КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
История возникновения, сущность и функции политических партий
ИНСТИТУТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
Президент. Его функции и полномочия как главы государства. В республике главой государства является, как правило, президент. Основное его отличие от монарха состоит в том, что президентский пост выборный и президентское правление ограничено временными рамками. Истоки института президентства восходят к Древнеримской республике, в которой в чрезвычайных обстоятельствах избирался «предводитель народа» (magister populi). Современный вариант президентства возник в США в 1787 г. Процедура избрания президента, его полномочия и их продолжительность отличаются разнообразием. Так, в большинстве стран президента избирают всенародно (Франция, Венесуэла, Ирландия, Россия, Беларусь и др.), в некоторых – коллегией выборщиков (США), в Германии – особым собранием, в которое входят уполномоченные земель и депутаты бундестага, в Швейцарии – правительством, в Греции, Израиле – парламентом. Неодинаков и срок полномочий: в США, России, Колумбии – 4 года, в Индии, Венесуэле, Беларуси – 5, во Франции – 7 лет. Кроме того, в ряде стран конституции ограничивают срок пребывания в президентской должности одного и того же лица одним (Мексика, Эквадор) либо двумя (США, Австрия, Германия, Россия, Беларусь) сроками; во Франции, Италии, Финляндии ограничения срока не предусмотрены. Полномочия главы государства определяются конституцией и зависят в основном от формы правления. В парламентской республике президент является главой государства формально. Его функции носят чисто представительский характер. Фактически вся полнота власти сосредоточена в руках лица, возглавляющего правительство. В президентских республиках (к которым относится Республика Беларусь) и в республиках со смешанным правлением президент — ключевая фигура в структуре высших органов власти. Он одновременно является и главой государства, и главой правительства, несмотря на наличие поста премьер-министра или председателя правительства при смешанной форме правления Институт президентства занимает центральное место в системе власти Республики Беларусь. Президент является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Президент является высшим должностным лицом Республики Беларусь, олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти. Президент несет ответственность перед народом Республики Беларусь за исполнение своих обязанностей. Президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее десяти лет непосредственно перед выборами. Президент избирается непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в порядке, установленном Избирательным кодексом Республики Беларусь. В полномочия Президента Республики Беларусь входит: назначение республиканских референдумов; назначение очередных и внеочередных выборов в Палату представителей, Совет Республики и местные представительные органы; с согласия Палаты представителей назначение на должность Премьер-министра Республики Беларусь; с согласия Совета Республики назначать на должность Председателя Конституционного Суда, Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь из числа судей этих судов; осуществлять помилование осужденных; формирование Совета Безопасности Республики Беларусь; является Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Беларусь; а также другие полномочия предусмотренные Конституцией и Законом «О Президенте Республики Беларусь».
Законодательная власть. Понятие парламента, его структура и значение. Слово «парламент» впервые появилось в Англии (Parliament), хотя корень слова французский («parler» – «говорить», парламент –место, где разговаривают). Французы, создав свой парламент, «вернули» себе это слово. Другие источники выводят это слово от латинского «parlare» – говорить, разговаривать. И это тоже справедливо, т.к. французы «взяли» это слово у римлян. Что же стоит за этим понятием? Чаще всего определяют парламент как избираемый населением (может быть частично назначаемый) высший представительный орган государственной власти в стране. Раскрывая понятие парламента, обычно применяют термины: высший законодательный и представительный орган. «Представительный» означает, что в этом органе заседают представители страны – депутаты. А «законодательный» означает их действия – принятие законов. В последнее время в научной литературе представительская и законодательная функции подаются как несовпадающие функции. Слова «представительный и законодательный орган» стали означать разные проявления деятельности одного и того же органа, хотя совсем недавно казалось, что это «две стороны одной медали» и никто другой не может их осуществлять и одно без другого не бывает. Все полагали, что без представительства нет законодательной функции и наоборот. А сейчас – одно может быть и без другого. Что же стоит за таким новым пониманием парламентской деятельности? Законодательная функция – деятельность по принятию закона. Под представительской функцией сейчас понимается деятельность парламента как некоего форума, на котором открыто и публично обсуждаются важнейшие вопросы жизни страны. Слово «парламент» универсально, оно применяется и понимается почти в любой стране мира. Но в разных странах название этого органа может быть самым разным. Кроме слова «парламент» употребляется, например, термин «конгресс». Первыми его применили американцы, конгрессом называется парламент в Венесуэле, на Филиппинах. Применяются такие названия как Палата депутатов (Люксембург), Национальное собрание (Португалия, Иордания, Южная Корея, Панама, Пакистан и др.). Термин Федеральное собрание применяется в федеративных государствах. Место и роль парламента, как правило, закрепляются в конституциях. Иногда там подчеркивается его особый статус. Например, ст. 41 конституции Японии гласит, что парламент является высшим органом