Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовое регулирование социального и экономического партнерства в современной России




Опыт налаживания партнерских отношений в странах с развитой рыночной экономикой.

Можно выделить три модели, представляющие наибольший интерес в свете проблем российского рынка труда.

Европейская модель характеризуется высоким уровнем правовой защищенности работника, жесткими нормами тру­дового права, ориентированными на сохранение существую­щих рабочих мест, жестким отраслевым тарифным регулиро­ванием, относительно высоким законодательно устанавлива­емым минимальным уровнем оплаты труда и сравнительно небольшой дифференциацией размеров оплаты. Эта модель переживает серьезный кризис, выражающийся прежде всего в высоком уровне безработицы, затрудненном доступе на рынок труда молодежи и лиц с невысоким уровнем квалифи­кации, подрыве стимулирующей роли оплаты труда, снижении темпов экономического роста.

Англосаксонская модель (Великобритания, США, Австра­лия) характеризуется большей сближенностью трудового и гражданского права, большей свободой работодателя в отно­шениях найма и увольнения, преобладанием коллективно-до­говорного регулирования на уровне предприятия и фирмы, а не отрасли или региона, большей подвижностью рабочей силы, большей дифференциацией в оплате труда при ограни­ченном использовании законодательно устанавливаемого уров­ня минимальной оплаты. Эта модель связана с более динамич­ным созданием новых рабочих мест, меньшей безработицей, более высокими темпами экономического роста. Вместе с тем данная модель приводит к увеличению дифференциации до­ходов среди лиц наемного труда и относительно низкому уров­ню оплаты труда для работников низкой квалификации.

Китайская модель сочетает жесткое регулирование трудо­вых отношений и относительно высокую социальную защищен­ность работников в государственном секторе, а также полное отсутствие правового регулирования в частном и концессион­ном секторах. Значительный потенциал сельского производства и избыточной рабочей силы создал мощный начальный толчок экономическому росту и созданию рабочих мест, а также дал правительству возможность постепенной реорганизации неэф­фективного государственного сектора, занимающего относи­тельно небольшую долю в экономике страны. Эта модель ус­тойчива в условиях восходящей стадии индустриализации, по­стоянного давления на рынок труда абсолютно избыточного населения и жесткого авторитарного политического режима.

 

В 90-х гг. XX столетия в России были приняты несколько важнейших законодательных и нормативных правовых актов, обеспечивающих необходимую правовую базу развития систе­мы социального партнерства (Трудовой кодекс РФ, законы РФ).

Раздел 2 Тру­дового кодекса РФ посвящен социальному партнерству. В за­конодательных актах зафиксированы права на проведение забастовок, акций протеста, демонстраций, организуемых профсоюзами и другими общественными объединениями тру­дящихся. Наряду с принципами сотрудничества, взаимодей­ствия в партнерских отношениях признаются конфронтация и борьба, но не как методы насилия и подавления, а лишь как возможные варианты регулирования и разрешения возникаю­щих противоречий.

В России разработана необходимая правовая база разви­тия процесса социального партнерства. Однако перечень за­конодательных документов еще не в полной мере отвечает потребностям многоукладной экономики. Для успешного раз­вития системы партнерских отношений необходима тщатель­но продуманная и сбалансированная политика в области за­работной платы, в сфере занятости населения и формирую­щегося рынка труда, а также в других важнейших направлениях социально-трудовых отношений.

Социальное партнерство предполагает эффективную об­ратную связь между органами власти и населением, достига­емую с помощью гласности и обязательности реакции власт­ных структур на критические выступления общественности. Представляется необходимым широкое распространение опы­та создания общественных консультативных, экспертных со­ветов, комиссий при органах власти на федеральном, регио­нальном и местном уровнях, занимающихся проблемами раз­вития партнерских отношений.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 593; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.