Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы составления бюджетов

Планирование представляет собой постановку целей деятельности в виде количественных и качественных показателей, которые необходимо достигнуть предприятию за тот или иной период.

В зависимости от периодов планирования (период планирования - временной промежуток, на который составляются и в течение которого реализуются планы) различают:

- оперативное (текущее) планирование - на период до 1 года;

- тактическое (среднесрочное) планирование - на период 1 - 3 года;

- стратегическое (долгосрочное) планирование - на период свыше 3 лет.

Внедрение на предприятии системы планирования призвано решить следующие задачи:

- повышение эффективности использования ресурсов предприятия;

- обеспечение координации деятельности и обеспечение взаимосвязи интересов отдельных подразделений и предприятия в целом;

- прогнозирование, анализ, оценка различных вариантов хозяйственной деятельности предприятия и повышение обоснованности принимаемых управленческих решений;

- обеспечение финансовой устойчивости и улучшение финансового состояния предприятия.

Бюджет - это план, содержащий стоимостные показатели.

Виды бюджетов

Бюджет реализации (план продаж) показывает объем продаж по видам продуктов в натуральных и стоимостных показателях на протяжении бюджетного периода (табл. 5.1).

Таблица 5.1

План продаж

 

Наименование продукта Количество Средняя цена Стоимость
Продукт 1      
Продукт 2      
............      
Продукт n      

Подготовка плана продаж - едва ли не самый ответственный момент в процедуре планирования. Во-первых, в последовательности составления планов он стоит первым, поэтому любое искажение показателей в плане продаж скажется на всех последующих планах. Во-вторых, как никакой другой, план продаж непосредственно связывает предприятие с внешней средой - покупателями.

При подготовке плана продаж должны быть учтены две группы факторов - внутренние и внешние.

Внутренние факторы определяют ограничения, связанные с самим предприятием. К ним могут относиться, например:

- возможности проектирования новых продуктов (предприятие не может разработать продукт, который требуется покупателю);

- уровень технологий, которыми располагает предприятие (например, предприятие не имеет необходимого оборудования);

- уровень производственных мощностей (предприятие не способно производить продукт в необходимом покупателю количестве и в необходимые сроки);

- отсутствие необходимых материалов (или средств для их приобретения);

- и т.д.

Внешние факторы отражают состояние внешней (по отношению к предприятию) среды и место предприятия в этой среде. К ним, например, могут относиться:

- уровень спроса на производимую предприятием продукцию и степень его сезонных колебаний;

- эластичность спроса (зависимость спроса от уровня цен);

- платежеспособность покупателей и динамика ее изменений;

- сложившаяся доля предприятия на данном рынке;

- количество и поведение конкурентов;

- общая экономическая ситуация в стране;

- и т.д.

При прогнозировании продаж используются фактические данные прошлых периодов. Далее на их основе строится прогноз будущих продаж. Для этого используются две группы инструментов:

- математические методы (средних квадратов, трендовый анализ);

- экспертная оценка (когда прогнозирование ведется на основе опыта и интуиции менеджеров).

На основе данных, сформированных в плане продаж, формируется план производства.

План производства определяет виды и количество продукции, которые должны быть выпущены в предстоящем бюджетном (плановом) периоде (табл. 5.2).

Таблица 5.2

План производства

Наименование продукта НЗП на начало периода Выпуск готовой продукции НЗП на конец периода
Продукт 1      
Продукт 2      
............      
Продукт n      

Кроме количества готовой продукции, которая должна быть выпущена, план производства должен отражать информацию о производственных заделах - незавершенном производстве - на начало и конец периода.

На основе количественных данных о выпуске продукции составляется группа планов, отражающая потребности в необходимых для этого ресурсах.

Бюджет прямых материальных затрат содержит информацию о затратах в предстоящем бюджетном периоде сырья, материалов, комплектующих в натуральном и стоимостном выражении по видам продуктов и в целом по предприятию (табл. 5.3).

Таблица 5.3

Бюджет прямых материальных затрат

Наименование материала Потребность по видам продуктов, ед. Потребность всего, ед. Учетная цена, руб. Стоимость, руб.
продукт 1 продукт 2 ... продукт n
Материал 1              
Материал 2              
............              
Материал n              

 

При расчете потребности в заготовлении материальных ресурсов должны быть учтены переходящие запасы, то есть для проведения расчетов используется рассмотренное выше балансовое уравнение:

Бюджет прямых затрат на оплату труда отражает потребность в основном производственном персонале и затраты на оплату его труда в предстоящем периоде (табл. 5.4).

Таблица 5.4

 

Бюджет прямых затрат на оплату труда

Категория персонала Потребность по видам продуктов, нормо - час. Потребность всего, нормо - час. Часовая ставка, руб. Всего по сдельной оплате, руб. Прочие выплаты, руб. Всего на оплату труда, руб.
продукт 1 ... продукт n
1-я                
2-я                
........                
n                

 

План потребности в мощностях отражает необходимый для выполнения плана производства фонд рабочего времени оборудования и затраты, связанные с использованием оборудования в предстоящем периоде (табл. 5.5).

