Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Аттестация обучающихся

Прием в образовательные учреждения

 

Порядок приема обучающихся в образовательные учреждения регулируется законодательством и локальными нормативными актами. Нормы, определяющие условия зачисления в учреждения профессионального образования, льготы для отдельных категорий граждан при приеме в такие учреждения устанавливаются не только Законом об образовании, но и другими законодательными актами. Это обусловлено тем, что порядок приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования определяется учредителем исходя из необходимости обеспечения доступности данного уровня образования для всех граждан, проживающих на соответствующей территории и имеющих такое право. Доступность прочих уровней профессионального образования (среднего, высшего и послевузовского) обеспечивается соблюдением их прав при зачислении по результатам конкурса. Условия конкурса должны гарантировать соблюдение прав граждан на образование и зачисление наиболее способных и подготовленных к освоению образовательной программы соответствующего уровня граждан. Некоторые категории граждан при зачислении в учреждения профессионального образования пользуются льготами (например, могут быть зачислены вне конкурса или воспользоваться преимущественным правом зачисления при равенстве баллов).

В литературе высказана точка зрения, согласно которой при приеме в образовательное учреждение должен быть заключен специальный договор на образование. Это позволит демократизировать отношения в образовании, повысить качество образования, более полно обеспечить право на образование и контроль за работой учреждения со стороны обучающихся и их законных представителей[87]. Законодательство предусматривает необходимость заключения такого договора лишь в случаях, когда субъектом, предоставляющим образовательные услуги, выступает негосударственное образовательное учреждение или организация, а также если речь идет о предоставлении дополнительных образовательных услуг или о получении профессионального образования на возмездных началах. Договор заключается, кроме того, при получении профессионального образования в форме экстерната и в рамках целевой (контрактной) подготовки специалистов с высшим или средним профессиональным образованием. Таким образом, необходимость в договорном регулировании образовательных отношений, а, следовательно, в заключении договора на образование, существует в исключительных случаях, когда образовательная услуга предоставляется за плату или в особом режиме (экстернат, семейное образование). По общему правилу отношения между образовательным учреждением и обучающимся строятся на административно-правовой основе. Основанием возникновения образовательных отношений является административный акт (приказ о приеме или зачислении в образовательное учреждение). Права и обязанности образовательного учреждения и обучающегося определяются законодательством, а также разработанными на его основе локальными актами. Поэтому абсолютизировать значение договора в образовательном праве, на наш, взгляд, не имеет смысла.

Порядок приема обучающихся в негосударственные образовательные учреждения определяется учредителем и доводится до сведения всех заинтересованных субъектов.

Основные требования к приему граждан в образовательные учреждениях закреплены в Типовых положениях об учреждениях образования. Так, Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г.[88], предусматривает, что порядок его комплектования определяется учредителем. При этом устанавливается право некоторых категорий детей на прием в такие учреждения в первую очередь. Это дети работающих одиноких родителей, учащихся матерей, инвалидов I и II групп; дети из многодетных семей; дети, находящиеся под опекой; дети, родители которых (или один из них) находятся на военной службе; дети безработных, беженцев, вынужденных переселенцев, студентов. Устанавливаются также возрастные критерии приема в дошкольные учреждения. В такие учреждения могут приниматься дети в возрасте от 2-х месяцев до 7 лет. Обязательным условием является медицинское заключение. Дети с отклонениями в развитии принимаются в дошкольные образовательные учреждения любого вида только с согласия родителей и при наличии условий для коррекционной работы. Необходимо, кроме того, заключение психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий. Прием детей в дошкольные учреждение осуществляется по заявлению родителей или лиц, их заменяющих, которые вправе выбрать конкретное учреждение с учетом его расположения, особенностей реализуемых им образовательных программ и других имеющих значение обстоятельств. Дошкольное образовательное учреждение обязано обеспечить присмотр, уход, воспитание и обучение детей с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Отбор детей в такое учреждение и их исключение из него не допускаются. При этом дошкольное учреждение вправе осуществлять прием детей в пределах квоты, установленной в лицензии на право ведения образовательной деятельности. Органы управления образованием на основе банка данных об очередности по устройству детей и наличии свободных мест в дошкольных образовательных учреждениях информируют родителей (лиц, их заменяющих) о формах, содержании и методах работы различных учреждений такого типа и максимально обеспечивают удовлетворение их образовательных потребностей исходя из имеющихся условий. Как правило, прием в государственные и муниципальные дошкольные образовательные учреждения осуществляется на основании путевок (направлений), выдаваемых соответствующими органами управления образованием.

Возрастные цензы установлены и для приема в общеобразовательные учреждения. Причем они закреплены непосредственно в Законе об образовании (п. 2 ст. 19). Обучение детей в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования, начинается с достижения ими возраста шести лет шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. Необходимо подчеркнуть, что данные возрастные цензы сформулированы в качестве общего правила, из которого могут быть сделаны исключения. По заявлению родителей (законных представителей) учредитель образовательного учреждения вправе разрешить прием детей для обучения в более раннем возрасте. Типовое положение об общеобразовательном учреждении, которое было утверждено постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г.[89], воспроизводит приведенные выше положения Закона об образовании, касающиеся порядка приема граждан, проживающих на данной территории. Кроме того, в нем подчеркивается, что не проживающим на данной территории может быть отказано в приеме только по причине отсутствия свободных мест в учреждении. Учредители общеобразовательных учреждений и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать прием в первый класс всех детей, готовых к освоению общеобразовательных программ начального общего образования и, прежде всего, живущих в непосредственной близости от общеобразовательного учреждения, на закрепленном за ним участке или микрорайоне. Необходимо подчеркнуть, что школы с углубленным изучением отдельных предметов (к ним относятся такие, в которых углубленно изучаются не менее двух предметов), лицеи, гимназии имеют право принимать обучающихся по результатам конкурсного отбора для обучения на третьей ступени, т. е. для получения среднего (полного) общего образования.

Несмотря на то, что законодательство провозглашает принцип гарантированности прав детей при приеме в дошкольные и общеобразовательные учреждения, на практике они достаточно часто нарушаются. В письме Минобразования от 7 июня 1994 г. «О реализации прав детей при приеме в дошкольные и общеобразовательные учреждения»[90] отмечается, что дошкольные образовательные учреждения не в полной мере обеспечивают принцип равных возможностей выбора родителями (лицами, их заменяющими) дошкольного образовательного учреждения. Практикуется отбор детей из обеспеченных семей, нарастает тенденция зачисления их на основе тестирования. В отдельных случаях допускается отсев детей, не освоивших дошкольные образовательные программы. В последнее время увеличилось количество письменных и устных заявлений граждан о фактах грубых нарушений гарантированных законом прав личности на образование, связанных с приемом в I и X классы общеобразовательных учреждений. В частности, в нарушение закона при приеме детей в первый класс во многих общеобразовательных учреждениях, прежде всего в школах с углубленным изучением предметов, гимназиях, лицеях проводится конкурсный отбор в различных формах (экзамены, собеседования, тестирование).

Ограничение права граждан на прием в образовательные учреждения могут быть вызваны необходимостью обеспечения прав других участников образовательного процесса. Они устанавливаются федеральным законодательством в тех случаях, когда гражданин страдает заболеваниями, представляющими опасность для окружающих. Например, постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. был утвержден Перечень заболеваний, препятствующих содержанию и обучению несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа органов управления образованием[91]. В этот перечень включены некоторые инфекционные и паразитарные болезни (туберкулез, ВИЧ, лепра, сифилис), новообразования, болезни крови, эндокринной системы, психические расстройства, врожденные аномалии, деформации и хронические нарушения. В случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний в образовательных учреждениях может вводиться карантин. Такое решение может быть принято органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления по представлению главного государственного санитарного врача субъекта РФ. В период карантина могут устанавливаться ограничения на прием в образовательные учреждения. Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» устанавливает, что профилактические прививки проводятся лишь с согласия граждан или их законных представителей. Одним из возможных последствий отказа от прививок может быть временный отказ в приеме граждан в образовательные и оздоровительные учреждения в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе эпидемий. Необходимо подчеркнуть, что такой отказ может иметь место только в случае, когда органами, уполномоченными на осуществление санитарно-эпидемиологического надзора, приняты соответствующие решения о проведении ограничительных мероприятий и о введении карантина. По окончании срока действия таких мероприятий граждане должны быть приняты в образовательные учреждения на общих основаниях.

Прием в образовательные учреждения профессионального образования осуществляется с соблюдением некоторых специальных правил. Так, для зачисления в такие учреждения граждане должны иметь определенный образовательный ценз. Так, порядок приема в государственные учреждения начального профессионального образования, утвержденный приказом Минобразования РФ от 30 июня 1995 г.[92], предусматривает, что в названные учреждения могут приниматься проживающие на территории РФ лица, имеющие основное общее или среднее (полное) общее образование. Порядок приема в государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования (средние специальные учебные заведения) РФ утвержден приказом Министерства общего и профессионального образования РФ от 5 марта 1999 г.[93]. Он предусматривает, что для поступления в названные учреждения необходимо иметь основное общее, среднее (полное) или начальное профессиональное образование. Согласно утвержденному приказом Минобразования РФ от 24 февраля 1998 г. Порядку приема в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшие учебные заведения) РФ, учрежденные федеральными органами исполнительной власти[94], на первый курс принимаются лица, имеющие документ государственного образца о среднем (полном) общем или среднем профессиональном образовании, либо диплом о начальном профессиональном образовании, в котором есть запись о получении среднего (полного) общего образования. На первый и последующие курсы принимаются лица, имеющие диплом государственного образца о неполном высшем профессиональном образовании, академическую справку установленного образца о незаконченном высшем профессиональном образовании или диплом государственного образца о завершенном высшем профессиональном образовании различных ступеней.

Учреждения профессионального образования осуществляют прием граждан на обучение с финансированием за счет средств соответствующих бюджетов либо с оплатой стоимости обучения из иных источников. Количество мест для обучения за счет средств бюджетов определяется нормативами, которые доводятся до учреждений Министерством образования либо по согласованию с ним иными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся соответствующие учреждения. Так, для учреждений начального профессионального образования это – расчетные показатели по подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих кадров и специалистов; для учреждений среднего и высшего профессионального образования – контрольные цифры приема. Подготовка специалистов с высшим и средним профессиональным образованием может осуществляться за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации на основе договоров, заключаемых между студентами и учебными заведениями, и договоров между студентами и организациями, которые нуждаются в кадрах соответствующего профиля. Положение о целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием было утверждено постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1995 г. Она организована для удовлетворения потребностей в высококвалифицированных кадрах предприятий, организаций и учреждений, в первую очередь тех, финансирование которых осуществляется за счет средств указанных бюджетов. Объемы целевой контрактной подготовки устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, имеющими в своем ведении образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования, по согласованию с Минобразованием. При этом задания на такую подготовку устанавливаются в пределах контрольных цифр приема студентов на обучение за счет средств бюджетов названных уровней. Контингент обучающихся в рамках целевой контрактной подготовки специалистов формируется на добровольной основе из числа лиц, обучающихся за счет средств федерального бюджета, путем заключения контрактов между студентом и учебным заведением. Если места для студентов, обучающихся в рамках целевой подготовки, выделены на первых курсах образовательных учреждений, прием на такие места осуществляется вне общего конкурса. Если количество желающих обучаться на целевой основе превышает количество таких мест, между ними проводится отдельный конкурс, по результатам которого осуществляется зачисление на основе заключенных между студентом и организацией-работодателем договоров.

По общему правилу, граждане имеют право получить профессиональное образование в государственных и муниципальных учреждениях бесплатно, если образование данного уровня они получают впервые. Исключение из этого правила установлены законодательством для некоторых категорий граждан. Так, например, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вправе получать бесплатно второе начальное профессиональное образование.

При приеме на обучение учреждения профессионального образования должны предоставить абитуриентам, их законным представителям всю необходимую информацию. Образовательные учреждения обязаны ознакомить поступающих со своими уставами, лицензиями на право ведения образовательной деятельности по конкретным профессиям и специальностям, другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса, работу приемных комиссий, а также разъяснить порядок рассмотрения апелляций.

Прием в образовательные учреждения профессионального образования осуществляется на конкурсной основе. При этом учреждение начального профессионального образования обязано зачислить в пределах квоты приема всех желающих, которые проживают на соответствующей территории. Конкурс проводится в том случае, если их количество превышает количество мест для приема. При наличии конкурса должно обеспечиваться зачисление наиболее способных и подготовленных поступающих. При приеме на обучение учреждения начального профессионального образования должны руководствоваться принципами социальной защиты граждан, пользующихся преимуществами согласно законодательству Российской Федерации, а также испытывающих различные затруднения в реализации своих прав на получение начального профессионального образования. Они обеспечивают обязательный прием на обучение лиц из числа военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и направленных территориальными службами занятости и воинскими формированиями с целью их профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по профессиям (специальностям). При приеме обучающихся по профессиям, требующим от поступающих более глубоких знаний по тем или иным предметам, в учреждениях начального профессионального образования могут проводиться вступительные экзамены. Сроки приема заявлений, порядок проведения и система оценок вступительных экзаменов, условия конкурсного отбора и зачисления в состав обучающихся, а также порядок подачи и рассмотрения апелляций определяются правилами приема, утверждаемыми самим учреждением.

Порядок приема в учреждения среднего и высшего профессионального образования регулируется законодательством более подробно и четко. Для организации приема создается приемная комиссия образовательного учреждения, председателем которой является его руководитель (ректор, директор, начальник). Для приема вступительных испытаний у поступающих организуются предметные экзаменационные комиссии, состав которых утверждается руководителем учреждения. Для приема вступительных испытаний на последующие курсы в вузах в таком же формируются аттестационные комиссии. Полномочия приемной комиссии, предметных экзаменационных и аттестационных комиссий, структурных подразделений образовательного учреждения в вопросах организации приема обучающихся определяются локальными нормативными актами.

До начала приема документов приемная комиссия вуза и среднего специального учебного заведения определяет и объявляет перечень специальностей, на которые объявляется прием документов с указанием количества мест для приема за счет бюджетных средств, перечня вступительных испытаний (наименование предметов и формы проведения), их программы и системы оценок. Кроме того, должны быть определены и доведены до сведения заинтересованных субъектов порядок организации конкурса на коммерческие места; правила подачи и рассмотрения апелляций по результатам вступительных испытаний; количество мест в общежитиях для иногородних студентов; правила приема заявлений от поступающих для обучения в филиалах образовательного учреждения и порядок зачисления.

Прием в образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования проводится по личному заявлению граждан на основе результатов вступительных испытаний, проводимых с целью определения возможности поступающих осваивать соответствующие профессиональные образовательные программы. При подаче заявления абитуриент должен представить документ, удостоверяющий его личность и гражданство. К заявлению должны быть приложены оригинал документа об образовании, необходимое количество фотографий, медицинская справка, подтверждающая, что обучение по данной специальности ему не противопоказано, а также документы, подтверждающие его право на льготы при поступлении. Устанавливаются сроки приема документов. Так, прием документов от поступающих на очную форму обучения заканчивается в вузах не ранее 15 июля, а в средних специальных учебных заведениях – не ранее 31 июля.

Количество, перечень и форма вступительных испытаний определяются правилами приема, которые разрабатываются и принимаются самим образовательным учреждением ежегодно. При формировании перечня вступительных испытаний образовательное учреждение должно руководствоваться установленными требованиями и может выбирать общеобразовательные предметы, указанные Министерством образования (русский язык, литература, математика, физика, химия, биология, география, история России, обществознание, иностранные языки). Не допускается установление вступительных испытаний по отдельным разделам обществознания. Все вступительные испытания при приеме на первый курс (за исключением испытаний по специальности при приеме на подготовку специалистов в области искусства и физической культуры) проводятся на основе примерных программ, разработанных Минобразованием. Запрещается вводить в программы вступительных испытаний вопросы, выходящие за рамки таких программ. Для поступающих на места, обучение на которых будет финансироваться по договорам с физическими и юридическими лицами, проводятся такие же вступительные испытания, как и для поступающих на места, финансируемые из бюджета.

Образовательное учреждение может засчитывать в качестве результатов вступительных испытаний для участия в конкурсе результаты централизованного тестирования выпускников общеобразовательных учреждений, проводимого под руководством Минобразования России; результаты единого государственного экзамена (см. об этом ниже); результаты Всероссийских олимпиад и иных аналогичных мероприятий всероссийского уровня (для победителей), проводимых с разрешения соответствующих федеральных органов управления образованием; результаты региональных олимпиад (для победителей), проводимых органами управления образованием субъектов Российской Федерации; результаты вступительных испытаний в другое государственное образовательное учреждение аналогичного типа. Вузы, кроме того, могут засчитывать в качестве результатов вступительных испытаний результаты выпускных экзаменов слушателей подготовительного отделения.

Абитуриенты, окончившие с медалями образовательные учреждения среднего (полного) общего или начального профессионального образования, а также лица, окончившие с отличием образовательные учреждения среднего профессионального образования, принимаются в высшие учебные заведения по результатам собеседования, за исключением вступительных испытаний профессиональной направленности (профильных испытаний). Программа такого собеседования, а также перечень вступительных испытаний, которые приемная комиссия считает профильными направлениям подготовки и специальностям вуза, утверждаются его ректором. Профильные испытания могут проводиться только по общеобразовательным предметам, указанным выше. Исключения могут быть сделаны для вузов, которые осуществляют подготовку специалистов в области искусства и физической культуры. Профильные испытания вводятся, если собеседование не позволяет выявить возможность указанных лиц осваивать соответствующую основную образовательную программу или если среди них складывается конкурс. При введении профильных испытаний вуз имеет право не предусматривать правилами приема собеседование. Не прошедшие собеседование и (или) не сдавшие на отлично профильные испытания, участвуют в конкурсе на общих основаниях. Приемным комиссиям вузов предоставляется право устанавливать для лиц, получивших среднее (полное) общее образование в образовательном учреждении начального профессионального образования и закончивших его с дипломом с отличием, те же льготы, что и для лиц, окончивших его с дипломом с награждением золотой или серебряной медалью. Средние специальные учебные заведения могут для вышеназванных категорий абитуриентов могут уменьшать количество и изменять форму проведения вступительных испытаний.

На вступительных испытаниях должна быть обеспечена спокойная и доброжелательная обстановка. Абитуриентам должна быть предоставлена возможность наиболее полно проявить уровень своих знаний и умений. Если абитуриент не явился на вступительные испытания без уважительной причины, получил неудовлетворительную оценку или забрал документы в период проведения вступительных испытаний, он выбывает из конкурса. Повторная сдача вступительного испытания при получении неудовлетворительной оценки и пересдача вступительного испытания с целью улучшения оценки не допускается. Лица, не явившиеся на вступительные испытания по уважительной причине, которая должна быть подтверждена документально, допускаются к ним в параллельных группах или индивидуально в период до полного завершения вступительных испытаний.

Зачисление в образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования, как отмечалось выше, осуществляется по результатам конкурса. Для некоторых категорий граждан установлены льготы. Можно выделить два их вида: право на внеконкурсное зачисление (при условии сдачи вступительных экзаменов на положительную оценку, независимо от балла) и преимущественное право на зачисление при равенстве баллов, полученных на вступительных испытаниях. Для одной категории поступающих законодательство предусматривает льготу, освобождающую их от прохождения вступительных испытаний. Это – победители и призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников и члены сборных команд РФ, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам и сформированных в порядке, определяемом Правительством РФ. Они принимаются без вступительных испытаний в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования для обучения по направлениям подготовки (специальностям), которые соответствуют профилю олимпиады.

Категории граждан, имеющих право на внеконкурсное зачисление, установлены в Законе об образовании, Федеральном законе о высшем и послевузовском профессиональном образовании, а также другими законодательными актами. В соответствии со ст. 16 Закона об образовании, такое право предоставлено:

1. детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;

2. детям-инвалидам, инвалидам I и II групп, которым согласно заключению учреждения Государственной службы медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях;

3. гражданам в возрасте до 20 лет, имеющим только одного родителя-инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;

4. гражданам, уволенным с военной службы и поступающим в соответствующие образовательные учреждения на основании рекомендаций командиров воинских частей, участники и инвалиды боевых действий;

Преимущественным правом на поступление в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования пользуются граждане, уволенные с военной службы. Эти льготы воспроизводятся также и в Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (ст. 11 в ред. от 25 июня 2002 г.)[95] применительно к поступлению в вузы, а также в специальных нормативных актах, устанавливающих особенности правового статуса и социальной защиты названных категорий граждан.

Так, например, Федеральный закон «О ветеранах» в числе других мер социальной защиты инвалидов войны и ветеранов боевых действий называет прием вне конкурса в государственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования, на курсы обучения соответствующим профессиям и др.

Значительное число норм, регулирующих образовательные отношения, содержится в Федеральном законе «О статусе военнослужащих». Они регламентируют не только получение образования в военных образовательных учреждениях, но и права и льготы для военнослужащих при приеме и поступлении в гражданские вузы и средние специальные учебные заведения. Так, согласно ст. 19, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, имеют право на обучение в гражданских образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования и на подготовительных отделениях (курсах) указанных образовательных учреждений с освоением образовательных программ по очно-заочной (вечерней) или заочной формам обучения. Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, обучение в таких образовательных учреждениях не разрешается. В ряде случаев военнослужащим, проходящим службу по контракту при общей ее продолжительности не менее пяти лет (не считая времени обучения в военных образовательных учреждениях), предоставляется право пройти профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей без взимания с них платы за обучение и с сохранением обеспечения всеми видами довольствия. Такая переподготовка осуществляется в год увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на ней, по истечении срока военной службы или по состоянию здоровья. Порядок и условия сохранения денежного довольствия в таких случаях определяются Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба). При увольнении со службы по названным выше причинам срок переподготовки не может превышать трех месяцев, а при увольнении в связи с организационно-штатными мероприятиями – шести месяцев. В случае увольнения указанных военнослужащих в период обучения они имеют право на завершение учебы бесплатно.

Правительство РФ 25 ноября 1994 г. приняло постановление «О создании системы профессиональной ориентации, переподготовки, трудоустройства и социальной адаптации военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы»[96]. В нем, в частности, предусматривается создание системы профессиональной ориентации на гражданские специальности военнослужащих, готовящихся к увольнению в запас, и лиц, уволенных с военной службы, проведение исследований сходства различных специальностей гражданской и воинской деятельности, составление перечней сходных специальностей, трудоустройство по которым возможно без предварительной переподготовки. Необходимо создание специальных условий для обучения военнослужащих, проходящих службу по контракту, без освобождения от исполнения воинских обязанностей, лиц, уволенных с военной службы в силу указанных причин, в государственных образовательных учреждениях с выделением мест для целевого приема. Органам занятости предоставлено право направлять их на обучение за счет средств федерального бюджета. Лицам, уволенным по уважительным причинам с правом на пенсию, обеспечивается бесплатное получение профессионального образования без выплаты стипендии за период обучения (ст. 23).

Обеспечение занятости военнослужащих и лиц, уволенных со службы, а также повышение их конкурентоспособности осуществляется также в системе профессионального образования. Так, военным образовательным учреждениям высшего и среднего профессионального образования разрешается одновременно со специальной образовательной программой реализовывать образовательные программы по подготовке специалистов в родственных (смежных) гражданских отраслях и выдавать выпускникам соответствующие документы об образовании.

Граждане, уволенные с военной службы, пользуются преимущественным правом на поступление в государственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования и на подготовительные отделения образовательных учреждений высшего профессионального образования. Указанные категории граждан, имеющие определенные образовательные цензы, могут поступать в образовательные учреждения профессионального образования без экзаменов. Так, на первый и последующие курсы государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования могут зачисляться лица, окончившие средние военные образовательные учреждения; на первый курс государственных средних специальных учебных заведений – с образованием не ниже основного общего; на первый и последующие курсы государственных вузов – имеющие незаконченное высшее или высшее военное профессиональное образование. На подготовительные отделения вузов могут приниматься лица, окончившие общеобразовательные учреждения среднего (полного) общего образования или среднего профессионального образования. Прием указанных граждан в государственные образовательные учреждения профессионального образования проводится в течение всего учебного года, в том числе дополнительно к установленным этим образовательным учреждениям планам приема. Аналогичные льготы предоставляются также проходящим военную службу по контракту и имеющим общую продолжительность военной службы 15 лет и более.

Граждане, поступающие в государственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования по рекомендациям командиров, пользуются правом внеконкурсного зачисления при условии получения ими положительных оценок на вступительных экзаменах. Порядок выдачи таких рекомендаций утверждается федеральными органами исполнительной власти, в которых законом предусматривается военная служба. Так, приказом Министерства обороны РФ от 21 января 1999 г. была утверждена Инструкция о порядке выдачи военнослужащим, увольняемым с военной службы, и гражданам, уволенным с военной службы, рекомендаций на внеконкурсное зачисление в государственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования[97]. Военнослужащие, желающие получить рекомендацию, не позднее чем за месяц до увольнения подают рапорт своему непосредственному начальнику. Решение о выдаче рекомендации принимается прямыми начальниками от командира роты и выше, которые затем ходатайствуют перед командиром воинской части. По его решению этот вопрос может рассматриваться на заседании аттестационной комиссии воинской части, а в отношении военнослужащего, проходящего службу по призыву, - выноситься на обсуждение собрания личного состава роты или аналогичного подразделения. При принятии окончательного решения командир (начальник) обязан учитывать мнение воинского коллектива. Рекомендация не выдается военнослужащим, имеющим ко дню увольнения с военной службы неснятые дисциплинарные взыскания; военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, увольняемым с военной службы по дисциплинарным основаниям (в связи с лишением воинского звания; с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы и т. д.).

При увольнении с военной службы рекомендация вручается военнослужащему одновременно с другими документами, как правило, в торжественной обстановке (на построении, собрании личного состава и т.п.), либо высылается по его просьбе.

Право на получение рекомендации сохраняется за гражданами, уволенными с военной службы. Для этого они должны обратиться с письменным заявлением к командиру воинской части, в которой проходили военную службу до увольнения.

Рекомендация выдается только один раз. Повторная ее выдача не производится. Если она была утрачена, дубликат может быть выдан только по письменному запросу образовательного учреждения, в которое поступает бывший военнослужащий.

Льготы в области образования предоставляются не только военнослужащим, но и членам их семей. В частности, при изменении места службы лиц, проходящих военную службу по контракту, а также в случае их увольнения со службы по достижении ими предельного возраста, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями члены их семей, обучающиеся (воспитывающиеся) в государственных образовательных учреждениях, имеют право переводиться (приниматься) в образовательные учреждения, ближайшие к новому месту военной службы или месту жительства. Детям военнослужащих по месту жительства их семей в первоочередном порядке предоставляются места в общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждениях и летних оздоровительных лагерях независимо от форм собственности. Разница между стоимостью содержания детей в дошкольных учреждениях и платой, взимаемой с родителей, возмещается военнослужащим за счет средств соответствующего федерального органа исполнительной власти. Специальные льготы предусмотрены для детей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и имеющих общую продолжительность военной службы 20 лет и более; детей граждан, уволенных со службы по указанным выше уважительным причинам при соблюдении условия о продолжительности военной службы не менее 20 лет, а также для детей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы или умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных при исполнении таких обязанностей. Названные категории детей пользуются правом зачисления в суворовские военные, нахимовские военно-морские училища и кадетские корпуса вне конкурса, а при поступлении в военные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования – преимущественным правом при условии успешной сдачи экзаменов и соответствия другим установленным для поступающих требованиям.

 

 

Нормы, предусматривающие льготы при поступлении в учреждения среднего и высшего профессионального образования, содержатся и в других законодательных актах, регулирующих отношения по социальной защите определенных категорий населения. Так, Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», предоставляет право внеконкурсного зачисления во все виды учреждений профессионального образования лицам, которые получили или перенесли лучевую болезнь, и инвалидам вследствие Чернобыльской катастрофы. Эти льготы предоставляются также участникам работ по ликвидации последствий аварии; гражданам, занятым на работах в зоне отчуждения; эвакуированным из указанной зоны и переселенным из зоны отселения; постоянно проживающим или работающим в зоне отселения до переселения в другие местности. Гражданам, проживающим и работающим на территории зоны проживания с правом на отселение, предоставляется преимущественное право зачисления в названные образовательные учреждения. Все перечисленные категории лиц, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы, должны приниматься на подготовительные отделения вузов независимо от наличия мест с обязательным предоставлением общежития в случае нуждаемости в нем. Аналогичные льготы предоставляются гражданам, которые подверглись воздействию радиации в связи с аварией в 1957 г. на производственном объединении «Маяк» и сброса радиоактивных отходов в реку Теча, а также в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне[98].

Зачисление на места, финансируемые из средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации, должно проводиться после завершения вступительных испытаний и заканчиваться не позднее чем за 10 дней до начала учебных занятий. Зачисление на прочие места осуществляется образовательным учреждением в сроки, определяемые им самостоятельно. Главное требование заключается в том, чтобы все зачисленные в состав студентов имели возможность своевременно приступить к занятиям. Для этого необходимо организовать взаимодействие структурных подразделений образовательного учреждения с соответствующими службами (студенческим отделом кадров, отделом дополнительного образования), а также с приемной комиссией. Зачисление осуществляется путем издания руководителем образовательного учреждения соответствующего приказа, который затем передается на факультеты и отделения для формирования учебных групп и начала образовательного процесса.

 

Аттестация обучающихся, как один из элементов образовательного процесса, представляет собой оценку освоения обучающимся программы учебной дисциплины или ее части (раздела, темы и т. д.). Аттестация подразделяется на несколько видов: текущую, промежуточную и итоговую. Текущая аттестация (ее иногда называют текущим контролем знаний) в большей степени актуальна для общеобразовательных учреждений. Она предполагает оценку знаний, продемонстрированных обучающимся в течение четверти или семестра. Можно сказать, что текущая аттестация направлена не только оценивать знания, но и задавать обучающимся ориентиры для дальнейшей подготовки. На основе текущей аттестации преподаватель имеет возможность скорректировать методику преподнесения материала, если будут обнаружены проблемы с его восприятием у всех или у большинства учеников. Для системы профессионального образования текущая аттестация имеет меньшее значение, поскольку возможность контролировать знания студентов по отдельным темам курса существует у преподавателя только на практических и семинарских занятиях, коллоквиумах, лабораторных работах, промежуточных зачетах. Однако учебные занятия в названных формах организуются не по всем дисциплинам учебного плана, а только по наиболее важным. Кроме того, преподаватель, проводящий указанные виды занятий, вправе самостоятельно выбирать методику оценки знаний, и администрация вуза или факультета обычно не требует от него отчета по данному вопросу. Важно и то, что текущая аттестация обеспечивается только на очной форме обучения. Организовать ее на других формах обучения (заочной, очно-заочной) весьма проблематично в связи с отсутствием регулярных занятий или незначительным количеством отводимых часов.

Промежуточная аттестация означает оценку освоения программы учебной дисциплины за определенный календарный промежуток (за четверть, полугодие, учебный год, за семестр). В течение учебного года она организуется в обычном порядке в каждой четверти и в первом полугодии (в общеобразовательных учреждениях, к примеру), а также по завершении осеннего семестра в учреждениях среднего и высшего профессионального образования. Промежуточная аттестация проводится как переводная в конце учебного года. По ее результатам, а также с учетом предшествующих промежуточных аттестаций обучающийся переводится на следующий этап обучения (на следующий курс или в очередной класс). Например, обучающиеся в общеобразовательном учреждении, освоившие в полном объеме образовательную программу учебного года (т. е. не имеющие академических задолженностей), переводятся в следующий класс. Условно могут быть переведены в следующий класс также обучающиеся, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному предмету. Ответственность за ликвидацию обучающимися академической задолженности в течение следующего учебного года возлагается на их родителей (законных представителей). Обучающиеся на ступенях начального общего и основного общего образования, не освоившие программу учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам. По усмотрению их родителей (иных законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся в классы компенсирующего обучения или продолжают обучение в форме семейного образования.

Порядок и формы проведения промежуточной аттестации, ее периодичность, система оценок определяются образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся. Целесообразно разработать и принять соответствующий локальный нормативный акт, регулирующий вопросы проведения промежуточной аттестации. Необходимо подчеркнуть, что на практике иногда промежуточную аттестацию в образовательных учреждениях называют текущей. Полагаем, что эти терминологические различия не являются принципиальными, хотя единообразие понятий, применяемых для обозначения аналогичных процессов в общеобразовательных и профессиональных учреждениях было бы не лишним.

Рассмотрим общие правила проведения промежуточной аттестации в средних специальных и высших учебных заведениях, которые установлены Типовыми положениями о них. Прежде всего определяется максимальное количество форм контроля в течение учебного года. Так, в учреждениях среднего профессионального образования количество экзаменов в процессе промежуточной аттестации студентов по очной, очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения не должно превышать 8 в учебном году, а количество зачетов – 10. В указанное количество не входят экзамены и зачеты по физической культуре и факультативным дисциплинам. Количество экзаменов и зачетов в процессе промежуточной аттестации студентов при обучении по сокращенным или ускоренным образовательным программам среднего профессионального образования по названным формам обучения устанавливается учебным заведением самостоятельно. Студенты, обучающиеся в высших учебных заведениях по программам высшего профессионального образования, при промежуточной аттестации сдают в течение учебного года не более 10 экзаменов и 12 зачетов. В указанное число не входят экзамены и зачеты по физической культуре и факультативным дисциплинам. Студенты, обучающиеся в сокращенные сроки и в форме экстерната, при промежуточной аттестации сдают в течение учебного года не более 20 экзаменов.

Как правило, экзаменационной сессии предшествует так называемая зачетная неделя, во время которой студентам предоставляется возможность сдавать зачеты по изучаемым в данном семестре предметам с освобождением от учебных занятий либо без такового. К экзаменам допускаются только студенты, сдавшие все зачеты и выполнившие все письменные работы, предусмотренные учебным планом. Могут предъявляться и дополнительные требования(например, посещение не менее 50 % коллоквиумов, лабораторных работы и практических занятий при обучении по очной форме). Студенты-заочники допускаются к экзаменам при условии выполнения всех предусмотренных контрольных и курсовых работ (иных письменных заданий). При составлении расписания экзаменов необходимо предусматривать достаточное для подготовки время. Зачеты и экзамены проводятся в соответствии с учебным планом и программой учебной дисциплины, утвержденной кафедрой или ученым советом. Студентам могут быть предложены примерные перечни экзаменационных и зачетных вопросов, если такое решение приняла кафедра или это предусмотрено локальным нормативным актом. Явившись на зачет или экзамен, студент должен предъявить преподавателю зачетную книжку, в противном случае он не может быть допущен к сдаче зачета или экзамена. Во время экзамена студентам можно пользоваться учебной программой дисциплины, а с разрешения преподавателя – справочниками, словарями, другими материалами. Форму экзамена определяет преподаватель, при необходимости по согласованию с заведующим кафедрой. Это может быть устная форма (студент готовится к ответу по избранному билету, а затем отвечает устно, в том числе на уточняющие и дополнительные вопросы, преложенные преподавателем); письменная форма (студент готовит письменный ответ по билету, преподаватель после проверки письменной работы выставляет оценку, а в случае необходимости.может предложить еще и собеседование по билету); контроль с помощью компьютерных тестовых программ и др. У преподавателя должна бать зачетная или экзаменационная ведомость, которую он аккуратно заполняет, проставляя оценки «зачтено», «не зачтено», «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Если студент на зачет или экзамен не явился, то в ведомости необходимо сделать соответствующую пометку «не явился». Если студент отказался от ответа, проставляется неудовлетворительная оценка (или «не зачтено»), которая в зачетную книжку не заносится. Ведомость сдается в деканат в день приема зачета или экзамена.

Если студент имеет не более двух академических задолженностей (включая зачеты и выполнение курсовой работы), ему предоставляется возможность повторной сдачи соответствующих дисциплин. Следует подчеркнуть, что пересдача во время основной сессии не допускается. Для этого организуется так называемая дополнительная сессия. Устанавливаются общие дни пересдачи. В эти дни все преподаватели обязаны явиться на работу для приема зачетов и экзаменов. Деканат готовит для пересдачи экзаменационные и зачетные ведомости, в которые вносятся фамилии студентов, не явившихся на зачеты и экзамены или получивших неудовлетворительные оценки. Таким студентам могут быть выданы направления для повторной сдачи. Если студент не представил преподавателю направление и его фамилии нет в ведомости, он к сдаче экзамена или зачета не допускается.

Разрешается не более двух пересдач по одному предмету, причем последнюю пересдачу может принимать комиссия, сформированная проректором по учебной работе или деканом на основании личного заявления студента, в котором должны быть указаны мотивы (например, студент считает, что экзаменатор необъективен при оценке его знаний и т. д.). Студент, пересдававший экзамен или зачет дважды и получивший неудовлетворительную оценку либо имеющий задолженности по трем и более дисциплинам, подлежит отчисления за академическую неуспеваемость. Для студентов, не ликвидировавших академические задолженности в период дополнительной сессии по уважительным причинам, декан или его заместитель могут установить индивидуальный срок их ликвидации.

Итоговая аттестация – это оценка освоения образовательных программ определенного уровня, по результатам которой выдается документ, подтверждающий определенный образовательный ценз. Государственная итоговая аттестация является обязательной для таких уровней образования, как основное общее, среднее (полное) общее и для всех видов профессионального образования. Правила ее проведения на указанных уровнях образования регулируются специальными нормативными актами. Вместе с тем, соблюдаются и некоторые общие принципы ее проведения. Среди них можно назвать следующие:

  1. Обязательность государственной итоговой аттестации. Ни один обучающийся не может быть освобожден от итоговой аттестации. Не прошедший итоговую аттестацию учащийся или студент не может быть признан завершившим обучения и ему не может выдаваться документ, подтверждающий уровень образования. Государственная итоговая аттестация не может заменяться оценкой уровня подготовки на основе текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов.
  2. Допуск к государственной итоговой аттестации получают только те обучающиеся, которые полностью освоили образовательную программу соответствующего вида и уровня. Условием допуска к итоговой аттестации является, таким образом, отсутствие академических задолженностей.
  3. Соблюдение процедурных требований при проведении государственной итоговой аттестации (формирование государственных аттестационных комиссий, порядок проведения экзаменов, предоставление выпускникам необходимой информации и т. д.).
  4. По результатам итоговой аттестации выдаются документы об образовании.

