Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политика как объект научных исследований. Основные подходы к пониманию политики




 

Впервые кафедра политической науки была создана в 1857 г. в Колумбийском колледже (США, ныне Колумбийский университет). Несколько позже подобные научные и учебные центры возникли во Франции (1871 г.) и Великобритании (1898 г.). В течение первой половины ХХ века выделение политологии в самостоятельную научную дисциплину завершилось, а после рекомендации ЮНЕСКО (1948г.) ввести изучение политологии в учебных заведениях, она приобрела статус и учебной дисциплины. В этом качестве политология преподаётся в вузах Беларуси с 1989 г.

Ответ на вопрос – «что такое политология?» – прост и лаконичен: – это наука о политике. Сложнее с вопросом – «что такое политика?» Именно на этот вопрос во всех его многочисленных аспектах даёт свой ответ политология.

В этимологическом смысле термин политика происходит от древнегреческого слова «polis» (община-государство, город-государство), которое в свою очередь имеет своим основанием слово «poly» (много, многое). В античной Греции государство отождествлялось с обществом свободных граждан, коллективно (посредством народных собраний) управляющих делами, а понятием «политика» обозначалась деятельность по управлению общественными, в данном случае, государственными делами.

К ХХI веку в понятийном описании политики как объекта научных исследований сложилось множество её интерпретаций, характеризующих различные грани политической деятельности. В этом множестве выделяются группа частных и общих определений политики.

Особенность группы частных определений в том, что каждое из них характеризует лишь одну из граней бесконечно сложного мира политических явлений. Эти определения обусловлены различными подходами к пониманию политики.

1. Институциональный. Политика - это сфера деятельности государства, партий и групп интересов.

2. «Властный», или директивный. Политика может быть определена как борьба за власть, обладание властью, удержание власти, влияние на власть, использование власти.

3. Функциональным Функциональный подход является более широким, нежели директивный, и поглощает его. Суть этого подхода в том, что в основе политики лежит конфликт общественных интересов. Политика - это деятельность по управлению общественными делами, направленная на насильственное или мирное разрешение конфликтов, согласование общественных интересов.

4. Коммуникативное понимание политики. Политика как сферу общения, взаимодействия социальных групп и отдельных людей.

5. Политику можно рассматривать также и как особую профессию, специфический вид деятельности. Политика - это процесс подготовки, принятия и реализации обязательных для данного сообщества решений с учетом разницы интересов. Такая, деятельностная интерпретация политики позволяет проанализировать важнейшие стадии ее осуществления.

6. Политику можно рассматривать как науку и искусство. То, что является политикой в обычном смысле слова - это результат кропотливого труда политических деятелей.

Политика представляет собой не только сложную науку, но и искусство, искусство управления государством, завоевания и удержания власти, претворения в жизнь многообразных общественных целей и интересов. Существует изречение, что политика - это искусство возможного. Это означает, что политический руководитель ограничен в своей деятельности наличными ресурсами, должен учитывать соотношение сил внутри страны и на международной арене, общественное мнение, состояние политической и правовой культуры и ряд других факторов.

7. Существуют ценностно-установочные (нормативно-этические, правовые) трактовки, в центре внимания которых находится вопрос о том, какой политика должна быть с позиций императивов – норм нравственности, идеально желаемого или соответствовать законам и праву. Типичным примером такого рода определений являются интерпретации смысла политики как деятельности «по обеспечению общего блага»; или «по реализации интересов общества, народа, класса, нации и т.д.»; или «по обеспечению законности и конституционных прав человека».

8. Регулятивные определения политики характеризуют её как деятельность по авторитарному распределению ценностей в обществе и установлению определенного порядка в этой сфере.

 

Особенность общих определений политики состоит в том, что здесь преобладают стремления обозначить её единым универсальным понятием на основе выделения наиболее общих, сущностных черт этого явления, избегая его частных характеристик. Идейно данный подход связан с античной традицией интерпретировать политику как деятельность по управлению государственными делами, и восходит к политическому учению Макиавелли (1469-1527), который определял политику как деятельность необходимую для того, чтобы прийти к власти, удержаться у власти, умножать и полезно использовать её.

Классическим примером здесь является позиция Макса Вебера (1864-1920), который считал необходимым различать значение термина «политика» в широком и узком смысле этого слова. В широком смысле – это «все виды деятельности по самостоятельному управлению». В узком (политологическом) смысле слова «политикой» называют деятельность по участию в государственной власти или в оказании влияния на неё.

