КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сущность и отличительные черты демократического политического режима
Демократический политический режим – это такой способ осуществления власти, такое государственно-политическое устройство общества, при котором народ признан суверенным источником власти, обладает правом участвовать в решении государственных дел и имеет для этого необходимые условия. Демократический политический режим – не только политическая власть большинства, но и власть, уважающая права большинства. Можно выделить следующие основные черты демократического режима: 1. Избрание представительных органов государственной власти и местного самоуправления путем всеобщих равных и прямых выборов при тайном голосовании 2. Наличие у парламента исключительного права издавать общегосударственные законы 3. Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей 4. Многопартийность, наличие в партийной системе партий, отрицающих существующий строй, но действующих в рамках Конституции 5. Принятие политических решений большинством при уважении интересов и прав меньшинства 6. Отсутствие у политических партий непосредственных публично-властных отношений
При демократическом режиме гарантированы основные права и свободы граждан, беспрепятственно действуют политические партии, организации, учреждения, отстаивающие интересы различных социальных слоев, а также оппозиция. Политическая жизнь здесь разворачивается на широкой демократической основе: открыто обсуждаются проблемы политики, созданы механизмы, не допускающие чрезмерной концентрации власти, в одном центре, определены оптимальные политические права и свободы граждан, формы их политического волеизъявления, установлено всеобщее избирательное право. Демократия невозможна без альтернативных выборов лидеров на всех уровнях политической жизни. В альтернативных выборах не могут участвовать случайные люди. Кандидатуры будущих лидеров предварительно отбирают группы, организации, партии, которые представляют основные политические силы. Вместе со своими кандидатами политические организации выдвигают обязывающие кандидатов программы или платформы. По-другому эффективная политическая жизнь не может быть организована. Прочным основанием демократии является многопартийность.
8. Государство: смысл понятия; происхождение; признаки и функции. Известно, что в системе социальных институтов власти высшей и наиболее развитой является власть государства. Абстрактно-общее понятие «государство» («stato»), вне характеристик его устройства и форм правления, в науку о политике ввел Н. Макиавелли (1469 – 1527 гг.). Термин «stato»* обозначает особое состояние (status) общества, в котором существует и действует любая форма организации верховной власти, независимо от того монархия это или республика. Значение данной интерпретации понятия «государство» состоит в том, что она отрицает тождество государства и общества, разделяет эти явления, наполняя их качественно различным содержанием. Данная позиция позже (в XVII – XIX вв.) была развита и укоренена в политической науке Т. Гоббсом, Дж. Локком, Ж.Ж. Руссо, Г. Гегелем, К. Марксом, а в современной политологии стала основой для понятия «государство в узком смысле», которым обозначается организация публичной власти, располагающая статусом суверенитета на определенной территории. Иначе говоря, здесь «государством» называется система образующих институт верховной власти в определенном обществе. Признаки государства. Множественность факторов происхождения государств, несхожесть исторических условий их развития обусловили многообразие форм государственности и существенные различия между ними. И, тем не менее, все государства имеют признаки, которые в большей или меньшей мере присущи каждому из них. К числу общих (родовых) признаков, отличающих государство от других политических организаций, относятся: 1. наличие особого класса людей, профессионально занятых управлением и образующих организацию высшей публичной власти, отделенную от общества и не совпадающую с организацией всего населения; 2. суверенитет, т.е. статус верховной и независимой власти. Государственная власть верховна, едина и неделима в том смысле, что она ни при каких обстоятельствах «не может допускать другой власти, стоящей над нею или рядом с нею». Суверенитет государства включает и такие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела; 3. монопольное право на взимание налогов и издание законов, обязательных для всего населения; 4. монопольное право на легальное применение вооруженных сил для физического принуждения и подавления с целью сохранения того или иного политического порядка и законопослушания. Данное право обеспечивается наличием у государства аппарата принуждения – так называемых «силовых структур» (армия, полиция, службы безопасности, прокуратура и др.). 5. прерогатива (исключительное право) выражать, представлять и защищать интересы общества. Обладая названными признаками, государство как организация верховной публичной власти осуществляет следующие основные функции: 1. интегрирует и сохраняет целостность общества; 2. управляет социальными и экономическими процессами, определяя цели развития общества; 3. мобилизует материальные и людские ресурсы для их достижения; 4. регулирует социальные отношения посредством авторитарного распределения ценностей в обществе; 5. обеспечивает государственную безопасность и определенный общественный порядок. Таким образом, государство, являясь организацией, выполняющей важнейшие для жизни общества функции, не заменяет и не отменяет общество. Государство действует в обществе, управляет им и представляет собой организацию – инструмент, с помощью которого общество сохраняет и охраняет себя.
9. Современные государства: формы правления и территориально-политического устройства. В современном мире существует более 200 государств и для понимания механизмов осуществления ими своих универсальных функций необходимо знание форм правления и территориальной организации государственной власти. Форма правления характеризует способ образования и организации верховных органов государственной власти, их источники, систему взаимодействия друг с другом и с населением. По данным критериям различают две основные формы правления – монархию и республику, притом каждая из этих форм имеет разновидности. Монархия (единовластие) – это форма правления, при которой фактическим или формальным источником верховной власти, ее носителем (сувереном) и главой государства является одно лицо – монарх. Власть монарха как главы государства первична, осуществляется пожизненно, передается по наследству и не зависит от населения. Выделяют следующие разновидности современных монархий: -абсолютная монархия (Саудовская Аравия, Катар, Оман, Бахрейн, Бруней), для которых характерно всевластие главы государства, воля которого лежит в основе законов и не может быть ограничена другими институтами власти; -конституционная монархия – это форма правления, при которой власть монарха имеет ограничения, зафиксированные в конституции. Конституционные монархии в свою очередь разделяются на дуалистические и парламентские. Дуалистические монархии (Иордания, Кувейт, Марокко) характеризуются разделением власти между правительством, которое формируется монархом и ответственно только перед ним, и парламентом, избираемым народом. Парламент осуществляет законодательные полномочия, но монарх располагает правом отлагательного вето, правом роспуска парламента и является главнокомандующим армией. Парламентская монархия (Великобритания, Испания, Швеция, Норвегия, Япония и др.) отличается полным безвластием монарха. Он является главой государства, но фактически исполняет только представительные и церемониальные функции. Республика – это такая форма правления, где источником государственной власти является народ, и она осуществляется выборными органами, персональный состав которых избирается на определенный срок непосредственно населением. В зависимости от того, кто (парламент или президент) формирует правительство, кому оно подотчётно и подконтрольно, республики разделяются на президентские, парламентские и полупрезидентские (смешанные). Президентская республика (США, Аргентина, Бразилия, Боливия, Венесуэла, Филиппины и др.) – форма правления, которая характеризуется следующими главными признаками: - выборы президента и парламента осуществляются отдельно всеобщим голосованием на четко определенные и независимые друг от друга сроки; - президент одновременно является главой государства, главой исполнительной власти и главнокомандующим вооруженными силами; - президент самостоятельно формирует правительство и лично управляет его деятельностью. Депутаты парламента не могут быть одновременно членами правительства; - состав правительства утверждается с согласия парламента, но оно ответственно и подконтрольно только президенту и не может быть отправлено в отставку парламентом; - президент имеет право на законодательную инициативу, а также право отлагательного вето на любой утвержденный парламентом законопроект. Парламентская республика. Данную форму правления характеризуют следующие признаки: - правительство формируется парламентом и оно ответственно перед ним. Вотум (решение, выраженное путем голосования) недоверия правительству ведет либо к отставке правительства с последующим формированием нового, либо к роспуску парламента и проведению досрочных парламентских выборов; - главой государства является президент, который избирается парламентом, но, как и монарх в парламентской монархии, не обладает реальной властью и выполняет представительные и церемониальные функции; - первым лицом в политической иерархии является глава правительства (премьер-министр); Таким образом, в парламентской республике от парламента исходит не только законодательная, но и фактическая исполнительная власть. Парламентскими республиками являются сегодня Италия, Греция, Индия и др. Парламентско-президентская (смешанная республика). Данная форма правления характеризуется следующими признаками: - президент избирается населением, является главой государства и наделен обширными полномочиями. Он ответственен за общественный порядок, государственную безопасность, оборону страны и руководит внешней политикой; - исполнительную власть возглавляет премьер-министр, и правительство несёт двойную ответственность (перед президентом и парламентом), что выражено в праве президента назначать и отстранять премьер-министра, других членов правительства, и в праве парламента вынести кабинету министров вотум недоверия; - в случае вотума недоверия правительство уходит в отставку или распускается парламентом. Право выбора принадлежит президенту; - парламент имеет право на импичмент. Парламентско-президентскими республиками являются сегодня Австрия, Исландия, Литва, Польша Португалия, Финляндия, Франция и др. Под формой государственного устройства понимается принцип деления территории государства на отдельные части, конституционный статус этих частей и принципы взаимоотношений между центральными и местными органами государственной власти. Различают три основные формы территориально – политического устройства государства: унитарную, федеративную и конфедеративную. Унитарное государство – это единое, однородное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают. Унитарная государственность – самая распространенная в настоящее время форма государственного устройства. В унитарном государстве действует одна конституция, единое законодательство, единая денежная система, единая налоговая и кредитная политика, единые вооруженные силы. Федеративное государство – более сложное устройство, чем унитарное. Это союзное государство, состоящее из нескольких государственных образований, имеющих определенную политическую самостоятельность и именуемых субъектами федерации. Государства-федерации сегодня – США, Россия, Канада, Индия, Бразилия, Мексика, Швейцария и др. Федерацию как форму государственного устройства характеризуют следующие признаки: - ее образуют территории отдельных субъектов федерации (штатов, провинций, земель, республик и т.п.); - в большинстве федеративных государств наряду с общефедеративной конституцией и общефедеративными законами действуют конституции и законы субъектов федерации. При этом обеспечивается верховенство федеративной конституции и федеративных законов. - субъекты федерации имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы; - взаимоотношения союзных органов власти с субъектами федерации строятся на основе принципа разграничения их исключительной компетенции (конституционно зафиксированные полномочия). К исключительной компетентности федерации обычно относятся важнейшие вопросы государственной жизни: оборона страны, руководство вооруженными силами, внешняя политика, денежное обращение, сбор важнейших налогов. В исключительную компетенцию субъектов федерации входят те проблемы государственного управления, которые субъекты федерации вправе решать самостоятельно и под свою ответственность. К их числу, как правило, относятся формирование и исполнение местного бюджета, охрана общественного порядка, руководство образованием и культурой, организация местного самоуправления и т.п. - в федеративном парламенте имеется палата представляющая интересы субъектов федерации; - субъекты федерации, как правило, не имеют права сецессии (право выхода из союза). Конфедеративная форма государственного устройства представляет собой временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов. Особенности конфедеративного устройства выражены в том, что: - государства-члены конфедерации сохраняют свой суверенитет и продолжают выступать как самостоятельные субъекты во внутренних и внешних делах; - конфедеративные органы обладают властью в отношении членов конфедерации лишь в тех пределах, которые определены конфедеративным договором. В реальности все формы государства столь же индивидуально-своеобразны, как и неповторимы исторические судьбы обществ, в которых эти государства существуют.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 4313; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |