Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность различных теоретических концепций экономики труда




ЛЕКЦИЯ 2. ТРУД КАК ОСНОВА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ ОБЩЕСТВА

 

План

1. Труд и трудовая деятельность.

2. Сущность различных теоретических концепций экономики труда.

3. Влияние труда на жизнедеятельность человека и современного общества.

4. Общественная форма труда.

5. Характер и содержание труда.

6. Условия труда и их формирование.

 

1. Труд и трудовая деятельность.

С экономической точки зрения труд - это любая общественно полезная целесообразная, осознанная деятельность человека. Труд есть основа и непременное условие жизнедеятельности и развития человека. Воздействуя на окружающую природную среду, изменяя и приспосабливая ее к своим потребностям, люди не только обеспечивают свое существование, но и создают условия для развития и прогресса общества.Труд рассматривается как процесс, совершающийся между человеком и природой, в котором человек, производя определенную деятельность, опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой.

Категория труд применима только для человека. Машины, животные, силы природы тоже перемещают, разрушают, но эта деятельность трудом не является, поскольку не целесообразна и не осознанна.

Следует отметить, что в разные эпохи общество различно оценивало те или иные виды человеческой деятельности. Когда-то гадания, снятие порчи, сглаза, проституция, спекуляция считались сначала полезным занятием для общества, затем преследовались и осуждались. Предпринимательство в советскую эпоху преследовалось по закону. Сейчас многие виды трудовой деятельности считаются законными и широко используются для получения дохода.

Эти примеры показывают, что определение труда содержит социологический момент: признание обществом полезности той или иной деятельности, которая называется трудом.

Определяя цели, способы и результаты труда, товаропроизводитель решает три главных вопроса:

1) какие продукты, в каком количестве и когда должны быть произведены?

2) Как эти продукты произвести, из каких ресурсов, с помощью какой технологии?

3) Для кого эти продукты или услуги должны быть произведены.

Итак, в самом общем виде труд можно определить как объективно присущую человеку сферу целенаправленной полезной деятельности по превращению природных, материальных и интеллектуальных ресурсов, которыми он располагает, в продукт необходимый для личного и общественного потребления.

 

Труд и общественные отношения, при которых совершается процесс труда, в совокупности формируют процесс производства. При этом именно труд человека делает возможным само производство, то есть процесс изготовления материальных благ. Однако различные экономические теории по-разному оценивают человеческую деятельность с точки зрения организации производства.

В классической теории Адама Смита и Давида Риккардо уделялось большое внимание человеку и его месту в прудовом процессе. В результате их исследований сформировалась модель «экономического человека», который характеризовался следующими чертами:

1) определение экономического поведения каждого человека его личным интересом;

2) компетентность экономического субъекта в собственной деятельности;

3) учет классовых различий и ненадежности сегодняшнего благосостояния.

Джон Стюарт Миль рассматривал человека как индивида, стремящегося к получению богатства и способного эффективно оценивать оптимальность путей достижения данного богатства. При этом он считал, сто любой человек испытывает отвращение к труда и именно это толкает его к кражам, к добыванию богатства.

Марксистская теория выделяет личный и материально-вещественный факторы производства. При этом в качестве личного фактора выступает индивидуальная совокупная рабочая сила - «единственный» фактор, который рождает новую стоимость, поэтому главной целью организатора производства является рабочая сила, как единственный товар, способствующий возникновению новых товаров и услуг.

Экономикс считает факторами производства: -материальные ресурсы (земля, сырье, капитал); - человеческие ресурсы (труд и предпринимательская деятельность). Приведенная классификация внешне схожа, однако четко прослеживается их принципиальное различие. Экономикс считает главным деятельность предпринимателя, инициирующего процесс производства, труд ассоциируется с наемным работником и не является главным фактором, как у Маркса.

В настоящее время рыночные теории уделяют основное внимание проблеме мотивации трудовой деятельности в зависимости от потребностей (Маслоу), от экономической сущности человека (Тейлор), от «социальной гигиены» (Херцберг), от различных подходов к оценке человека в процессе труда (Макгрегор).

Анализируя различные трудовые концепции, можно сделать вывод, что при всем различии подходов к понятию «труд», к определению места и роли человека в экономической системе общества и причин, которые побуждают человека к труду, общим является признание труда как основы жизни - и отдельного человека, и общества в целом.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 769; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.