государственной власти и единственным законодательным органом государства. Конституция США закрепляет, что законодательной властью наделяется Конгресс США, который состоит из Сената и Палаты представителей. Роль и функции испанского парламента (Генеральных Кортесов) очень четко закрепляются статьей 66 испанской конституции. Там сказано, что «Генеральные Кортесы осуществляют государственную законодательную власть, принимают бюджет, контролируют деятельность правительства и осуществляют иные функции, возлагаемые на них конституцией». В некоторых конституциях вообще закреплено, что парламент не является единственным законодательным органом. Например, в ст. 26 конституции Греции сказано, что законодательная власть осуществляется палатой депутатов и президентом республики. Так или иначе, практически нет ни одного государства, за исключением стран с абсолютной монархией, где не было бы парламента и если парламент есть, то основная его роль и функция – принимать законы. Встречаются различные классификации парламента, но чаще всего начинают классифицировать парламенты по структуре. С этой точки зрения парламенты делятся на однопалатные и двухпалатные. Порядок формирования парламента зависит от его структуры. Если парламент однопалатный, то он, как правило, избирается гражданами. Если двухпалатный, то одна его палата (нижняя) также избирается гражданами, а что касается второй палаты, то существует множество разных вариантов формирования второй палаты. Первый способ – формирование верхних палат путем прямых выборов с некоторыми особенностями. Так, например, верхняя палата конгресса США – Сенат, также как и нижняя, избирается гражданами страны, но не по территориальным округам, как Палата Представителей, а от каждого штата избирается по два сенатора. Второй вариант формирования верхних палат – формирование посредством косвенных выборов. Наиболее характерные примеры – государственная практика Франции, Норвегии, Индии и других стран. Французский Сенат формируется трехстепенными выборами. Сенаторы Франции избираются на 9 лет депутатами Национального собрания, депутатами в Генеральных советах департаментов и депутатами муниципальных советов. Третий способ формирования верхней палаты – формирование посредством назначения. Принцип назначения используется в Канаде, Иордании. Четвертый вариант формирования верхней палаты иногда называют феодальным способом формирования, иногда – формированием по наследственному принципу. Верхнюю палату парламента Великобритании составляют обладатели различных дворянских титулов и званий, получивших право заседать в парламенте по наследству. Важную роль в деятельности парламентов играют его руководящие органы. Руководителя палаты парламента чаще всего называют спикер, иногда председатель или президент. Кроме спикера или председателя нижней палаты депутаты обычно избирают одного или двух вице-спикеров или вице-председателей. Также могут избираться секретари, которые редактируют и подписывают протоколы заседаний. В процессе работы парламента могут создаваться парламентские комиссии или комитеты – это специальные органы, образованные из депутатов, главной целью которых является подготовительная работа по созданию и оценке законопроектов, а также для контроля за выполнением законов или для контроля за деятельностью исполнительной власти. Представительный и законодательный орган Республики Беларусь по Конституции – парламент, называющийся Национальным собранием Республики Беларусь. Он состоит из двух палат – Палаты представителей и Совета Республики. Каждая палата самостоятельно устанавливает свой порядок работы в принимаемом ею регламенте. Палаты Национального собрания заседают раздельно, за исключением установленных случаев проведения совместных заседаний. Общий орган палат отсутствует. Единственным временным совместным органом двух палат может быть согласительная комиссия, формируемая ими на паритетной основе для преодоления разногласий между палатами по законопроекту, отклоненному Советом Республики. Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь состоит из 110 депутатов, избираемых на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит общественным объединениям, трудовым коллективам и гражданам Республики Беларусь. Депутатом Палаты представителей вправе быть гражданин Республики Беларусь, достигший 21 года. Срок полномочий Палаты представителей – четыре года. В то же время Конституция Республики Беларусь оговаривает возможность, условия, а также порядок досрочного прекращения полномочий Палаты представителей в случаях: отказа Палатой представителей в доверии Правительству; выражения вотума недоверия Правительству; двукратного отказа в даче согласия на назначение Премьер-министра; прекращения полномочий Совета Республики. К компетенции Палаты представителей относится: рассмотрение проектов законов; назначение выборов Президента РБ; дача согласия Президенту на назначение Премьер-министра; рассмотрение по инициативе Премьер-министра вопроса о доверии Правительству; принятие отставки президента и др. Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь состоит из 64 членов. По восемь членов Совета Республики избираются от каждой области и города Минска на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня каждой области и Минского городского Совета депутатов. Восемь членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь. Членом Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области, города Минска не менее пяти лет. Совет Республики одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов, а также дает согласие на назначение Президентом Республики Беларусь лиц на некоторые важнейшие государственные посты. Сегодня можно с полной уверенностью сказать, что Парламент Республики Беларусь сформировался как зрелый законодательный и представительный орган, занявший надлежащее место в конституционном механизме нашего государства.
