Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Белорусского государства

Этноконфессиональные аспекты идеологии

 

 

Немаловажную роль в формировании идеологии белорусской государ-ственности играет религия. Более того, многие идеи, ценности, установки религии отражаются в идеологии белорусской государственности.

В периоды социально-политических неурядиц и потрясений, когда люди волею исторических судеб выталкиваются из привычной, устоявшейся колеи жизни, оказываются отчужденными от существующей системы, они зачастую находят утешение и убежище в религии. Наглядное представление об этом дает всплеск интереса к религиозной вере, религиозности, рост религиозного сознания, качественное изменение конфессиональной карты страны.

По состоянию на 1 января 2004 года в Республике Беларусь насчитывалось 2863 религиозные общины, в их числе:

- 1290 – Православных;

- 432 – Католических;

- 494 – Христиан веры Евангельской;

- 270 – Евангельских христиан-баптистов;

- 34 – Старообрядческих;

- 29 – Совет церквей ЕХБ;

- 29 – Иудейских;

- 27 – Исламских;

- 26 – Свидетелей Иеговы;

- 20 – Новоапостольских;

- 13 – Греко-католических;

- 6 – Кришнаитов;

- 6 – Бахаи;

- 3 – Мормонов;

- 1 – Первых христиан.

Число религиозных общин продолжает увеличиваться. Общины представ-ляют 27 конфессий, церквей, религиозных направлений и деноминаций. Кроме того, немалое число религиозных организаций действуют без регистрации, не получая статуса юридического лица.

Данные социологических исследований, проведенных белорусскими социологами, говорят, что верующими считают себя около 50 % взрослого населения Беларуси. Среди верующих:

– более 80 % – православных;

– более 10 % – католиков;

– почти 2 % – протестантов;

– 0,2 % – мусульман;

– 0,2 % – иудеев;

– еще около 1 % исповедуют другие религии.

Но точные цифры назвать невозможно, ибо официальной статистики по данной проблеме нет.

Специфика современной религиозной ситуации заключается в следующем:

- наблюдается повышение роли религиозного фактора, что проявляется в росте религиозных организаций;

- выделяется религиозная многовариантность как в чисто конфессиональ-ном понимании, так и в плане конфессионально-территориальном;

- произошло превращение страны в многоконфессиональное государство с доминирующими христианскими деноминациями;

- наблюдаются недоразумения, распри, противоречия в религиозной среде;

- происходит развитие национального самосознания у представителей различных этнических меньшинств, одним из каналов которого является появление различных национальных религиозных течений и объединений.

Современный религиозный мир нашей страны крайне неоднороден, противоречив, многопланов. Религиозные организации бывают инициаторами ценнейших нравственных, экологических начинаний, стремясь сделать наш мир подлинно гуманным. Вместе с тем известны и совершенно иные направления деятельности религиозных организаций, связанные с некоторой конфронтацией по отношению к принятым в обществе порядкам. Некоторые служители культа и группы верующих в обстановке демократии и гласности воспринимают свободу совести как ничем не регламентированную деятельность, как право отвергать любые юридические нормы, не соблюдать законы. Здесь прослежива-ется переплетение религиозных и национальных моментов, выливающееся в отдельных случаях в антиобщественные проявления. Отсюда нагнетание требований клерикализации общественной, культурной жизни, воспитания, быта, втягивание верующих в межконфессиональные распри. Религиозная идеология взята на вооружение рядом общественно-политических партий и движений. В результате их действия часто находили отражение в нормотвор-ческих замыслах и проектах.

Отдельные религиозные организации, появившиеся в нашей стране в последние годы, нередко используют такие формы социальной активности, которые находятся на грани правовой нормы. Кроме того, антигражданские установки, ревизия социокультурной памяти их последователей, активная финансово-политическая помощь из-за рубежа и другие обстоятельства, сопровождающие деятельность некоторых религиозных организаций, формиру-ют негативное общественное мнение по отношению к ним, что может стать источником межконфессиональной напряженности в обществе, чреватой тяжелейшими социальными последствиями.

Социологи отмечают резкий всплеск интереса к вопросам религии среди поколения, родившегося после 1980 года. Это можно объяснить тем, что юность данного поколения пришлась на годы «дикого» рынка, поставившего, молодого человека перед решением сложных моральных проблем и не давшего хотя бы предположительных ответов в рамках светской морали.

Сам факт существования в обществе религии и ее институтов требует от каждого государства выработки и реализации хорошо продуманной, научно обоснованной новой модели политики по отношению к ним.

Под « конфессиональной политикой » понимается:

-во-первых, комплекс стратегий и шагов светского государства по отношению к различным конфессиям, находящимся в равном положении, направленный на урегулирование отношений между ними, между ними и государством, а также между религиозной и нерелигиозной частями общества в целом;

- во-вторых, политические меры по обеспечению прав и свобод граждан на исповедание любой религии или неисповедание никакой;

- в-третьих, сознательная деятельность государства, его аппарата с целью достижения желаемых результатов в религиозной сфере властными инструментами.

Сфера крнфессиональной политики включает политику государства в отношении религиозных организаций, политическую активность религиозных организаций и участие общества в развитии отношений государства и религиозных организаций.

Стратегии конфессиональной политики определяются двумя основными критериями: ходом политического развития в целом и местом религиозных организаций в процессе общественного развития. Как уровень развития демократических институтов, так и динамика этого процесса определяют две позитивные стратегии конфессиональной политики.

Стратегия сотрудничества общества, государства и религиозных организаций характерна для большинства развитых стран. Социальные ценности и пути их реализации, выработанные в рамках религиозной практики, включены в идеологические основы социальной политики. Действует религи-озный плюрализм, который, с одной стороны, обеспечивает ресурс обществен-ной толерантности, а, с другой стороны, поддерживает квазирынок религиозных организаций. Статус религиозных организаций близок к статусу общественных организаций. Со стороны государства религиозные организации получают разнообразную поддержку. Одновременно государство осуществляет контроль за их деятельностью.

Стратегия активного включения религиозных организаций в политические преобразования характерна для стран переходного периода. Государство, общество и религиозные организации проходят этап демократизации. В странах Восточной Европы религиозные организации выполняют функцию провод-ников радикальных социал-демократических идей и становятся гарантами зарождающейся демократии, т.е. берут на себя не свойственные религиозным организациям функции.

Новая модель политики по отношению к религии и ее институтам включает три элемента: а) теоретико-идеологическое обоснование; б) юридический базис; в) специальные органы, предназначенные обеспечивать связь между государственными структурами и религиозными организациями.

В настоящее время деятельность религиозных организаций, а также вопросы свободы совести, вероисповедания регулируются Законом «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях» от 31 октября 2002 года.

Создание у нас Республиканского органа государственного управления по делам религий – беспрецедентное явление в истории взаимоотношений между религиозными организациями и белорусским государством. Оно стало возможным в тех принципиально новых общественно-политических условиях, которые сегодня, пусть трудно и не без противоречий, складываются в нашей стране: формирование гражданского общества, правового и светского государства. Отныне открылась реальная возможность обеспечить действительное равенство верующих и неверующих, реализовать на практике принцип правового равенства религиозных организаций.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Государства | Й вопрос: Идеология белорусского государства и молодежь
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 724; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.