Таблица 5.5

План потребности в мощностях

Вид оборудования Потребность по видам продуктов, машино - час. Потребность всего, машино - час. Стоимость машино - часа, руб. Стоимость всего, руб.
продукт 1 продукт 2 ... продукт n
Оборудование 1              
Оборудование 2              
..............              
Оборудование n              

 

План общепроизводственных затрат отражает затраты на содержание производственной инфраструктуры, необходимой для выполнения производственного плана (табл. 5.6).

Таблица 5.6

План общепроизводственных затрат

 

Статьи затрат Сумма
Статья 1  
Статья 2  
..........  
Статья n  
Всего  

 

Статьями плана (сметы) общепроизводственных затрат могут быть:

- оплата труда работников, обслуживающих оборудование, машины, механизмы и транспортные средства;

- амортизация производственного оборудования, машин, механизмов и транспортных средств;

- другие статьи затрат общецехового назначения.

Бюджет цеховой (производственной) себестоимости содержит информацию о себестоимости видов продукции и затратах на производственную программу в предстоящем бюджетном периоде (табл. 5.7).

Таблица 5.7

Бюджет цеховой (производственной) себестоимости

Статьи затрат Затраты по видам продуктов, руб. Всего
продукт 1 продукт 2 продукт n
на единицу на выпуск на единицу на выпуск на единицу на выпуск
Прямые затраты на материалы              
Прямые затраты на оплату труда              
Прямые затраты на оборудование              
Общепроизвод- ственные затраты              
Всего производ- ственная себестоимость              

 

План общехозяйственных затрат отражает затраты на содержание в предстоящем бюджетном периоде обеспечивающей инфраструктуры по предприятию в целом (табл. 5.8).

Таблица 5.8

План общехозяйственных затрат

Статьи затрат Сумма, руб.
Статья 1  
Статья 2  
..........  
Статья n  
Всего  

 

Статьями затрат плана (сметы) общехозяйственных затрат могут быть:

- заработная плата аппарата управления предприятием;

- командировки и перемещения;

- содержание пожарной, военизированной и сторожевой охраны;

- непроизводительные затраты и др.

План коммерческих затрат отражает затраты, связанные со сбытом продукции в предстоящем бюджетном периоде.

Поскольку часть статей коммерческих затрат может носить прямой характер по отношению к видам продукции, а часть - косвенный, желательно при составлении плана коммерческих затрат разделить затраты на две названные группы

Бюджет доходов и расходов (план прибылей и убытков) отражает структуру и величину доходов и расходов предприятия в целом, отдельных центров ответственности (или направлений деятельности) предприятия и планируемый к получению финансовый результат в предстоящем бюджетном периоде.

"Доходная" часть данного бюджета формируется на основании содержащейся в плане продаж информации о размере выручки от реализации. "Расходная" - на основании бюджета цеховой (производственной) себестоимости, плана общехозяйственных затрат, плана коммерческих затрат (табл. 5.10).

Таблица 5.10

Бюджет доходов и расходов

Статьи доходов и расходов Сумма
Доходы по основной деятельности:  
Доходы по направлению 1  
Доходы по направлению 2  
.............  
Доходы по направлению n  
Прочие доходы  
Всего доходов  
Расходы по основной деятельности:  
Расходы по направлению n  
Общехозяйственные расходы  
Коммерческие расходы  
Прочие расходы  
Всего расходов  
   
Результат  

 

Бюджет инвестиций (план капитальных затрат) отражает инвестиции, которые предприятию необходимо осуществить в предстоящем бюджетном периоде с указанием их размера и направления использования

Бюджет движения денежных средств (план денежных потоков) отражает прогнозируемое поступление и выбытие денежных средств и других платежных инструментов в результате хозяйственной деятельности предприятия в предстоящем бюджетном периоде. По сути - это план движения денежных средств по расчетному счету и кассе.

При подготовке бюджета движения денежных средств используется информация из рассмотренных выше бюджетов. Например, из плана продаж берется информация о суммах поступления денежных средств от реализации продукции. Из бюджета прямых материальных затрат - информация о суммах выплат, связанных с заготовлением материалов. Из бюджета прямых затрат на оплату труда - информация о суммах выплат по заработной плате и социальным отчислениям (табл. 5.12).

Таблица 5.12

Бюджет движения денежных средств

Источники поступлений и направления выплат Сумма
Сальдо на начало периода  
Поступления,  
в том числе:  
выручка от реализации по основной деятельности:  
погашение дебиторской задолженности  
по текущей реализации  
Выплаты,  
в том числе:  
по текущей деятельности:  
оплата материалов и энергии  
выплаты по кредитам и займам  
Результат периода  
Конечное сальдо  

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Бюджетирование и учет по центрам ответственности | Спорт и общие закономерности развития человека
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 271; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.