Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды правотворчества

В зависимости от субъектов различают три способа нормотворчества:

- Правоустановительная деятельность полномочных государственных органов (парламента, правительства). Это наиболее распространенный, наиболее целесообразный, наиболее последовательный вид нормотворчества. Им занимаются практически все государственные органы, каждый на своем уровне. Уровень и объем полномочий государственного органа определяют юридическую силу принимаемого им нормативного правового акта;

- Правотворчество должностных лиц. Должностное лицо – это гражданин, занимающий определенную должность в органах государственной власти, управления либо в иной государственной организации, наделенный правом принимать для осуществления возложенных на него функций правовые акты и обеспечивать их реализацию (министры, руководители управлений, отделов, предприятий, учреждений);

- Непосредственное нормотворчество народа, проводимое в форме всенародного голосования (референдума). Референдум – голосование граждан РБ по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни (ст.73 Конституции РБ). В нашей стране могут проводиться два вида референдумов: республиканские и местные. Но и в случае принятия решения на референдуме государственные органы не устраняются от участия в нормотворческой деятельности: им поручаются все организационные подготовительные процедуры, а также подсчет голосов.

Референдум является эффективной разновидностью правотворчества. Он позволяет прямо и непосредственно, без промежуточных инстанций и возможных искажений, выявить отношение граждан страны к тому или иному варианту правового регулирования вынесенного на референдум вопроса. Однако это дорогостоящая процедура, требующая больших организационно-технических затрат, поэтому проводится не так важно.

В зависимости от юридической силы принимаемых нормативных правовых актов правотворчество подразделяется на:

- Законотворчество – правотворчество высших представительных органов, в процессе которого принимаются законы. Является главным и самым распространенным видом правотворчества. Механизм законопроектной работы парламентов отличается следующими особенностями: 1) ограниченным кругом субъектов законодательной инициативы; 2) строгой процедурой прохождения проекта в парламенте; 3) последовательной сменой стадий правотворчества; 4) множественностью средств юридического реагирования, находящихся в распоряжении законодателя; 5) обусловленностью юридического содержания право-творческого акта кругом регулируемых отношений.

- Разработка подзаконных нормативных актов (правительство, министерства, ведомства и т.д.). Акты подзаконного правотворчества необходимы для обеспечения применения закона. Основная причина существования этого вида правотворчества заключается в сложности вопросов, которые должны решать органы государства. Парламент не всегда достаточно компетентен, чтобы принять к своему рассмотрению какой-либо сложный технический вопрос, требующий усилий специалистов, а кроме того, не все сложные вопросы современного общества должны рассматриваться парламентом. Есть ситуации, когда решение целесообразнее передать на более низкий уровень.

Разумеется, подзаконное правотворчество имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Подзаконное нормотворчество характеризуется большей оперативностью, гибкостью, меньшей формальность.

К недостаткам подзаконного правотворчества можно отнести закрытость процесса принятия правового решения, сложность применения норм из-за большого числа нормативных актов.

По содержанию различают:

· Принятие новых нормативных правовых актов;

· Изменение и дополнение действующих нормативных правовых актов

· Отмена действующих нормативных правовых актов.

Нормотворчество также может выражаться в виде принятия единичного акта, содержащего отдельные юридические нормы, и в виде систематизированного (кодифицированного) акта, содержащего определенные группы норм. Наиболее развитым видом является кодифицированное нормотворчество. С его помощью закладываются основы законодательной системы в целом и по отраслям права. С помощью единичных актов нормотворчества вносятся дополнения и изменения в кодифицированное законодательство. В ходе текущего нормотворчества устраняются противоречия и пробелы в законодательстве.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Принципы нормотворчества | Основные стадии правотворческого процесса
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1602; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.