделить его на несколько коротких отрывков;

• мысленно представить себе эту информацию;

• постараться мысленно ассоциировать информацию с чем-то аналогичным или, наоборот, с диаметрально противоположным (метод контраста). Запоминание информации — это её фиксирование в памяти на основе установления связей с уже хранящейся информацией. Не всегда удается установить смысловые, логические связи, так как это в значительной мере зависит от кругозора человека и сложности получаемой информации. Но и алогичные индивидуальные ассоциации также могут способствовать запоминанию. Чем ярче ассоциация, тем она более эффективна. Запоминание будет максимально прочным, если устанавливаются разносторонние связи;

• повторить запоминаемую информацию. Длительность хранения информации в памяти определяется не только количеством установленных связей, но и повторением запомненного. Использование рациональных методов повторения позволяет достичь эффективного запоминания при относительно небольшом количестве повторений.

Правила повторения таковы:

• воспринятая информация не должна вытесняться из памяти быстрее чем за 20 секунд. Это связано с тем, что на образование связей с уже хранящейся в памяти информацией и на их закрепление требуется время;

• поскольку наибольшая потеря информации происходит на ранней стадии запоминания, повторять ее на этой стадии нужно как можно чаще, но не более одного раза в 10 минут. Количество повторений должно обеспечивать фиксацию информации, но в то же время не приводить к лишней трате сил и времени;

• промежутки между повторениями необходимо постепенно увеличивать. Если требуется запомнить информацию на несколько дней, ее следует повторить через 15—20 минут, затем через 8—9 часов и через 24 часа.

Совершенствование техники и организации работы с информацией

1. Для хранения информации можно применять выдвижной ящик с поперечными отделениями, пронумерованными от 1 до 31 (по числу дней месяца). В отделения вкладываются письменные материалы, которые понадобятся в назначенные дни. Каждый день из отсеков, помеченных числом месяца, берутся документы для работы.

2. На столе должно быть только две папки: для входящих и исходящих документов. При правильном использовании выдвижной системы хранения информации другие папки не понадобятся.

3. Подшивку документов следует осуществлять ежедневно, иначе вырастет бумажная гора, на разбор которой уйдут часы.

4. Для упорядочения записей в течение дня следует завести книгу «Для всего», куда можно записывать все — от протоколов собраний до телефонных номеров. В результате не придется искать заветный клочок бумаги, на котором записана переданная по телефону информация.

 

Планирование качества своей жизни

Целью планирования жизни является поиск наиболее подходящих способов ее устройства. Планируя свою жизнь, человек стремится обеспечить целесообразное, полезное использование своих духовных сил. Планирование позволяет определить, что является важным сейчас и в будущем. При планировании устанавливаются цели, которые служат ориентиром деятельности в будущем и определяют возможности использования духовных и физических сил применительно ко всем составным частям мотивации жизни3. Основы мотивации жизни представлены на рисунке.

 

В соответствии с рисунком объекты планирования жизни можно сгруппировать следующим образом:

1) жизнь как личности;

2) семейные отношения;

3) работа;

4) хозяйство, отношения с друзьями;

5) увлечения, свободное время;

6) самосовершенствование.

Все способы планирования жизни связаны между собой, и поэтому нельзя планировать какой-либо из них изолированно от других. Можно рекомендовать планирование каждого способа в такой последовательности:

1) анализ и оценка настоящего положения;

2) определение целей;

3) определение и взвешивание альтернативных возможностей;

4) определение препятствий и принятие мер для уменьшения их воздействия;

5) уточнение мер, определение порядка их важности и времени принятия;

6) контроль.

На жизненные обстоятельства руководителя как личности влияют различные объективные и субъективные факторы:

• личные качества;

• уровень подготовки к назначению на должность и готовность к назначению;

• готовность к назначению на более высокую должность;

• условия труда;

• перегрузки;

• удовлетворенность работой и возможность восприятия ее как источника вдохновения;

• социальное положение (возраст, семейное положение, состав семьи и т.п.);

• состояние здоровья и самочувствие.

Руководитель должен развивать свои творческие способности. Известные в Финляндии специалисты по управлению И. Ниссинек и Э. Воутилайнен предлагают следующие практические советы каждому, кто стремится поддерживать и целенаправленно развивать свои творческие способности.

