Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Древний Египет

Шумеро-Вавилония

 

Согласно сохранившимся древним памятникам, музыке и музыкальным инструментам здесь придавался сакральный смысл. Так, именами музыкантов обозначалось летоисчисление, многие боги шумерийцев являлись музыкантами. В государственной иерархии музыканты следовали за царями и служителями культа. В их обязанности входило исполнение плачей в сопровождении инструментов на траурных процессиях, воспевание могущества богов в рамках обрядов, введение аудитории в массовый религиозный транс при помощи музыки и ритуальных действий. В этой связи исследователи делают вывод об экстатическом, экзальтированном характере звучания музыки Шумеро-Вавилонии.

 

Исторические источники свидетельствуют о том, что уже к началу III тыс. до н.э. здесь возникает богатый и разнообразный инструментарий. Это различные ударные (преимущественно.барабаны и систр), архаическая продольная флейта, язычковые духовые инструментов типа гобоя древние разновидности арфы и лютник. Сохранились изображения различных ансамблей, н которых одновременно участвуют струнные, духовые и ударные инструменты. Интересно изображение арфообразной лиры с 11-ю струнами. На её корпусе есть скульптурное изображение быка - символа первородного огня, и рогатой головы мифического животного. Подобные символы свидетельствуют о магической функции инструментов.

 

Расшифровка единственного памятника "-(поэтический текст; на полях которого сохранились клинописные знаки; обозначавшие звуки), позволяет сделать вывод о том, что в Древнем Вавилоне и Ассирии на арфе играли не только мелодию, но одновременно поддерживали её созвучиями из 2-х или 3-х гонов: квартами, квинтами, октавами, секундами и двойными октавами.

 

Так же, как и в других древневосточных цивилизациях, в Шумеро-Вавилонии существенную часть ритуальной жизни составляли музыкально-драматические представления, связанные с мифами об умирающем и воскресающем божестве (Таммуз – бог весны или Иштар богиня любви и плодородия). Существенную роль в них играла музыка, тесно связанная с магией.

 

 

В Египте особенно ярко проявился феномен обожествления царской власти, в связи с чем культовая и придворная музыка подчинялись ритуалу и, по-видимому, имели общую стилистику. Стремление к монументальности, характерное для египетского искусства в целом воплотилось в создании больших хоровых и инструментальных коллективов, изображения которых сохранились на фресках.

 

Среди музыкальных инструментов большое распространение получили дуговая арфа и продольная флейта _Арфа символизировала культы Исиды, Осириса и Тота. Эти боги считались творцами музыкального искусства. Египетская арфа первоначально имела пять струн, а впоследствии дошло до 20. Эти струны были различной длины и, следовательно, издавали звуки различной высоты. Флейта связывалась с образом Осириса. Звучание арфы ассоциировалось с гимнами-песнопениями созерцательного характера. Флейты же в основном сопровождали траурные церемонии. На надгробных изображениях встречаются лютнеобразные инструменты, nabla, которые очень похожи на современную мандолину и имеют от одной до трёх струн. Наличие инструментов с грифом, служащим для того, чтобы играющий, укорачивая струны, мог получать звуки различной высоты, доказывает, что египтянам был известен принцип математического определения соотношений тонов по высоте. Важную роль играли ударные инструменты^ Среди них - систрум (род металлической трещотки) - символ богини Исиды* трещотки, глиняные барабаны, тарелки. Известно, что при помощи ударных отпугивали злых.демонов. Количество струн или отверстий, а также ладовый строй инструментов связывались с календарными циклами Нила и движением планет (3, 5, 7). При этом звук «е» символизировал Солнце, «а» - с Луну, «h» -Землю «d» - Венеру,«g» - Юпитер, «с» - Сатурн и «f» - Меркурий. В Древнем Египте возникла одна из древнейших систем фиксации музыки, - хейрономия. Она представляла собой ручные знаки, обозначающие направление и ритм мелодии. Эта система предполагала сохранение певческого канона в среде посвященных. На египетских рельефах часто можно встретить изображения своеобразных оркестров. Мы не можем достоверно судить о том, каков был характер звучания "этих ансамблей. Присутствие арфы и флейты в таких оркестрах показывает, что наряду с ритмическим элементом в древнеегипетской музыке значительную роль играло и мелодическое начало.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Музыкальное искусство древневосточных цивилизаций | Палестина
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 706; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.