Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные категории, понятия, используемые для изучения трудовых ресурсов

В экономической научной литературе часто используют различные понятия человеческих ресурсов, которые часто смешиваются. Проблема использования человеческих ресурсов волнует человечество с древних времен. Мыслители древности объясняли трудности, возникающие в обществе отсутствием послушания людей нормам и правилам старшинства, иерархии. Еще во времена античности шел интенсивный поиск форм и методов управления массами людей с целью решения общих проблем в ходе совместной производственной деятельности.

Исторически первой стала развиваться американская модель эффективного использования труда. Именно в США сформировалась наука и практика менеджмента. В 80-е годы IХХ в. президент мануфактурной компании «Йель энд Таун» Генри Р. Таун на ежегодном собрании Американского общества инженеров-механиков представил доклад на тему «Инженер как экономист», в котором впервые указал на то, что специальность менеджера по своей практической значимости равноценна инженерному труду, а управление трудом является самостоятельной наукой. Основателем школы научного управления трудом является американский инженер Ф.У. Тейлор.

В первой половине XX века французский ученый Анри Файоль стал основателем европейского направления науки управления трудом. Его главным трудом является «Общее и промышленное управление» в 1923 г., где автору удалось обобщить и развить основы американского менеджмента и стать основателем классической школы управления трудом. Затем уже американцы Лютер Гьюлик и Линдал Урвик сделали значительный шаг вперед в популяризации основных положений классической школы. Затем стали появляться концепции использования человеческих ресурсов, в основе которых лежал гуманистический подход к человеку труда.

Социально-ориентированная экономика должна опираться на гуманистическую концепцию, поскольку она ориентирована на активную мотивацию личности в организации, где каждый человек должен отвечать за результаты своего труда, знать общие цели организации и способствовать своим трудом их достижению. В свою очередь, организация должна поощрять личную инициативу своих сотрудников с помощью материального стимулирования и продвижения по службе. Концепция «человеческих ресурсов» требует совершенствования кадровой политики в организации. [1]1

В процессе исторического развития появлялись различные термины, характеризующие содержание процесса участия людей в хозяйственной жизни. В настоящее время, в экономической науке широко используются понятия «рабочая сила», «трудовые ресурсы», «кадры», «персонал», «человеческие ресурсы». Можно согласиться с утверждением экономистов Российской академии им. Г.В. Плеханова, что все эти категории характеризуют один и тот же объект.[2] Одновременно все эти понятия характеризуют разные уровни исследования.

В экономической литературе и практике управления человеческими ресурсами фигурируют различные понятия и определения: «трудовые ресурсы» (ТР), «рабочая сила» (PC), «трудовой потенциал» (ТП), «экономически активное население» (ЭАН), «экономически неактивное население» (ЭНН) и др. Рассмотрим основные понятия.

Трудовые ресурсы - это трудоспособная часть населения, обладающая физическим развитием, умственными способностями и знаниями, необходимыми для осуществления полезной трудовой деятельности в народном хозяйстве. Это значит, что проблемы трудовых ресурсов (их воспроизводства, формирования и использования) рассматриваются на макроуровне, т.е. в масштабах страны и ее регионах. Иными словами, это работающая и неработающая, но трудоспособная часть населения.

Рабочая сила - особая разновидность товара на рынке труда, экономическая категория, выражающая способность к труду, совокупность физических и интеллектуальных способностей человека, которые он использует для производства жизненных благ. Именно рабочую силу покупают на рынке труда. Чем лучше условия сделки для работника, тем более полно, качественно и плодотворно он будет использовать свои способности.

Человеческие ресурсы - термин, характеризующий с качественной стороны трудовые ресурсы общества, региона, отрасли или рабочую силу предприятия.[3]

Т.о., трудовые ресурсы - это часть населения трудоспособного возраста, обладающая необходимым физическим развитием, знаниями и практическим опытом для работы в народном хозяйстве.

Персонал - категория работников, объединенных по принципу принадлежности к организации или к профессии. Трудовой потенциал следует рассматривать с двух позиций: как статистический показатель и как экономическую категорию. Как статистический показатель трудовой потенциал - это значение численности трудовых ресурсов в рассматриваемом периоде, которое может быть достигнуто вовлечением при определенных условиях в экономическую деятельность пока не занятых в экономике трудовых ресурсов. Это трудовой потенциал территории, региона, страны.

Как экономическая категория трудовой потенциал характеризует население как производителя материальных благ на основе совокупности всех качеств, определяющих его трудоспособность (способность и склонность работника к труду, состояние его здоровья, выносливость, тип нервной системы), т.е. всего, что отражает психологический и физиологический потенциал наряду с объемом общих и специальных знаний, трудовых навыков и умений. В этом случае трудовой потенциал человека - это качественная оценка интеллектуальных и физических способностей, а также уровня развития нравственных качеств человека.

К экономически активному населению относится рабочая сила – умственные и физические способности человека или та часть населения, которая обеспечивает предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. Эта категория включает в себя как занятое население, так и часть незанятого в общественном производстве населения (безработные). Понятие «экономически активное население» появилось в 1993 г. по рекомендации МОТ (Международная организация труда - специализированное учреждение ООН, основной целью которого является создание международных трудовых стандартов).

Экономически неактивное население не входит в состав рабочей силы. К этой категории относятся: 1) учащиеся, студенты, слушатели, курсанты, обучающиеся в дневных учебных заведениях; 2) лица, получающие пенсию по старости, по инвалидности и на льготных условиях; 3) лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми, больными родственниками; 4) лица, отчаявшиеся найти работу (т.е. прекратившие ее поиск, исчерпав все возможности), но которые могут и готовы работать; 5) другие лица, которым нет необходимости работать независимо от источника дохода.

Рассмотренные понятия трудовых категорий имеют много общего, но и различаются по своей сущности. Разобраться в этих понятиях необходимо для того, чтобы правильно решать вопросы формирования и регулирования трудовых ресурсов и занятости населения.

Кадры - совокупность работников организации, которые способны производить определенный вид хозяйственной деятельности.

Такое строгое разграничение понятий «кадры», «рабочая сила», «персонал», «трудовые ресурсы» отражает функциональный, технократический подход к работнику и соответствует концепции «экономического человека». Термин «человеческие ресурсы», включает способность к творчеству, наличие не использованных потенциальных возможностей развития работника, его общую культуру, высокую нравственность, способность к сотрудничеству, восприятию инноваций, совершенствованию мотивации труда, предприимчивости.

В последние годы наибольшее распространение получила концепция человеческих ресурсов, которая строится на признании человека самым основным экономическим фактором производства любого общества. Положения данной концепции служат для обоснования необходимости капиталовложений в развитие трудового потенциала заложенною в человеческие ресурсы. Кроме того, концепция человеческих ресурсов основана на признании необходимости поиска форм и методов эффективного управления ими.

Рассмотренные понятия трудовых категорий имеют много общего, но и различаются по своей сущности. Разобраться в этих понятиях необходимо для того, чтобы правильно решать вопросы формирования и регулирования трудовых ресурсов и занятости населения.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 3. Проблемы воспроизводства трудовых ресурсов | Основные фазы воспроизводства трудовых ресурсов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 951; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.