Исполнительная власть. Правительство. Слово «правительство», казалось бы, понятно каждому человеку и не требует особой расшифровки. Однако же дать определение этому понятию непросто, потому что в отличие, скажем, от парламента, который в любой стране представляет одно и то же (орган, издающий законы), понятие «правительство» – не однозначно. Сложность в том, что в разных странах это слово обозначает совсем не равнозначные органы по их властным полномочиям, по способу формирования и по месту в системе государственного механизма. Если взять самый простой смысл этого слова, на бытовом уровне, правительство – это люди, которые правят страной. Если это определение чуть «приподнять», то правительство – это центральный орган управления государством. В самом распространенном понимании, правительство – это исполнительная власть, это то, что в большинстве стран мира обозначается понятием совет министров, кабинет министров. То есть это – группа людей, которые управляют повседневными делами страны. Однако в ряде стран понятие «правительство» обозначает более высокий уровень управления. Например, английское слово «government» означает весь государственный механизм и включает как исполнительную власть, так и законодательную и судебную. Правительство – это вся государственная машина, исходя из трактовки этого понятия американцами. В языках, близких русскому (украинском, белорусском), есть слова «уряд» и «урад», которые дословно переводятся как правительство. На самом деле это тоже более широкое понятие. Это все государственные структуры, которые управляют. Например, в Минске есть Дом правительства (Дом урада), в котором одно крыло, по традиции, занимало и занимает собственно правительство (Совет министров), а второе кры- ло – законодательная власть (парламент). Таким образом, слово «правительство» может охватывать и более широкое понятие, чем совет или кабинет министров. Однако, в наиболее распространенном понимании правительство – это коллегиальный орган наиболее универсальной компетенции, который осуществляет исполнительную и распорядительную власть в стране. Он координирует различные направления властной деятельности, управляет самыми разными отраслями жизни: оборона, охрана общественного порядка, иностранные дела, экономика, образование, культура и т.д. Тот орган, который мы именуем правительство, по-разному называется в каждой отдельно взятой стране. Чаще всего применяются такие стандартные наименования, как: Совет Министров (Индия), Совет Министров или правительство (Франция, Куба), просто Правительство (Чехия, Колумбия), Кабинет (Япония). В некоторых странах есть название Государственный Совет (Швеция, Норвегия, Финляндия). Под видами правительств понимают, чаще всего, разновидность их по партийному составу – соответственно партийные и беспартийные. Порядок формирования правительства, как правило, определяется формой правления государства. Можно выделить два основных способа образования правительства: парламентский способ и внепарламентский способ. Парламентский способ образования правительства имеет несколько разновидностей. Наиболее известна английская модель, по которой лидер партии, победившей на выборах, образует правительство. Уточним, что это может быть не обязательно лидер партии. Это может быть лидер коалиции, блока. В любом случае, есть некий государственный деятель общегосударственного масштаба, который опирается на большинство в парламенте. Если же ни одна партия не располагает большинством в парламенте, то ситуация усложняется. В таком случае глава государства проводит консультации с лидерами партийных фракций и пытается выяснить, возможно ли образование коалиции и кто из руководителей фракции может возглавить либо организовать вокруг себя эту коалицию. В ряде стран для того, чтобы приступить к исполнению обязанностей и стать законным и легитимным правительством, оно должно получить поддержку парламентского большинства. Поддержка оформляется в виде вотума доверия составу правительства, лидеру правительства и программе правительства. Такая модель, когда необходимо получить вотум доверия, называется «позитивный парламентаризм» и применяется в Греции, Италии, Польше, Турции и др. В других странах Европы применяется принцип так называемого «негативного парламентаризма». Это означает, что правительство не должно получать вотума доверия, а действует после формирования до тех пор, пока не будет предъявлен вотум недоверия. Считается, что правительству доверяют до тех пор, пока специально не проголосуют о недоверии. Такая система существует в Дании, Голландии, Норвегии. Там правительство сразу приступает к исполнению своих функций после утверждения главой государства (монархом). При такой ситуации возможно и существование правительства меньшинства. Оно будет действовать до тех пор, пока большинство не решит его сместить. Глава правительства в разных странах называется по-разному. Самое популярное наименование – Премьер-министр (Беларусь). Кроме этого, есть такие названия, как Председатель совета министров (Италия), Председатель правительства (Испания и Чехия), Канцлер (Германия). При парламентарной форме правления роль и значение главы правительства очень велики. Формально являясь главой исполнительной власти, на практике глава правительства выполняет все полномочия главы государства в парламентских республиках и конституционных монархиях. Во всяком случае, он определяет основную внутреннюю и внешнюю политику государства и реализует ее на практике. Деятельность исполнительной власти в Республике Беларусь направлена на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти. В Республике Беларусь исполнительную власть осуществляют Правительство – Совет Министров Республики Беларусь. Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту Республики Беларусь и ответственно перед Парламентом. Правительство Республики Беларусь руководит системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти. Совет Министров Республики Беларусь – коллегиальный орган. В его состав входят Премьер-министр, его заместители и министры. В состав Правительства могут входить и руководители иных республиканских органов государственного управления. Конституция закрепляет право Правительства издавать постановления, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь, а также отменять акты министерств и иных республиканских органов государственного управления. Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Республики Беларусь.
Судебная власть. Место и роль суда в государственном механизме. Обычно, рассказывая о государственно-правовом механизме, обращаются к классической триаде ветвей власти. Эта схема выглядит так: законодательные органы издают законы, обязательные для всех; исполнительные органы претворяют их в жизнь, исполняют эти законы, а суд наказывает за нарушение законов или неисполнение их. Таким образом, суд – это орган, который применяет государственные санкции, а также восстанавливает нарушенные права граждан и юридических лиц. Суд назначает наказание за нарушение общеобязательных правил, установленных государством. Если законодательная власть осуществляется парламентом, исполнительная – правительством, то судебные полномочия, судебная власть осуществляется не каким-либо единственным судом, а всей системой судов в совокупности. Деятельность судов по рассмотрению конфликтов, споров, по применению законов по отношению к виновным лицам именуется правосудием. Иначе говоря, реализация законов судом, деятельность суда – это и есть правосудие. Хотя в это слово всегда вкладывается немного больше смысла, правосудие – это правильное, справедливое осуществление судебной деятельности. Это осуществление деятельности независимым судом без влияния посторонних факторов. Судебная власть имеет две основные функции. Одна функция вполне очевидная, тем более для бывшего советского человека. Это функция наказания (кары) за нарушение государственных предписаний. Вторая функция, о которой никогда не говорили во времена советской власти, – это функция рассмотрения споров и конфликтов между государством и гражданином. То есть вторая функция суда – быть арбитром во время конфликта между государственными органами и гражданами, если граждане имеют претензии к государству, а не государство к гражданину. Подлинно независимый и справедливый суд должен защищать не только членов сообщества (государства) от преступных посягательств, но и защищать человека от возможных злоупотреблений со стороны государственных органов. Кроме этого, встречается и третья функция суда – разрешение конфликтов между государственными структурами, в которых отдельный человек не выступает. Например, рассмотрение конфликтов между автономными единицами, субъектами федерации, местными органами власти, центральными органами власти. Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит только судам, образованным в установленном порядке, и осуществляется независимо от законодательной и исполнительной властей. Суды защищают гарантированные Конституцией Республики Беларусь и актами законодательства личные права и свободы, социально-экономические и политические права граждан, конституционный строй Республики Беларусь, государственные и общественные интересы, права юридических лиц независимо от форм собственности, ведомственного подчинения и условий хозяйствования. Право на обращение за судебной защитой гарантируется статьей 60 Конституции. Система судов строится на принципах территориальности и специализации. Она состоит из Конституционного Суда, системы общих и хозяйственных судов. К общим судам относятся Верховный Суд Республики Беларусь, областные, Минский городской, районные (городские), а также Белорусский военный суд, межгарнизонные военные суды. К хозяйственным судам относятся Высший Хозяйственный Суд, хозяйственные суды областей и хозяйственный суд города Минска. Деятельность судов основывается на принципах законности, состязательности и равенства сторон в процессе, открытости и гласности судебного разбирательства, свободного доступа к правосудию, обязательности судебных актов для всех организаций и граждан. Дела в судах рассматриваются как единолично, так и коллегиально.
