Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Историографические исследования в Казахстане




Историческая литература по истории Казахстана не раз становилась предметом научного анализа ученых, относящихся к различным эпохам, школам и научным направлениям. Первый опыт историографического анализа всей литературы по истории казахского народа сделан дореволюционными авторами. В 90-х годах XIX в. были составлены библиографические указания литературы по истории народов Казахстана и Средней Азии.

В начале XX в. отдельными учеными была сделана неудачная попытка историографического осмысления литературы о казахском народе. Нигилизм в науке 20-30 гг. привел к полному вытеснению историографических обзоров со страниц обобщающих монографий.

Первой историографической работой является специальный раздел в многотомных «Очерках истории исторической науки в СССР».

В 60-70-е годы XX в. появились отдельные историографические монографии, диссертации и статьи. Наиболее значительной среди них является монография Э.А. Масанова, где систематизирован обширный историко-этнографический материал, собранный дореволюционными авторами. Историко-этнографическому изучению казахского края в XVIII-первой половине XIX вв. посвящены также труды М.А.Асаинова, М.Бижанова, И.В.Ерофеевой. Вводя в научный оборот новые архивные материалы, анализируя опубликованные массовые источники, авторы рассматривают историю географического и этнографического изучения.

Проблема истории Казахстана проанализирована в монографии Д.И.Дулатовой «Историография дореволюционного Казахстана» (Алма-Ата, 1984). Книга представляет собой историографическое исследование наиболее существенных сторон социально-экономической, политической и культурной жизни Казахстана во второй половине XIX- начале XX вв.

Основные исследования по истории Казахстана. Первый опыт систематизации истории казахского народа с древнейших времен принадлежит А.Левшину (1832 г.). Его работа «Описание киргиз-казачьих или киргиз-кайсацких орд и степей» является венцом всей историко-этно­графической литературы своего времени.

Создание первых программ и учебников, обобщающих трудов по истории Казахстана приходится в основном на советский период. В годы становления науки не хватало кадров историков, особенно учителей, отсутствовали учебники и учебные пособия. В этих труднейших условиях замечательный ученый-энтузиаст, председатель Общества изучения Казахстана А.Чулошников создал труд «Очерки по истории казак-киргизского народа в связи с общими историческими судьбами других тюркских племен» (1920 г.), где освещались основные этапы древней истории казахского народа. Углубленное представление по древней истории края мы находим в работе М.Тынышпаева «Материалы по истории киргиз-казахского народа» (1925 г.).

Оригинальность концептуальных положений и богатая эмпирическая база отличают обобщающий труд первого казаха-профессора истории С.Асфендиярова «История Ка­захстана с древнейших времен» (1935 г.). Автор осветил основные моменты дореволюционной истории Казахстана, выделив в ней два этапа: до и после завоевания царизмом. С. Асфендияров изложил в книге завоевательную политику России, опроверг добровольность присоединения к ней казахских земель, а также прогрессивность этого процесса.

Историю Казахстана с древнейших времен до 70-х г. XIX в. охватили «Очерки по истории Казахской ССР» М.Вяткина (1941 г). В 1943 г. вышло в свет первое издание «Истории Казахской ССР с древнейших времен до наших дней», дающее системное изложение истории республики. В его создании участвовали видные советские ученые: А.Панкратова, С. Бахрушин, Н. Дружинин и др. Большой вклад внесли казахстанские ученые и общественные деятели, в частности, И. Омаров, Абдыхалыков, Е.Бекмаханов. Работа сразу стала объектом критики партийных органов. Авторы обвинялись в приукрашивании прошлого казахов, недооценивании роли классовой борьбы, возвеличивании казахских султанов и ханов. Новое издание «Истории Казахской ССР» (1949 г.) также подверглось ожесточенной критике.

В третьем издании «Истории Казахской ССР» (1957 г.) присоединение Казахстана к России было оценено как важное прогрессивное историческое событие для казахского народа. Вопреки действительности, в книге освещались только положительные сдвиги в экономике и культуре казахского общества, а национально-освободительное движение под руководством Кенесары Касымулы изображалось как феодально-монархическое.

Огромный вклад в изучение истории Казахстана внес талантливый ученый, филилог, археолог, историк академик А.Х.Маргулан. Его работы по изучению героического эпоса, развития средневековой городской культуры, материальной и духовной жизни населения степей эпохи бронзы, составлению Археологической карты Казахстана отличаются разнообразием тематики, широтой хронологического диапазона, оригинальностью выводов.

В 1977-1980 гг. Институтом истории, археологии и этнографии АН Казахской ССР была издана в пяти томах «История Казахской ССР с древнейших времен до наших дней». Это издание явилось переломным этапом казахстанской историографии. Однако и в нем имелись отдельные недостатки. Освещение авторами некоторых проблем было обусловлено не столько научными, сколько идеологическими установками. Перегруженность отдельных томов (I, IV, V) фактическими материалами, излишняя академичность в изложении затрудняли его использование в качестве учебного пособия. В 90-е годы появились новые учебники для общеобразовательных школ.

Определенный вклад в историографию Казахстана внесла книга петербургских ученых С.Кляшторного и Т.Сул­танова об истории казахского народа с древнейших времен до ХVIII в. (Казахстан. Летопись трех тысячелетий. Алма-Ата, 1992.). Главные достоинства данной монографии – высокий научный уровень, использование письменных и археологических источников, простота изложения.

Неоценимый вклад в изучение сложных и актуальных проблем колониальной истории казахского народа внес академик М.К.Козыбаев. Его перу принадлежит свыше 800 научных и научно- популярных трудов по истории родного народа, из которых около 500 написано за годы независимости. Являясь директором Института истории и этнологии Национальной Академии, он превратил его в подлинный центр исторической науки. Под личным его руководством вышли в свет обобщающие труды по истории. Близко к завершению издание пятитомной «Истории Казахстана». Он был также автором ряда учебников для средних школ. С именем М.К.Козыбаева связана деколонизация исторической науки, он практически является основоположником новой методологии.

Большой вклад в развитие исторической науки внесли историки старшего поколения – Х.М. Адильгиреев, М.Х. Асылбеков, М.Б. Ахинжанов, С.Б. Баишев, В.Я. Басин, П.Г. Галузо, Н.Н. Даулбаев, С.К. Жакупбеков, А.К. Канапин, К.Н. Нурпеисов, А.С. Сармурзин, Б.С. Сулейменов, А.С. Такенов, С. Е. Толыбеков, А.Б. Турсунбаев, К.Н. Пищулина, Н.В. Покровский и другие.

Историческая наука независимого Казахстана освободилась от многовековых оков колонизации и обязана сегодня всеми силами формировать историческое сознание народа с объективных позиций. Большой вклад в этот процесс внесены такими историками, как М. Абусеитова, Ж.Абылхожин, Ж. Артыкбаев, Н. Бекмаханова, В. Галиев, И. Ерофеева, Ирмуханов, А.Кадырбаев, Ж. Касымбаев, М. Койгельдиев, С. Козыбаев, И. Козыбаев, Б. Кумеков, Н. Масанов, Т. Омарбеков, С. Сыздыков, Б. В. Юдин, археологами К. Акишевым, Х. Алпысбаевым, К. Байпаковым, М. Оразбаевым, З. Самашевым, Б. Таймагамбетовым, этнографами Х. Аргымбаевым, М. Мукановым, У. Шалекеновым, антропологом О. Исмагуловым, лингвистами А. Аманжоловым, Г.Айдаровым.

Особо следует отметить деятельность историка, известного политического и общественного деятеля И. Тасмагамбетова, благодаря усилиям которого в Казахстан были доставлены копии памятников рунического письма, издается серия «Казахстанские востоковедные исследования», делается большая работа по изучению отдельных периодов истории Казахстана.

Большое значение для изучения истории Казахстана имеют труды Л. Гумилева, Ю. Худякова, А. Хазанова, Г. Маркова, Н. Крадина, В. Егорова, С. Плетневой, В. Трепавлова.

Если представить общество как систему, где отдельные элементы связаны друг с другом во времени и пространстве, то функции связи во времени осуществляются именно историей и историческим сознанием. Поэтому объективное изучение истории, ее популяризация являются сегодня для нас очень важными. Осознание данного факта привело к тому, что 1998 год был объявлен Президентом Назарбаевым «Годом единства народов и национальной истории».

Это оказало благотворное влияние на развитие исторической науки Казахстана. Было издано большое количество источников и монографических исследований, прошел ряд конференций по проблемам истории республики. Важным событием стало опубликование в 1999 г. работы Н. Назарбаева «В потоке истории», где исторический процесс рассматривается в контексте развития национального духа, национальной идеи и обозначены проблемы формирования национальной и государственной идентичности.

Таким образом, история Казахстана как самостоятельная дисциплина занимает почетное место в учебном плане подготовки специалистов высшей квалификации. Она изучается на младших курсах и завершается сдачей студентами государственного экзамена.

Курс отечественной истории является логическим продолжением знаний, приобретенных в средней школе, и способствует формированию фундаментальной образовательной базы, вместе с другими дисциплинами, специалиста любой квалификации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 994; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.142 сек.