КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 9. Место и роль России в мировой культуре
Современная культура. В XX в. европейский тип культуры распространился далеко за пределы Европы, охватив другие континенты. Имея в виду, что культура европейского типа характерна уже не только для Европы, её обычно называют «западной культурой». Хотя в разных странах у неё имеются свои особенности, можно говорить о наличии общих черт, типичных для западной культуры в целом. Современная западная культура – это культура, основанная на предпринимательстве, бизнесе, деловитости. Её главные герои – люди, умеющие делать деньги. Стремление к материальному благополучию, комфорту, наслаждению разнообразными удовольствиями, которые можно получить за деньги, становится главенствующей чертой, характеризующий тип личности человека западной культуры. В ней ценятся активность, рациональность, профессионализм. Она исключительно динамична: быстро меняются условия жизни, техника, моды, стандарты, утрачиваются старые традиции, специалистам приходится учиться в течение всей жизни. Идёт беспрерывная погоня за новизной. От вещей уже не требуется, как прежде, долговечность. Они морально изнашиваются быстрее, чем физически. Динамизм культуры изменяет саму психологию людей. Стремительный поток обновлений порождает подспудные сомнения в надёжности их благополучия и заставляет жить в постоянном напряжении сил, чтобы быть на уровне быстро растущих стандартов потребления. Нарастающие темпы жизни связаны со стремительным и безудержным техническим прогрессом. Он доводит противоречие между культурой и природой до крайности. Общество впервые сталкивается с экологическими проблемами, грозящими ему гибелью. Западное общество сталкивается с серьёзными трудностями в деле воспитания подрастающих поколений и вынуждено искать меры для преодоления асоциальных тенденций в их поведении. Оно ведёт малоуспешную борьбу с ростом наркомании и преступности, в нём находит удобную среду для своей кровавой деятельности международный терроризм, наносящий ему чувствительные удары. 1. Основные этапы истории русской культуры. Каждый народ создает свою особую культуру, имеющую глубокие исторические корни и национальное лицо. Культура России также своеобразна и обладает рядом специфических черт, которые определяются образом жизни, образом мышления, нравственным строем сознания и жизни. Это все, в свою очередь, определяется и геополитическим положением России, и ее экономическими особенностями, и этнохтоническими основами уклада характерного быта, и этноисторическим содержанием основ развития ее культуры. Географическое положение России определяет соединение и в ее жизни, и в ее культуре множества своеобразных черт, сплав которых создает неповторимое культурное обличив страны, влияя на путь развития культуры, на отношение в ней к главным культурным ценностям. Россия, оказавшись между собственно Западом и собственно Востоком, стала своеобразным “мостом” между двумя великими цивилизациями, что также во многом определило ее характерные особенности. Крещение Руси принесло богатые культурные традиции Византии, которая тогда была лидером европейской цивилизации. На Руси стала распространяться письменность, появились книги и монастырские библиотеки, при монастырях создавались школы, возникло историческое «летописание», расцветали церковное зодчество и храмовая живопись. Принятие Русью православия отделило Русь от Востока и от тех вариантов культурной эволюции, которые связаны с буддизмом, иудаизмом, исламом. Выбор православия позволил Руси остаться независимой от духовно-религиозной власти римского папства. Православие явилось духовной силой, которая скрепляла русские княжества и толкала русский народ к объединению, чтобы выстоять под давлением как с Востока, так и с Запада. В результате принятия православия Русь оказалась в противостоянии не только с восточно-азиатским миром, но и с католической Западной Европой. Первые попытки культурного самоопределения в России относятся к эпохе реформ Петра I, наладивших оживленные связи России с зарубежьем, активизировавших широкий