Политические партии являются важнейшим институтом современного общества. Они прочно занимают ведущее место среди структурных элементов в политической системе. Политические партии представляют собой один из ведущих субъектов политической деятельности, без которых невозможно представить политическую жизнь государства и общества. Само слово «партия» происходит от латинского «pars», что означает «часть» чего-то целого, т.е. часть общества, социальной группы, класса и т.д. Формирование политических партий современного типа началось с эпохи буржуазных революций на рубеже XVII-XVIII веков в Западной Европе и Америке. Партии возникали как институт гражданского общества, противостоявший абсолютной власти государства и способный ограничить эту власть и влиять на нее. Они являлись законным институтом общества, с помощью которого стало возможным реализовать широкие политические интересы личности и разнообразные формы политического участия граждан. Главным обстоятельством, ускорившим процесс формирования современных политических партий, стало введение всеобщего избирательного права. Принятие закона о выборах во многих странах вовлекло в политику большое количество граждан, которые раньше в ней не участвовали. По этой причине и стали появляться группы людей, которые, по выражению М. Вебера, начали «ловлю голосов» избирателей. Эти группы собирали денежные средства для проведения выборов, выдвигали и представляли своих кандидатов, активно увеличивали количество своих сторонников. Так в Англии в 1861 г. возникло «Либеральное товарищество регистрации выборов» как политическая организация с признаками партии, возникшая в ходе подготовки и проведения выборной кампании. Первая массовая партия – либеральная партия Великобритании – возникла на основе этого товарищества. В 1867 г. создана консервативная партия Великобритании. В ХIХ веке возникают демократическая (1828 г.) и республиканская (1854 г.) партии США. Рост рабочего движения ускорил появление массовых политических партий (рабочих, социалистических, коммунистических и т.д.). Например, в 1863 г. возник Всегерманский рабочий союз; в России созданы в 1898 – Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП), в 1901 г. – партия социалистов-революционеров (эсеров), в 1902 – образовалась Белорусская революционная громада, позже переименовалась в Белорусскую социалистическую громаду (БСГ). ХХ век стал периодом дальнейшего юридического признания и повышения авторитета партий, увеличение их числа. Основными путями образования современных партий являются: а) создание партий на основе парламентских групп, политических элит, финансово-промышленного лобби; б) формирование партий «снизу» на базе массовых общественных движений или широкого объединения приверженцев определенной идеологии; в) «комбинированный» способ возникновения политических партий с помощью консолидации усилий политической элиты и представителей массового движения. Политическая партия – это добровольная общественная организация граждан, созданная на основе единой идеологии и ориентированная на завоевание и осуществление политической власти. Партии отличаются от социальных движений и других общественных объединений рядом главных признаков. · наличие определенной политической идеологии как своеобразного отражения мира и его преобразования; совокупности политических идеалов и ценностей; · принятие программы действий с обозначенной стратегией и тактикой; · формирование организационной структуры: четкое внутреннее деление, управленческий аппарат и т.д.; зафиксированные, как правило, в Уставе партии; · обязательным условием успешного функционирования партий является прочная социальная база (поддержка народа, класса, социальной группы и т.д., которые голосуют за партию на выборах, финансируют ее деятельность, проводят агитационно-пропагандистскую работу и т.д.); · обязательный атрибут любой партии – это выдвижение и осуществление такой политической цели как борьба за власть и участие в ее реализации. В этом заключается главное отличие партий от других общественных организаций и движений, действующих в политике. Победившие на выборах партии становятся правящими и получают право определять внутреннюю и внешнюю политику страны.
Основные типы политических партий. Среди множества классификаций политических партий следует выделить несколько наиболее распространённых в политической науке. 1. По участию в осуществлении политической власти и роли в политической системе партии делятся на правящие и оппозиционные. Это наиболее универсальная типология, определяющая статус и место партии в государстве и обществе. Правящая партия (победившая на выборах в парламент) формирует правительство и определяет политический курс развития страны. Оппозиционная партия (проигравшая или не получившая большинства мест в парламенте) сосредотачивает свою деятельность на выдвижении программ, альтернативных правящей партии. Вместе с тем по названному основанию партии могут быть классифицированы как парламентские и «авангардные». Парламентские партии ориентируются на политическую деятельность в условиях парламентаризма, создавая свои фракции в законодательном органе. Они ставят своей целью завоевание государственной власти путём победы на выборах. «Авангардные» партии отличаются жёсткой субординацией и централизмом как в период борьбы за политическую власть, так и в условиях осуществления этой власти. Партии такого типа формируются в тоталитарных режимах и являются частью административной системы. 2. По организационной структуре и условиям партийного членства (типология М.Дюверже) партии типологизируются на кадровые и массовые. Кадровые партии отличаются немногочисленностью, опираются на политиков-профессионалов, финансовую элиту, которая в состоянии обеспечить им материальную поддержку. Свою деятельность они активизируют во время избирательной кампании. К данному типу, например, относятся республиканская и демократическая партии США. Массовые партии многочисленны по своему составу, имеют постоянное членство и ярко выраженную идеологическую направленность, в финансовом плане ориентируются на членские взносы. По мнению Дюверже, – это коммунистические, фашистские и социал-демократические партии. Кроме того, на основе внутренней организации партии могут быть с фиксированным членством (оформленные), со свободным членством (неоформленные); со строгой дисциплиной и «сильной» структурой (централизованные), со «слабой» структурой и отсутствием жёсткого подчинения – децентрализованные. В 60-е годы XX в. французский политолог Ж.Шарло и американский – Дж.Сартори дополнили типологию Дюверже ещё одним видом политических партий, назвав его партии избирателей, или универсальные партии. Их главной задачей является борьба за электорат и обеспечение победы на выборах на основе консолидации вокруг себя максимального количества избирателей. 3. По характеру политической доктрины (идеологической направленности) политические партии подразделяются на революционные (радикальные), реформистские (умеренные), консервативные, реакционные. Первые стремятся преобразовать общество насильственным путём; вторые – путём реформ; третьи – призывают к устойчивому сохранению существующего строя; четвёртые – способствуют своими действиями общественному регрессу. 4. В дополнение вышеназванной типологии принято также различать «левые», «правые» и «центристские» партии на основе политической тактики, или «политического темперамента». «Левые» партии – сторонники радикальных методов переустройства общества (революция, переворот, восстание); «правые», наоборот, в основном ориентируются на консервативные ценности, стабильность политической системы, отрицание революционного переустройства. «Центристские» партии представляют умеренные политические силы, предпочитающие реформаторский, эволюционный путь развития на основе учёта различных общественных интересов. 5. По социальной среде деятельности различают три вида политических партий: моносредные – действующие в одной социальной среде, например, в сфере политики; промежуточные – находящиеся в поиске своего влияния в разных общностях; всеобщие – ориентированные на получение влияния во всём обществе. 6. По виду партийного руководства партии бывают вождистскими и с коллегиальным управлением. Первые предпочитают харизматические личностные методы верховенства партийного лидера в процессе деятельности и принятия решений политическими партиями. Партии с коллегиальным управлением используют методы коллективного (консенсусного) руководства, но, по мнению политологов, при отчётливо выраженном приоритете партийного лидера. 7. По месту и роли партий в политической системе они делятся на: а) государственные (партийная идеология становится государственной, партия формирует систему госуправления); б) авторитарные (не сливающиеся с государством, но составляющие основу политического режима и пользующиеся его поддержкой); в) в современных демократических политических системах действуют парламентские партии, ставящие задачу завоевания власти путём победы на выборах. Типология парламентских партий предполагает следующие их разновидности: - партии с мажоритарным влиянием (большинство в парламенте); - партии с миноритарным влиянием (меньшинство в парламенте). В партиях данного типа существуют два организационных центра: председатель партии и её лидер. В некоторых партиях они могут быть совмещены. Председатель исполняет роль менеджера и ведёт организационно-кадровую работу, координирует деятельность региональных отделений, руководит избирательными кампаниями. Политический лидер – это идейный вождь парламентской партии, избирается на партконференциях, съездах. Парламентские партии не отличаются строгой партийной дисциплиной: отсутствует принцип подчинения меньшинства большинству, что порождает создание фракций, постоянные дискуссии и т.д.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1840; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |