Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Геометрическое и оптическое восприятие формы




Каждый акт восприятия представляет собой визуальное суждение. Иногда думают, что суждение — это монополия интеллекта. Но визуальные суждения не являются результатом интеллектуальной деятельности, поскольку, последняя возникает тогда, когда процесс восприятия уже закончился. Визуальные суждения — это необходимые и непосредственные ингредиенты самого акта восприятия. голубева

Прежде чем создавать плоскостные композиции, необходимо познакомиться с закономерностями их восприятия.

Так, например, если поставлена задача выбрать плоскость в наиболее гармоничных пропорциях, то в большинстве случаев эта плоскость будет соответствовать пропорциям «золотого сечения, или близким к ним. Это скорее всего связано с тем, что в основе построения человека, природы, Земли, космоса лежат те же пропорции. Если необходимо точкой обозначить центр плоскости, то она окажется несколько выше геометрической середины. Все это объясняется субъективным ощущением плоскости.

 

Геометрическое, оптическое восприятие формы

· Геометрически точный квадрат кажется ниже по высоте, а следовательно, оптический квадрат должен быть слегка вытянут в высоту. Глаз склонен к преувеличению всего горизонтального и более слабому восприятию вертикального.

· При геометрически точном разделении формы на две равные части нижняя часть кажется меньше, поэтому необходима оптическая корректировка членения. Глаз переоценивает верхнюю и недооценивает нижнюю часть плоскости, поэтому любую фигуру, для того чтобы она казалась расположенной в центре плоскости, следует немного сместить вверх.

· Горизонтальная линия кажется толще, чем такая же вертикальная.

· Квадрат на плоскости при уменьшении воспринимается как точка. Причём, на чёрном фоне квадрат прочитывается дольше, нежели на белом.

· Геометрически точный круг кажется вытянутым в ширину.

· Один и тот же круг выглядит по-разному в зависимости от его расположения на плоскости. Вверху — лёгким, парящим; внизу — тяжёлым, грузным. Причём на чёрном фоне это свойство выражается активнее.

· Треугольник, обращённый вершиной вверх, выглядит устойчивым, а в перевёрнутом виде форма неустойчива.

· Прямоугольник, лежащий горизонтально, выглядит прочным и тяжёлым, стоящий — более лёгким и подвижным.

· Равновеликие фигуры воспринимаются разными. Свечение белых фигур на чёрном фоне раздвигает зрительно их границы, и они кажутся заметно крупнее, чем точно такие же черные на белом фоне.

· Горизонтальные линии, образующие квадрат, зрительно удлиняют его в высоту, вертикальные — расширяют.

· Квадратное поле, ограниченное горизонтальными линиями, расширяется, а вертикальными — удлиняется.

· Форма, образованная квадратами, даёт иллюзию дополнительных квадратиков в углах. При наборе кругами иллюзия пропадает.

 

Графическая фактура как бы сдвигает элементы, а значит, необходима корректировка их месторасположения. О истинном положении фигуры на плоскости наш глаз судит не столько по её силуэту, сколько по зрительному оптическому центру тяжести. рис.

· рис.

· рис.

· рис.

· рис.

· рис.

 

Приведённые примеры доказывают существование объективного восприятия, которое необходимо учитывать, компонуя на плоскости. Для создания композиций также необходимо развить чувство меры, то есть количественное ощущение массы элемента или элементов и плоскости. Эта одна из важнейших задач обучения композиции.


 

Перцепция, перцептивный – (от лат. perceptio - представление, восприятие)

– сложный процесс приёма и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире;

– основные структурные единицы процесса восприятия у человека, сознательное выделение той или иной стороны чувственно заданной ситуации, преобразование сенсорной информации, приводящее к созданию адекватного задачам деятельности и предметному миру образа.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2369; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.