1. Расширяйте кругозор! Мы все склонны рассматривать дела только под своим, ставшим уже привычным и узким углом зрения. Не поступайте так, а следите за своей и другими областями знаний и отбирайте все, что можно с пользой применить в вашей работе. Обменивайтесь своими мыслями с другими, говорите о своих идеях, не скрывайте их. Смело принимайте участие в мероприятиях, на которых обсуждаются интересующие вас вопросы. Собирайте вырезки, делайте записи и читайте их время от времени.

2. Сохраняйте активность и заинтересованность в делах! Не отказывайтесь от трудных, требующих сосредоточения дел, но научитесь и целенаправленно расслабляться. Посвящайте себя полностью делу, которым вы заняты в каждый конкретный момент. Не думайте о том, что еще вам в данный момент следовало бы сделать, а сосредоточьте свое внимание полностью на том деле, которым вы заняты. Научитесь извлекать уроки из своего опыта. Неудачи и негативный опыт очень полезны, так как дают нам возможность развиваться. Дела всегда можно начать сначала и по-новому.

3. Развивайте активно и нестандартно область своей специальности! Используйте для этого всевозможные источники, экспериментируйте лично сами. Просматривайте специальную и, другую литературу систематизированно, вместо того чтобы читать все подряд, изнуряя себя. Собирайте информацию, анализируйте ее, группируйте по проблемам. Делайте из прочитанного выводы, записывайте их.

4. Развивайте свои способности к выдвижению и решению проблем! Проявляйте интерес ко всем проблемам. Часто бывает так, что нам понятнее те трудности, причины которых, по нашему мнению, легко конкретизировать. Мы обычно не желаем видеть проблем, которые по своему характеру являются «абстрактными и трудно уловимыми. Такими проблемами в организации являются, в частности, взаимоотношения людей. Развивайте в себе способность к распознаванию проблем. Исследуйте их источники и связывающие факторы. Правильный подход к проблеме экономит много времени. Точное её определение — это уже полдела. Считайте первое определение проблемы пробным, которое, скорее всего, еще претерпит изменения. Не настаивайте чрезмерно на первом найденном способе решения проблемы и на своем мнении при её определении. Внимательно относитесь к мнениям новых людей в вашей организации, которые еще незнакомы с вашими традициями и структурой. Научитесь выслушивать разные точки зрения и признавать наличие проблемы. Возможность решения проблем с учетом своих интересов свидетельствует о хороших организационных способностях руководителя. Проблемы дают нам возможность развиваться. Они делают нам вызов!

5. Идеи рождаются в работе! Записывайте возникающие альтернативные решения и связанные с ними важные моменты. Не задерживайтесь долго ни на одном способе решения проблемы. Будьте готовы к отрицанию даже хорошей на первый взгляд идеи. Забудьте полностью о критике, вы ищите идеи, вы их пока не критикуете. Спросите у себя, почему данную проблему нельзя разрешить совершенно иным, нестандартным способом. Такая постановка вопроса очень полезна для выдвижения идей. Не падайте духом и не бросайте дело, а продолжайте настойчивый поиск новых путей. Дайте простор своему воображению, будьте даже легкомысленны, не доверяйте своему разуму и логике. Такая не очень дисциплинированная мысль чрезвычайно нужна на начальном этапе поиска решения проблемы. Записывайте пришедшие в голову идеи сразу на любом клочке бумаги, иначе они быстро забудутся.

6. Развивайте уверенность в себе и заинтересованность в деле! Хорошее настроение важно при выдвижении идей, сразу возьмите карандаш и нарисуйте схему, которая позволит рассмотреть проблему с разных точек зрения и выдвинуть варианты альтернативных решений. Избегайте любых помех в процессе творческой работы, особенно в её начале. Научитесь вознаграждать себя и доверять себе и своему опыту. Заинтересованность в деле и горячее желание решать проблемы являются исключительно важными в начальной стадии творческого процесса.

7. Отшлифуйте идеи и научитесь их правильно преподносить! Вы должны прежде всего сами верить в их перспективность и стремиться их реализовать. Покажите, что в других областях уже используются аналогичные идеи. Предоставьте возможность и другим подумать над этой проблемой. Готовое решение часто бывает трудно понять и принять. Не огорчайтесь, если автором вашего предложения будете признаны не вы, а кто-то другой.

Факторами, предотвращающими преждевременное старение и потерю трудоспособности являются:

• успех в жизни и удовлетворенность ею;

• понимание своего места в жизни;

• рациональное планирование жизни и постановка целей в соответствии со своими способностями и возможностями;

• активный отдых;

• здоровые привычки в выборе продуктов питания и напитков;

• разумная общая физическая подготовка;

• регулярное использование одной из методик расслабления.

 

Стрессы, стрессоустойчивость, саморегуляция

Стресс — это как раз и есть один из режимов, в котором может протекать наша жизнь, работа.

Впервые в научный оборот этот термин ввел канадский врач Ганс Селье (р. 1907) в своей книге «Стресс и дистресс», опубликованной в 1936 г. Здесь он дал следующее определение этому понятию:

«Стресс — это особый ответ организма на любое, предъявляемое ему требование, это напряжение организма, направленное на преодоление возникших трудностей и приспособление к возросшим требованиям».

С тех пор это явление стало предметом тщательных научных исследований, особенно со стороны психологов и медиков. В результате к настоящему времени широко утвердилось мнение, что человеческий организм может работать в двух основных режимах:

• в режиме стресса, т.е. в режиме мобилизации, активизации, напряжения и даже перенапряжения своих сил, психологических и физических;

• в режиме обычном, т.е. спокойном, не требующем напряжения, а тем более перенапряжения.

Естественно, что следующим вопросом, возникшим после уяснения сущности стресса, стал вопрос о его причинах, источниках, стрессогенных факторах.

В поисках ответа на этот вопрос учёные установили следующее:

• появление стресса не зависит от работы в пределах нормы, как и от отдыха без излишеств, также как и от таких факторов как погода или возраст;

• стресс зависит исключительно от перегрузок, перенапряжения; причем, они могут быть разовыми, но острыми, вызываемыми такими мощными стрессогенными причинами как, например, смерть близкого человека, распад семьи, увольнение с работы и т.п.; но могут быть и не столь острыми, но хроническими, повторяющимися, следующими друг за другом в виде, например, недостатка какой-либо важной информации, тревоги, связанной, например, с возможным увольнением с работы и т.п.

Возникновение стрессовой ситуации в жизни человека проявляется по-разному. Но все эти проявления сводятся к реакциям трёх видов:

• психологические, выражающиеся в появлении чувства тревоги, беспокойства, уныния, тоски и т.п.

• физиологические, связанные с повышением кровяного давления, учащением дыхания и пульса, напряжением мышц и т.д.

• физико-химические, приводящие к усиленной выработке организмом таких веществ как адреналин, гидрокартизон, активизирующих деятельность всех систем организма.

Конечно, все эти изменения совершаются в организме не сразу, не в один миг. Стрессовое состояние имеет свою динамику, свои этапы развития, роста. Обычно выделяют три основных этапа развития стресса:

• начальный этап связан прежде всего с упомянутыми выше психологический проявлениями в виде чувств беспокойства, нервного напряжения, часто вызванного ожиданием важного события, его затягиванием, недостатком информации о нём и т.п.;

• на втором этапе происходит уже комплексная, всесторонняя перестройка организма, его приспособление к вновь возникшим требованиям, мобилизация всех его духовных и физических сил; это основная фаза сопротивления организма стрессогенным факторам;

• и наконец, в случае затягивания стрессовой ситуации наступает третья фаза — истощения сил организма, его заболевания, фаза дистресса. Она наступает тогда, когда ресурсов организма не хватило для обеспечения его перестройки в соответствии с возникшими новыми требованиями внешней среды.

Это как раз и есть тот самый деструктивный стресс, который имеет для человека особо тяжкие последствия. На его особенностях остановимся подробнее.