Государственная итоговая аттестация на конкретных уровнях образования характеризуется определенными особенностями.

Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений РФ было утверждено приказом Минобразования от 3 декабря 1999 г.[99]. Она проводится в виде письменных и устных экзаменов. Форму проведения письменных экзаменов устанавливает Министерство образования РФ, устных экзаменов – само общеобразовательное учреждение. К государственной (итоговой) аттестации допускаются обучающиеся IX классов, освоившие образовательные программы основного общего образования и имеющие положительные годовые отметки по всем предметам учебного плана общеобразовательного учреждения, а также обучающиеся, имеющие неудовлетворительную годовую отметку по одному предмету учебного плана с условием обязательной сдачи экзамена по этому предмету. К итоговой аттестации по окончании XI (XII) классов обучающиеся допускаются с соблюдением общего правила об освоении образовательных программ среднего (полного) общего образования. Они должны иметь положительные годовые отметки по всем предметам. Выпускники IX класса сдают не менее 4-х экзаменов: письменные экзамены по русскому языку и алгебре, а также два экзамена по своему выбору из числа предметов, изучавшихся в IX классе. Выпускники XI (XII) класса общеобразовательного учреждения сдают не менее пяти экзаменов: письменные экзамены по алгебре и началам анализа и литературе, а также три экзамена по их выбору из числа предметов, изучавшихся в X, XI и XII классах.

Для некоторых категорий выпускников IX и XI (XII) классов государственная (итоговая) аттестация проводится в обстановке, исключающей влияние негативных факторов на состояние их здоровья, и в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья. К ним относятся обучавшиеся по состоянию здоровья на дому, в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, находившиеся в лечебно-профилактических учреждениях более 4 месяцев, и дети-инвалиды. Итоговая аттестация для указанных выпускников может проводиться досрочно, но не ранее 1 мая. При необходимости письменные экзамены могут быть заменены на устные, а количество сдаваемых экзаменов сокращено до двух письменных. Уменьшение количества экзаменов для выпускников XI (XII) классов производится по согласованию с органом управления образованием субъекта РФ, а для выпускников IX классов, кроме того, и с местным (муниципальным) органом управления образованием.

Сроки проведения письменных экзаменов в IX и XI (XII) классах ежегодно устанавливаются Минобразованием РФ. Экзамены по предметам, выбранным выпускниками могут проводиться непосредственно по завершении освоения предмета в рамках образовательной программы соответствующей ступени общего образования.

Органы управления образованием субъектов РФ могут дополнительно ввести один экзамен в общеобразовательных учреждениях, в том числе экзамен по профильным предметам в общеобразовательных школах (классах) с углубленным изучением отдельных предметов. При этом общее количество экзаменов в IX классах не должно превышать пяти, в XI (XII) классах – шести экзаменов.

Тексты письменных экзаменационных работ для проведения письменных экзаменов по названным выше предметам разрабатываются Минобразованием и направляются органам управления образованием субъектов РФ, которые направляют выбранные тексты общеобразовательным учреждениям[100]. Пакеты с экзаменационными материалами вскрываются председателем экзаменационной комиссии в присутствии ее членов за 30 минут до начала письменных экзаменов в IX классах и за 1 час в XI (XII) классах. Пакеты с материалами по русскому языку для выпускников IX класса с углубленным изучением названного предмета, а также по литературе для выпускников XI (XII) классов вскрываются в присутствии членов экзаменационной комиссии и выпускников непосредственно перед началом экзамена.

Письменные экзамены начинаются в 9 часов по местному времени. В IX классе на письменные экзамены отводится 4 астрономических часа (в школах с углубленным изучением математики на экзамен по алгебре – 5 часов). В XI (XII) классах на письменный экзамен по литературе отводится 6 астрономических часов, по алгебре и началам анализа – 5 часов.

Экзаменационные работы оцениваются по пятибалльной системе. На сочинения, оцененные баллами «2» и «5», экзаменационная комиссия составляет рецензии. Выпускник имеет право ознакомиться со своей письменной работой после ее проверки экзаменационной комиссией. Если он не согласен с выставленной отметкой, он имеет право в 3-дневный срок подать апелляцию в письменной форме в конфликтную комиссию, создаваемую муниципальным органом управления образованием. Сроки и порядок ознакомления с проверенной письменной работой, а также сроки и порядок работы конфликтной комиссии, ее состав и полномочия устанавливаются местным органом управления образованием и доводятся до сведения выпускников, их родителей (законных представителей), учителей и руководителей общеобразовательных учреждений не позднее чем за 2 недели до начала государственной (итоговой) аттестации. Выпускники IX классов, получившие на итоговой аттестации не более двух неудовлетворительных отметок, и выпускники XI (XII) классов, получившие не более одной неудовлетворительной отметки, допускаются к повторной аттестации по этим предметам. Она проводится до начала нового учебного года в сроки, устанавливаемые органами управления образованием субъектов РФ.

