Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристики виолентов по этапам эволюционного развития




Стратегии в сфере массового производства

Крупные фирмы, осуществляющие массовое производство, облада­ют большой ресурсной силой, и, естественно, им свойственно силовое конкурентное и инновационное поведение на рынке, которое принято называть виолентным.

Эти фирмы обладают крупными размерами, большой численностью работающих, множеством филиалов и дочерних предприятий, полно­той ассортимента, способностью к массовому производству. Их отли­чают большие расходы на НИОКР, производство, маркетинговые и сбытовые сети. Для этого требуются серьезные инвестиции..Их постоян­ная проблема — загрузка мощностей. Продукция виолентов обладает отличным качеством, связанным с высоким уровнем стандартизации, унификации и технологичности, низкими ценами, свойственными массовому производству.

Многие виоленты представляют собой транснациональные компа­нии, создают олигополистический рынок.

Сферы деятельности виолентов ничем не ограничены. Они могут встречаться во всех отраслях: машиностроении, электронике, фарма­цевтике, обслуживании и т. д. Четко их типы можно выделить лишь по этапам эволюционного развития виолентов в зависимости от дина­мики развития:

♦ «гордый лев» — тип виолентов, для которых характерен самый динамичный темп развития. Эту группу можно разделить на под­группы: «лидеров», «вице-лидеров» и остальных;

♦ «могучий слон» — тип с менее динамичным развитием, расши­ренной диверсификацией компенсации за потерю позиции лиде­ра в отрасли;

♦ «неповоротливый бегемот» — тип виолентов, утративших дина­мику развития, чрезмерно увлекшихся широкой диверсификаци­ей и распыливших силы,

Признаки состояния Эволюция фирм-виолентов
    «Гордые львы» «Могучие слоны» «Неповоротливые бегемоты»
Продолжительность пребывания на стадии До 10 лет Десятилетия Несколько лет
Рост компании и его устойчивость Быстрый, но неустойчивый Средний, но устойчивый Отсутствует
Диверсификация (про­никновение в другие подотрасли и отрасли) Слабая Широкая Излишне широкая
Инновационная актив­ность Лидер по ряду направлений Лидер по 1-2 направле­ниям Нарастание техно­логического отста­вания
Размеры фирмы Крупные Особо крупные Сохраняют боль­шие размеры
Наличие сети зару­бежных филиалов Небольшая сеть Большая сеть Сеть распадается
Динамизм развития и его устойчивость Высокий, но неустойчивый Средний, но устойчивый Низкий
Типичная стратегия и тактика Метод «само­ускоряющего­ся» роста Тактика «ловко­го второго» Дезинвестиции
Стремление быть пер­вым Присутствует всегда Необязательно Отсутствует
Степень извлечения пользы от инноваций Невысокая Максимальная Малая
Расходы на НИОКР Крупные Крупные Малые
Характер конкуренции Агрессивный Нишевый Пассивный
Потенциал роста сег­ментов рынка Большой Средний Низкий
Диверсиф икация Почти нет Широкая Очень широкая

Крупные организации постоянно подвергаются критике за консер­ватизм, бюрократизацию, расточительность, неуправляемость. Одна­ко при всех своих недостатках они являются стержнем любой совре­менной развитой экономики. От общего числа фирм США, Западной Европы, Японии они составляют не более 1-2%, но они же создают от 1/3 до '/ валового национального продукта и выпускают более поло­вины всей промышленной продукции. Наряду со слабыми сторонами виоленты, несомненно, обладают многими преимуществами.

Область научно-технической деятельности виолентов, как и государ­ственных компаний, — предсказуемый, текущий, программно-целевой научно-технический прогресс (рискованные прорывы в неизвестное — шанс эксплерентов). В основном виоленты участвуют в проведении плановых поисковых и прикладных НИР (иногда и фундаменталь­ных, особенно в фармацевтической промышленности), в создании но­вых моделей и модернизации (улучшении) ранее выпускаемой техни­ки. Это инновационные продуктовые стратегии.

Для крупных фирм жизненно важное значение имеет постоянное сокращение издержек. Инновационное решение этой проблемы за­ключается в переходе на новые ресурсосберегающие технологии, ко­торые они создают сами или, что случается более часто, перенимают у разработчиков и первых инноваторов. Не отказываются виоленты подключиться и к производству новых продуктов на этапе созревания их массового рынка.