Являясь завершающим этапом в развитии стрессовой ситуации, деструктивный стресс сам в свою очередь имеет внутренние уровни, механизмы развития:

• на физико-химическом уровне он проявляется в полном истощении в организме запасов адреналина, вместо которого он, чтобы выжить, начинает производить его эрзац, неравноценный, заменитель в виде гидрокартизона; который.однако, не может в полной мере заменить адреналин, а его длительное использование ведёт к ослаблению защитных сил организма, иммунной системы, т.е. к синдрому иммуннодефицита, сходному с эффектом СПИДА; в итоге жизнеспособность организма снижается, дорога для проникновения различного рода инфекций ко всем системам организма оказывается открытой;

• в результате на физиологическом и соматическом (телесном) уровнях возникают серьёзные функциональные изменения, болезни органов пищеварения (язва желудка), нервной системы (бессонница), кожные заболевания, сердечно-сосудистые болезни в виде инфарктов и инсультов; следствием дистресса может быть даже рак, как это убедительно доказано проведённой физиологами серией опытов над крысами;

• на психологическом уровне проявления тяжёлого стресса выражаются в ухудшении памяти, способности концентрации внимания, повышенной возбудимости, чрезмерном убыстрении речи, увеличении числа ошибок в работе, утрате чувства юмора, усилении пристрастия к алкогольным напиткам и курению, а также в потере вкуса к еде.

Отсюда ясно, насколько важно для любого человека, особенно руководителя, обнаружив у себя те или иные признаки чрезмерного стрессового напряжения, грамотно использовать методы самозащиты от возможных тяжёлых последствий деструктивного стресса.

С учётом этих исходных правил и нужно противостоять стрессам, используя разнообразные физические и психологические приёмы:

• на физическом уровне это прежде всего такие элементарные приёмы как ежедневные часовые прогулки на свежем воздухе, занятия тем или иным любимым видом спорта, недопущение излишнего переутомления, разумное ограничение деловых поездок и встреч;

• на эмоциональном уровне повышению стрессоустойчивости способствует посещение театро,в, концертов, художественных выставок, кроме того, полезно научиться при столкновении со стрессогенными факторами переключать внимание на эмоционально более приятную для вас тему, например, на воспоминания об отдыхе на море, в горах и т.п., весьма полезно слушать классическую музыку, особенно Моцарта, Чайковского, Дунаевского, рекомендуется также чаще смотреть на цветы, избегать в окружающих интерьерах красного цвета и больше использовать голубой и зелёный;

• на интеллектуальном уровне, продумывая цели своей жизни, следует ставить перед собой такие задачи, чтобы не надорваться при их достижении. Эти цели и задачи необязательно должны быть великими; они должны быть реальными, соответствующими вашим способностям и возможностям. Но поставив перед собой реальную цель, следует настойчиво, систематически добиваться её исполнения, чтобы потом не пришлось сожалеть об упущенных возможностях;

• для этого нужно научиться постоянно поддерживать в себе достаточно высокий жизненный тонус.

Нужно выработать себе соответствующий, нестрессовый стиль жизни, основными чертами которого являются:

• допущение возможности творческого стресса, возникающего в определённые периоды напряжённой деятельности;

• заблаговременное освоение указанных выше методов преодоления деструктивного стресса;

• стремление участвовать в работе, которая для нас интересна, достойно оплачивается и даёт нам чувство удовлетворения;

• дозирование своей рабочей нагрузки таким образом, чтобы в ней периоды большого напряжения и даже некоторой перегрузки, чередовались с периодами передышки;

• постоянное внимание к своей физической форме, регулярное и разнообразное питание исключение злоупотреблений алкоголем, курением, а тем более наркотиками, а лучше всего — полный отказ от них;

• обеспечение возможно большего разнообразия видов деятельности, равномерное распределение времени между работой, отдыхом, семьей, друзьями, общественной деятельностью, культурными мероприятиями, уединением;

• стремление найти таких друзей, которые оказывают на вас позитивное воздействия и избегать таких связей, которые, наоборот, ведут к депрессии;

• умение радоваться жизни; находить наслаждение даже в небольших её радостях, которые она нам иногда преподносит;

• сознание необходимости возможно полнее познать свои возможности, и на этой основе поставить перед собой посильные, реальные жизненные цели, пусть даже они будут весьма скромными;

• понимание невозможности достигнуть во всём высшего совершенства, неизбежности тех или иных ошибок, умение порою и посмеяться над собой, не терять чувства юмора.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 8031; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.115 сек.