Для проведения итоговой аттестации по каждой основной образовательной программе в учреждениях профессионального образования формируется государственная аттестационная комиссия. В ее состав входят преподаватели соответствующих дисциплин. В комиссиях, создаваемых в учреждениях начального профессионального образования, участвуют представители общественных организаций, мастеров производственного обучения аттестуемой группы выпускников, а также специалисты организаций – заказчиков кадров рабочих и специалистов. Аттестационную комиссию возглавляет председатель, который организует и контролирует ее деятельность, обеспечивает единство требований, предъявляемых к выпускникам. Он назначается из числа педагогических работников, не состоящих в штате данного учреждения, либо практических работников. Аттестационная комиссия оценивает уровень подготовки выпускников и его соответствие требованиям государственного образовательного стандарта, принимает решение о присвоении квалификации по результатам итоговой аттестации и выдаче выпускнику документа о полученном образовании, а также готовит рекомендации по совершенствованию качества профессиональной подготовки на основе анализа результатов итоговой аттестации. Формирование государственной аттестационной комиссии в вузах осуществляется по более сложной схеме. Аттестационная комиссия состоит из экзаменационных комиссий по приему итоговых экзаменов по отдельным дисциплинам, по приему итогового междисциплинарного экзамена по направлению (специальности), по защите выпускных квалификационных работ. При необходимости по одному из аттестационных испытаний может быть сформировано несколько экзаменационных комиссий. Государственную аттестационную комиссию возглавляет председатель, который организует и контролирует деятельность всех экзаменационных комиссий, обеспечивает единство требований, предъявляемых к выпускникам. Председатель аттестационной комиссии может возглавлять одну из экзаменационных комиссий и принимать участие в работе любой из них на правах ее члена. Председателем государственной аттестационной комиссии должен быть, как правило, доктор наук, профессор. Председатели аттестационных комиссий утверждаются органом исполнительной власти, в ведении которого находится высшее учебное заведение, а для имеющих государственную аккредитацию негосударственных вузов – Минобразованием. Экзаменационные комиссии формируются из научно-педагогического персонала выпускающего вуза и лиц, приглашаемых из сторонних учреждений: авторитетных специалистов предприятий, организаций и учреждений- потребителей кадров данного профиля, ведущих преподавателей и научных сотрудников других высших учебных заведений. Председатели экзаменационных комиссий являются заместителями председателя государственной аттестационной комиссии. Состав экзаменационных комиссий утверждается ректором.

Положение об итоговой аттестации выпускников учреждений начального профессионального образования было утверждено приказом Минобразования РФ от 1 ноября 1995 г. Она состоит, как правило, из нескольких аттестационных испытаний (итоговых экзаменов по отдельным учебным предметам, включенным в состав итоговой аттестации в рамках основной профессиональной образовательной программы; выполнения выпускной практической квалификационной работы по специальности в пределах требований государственного образовательного стандарта; защиты письменной экзаменационной работы, выполненной выпускником по теме, определяемой учреждением начального профессионального образования).

Конкретный перечень экзаменов и работ, порядок, форма и сроки проведения экзаменов, а также выполнения экзаменационных работ устанавливаются учреждением начального профессионального образования, исходя из примерного учебного плана по профессии и соответствующих рекомендаций Минобразования РФ. Итоговый экзамен по отдельным учебным предметам должен определять уровень усвоения выпускником материала, предусмотренного учебной программой по предмету в рамках основной профессиональной образовательной программы. Выпускная практическая квалификационная работа по специальности, входящей в профессию, должна соответствовать требованиям к уровню профессиональной подготовки выпускника, предусмотренному квалификационной характеристикой. По профессиям, квалификация по которым не может быть определена путем выполнения конкретной практической работы, квалификацию выпускника аттестационная комиссия устанавливает при проверке профессиональной подготовленности непосредственно на его рабочем месте. Письменная экзаменационная работа должна соответствовать содержанию производственной практики по профессии, а также объему знаний, умений и навыков, предусмотренных государственным стандартом начального профессионального образования по данной профессии. Она должна содержать описание разработанного технологического процесса выполнения практической квалификационной работы и краткое описание используемого оборудования, инструментов, приборов и приспособлений, а также параметров и режимов ведения процесса. При необходимости, кроме описательной части, может быть представлена и графическая часть. Объем работы не должен превышать 5 – 6 страниц текста и двух листов чертежей или схем.

Не позднее, чем за полгода до начала итоговой аттестации доводит до сведения обучающихся конкретный перечень экзаменов по учебным предметам, выпускных практических квалификационных и письменных экзаменационных работ, входящих в состав итоговой аттестации, а также набор экзаменационных тестов.

Выпускники, не сдавшие итоговых экзаменов по отдельным учебным предметам или не выполнившие практические квалификационные и письменные экзаменационные работы, не допускаются к последующему этапу итоговой аттестации. Порядок повторного прохождения аттестационных испытаний определяется учреждением начального профессионального образования. Выпускникам, не прошедшим аттестационных испытаний в полном объеме и в установленные сроки по уважительным причинам, учреждением начального профессионального образования может быть назначен другой срок их проведения или их аттестация может быть отложена до следующего периода работы аттестационной комиссии. Получение неудовлетворительной оценки на итоговом экзамене по одному учебному предмету не лишает выпускника права продолжить сдачу итоговых экзаменов по другим предметам.

При наличии разногласий между членами аттестационной комиссии в определении оценки уровня знаний и умений выпускника учреждения начального профессионального образования или несогласии выпускника с оценкой аттестационной комиссии качества его знаний и умений возможно проведение повторной аттестации аттестационной комиссией другого состава.

Много общего в структуре и порядке проведения государственной итоговой аттестации в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования. Положение об итоговой государственной аттестации выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования в РФ утверждено постановлением Госкомвуза от 27 декабря 1995 г.[101], а Положение об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в РФ – постановлением Госкомвуза от 25 мая 1994 г.[102]. Она может включать одно или несколько аттестационных испытаний следующих видов:

- итоговый экзамен по отдельной дисциплине;

- итоговый междисциплинарный экзамен по специальности;

- защита выпускной квалификационной работы.

Итоговый экзамен по отдельной дисциплине должен определять уровень усвоения студентом материала, предусмотренного учебной программой, и охватывать все минимальное содержание данной дисциплины, установленное соответствующим государственным

образовательным стандартом. Итоговый междисциплинарный экзамен по специальности

должен наряду с требованиями к содержанию отдельных дисциплин учитывать также общие требования к выпускнику, предусмотренные образовательным стандартом по данной

специальности. Выпускные квалификационные работы призваны способствовать систематизации и закреплению знаний студента по специальности при решении конкретных задач. Кроме того, они позволяют выяснить уровень подготовки выпускника к самостоятельной работе. Выпускные квалификационные работы выполняются в форме дипломной работы или дипломного проекта, тематика которых определяется образовательным учреждением самостоятельно. Студенту предоставляется право выбора темы выпускной квалификационной работы. Он может предложить собственную тематику с обоснованием целесообразности ее разработки. Для подготовки выпускной работы каждому студенту назначаются руководитель и консультанты. Выпускные квалификационные работы подлежат обязательному рецензированию.

Форма и условия проведения итоговой аттестации определяются образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до сведения студентов не позднее чем за шесть месяцев до ее начала. Студенты обеспечиваются программами экзаменов, и

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Организация образовательного процесса | Единый государственный экзамен
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1815; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.081 сек.