Новые крупные фирмы чаще всего появляются в новых отраслях или подотраслях, а в международном масштабе — в новых, динамично развивающихся странах. Создание виолента требует крупномасштаб­ных инвестиций. Именно таким образом появилось много крупных организаций в ряде отраслей век назад, сформировались виоленты в индустриальных странах (например, в Японии, Южной Корее), появи­лись они и в новейших отраслях (компьютерной, биотехнологии). Для успеха на рынке крупная корпорация должна осуществить взаимосвя­занные инвестиции в трех направлениях:

♦ создание крупного производства;

♦ формирование общенациональной, а затем и интернациональной сбытовой и маркетинговой сети;

♦ организация эффективного управленческого аппарата.

Виоленты приобретают черты «гордых львов» — фирм с четким производственным профилем и малой диверсифицированностью (не проникает в смежные отрасли и подотрасли). Однако в выпуске «сво­его» массового товара «львы» относятся к технологическим лидерам. Особенности их позиций на рынке: технические или организацион­ные преимущества в важном и перспективном сегменте рынка. Напри­мер, концерн Philips главенствовал в производстве ламп, Toyota — ком­пактных автомобилей, СП «Хруничев-Локхид» — ракетоносителей для тяжелых коммерческих спутников.

Сила «львов» — концентрация на узком, но массовом и перспектив­ном круге товаров; большие расходы на НИОКР и создание мощней­ших научно-исследовательских структур, которые как ядро организа­ции не исчезают ни при каких обстоятельствах.

«Гордый лев» запускает крайне выгодный для него механизм само­ускоряющегося роста. Он начинается с массированного вторжения на рынок с новым качественным продуктом по доступным ценам.

Так произошло, например, с разработанной корпорации Microsoft програм­мой Windows, являющейся самой распространенной операционной системой для персональных компьютеров. Вскоре появились первые миллионы пользователей. Далее для уже известной операционной си­стемы стало выгодно писать конкретные приложения, чем сразу же за­нялись тысячи программистских фирм. Это стало для потребителей дополнительным аргументом в пользу приобретения программы Win­dows, через которую они получили доступ к массе совместимых с ней других программ. Объем продаж вырос, число пользователей увеличи­лось, издержки на одну копию сократились, цена снизилась, что вновь подогрело интерес программистских фирм, и т. д. С каждым витком самоускоряющегося роста фирма-«лев» все дальше отрывается от кон­курентов. Динамичные «львы» наиболее агрессивны в конкуренции в верхнем эшелоне «пирамиды» корпораций.

Потенциал роста того сегмента рынка, в котором динамично разви­вался «лев», рано или поздно иссякает. Активная эволюция виолента заканчивается, и он переходит в позицию «могучего слона», когда фирма-виолент утрачивает динамизм, но взамен обретает повышен­ную стабильность. В этом состоянии она может существовать несколь­ко Десятилетий. Устойчивость обеспечивается в основном тремя фак торами: большими размерами; диверсификацией; наличием широкой международной сети филиалов.

«Могучему слону» в условиях стабильного существования свой­ственна эффективная тактика «ловкого второго». Быть все время пер­вым в выпуске новинок при жесткой конкуренции невозможно. Риск первопроходца велик, а крупное производство рисковать не может. Часто «слоны» избегают роли первого при появлении нового товара на рынке, но они рядом, на вторых ролях. Ведущие корпорации начи­нают действовать лишь тогда, когда успех новинки заметен. Они от­тесняют компанию-новатора и выходят на первый план. Суть тактики «ловкого второго» в том, что фирме не обязательно быть первой, что­бы получить от нововведения наибольшую выгоду. Открытие, изобре­тение имеет в основном научно-техническое значение. Коммерчески выгодным оно становится лишь при массовом тиражировании и при­менении в разных областях, т. е. при глубокой диффузии. Как раз здесь проявляются преимущества виолента-«слона». Благодаря широко ди­версифицированному и массовому производству именно «слон» из­влекает наибольшую пользу из применения новинки в самых различ­ных областях.

Ситуация «льва» — быстро развивается весь бизнес. Ситуация «сло­на» — удачно развиваются лишь некоторые направления деятельно­сти, а другие отстают. Со временем динамизм «слона» падает. Умень­шается его созидательная способность. «Могучий слон» превращается в «неповоротливого бегемота». Сохраняя гигантский оборот, корпорация постепенно утрачивает способность добиваться соразмерной прибыли, а то и становится убыточной. Причины:

♦ стратегические ошибки, связанные со слишком широкой дивер­сификацией и соответствующим распылением сил;

♦ общий упадок отрасли, омертвление капитала, отсутствие перс­пективы производства.

Ситуацию в ряде случаев еще можно поправить за счет стратегии дезинвестиции, т. е. избавления от убыточных производств и сниже­ния издержек в сохраняемых организациях.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1206; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.