Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Й вопрос: Идеология белорусского государства и молодежь

 

Особую актуальность для каждого государства в современных условиях приобретает проблема формирования молодежной политики, ведь молодежь воспроизводит общество не только биологически, но и социально.

Молодежь как социально-демографическая группа включает в себя людей в возрасте от 16 лет до 30-31 года. Именно на эти годы приходятся главные «социодемографические» события в жизни человека: получение среднего и высшего образования; выбор и получение профессии; начало трудовой деятельности; вступление в брак, рождение детей.

Молодежь – это специфическая социально-демографическая обществен-ная группа, имеющая общие социально-психологические особенности и ориентации, обусловленные характером социальных отношений на данном этапе развития общества.

Возникает закономерный вопрос: как молодежь вовлекается в политику; как овладевает теми или иными политическими ролями; как формируются ее политические ценности и убеждения, ведь человек не рождается ни с коммунистическими, ни с фашистскими убеждениями.

И ученые, и политики-практики утверждают, что политическая социализация неизбежно связана с усвоением личностью социального и политического опыта, накопленного обществом и сконцентрированного в культурных традициях, групповых ценностях, политических и правовых нормах, нормах политического поведения.

Политическая наука определяет политическую социализацию как усвоение индивидом системы политических знаний, ценностей, норм, которые позволят ему участвовать в политической деятельности в качестве полноправного субъекта.

Политическая социализация – это совокупность процессов становления политического сознания и поведения, принятия и исполнения политических ролей. Понятие «политическая социализация» шире, чем понятия «политичес-кое воспитание» и «политическое просвещение», ибо включает в себя не только целенаправленное воздействие государственной идеологии, но и стихийное влияние, собственную политическую активность индивида.

Процесс политической социализации продолжается в течение всей жизни, он не заканчивается с получением паспорта или какого-нибудь диплома. Проис-ходит постоянное накопление опыта, так как человек участвует в течение своей жизни во многих политических событиях, организациях, движениях. Он может не только обретать, но и утрачивать определенные представления, взгляды, ценности.

В процессе политической социализации участвуют многие субъекты, влияние которых обеспечивает определенные политические ориентации граж-дан, их политическое поведение, ценностные ориентиру. Прежде всего, это институты государственной власти. Значительную роль выполняют политические партии. Необходимо также в сусле субъектов политической социализации отметить: общественные организации; средства массовой информации; деловую общину, мир бизнеса; академическую общину; научно-техническую интеллигенцию; культурную элиту общества, и др.

Результатом политической социализации является определенная структура личности, в которой политические ценности и цели становятся устойчивыми и работающими элементами.

В процессе политической социализации нельзя не учитывать влияние стихийных факторов, таких событий, как войны, революции, политические и экономические кризисы. В таких условиях происходят нарушения и серьезные сбои в процессе политической социализации. Складываются деформированные представления об обществе и общественных отношениях, которые могут приобрести устойчивый характер. Это видно на примере тех стран, которые долго существуют и развиваются в условиях конфликта или переживают серьез-ный системный кризис.

В таких условиях молодые люди теряют систему ориентиров, лишаются возможности научиться устойчивому политическому поведению. В результате в обществе воцаряется ситуация, когда игра идет «без привил», нарушается его интеграция и стабильность.

В современном обществе есть определенные особенности во взаимодейст-вии поколений в процессе политической социализации. Изменились роль и влияние традиционных ценностей. Научно-техническая революция, стремитель-ный рост средств массовой информации, вовлечение в политику многих слоев общества приводят к тому, что часто опыт старых поколений остается невостребованным, а иногда и непригодным. Новые социальные и политические явления неоднозначно влияют на ценностные ориентации молодежи.

На современном этапе развития белорусского общества существуют серьез-ные проблемы в молодежной среде, обусловленные многими причинами, в том числе становлением новых для нашей республики социально-экономических и политических отношений: рынка и демократии.

Особенности современного этапа в развитии нашего государства осложняют процессы социализации молодежи, в молодежной среде идут процессы не только социализации, но и ресоциализации.

В настоящее время наша страна не располагает достаточными материальны-ми и финансовыми ресурсами, чтобы решить все существующие в обществе экономические и социальные проблемы в здравоохранении, образовании и культуре – в тех сферах, где решается вопрос духовного, нравственного и физи-ческого формирования молодого поколения.

В сложном положении находится молодая семья, которая испытывает не только материальные, социально-бытовые, но и социокультурные, психофизи-ческие проблемы. Наблюдается рост социального сиротства. Имеют место такие проблемы, как рост безнадзорности, бродяжничества, суицидов, жестокости и насилия.

«Приспособление к выживанию» нельзя считать полноценной социализацией молодого поколения, и его относительно высокая, по сравнению со старшими возрастными группами, адаптивность не может расцениваться как повод для социального оптимизма.

Имеет место процесс десоциализации, маргинализации и люмпенизации молодежи. Происходит «омолаживание» преступности, растет потребление нар-котиков в молодежной среде. Серьезную проблему для общества представляет молодежная безработица. Все это ведет к сокращению участвующих в экономи-ческой и социально-политической жизни, росту социальной пассивности части молодежи.

Социальное и политическое становление молодого поколения всегда было связано с серьезными трудностями. Особенно сильно это явление проявилось на рубеже XX – XXI веков. Конфликты и противоречия современного мира затрудняют процессы политической и общественной социализации молодежи. Возрастает необходимость в усилении государственного влияния на процессы формирования молодого поколения.

Особое значение приобретает молодежная политика, которая становится важнейшей частью и социально-демографической политики государства и важнейшим направлением его идеологической деятельности, важнейшим направлением формирования государственной идеи.

 

В новых условиях важнейшей задачей молодежной политики стала адаптация молодого поколения белорусов к новым экономическим и социальным реалиям.

В этих условиях формирование молодежной политики возможно только на основе взаимосвязи с теми процессами, которые происходят во всей общественной системе в соответствии с логикой развития белорусского общества.

В задачи молодежной политики входят:

- выявление потребностей и интересов молодежи;

- создание благоприятных условий для реализации этих потребностей и ин-тересов;

- регулирование отношений между молодежью и обществом, между моло-дежью и иными социальными группами общества;

- регулирование отношений внутри молодежи как особой социально-про-фессиональной группы общества;

- создание условий для профессиональной ориентации, подготовки и пере-подготовки кадров;

-содействие молодежной занятости;

- поддержка молодых семей, создание условий для строительства жилья,

воспитания детей;

- формирование политических взглядов и навыков политического участия молодежи в политической жизни общества в условиях политического плюрализма;

-формирование новой концепции воспитания молодежи.

После обретения нашей республикой независимости был принят целый ряд документов, подтверждающих, что молодежная политика белорусского государства признается важнейшим направлением его деятельности, важнейшей частью концепции демографического развития республики, важнейшим направлением социальной политики.

Были приняты такие документы, как Закон Республики Беларусь «Об общих началах государственной молодежной политики» (1992), целый ряд указов Президента, касающихся молодежной политики, ряд постановлений Совета Министров республики. Целый ряд документов был принят различными министерствами и ведомствами: министерствами образования, спорта и туризма, культуры, Комитетом по делам молодежи, Министерством труда и т.д.

Важнейшими субъектами государственной молодежной политики являют-ся: Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, Парламент.

Основную роль в формировании и реализации молодежной политики играет Департамент по делам молодежи Министерства образования Республики Бела-русь.

Современная концепция государственной молодежной политики в Республике Беларусь в качестве главных направлений выделяет следующие направления:

1. Улучшение жилищных условий молодежи.

2. Профориентация и трудоустройство молодежи.

3. Социально-экономическая поддержка молодой семьи.

4. Деятельность, направленная на гражданское становление, духовно-нравственное, патриотическое и экологическое воспитание молодежи.

5. Поддержка научного и научно-технического творчества, изобретательства и рационализаторства молодежи.

6. Поддержка рабочей молодежи (городской и сельской), содействие вовлечению молодежи в сельскохозяйственное производство и закреплению молодых специалистов на селе.

7. Усиление международного молодежного сотрудничества.

8. Поддержка массового детского и молодежного спорта и туризма.

9. Государственная поддержка деятельности детских и молодежных общественных объединений.

10. Правовая защита и социальная адаптация молодежи.

11. Содействие медицинскому обслуживанию и сохранению репродуктив-ных функций молодых женщин, поддержка материнства.

12. Развитие системы подготовки и переподготовки государственных служащих и специалистов по работе с молодежью, лидеров молодежных и детских общественных объединений.

13. Развитие системы информационного обеспечения государственной молодежной политики.

В настоящее время мировое сообщество вступило в новый этап развития молодежной политики. В новом тысячелетии предполагается развернуть единые международные информационно-научные комплексы, широкую сеть социальных служб, работающих по общим международным программам, но обязательно учитывающих региональные аспекты. К 2010 году в реализацию молодежных программ планируется вовлечь многочисленные категории моло-дежи, проживающей в разных странах-членах ООН.

 

Литература:

 

1. Основы идеологии белорусского государства: Учебное пособие для вузов / Под общ. ред. С.Н.Князева, С.В.Решетникова. – Мн.: Академия управления при

Президенте Республики Беларусь, 2004. – 491 с.

2. О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствованию: Материалы постоянно действующего семинара руководящих работников республиканских и местных государственных органов. – Мн., 2003.

3. Лукашенко А.Г. Сильная и процветающая Беларусь должна иметь прочный идеологический фундамент // Народная газета. 2003. 29 марта.

4. Лукашенко А.Г. Послание Президента Республики Беларусь Национальному собранию Республики Беларусь 16 апреля 2003 года.

5. Лукашенко А.Г. О развитии гуманитарных наук в Республике Беларусь и повышении их роли в государственном строительстве: Из выступления Прези-дента Республики Беларусь на встрече с учеными-гуманитариями 20 ноября 1998 года // Общество и экономика. 1998. № 12.

6. О свободе вероисповеданий и религиозных организациях: Закон Республики Беларусь, 17 декабря 1992 года (с изм. и доп. От 17.01.95 г. // Ведамасцi Вярхоунага Савета Рэспублiкi Беларусь. 1995. № 13.

7. Бабосов Е.М. Динамика религиозности в независимой Беларуси. – Мн. АН Беларуси, Институт социологии, 1995.

8. Земляков Л.Е. Религиозные процессы в Беларуси. Проблемы государственного правового регулирования.

9. Закон Республики Беларусь «Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь» // Народная газета. 1992. 22 мая.

10. Закон Республики Беларусь «О здравоохранении» // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1993. № 24. Ст. 290.

11. Закон Республики Беларусь «Об образовании в Республике Беларусь» от 29.10.1991 г. // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1991. № 33. Ст. 598.

12. Закон Республики Беларусь «О радиационной безопасности» // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1998. № 5. Ст. 25.

13. Закон Республики Беларусь «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1999. № 32. Ст. 457.

14. Республиканская программа «Молодежь Беларуси» на 2000-2003 годы. – Мн., 1999.

15. Молодежь Беларуси: социальная политика и условия самореализации // Научное издание. – Мн.: ИСПИ, 2000.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Белорусского государства | Введение
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 725; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.