Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Аксиологии (всеобщая теория ценностей)

Читайте также:
  1. I. Теория государства и права как наука. Ее место в системе юридических наук.
  2. III. Теория акта правосудия.
  3. А 2.2. Теория ожидаемой полезности
  4. Ассоциативно-рефлекторная теория обучения.
  5. В конце 50-х годов появилась теория судебного права.
  6. Воспрос№2. Трактовка ведущих факторов и условий развития личности человека в существующих теориях.
  7. Гидравлическая теория смазки 13.1. Ламинарное движение жидкости в узких щелях
  8. Глобализация как тенденция мирового развития и теория.
  9. Гормональная теория развития растений
  10. Двухфакторная теория Герцберга
  11. ДИАЛЕКТИКО-МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ (МАРКСИСТСКАЯ) ТЕОРИЯ

СТРУКТУРА ФИЛОСОФИИ

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ФИЛОСОФИИ

Философия (от греческий слов филио - любовь и София - мудрость) - форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и человека в нем.

Зарождение философии как специфической формы духовной деятельности относится примерно к началу 1-го тысячелетия до н. э. Термин «философия» ввел в оборот Пифагор (середина VI в. до н. э.).

Первое достаточно развернутое разъяснение содержания смысла этого понятия принадлежит Платону. До Платона философское знание представляло собой систематизацию житейской мудрости, выраженную в символической, художественно-образной форме. Начиная с Платона и Аристотеля философия уже не удовлетворяется простой любовью к мудрости, а стремится стать развернутым, последовательным учением, опирающимся на надежный фундамент представлений не только о человеке, но и о мире, в котором осуществляется его жизнедеятельность.

Что именно является предметом философии, зависит от эпохи и интеллектуальной позиции мыслителя. Споры, что такое предмет философии продолжаются. Свои варианты ответа на вопрос о предмете философии предлагали разные школы. К числу важнейших вопросов, рассматриваемых всеми философскими школами относятся:

Вопросы, касающиеся понятия бытия.

«Существует ли Бог?»

«Возможно ли познание?» (и другие проблемы познания).

«Кто такой человек и зачем он пришел в этот мир?»

«Что делает тот или иной поступок правильным или неправильным?»

Философия пытается ответить на вопросы, на которые пока не существует способа получения ответа, типа «Для чего?» (например, «Для чего существует человек?»). В тоже время наука, пытается ответить на вопросы, на которые существуют инструменты получения ответа, типа «Как?», «Каким образом?», «Почему?», «Что?» (например, «Как появился человек», «Почему человек не может дышать азотом?», «Каким образом возникла Земля?» «Как направлена эволюция?», «Что будет с человеком (в конкретных условиях)?»).

Что касается структуры философии, то она до сих пор точно не определена. Наиболее распространена её трактовка как состоящей их трёх тесно друг с другом связанных частей (уровней):

онтологии (учении о бытии),

гносеологии (учение о познании)

На онтологическом уровне решаются проблемы наиболее общих взаимоотношений между миром и человеком. Человек как особая мыслящая структурная единица бытия и реального мира необходимо вступает с ним во взаимодействие. Это приводит человека к постановке вопросов о сущности мира и его происхождении, о том, что лежит в основе мира (например, материальная или духовная субстанция). Человек пытается выявить основные формы проявления мира, ставит вопросы о том, един или множественен мир, в каком направлении он развивается и развивается ли вообще. В отличие от частных наук, философия ставит эти вопросы в предельной форме, говоря о наиболее общих предпосылках бытия, о его наиболее общих закономерностях. Это порождает разнообразие философских систем по их решению онтологических проблем. Например, философы по-разному отвечающие на вопрос о том, что лежит в основе: дух или материя, дают нам идеалистическое или материалистическое решение данного вопроса. Являясь частью бытия, человек в то же время определенным образом противостоит ему и осознает это свое противостояние. Поэтому окружающий мир воспринимается как объект познания.



На уровне, называемом гносеологическим, философия ставит вопрос о познаваемости мира. В рамках этого вопроса строится теория познания. Человек не только познает мир, но и живет в нем как его часть, эмоционально воспринимает и осознает свое существование, взаимоотношения с другими людьми, свои права и обязанности.

Ценностные проблемы решаются на аксиологическом уровне. Здесь происходит выявление всеобщих ценностных оснований бытия человека, его практической деятельности и поведения. Аксиологию интересует человеческое отношение к бытию, а не бытие как таковое или законы его познания.

Имеются и другие уровни в структуре философии. Например, философская антропология исследует проблемы природы, сущности и существования человека как особой формы бытия. Этика изучает проблемы добра и зла. Ее цель - выявить фундаментальные, предельные основания справедливых, разумных и осмысленных действий в совместной жизни людей. Эстетика исследует сущность прекрасного, формы его проявления в искусстве и природе, а также его воздействие на воспринимающего.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Аксиологии (всеобщая теория ценностей)

Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 174; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.161.3.96
Генерация страницы за: 0.015 сек.