Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История и этапы развития логистики




На 04.10.10

Лекции по Основам логистики

Понятие логистики имеет свою давнюю историю. В Древних Афинах была специальная должность — "логист", на которую ежегодно назначались путем жеребьевки и в их обязанности входила проверка отче­тов др. служащих. В Древнем Риме логистами понимались чиновники, выполняющие административные и религиозные функции. Во времена византийского императора Льва VI (866-912 гг.) логистика определялась как искусство снабжения ар­мии и управления ее перемещениями. Немецкий исследователь, профессор Г. Павеллек отмечал, что назначени­ем логистики в Византийской империи было «платить жалова­нье армии, должным образом вооружать и распределять ее, своевременно и в полной мере заботиться о ее потребностях».

Слово "Логистика" существует во всех основных европейских языках, но имеет различные значени­я. Термином " Логистика " пользовались в своих работах известные ученые, философы, военачальники. Так выдающийся немецкий матема­тик Г.В. Лейбниц (1646—1716) использо­вал этот термин в значении «математической логики». Также в 18 веке этот термин использовал в своих работах Антуан-Анри Жомини (1779—1869) - военный теоретик и историк, швейцарец по происхождению, он с 1813 г. paботал в России, состоял в штабе Александра I. Был военным советником Николая I и явился одним из основателей военной академии в Санкт-Петербурге (1828). Жомини определил логистику, как практическое искусство управления войсками, включающее широкий круг вопросов, связанных с планирова­нием, управлением и снабжением, определением мест дисло­кации войск, транспортным обслуживанием армии и т.п.

В 1884 г. американский институт военно-морского флота ввел понятие «логистика» для нужд навигации.

В 1904 г. на философском конгрессе в Женеве было утвер­ждено определение логистики как математическая логика.

Широкое развитие принципы логистики получили в годы второй мировой вой­ны в области материально-технического обеспечения амери­канской армии. Четкое взаимодействие военной промышленности, тыловых и фронтовых снабженческих баз, транспорта позволило своевременно и в необходимых количествах обеспечивать армию всем необходимым, поэтому, во многих западных странах логистика постепенно стала переходить из военной области в сферу хозяйственной практики. Первоначально она сформировалась как новое направление в области управлении матери­альными потоками сначала в сфере обращения, а затем и в производстве. Таким образом, возникшие в странах с рыночной экономикой - накануне и в период экономического кризиса 1930-х годов в США, идеи интеграции снабженческо-производственно-распределительных систем, в которых увязывались функции снабжения материалами и сырьем, производства продукции, ее хранения и распределения трансформировались в само­стоятельные научные направления.

Большое развитие логистика получила в 60-70-ые годы в Японии, где ее методы использовались при разработке и реализации сложных производственных систем, а к 1980г. стали оптимизироваться методы физического распределения материальных потоков.

В конце 20-го века логистическая наука выступает как экономическое направление, включающее в себя закупочную, производственную, сбытовую, транспортную, информационную логистику и т.д. Каждая из этих областей деятельности человека достаточно изучена, однако новизна логистического подхода заключается в интеграции перечисленных сфер деятельности для достижения желаемого результата с минимальными затратами времени, материальных ресурсов и финансовых средств путем формирования наиболее оптимального сквозного управления всеми видами потоков. Таким образом, логистика призвана максимально удовлетворять запросы потребителей.

В 1992 г. на Международном симпозиуме Европейской ассоциации логистики в Сток­гольме, было отмечено, что общепринятого определения термина логистики пока нет.

Поскольку, логистика объединяет такие сферы экономической деятельности как: логистика снаб­жения, производства, сбыта, транспорта и т.д., в связи с этим, под логистикой мы будем рассматривать: науку о планиро­вании, контроле и управлении транспор­тированием, складированием и другими матери­альными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сы­рья и материалов до производственного предприятия, внутрипроизводственной переработки сырья, материалов и полуфабрикатов и доведения готовой продукции до потреби­теля в соответствии с его интересами и тре­бованиями, а также переда­ча, хранение и обработка соответствую­щей информации.

Логистика является относительно молодой и развиваю­щейся наукой, и поэтому многие вопросы относящиеся к ее понятийному аппарату и терминологии, постоянно уточняются и изменяются.

Существует несколько подходов к выделению ис­торических этапов развития логистики в ХХ веке, рассмотрим два основных.

I. Некоторые ученые выделяют четыре периода развития логистики:

1. Период "фрагментаризации " (1920—1950), характеризуется формированием принципов логистики в области управления матери­альными потоками и снижения общих затрат. Однако, эти принципы небыли востребованы в полной мере, и применялись в это время лишь отдельные логистические функции позволяющие снизить только некоторые составляющие затрат (например в производстве, при транспортиров­ки или складировании).

(Показательным в этом отношении является этап разви­тия экономики США. В рассматриваемый период США имели быстро растущий рынок, характеризующийся внедрением но­вых производственных технологий (например, в автомобилес­троении), высоким уровнем специализации, изобилием при­родных ресурсов, мини­мальным государственным регулированием экономики, т.е. имелась типичная ситуация рынка продавцов. В этих условиях основное внимание менеджмента было направлено на то, как насытить рынок, т.е. на поиск резервов в производстве продукции).

В данный период были сформулированы предпосылки будущего внедрения логистической кон­цепции. К ним можно отнести такие факторы как: возрастание запасов и транспортных издержек в системах дистрибьюции товаров; рост транспортных тарифов; появление и быстрое распространение концепции маркетинга; развитие теории и практики военной логистики.

В течение этого периода вышел ряд работ по маркетингу, в которых была раскрыта природа физического распределения как составной части маркетинга, указана его особая роль в организа­ции и повышении эффективности сбыта товаров. Становление концепции маркетинга, как следствие постепенного перехода мировой экономики от рынка продавца к рынку покупате­ля, явилось ключевым фактором, объясняющим появление ло­гистики в бизнесе.

2. Период становления концепции физического распре­деления как составной части маркетинга (1950—1970), характеризуется формированием теории и практики логистики, поиском новых путей снижения затрат в производстве и распределении, развитием новых компьютерных информационных технологий. В этот период философия маркетинга широко распрост­ранилась за рубежом. В то же время пришло понимание того, что нельзя больше пренебрегать возмож­ностями улучшения физического распределения, прежде всего с позиций снижения затрат.

Одним из ключевых факторов развития логис­тики явилось возникновение концепции об­щих затрат в физическом распределении. Смысл этой концепции заключался в том, что можно так перегруппировать затра­ты в дистрибьюции, что их общий уровень при продвиже­ние товаров от производителя к потребителю уменьшится. Эта концепция явилась основой развития принципов логистики.

Вместе с этим существовал еще ряд объективных экономичес­ких и технологических факторов, объясняющих ускоренное развитие логистики в этот период. К основным из них можно отнести: увеличение роли сервисных услуг, а также применение в бизнесе вычислительной техники и информационных технологий, способствовавших развитию логистического направления.

Это наиболее ярко проявилось в 1960-х годах в США. Основными тенденциями на рынке стали: усиление внимания к покупателям (в частности, увеличение доли сервисных услуг) и появление большого количества разнообразных товаров, удов­летворяющих одинаковые потребности (конкурентных товаров), что заста­вило искать новые пути координации спро­са и предложения, а так же методов лучшего обслуживания потребителей. Возник­ли новые логистические подходы к сокращению циклов заказа и производства продукции. Повышение разнообразия товаров по­чти автоматически привело к значительному возрастанию затрат на создание и поддержание запасов в системах дистрибьюции. Что потребовало находить новые пути совер­шенствования товаропроводящих структур и снижения затрат в процессах физического распределения.

Научно-технический прогресс в экономике индустриально развитых стран привел к необходимости решения многоальтернативных и оптимизаци­онных задач, таких, например, как выбор вида транспорта, оп­тимизация размещения производства и складов, оптимальная маршрутизация, управление многоассортиментными запасами продукции, прогнозирование спроса и потребностей в ресурсах т. п. Эти задачи не могли остаться без внимания развивающихся компьютерных технологий, которые начали активно внедряться бизнес с середины 1950-х годов.

3. Период развития (1970—1980) характеризуется поиском новых путей снижения затрат в производстве и распределении. Однако для большин­ства фирм применение логисти­ческого подхода для уменьшения затрат не стал очевидным. Попытки внедрить логистические принципы, встретили во многих фирмах противо­действие. Менедже­ры, которые в течение длительного времени привыкли выпол­нять традиционные функции (например: закупок, транспортировки, грузопереработки) часто препятствовали внедрению организаци­онных изменений, необходимых для реализации сквозного уп­равления материальными потоками на основе концепции сниже­ния общих затрат.

Отличительной чертой 1970-х годов стало усиление конкурен­ции, в связи с чем, основ­ной задачей большинства фирм стало снижение себестоимости продукции и рациональное использование сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделии.

В этот период руководители фирм занялись поиском путей сниже­ния затрат в производстве и дистрибьюции на основе концепции логистики. Ресурсный фактор (снижение энергоемкости и материалоемкости продукции) стал одним из основных в кон­курентной борьбе. Акцент в логистике несколько сместился на производство, чему в немалой степени способствовало появле­ние компьютерных систем контроля и управления производством, внедрение и развитие АСУ.

К концу 1970-х годов на Западе большое развитие получило производство транспортно-складского обору­дования, новых видов тары и упаковки.

Стали формироваться современные автомати­зированные складские комплексы, активно начала внедряться контейнерная перевозка грузов. Значительный экономичес­кий эффект дало применение в распределительных логистичес­ких системах стандартизации тары и упаковки.

4. Период интеграции (1980—1990), характеризуется объединением логистических функ­ций фирмы и ее партнеров в так называемую логистическую цепь (т.е.: закупка — производство — распределение и продажа).

В рассматриваемый период произошло усиление интереса к логистическому направлению. К основным факторам ставшими причинами данных изменений можно отнести: усиление внимания к уровню качества производимой продукции, структурные изменения в организациях бизнеса, но главная причина произошедших изменений связана с революцией в информационных технологиях и внедрение персональных компьютеров (ПК).

Современное программное обеспечение позволило использовать ПК начиная от процесса закупок материалов до распределения и продаж гото­вой продукции.

 

II. Подход к рассмотрению исторических этапов развития логистики:

Многие зарубежные и отечественные ученые придерживаются иного подхода к рассмотрению этапов развития логистики, вы­деляют три периода развития систем товародвижения:

1) дологистический период (до 50-х годов), когда управ­ление материальным распределением носило частичный характер, и координация действий различных подразделе­ний фирм была недостаточной;

2) период классической логистики (начало 60-х — конец 70-х годов), характеризуется созданием на предприятиях логи­стических систем, и управлением процессом товародвижения на основе комплексного подхода;

3) период неологистики, или логистики второго поколе­ния (начало 80-х годов), для которого характерно преобладание комплексного подхода к развитию систем ло­гистики на основе всего предприятия исходя из общей цели — достижения максимальной эффективности работы всей фирмы.

Анализ развитиялогистики за рубежом показывает, что она стано­вится одним из важнейших стратегических инструментов в кон­курентной борьбе для многих организаций и фирм, и те кто использовал концепции интегрированной логистики, смогли укрепить свои позиции на рынке.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 3735; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.