 

Политика существует в виде деятельности и поведения людей, их мышления и речи. Она имеет сложное строение. В научной литературе существуют различные интерпретации структуры политики. Одно из распространенных делений политики - разграничение в ней формы, содержания и процесса (отношений). Этим сторонам политики соответствуют три самостоятельных англоязычных термина, которые используются в современной политической науке: polity, policy, politics

Форма политики (polity) — политическая организация общества, государство и другие политические институты, организационные и правовые нормы, придающие политике устойчивость, стабильность и позволяющие регулировать политическое поведение людей. Иначе говоря, форма политики - это институциональные рамки политической деятельности и поведения людей.

Содержание политики (policy) - политические цели, программы и ценности, проблемы, которые решает политика, мотивы и механизмы принятия политических решений. Французский социолог Реймон Арон отмечает, что «policy» - это программа, метод действий или сами действия, осуществляемые человеком или группой людей по отношению к какой-то одной проблеме или к совокупности проблем, слоящих пород сообществом». Скажем, образовательная политика, или политика в области здравоохранения - это вся программа действий применительно к данной области. Говоря, например, о политике президента, мы имеем в виду его взгляды на интересы своей страны, цели, к которым он стремится, а также методы, которыми он пользуется.

Политический процесс (politics) - политическая деятельность и отношения как сложное конфликтное взаимодействие субъектов политики, претендующих на власть или стремящихся повлиять на принятие политических решений. Политика в смысле politics относится к той области общественной жизни, где конкурируют или противоборствуют различные политические (в значении policy) направления, борются личности или группы, имеющие собственную policy, то есть свои цели, свои интересы, а то и свое мировоззрение.

Характеристика политики в качестве объекта политологии не исчерпывается суммой вышеперечисленных понятий. Поэтому и для того, чтобы расширить наши представления о структуре политики как объекте научных исследований, необходима констатация: политика – это 1) всегда деятельность людей, и 2) одна из составных частей общественных отношений. Эта позиция требует ответов на вопросы: Кто и как занимается политической деятельностью? Какие общественные проблемы являются поводами, основой политических отношений?

Все те, кто способен к политической деятельности и занимается ею, являются субъектами политики. Субъектов политики различают и по классификации М. Вебера, согласно которой они представлены, по крайней мере, 3 группами:

1) «политики по случаю», – это те граждане, политическая деятельность которых ограничивается периодическим участием в выборах, референдумах, митингах, демонстрациях и т.д.

2) «политики по совместительству» – это граждане, для которых политическая деятельность не является главным делом, но занимает значительное место в их жизни; они, как правило, являются активными членами политических партий, постоянными участниками политических партий;

3) «политики по профессии» – это граждане, для которых политическая деятельность является основным источником доходов. В их числе – главы государств, премьер-министры и члены кабинетов министров, парламентарии, лидеры политических партий и т.д.

Так или иначе, в той или иной мере, являясь субъектами политики, люди вступают в соответственные, т.е. политические отношения. Их особенность как одной из составных частей общественных отношений в том, что они возникают, функционируют и развиваются по поводу таких исключительно важных для общества проблем, которыми являются:

- вопрос об устройстве государства;

- вопрос: кто должен управлять государством?

- как должна быть распределена государственная власть и каковы её пределы?

- в чьих интересах и во имя каких целей должна действовать государственная власть?

Поиск теоретических и практических ответов на эти вопросы и деятельность субъектов политики по их реализации в соответствии с собственными потребностями, интересами и мировоззрением образуют основу политических отношений, которые в жизни общества имеют ничуть не меньшее значение, чем отношения экономические или идеологические. Политические отношения пронизывают все сферы жизни людей и являются автономным фактором развития общества. Иначе говоря, границы мира политики и политических отношений существуют, но они подвижны, изменчивы, и здесь всегда следует считаться с тем, что любая общественная проблема приобретает политических характер, если её решение, прямо или косвенно, связано с проблемой политической власти (Маркс).

Самые общие функции политики характеризуют предназначение политики в обществе, то, ради чего политика существует. К ним относятся:

1. выражение интересов социальных групп и общества в целом;

2. предотвращение и регулирование конфликтов между общественными интересами;

3. руководство и управление общественными процессами;

4. поддержание и укрепление целостности общества как сложноорганизованной социальной системы, обеспечение общественного порядка;

5. политическая социализация личности, включение ее в мир политических отношений,

6. формирование социальных качеств на основе политического участия;

7. сочетание преемственности и инновационности в развитии общества.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 892; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.