культурный обмен в науке, искусстве, организации образа жизни. До этих реформ культура в России развивалась как преимущественно церковная, и только с их началом можно говорить о самостоятельном значении светской культуры общества. Церковная культура допетровской Руси находилась под влиянием Византии, пребывавшей в расцвете своего культурного творчества; в то же время Русь была совершенно независимой от нее политически. Имперская идеология завоевала прочные позиции в русской культуре, на ее почве развивалось мессианское сознание – представление о данном от Бога великом предназначении России в истории человечества. Целостность обширной страны, присоединившей к себе территории с разнообразным этническим составом населения, держалась на централизованной самодержавной власти, а не на единстве культуры. Это отводило проблему ее культурной интеграции на задний план и определяло особое значение государственности в истории России. Отсюда проистекали как слабость импульсов, побуждавших власть заботиться о развитии культуры, так и особая сила православно-государственного элемента в русском патриотизме. Классическая культура России, ее великая литература внесли неоценимый вклад в мировую культуру. Золотой век русской литературы имеет своим фундаментом непревзойденный гений А.С. Пушкина, величайший, не до конца раскрытый талант М.Ю. Лермонтова, неповторимый колорит Н.В. Гоголя. Великие поэты и писатели, художники и композиторы — Г.Р. Державин, В.А. Жуковский, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, И.Н. Крамской, К.П. Брюллов, В.М. Васнецов, В.И. Суриков, И.И. Левитан, М.П. Мусоргский, М.И. Глинка, П.И. Чайковский и др. — создали прекрасную и самобытную русскую культуру XIX века. Серебряный век в русской культуре предстает сложным, полисмысловым и многоаспектным культурным явлением, в рамках которого сложилась мощная плеяда художников, философов, поэтов, культурных деятелей разных направлений и уровней. Философские искания B.C. Соловьева, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, С.Л. Франка, Г.П. Федотова, Г.В. Флоровского, творчество композиторов Н.А. Римского-Корсакова, А.Н. Скрябина, писателей Л.Н.Андреева, Д.Л. Андреева, Ф, Сологуба, 3. Гиппиус, О. Мандельштама, М. Волошина, И. Северянина, представителей русского авангарда М. Шагала, К.С. Малевича, В.В. Хлебникова и др. создали своеобразный духовный климат, сложившийся из совокупности идей философии всеединства, русского космизма, а также взглядов и практики неоромантизма, декаданса, целого спектра различных модернистских направлений. XX век стал сложным, суровым и прекрасным временем для русской культуры. Революционный энтузиазм хлынувших в культуру масс вызвал необыкновенно бурное и пестрое в своих проявлениях культурное движение. И.А. Бунин, А.А. Блок, А. Белый, Вяч.И. Иванов, Д.С. Мережковский, А.А. Ахматова, М.В. Цветаева, С.А. Есенин, В.В. Маяковский, К.Д. Бальмонт, Н.С. Гумилев, В.Я. Брюсов, В. Ходасевич и др., —множество самобытных и разных поэтов подарило начало XX в. Символизм, кубизм, имажинизм, футуризм, акмеизм — вот неполный перечень направлений в искусстве этого времени. Однако бурное и многоликое развитие отечественной культуры 1920-х гг. сменилось замедлением его в 1930-е гг., постепенно приобрело черты нового “классицизма” и затем в стиле всеохватывающего социалистического реализма пришло к состоянию стабильного застоя. Тем не менее, и этот период отмечен весьма громкими именами и высокими достижениями в науке (В.И. Вернадский, И.П.Павлов, В.М. Бехтерев, К.А. Тимирязев) и искусстве. A.M. Горький, М.М. Булгаков, А.П. Платонов, М.А. Шолохов, А.А. Фадеев, К.М. Симонов, Я.А. Протазанов, А.П. Довженко, С.М. Эйзенштейн, Г.Г. Козинцев, А.А. Тарковский, А.К. Глазунов, Д.Б. Кабалевский, Д.Д. Шостакович, С.С. Прокофьев, В.Г. Распутин, В.П. Астафьев, Л. Параджанов, М.И. Ромм, В.В. Кандинский, Е.В. Вучетич, А.А. Дейнека, В.И. Мухина, В.А. Фаворский, — вот лишь часть из имен тех, кто составил славу отечественного искусства.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1246; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |