КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Правовое регулирование социального и экономического партнерства в современной России
Опыт налаживания партнерских отношений в странах с развитой рыночной экономикой. Можно выделить три модели, представляющие наибольший интерес в свете проблем российского рынка труда. Европейская модель характеризуется высоким уровнем правовой защищенности работника, жесткими нормами трудового права, ориентированными на сохранение существующих рабочих мест, жестким отраслевым тарифным регулированием, относительно высоким законодательно устанавливаемым минимальным уровнем оплаты труда и сравнительно небольшой дифференциацией размеров оплаты. Эта модель переживает серьезный кризис, выражающийся прежде всего в высоком уровне безработицы, затрудненном доступе на рынок труда молодежи и лиц с невысоким уровнем квалификации, подрыве стимулирующей роли оплаты труда, снижении темпов экономического роста. Англосаксонская модель (Великобритания, США, Австралия) характеризуется большей сближенностью трудового и гражданского права, большей свободой работодателя в отношениях найма и увольнения, преобладанием коллективно-договорного регулирования на уровне предприятия и фирмы, а не отрасли или региона, большей подвижностью рабочей силы, большей дифференциацией в оплате труда при ограниченном использовании законодательно устанавливаемого уровня минимальной оплаты. Эта модель связана с более динамичным созданием новых рабочих мест, меньшей безработицей, более высокими темпами экономического роста. Вместе с тем данная модель приводит к увеличению дифференциации доходов среди лиц наемного труда и относительно низкому уровню оплаты труда для работников низкой квалификации. Китайская модель сочетает жесткое регулирование трудовых отношений и относительно высокую социальную защищенность работников в государственном секторе, а также полное отсутствие правового регулирования в частном и концессионном секторах. Значительный потенциал сельского производства и избыточной рабочей силы создал мощный начальный толчок экономическому росту и созданию рабочих мест, а также дал правительству возможность постепенной реорганизации неэффективного государственного сектора, занимающего относительно небольшую долю в экономике страны. Эта модель устойчива в условиях восходящей стадии индустриализации, постоянного давления на рынок труда абсолютно избыточного населения и жесткого авторитарного политического режима.
В 90-х гг. XX столетия в России были приняты несколько важнейших законодательных и нормативных правовых актов, обеспечивающих необходимую правовую базу развития системы социального партнерства (Трудовой кодекс РФ, законы РФ). Раздел 2 Трудового кодекса РФ посвящен социальному партнерству. В законодательных актах зафиксированы права на проведение забастовок, акций протеста, демонстраций, организуемых профсоюзами и другими общественными объединениями трудящихся. Наряду с принципами сотрудничества, взаимодействия в партнерских отношениях признаются конфронтация и борьба, но не как методы насилия и подавления, а лишь как возможные варианты регулирования и разрешения возникающих противоречий. В России разработана необходимая правовая база развития процесса социального партнерства. Однако перечень законодательных документов еще не в полной мере отвечает потребностям многоукладной экономики. Для успешного развития системы партнерских отношений необходима тщательно продуманная и сбалансированная политика в области заработной платы, в сфере занятости населения и формирующегося рынка труда, а также в других важнейших направлениях социально-трудовых отношений. Социальное партнерство предполагает эффективную обратную связь между органами власти и населением, достигаемую с помощью гласности и обязательности реакции властных структур на критические выступления общественности. Представляется необходимым широкое распространение опыта создания общественных консультативных, экспертных советов, комиссий при органах власти на федеральном, региональном и местном уровнях, занимающихся проблемами развития партнерских отношений.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 616; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |