Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогический процесс. Мотивация учения

 

Процесс – закономерное, последовательное изменение явления, его переход в другое явление.

 

Педагогический процесс – специально организованное взаимодействие педагога и воспитанников, направленное на достижение целей образования, становление личности и индивидуальности воспитуемых.

 

Предмет педагогики – закономерности функционирования педагогических систем и процессов, направленных на становление личности

 

Учебно-воспитательный процесс = педагогический процесс = образовательный процесс

 

Педагогический процесс складывается из 3 процессов:

  1. процесс обучения
  2. процесс воспитания
  3. процесс развития

 

Процесс обучения – систематическое целенаправленное взаимодействие педагога и учащегося, направленное на присвоение знаний, умений и навыков

 

В реальном педагогическом процессе всегда реализуются обучение, воспитание и развитие.

 

Развивающее обучение – акцент сделан на развитии

Воспитывающее обучение – целенаправленное воспитание, педагог осознает, что он воспитывает в педагогическом процессе (Мировоззренческое воспитание)

Учебный процесс – получение новых знаний

Воспитательный процесс (воспитательная работа) – например, классный час.

 

Основные характеристики педагогического процесса

  1. системность
  2. целенаправленность
  3. двусторонний характер
  4. динамизм
  5. творческий характер
  6. целостность

 

Структура педагогического процесса

Компоненты:

  1. Целевой (цели и задачи) – ведущий компонент в структуре педагогического процесса.
  2. Содержательный
  3. организационно-деятельностный (формы, методы и средства)
  4. контрольно-результативный (контроль и оценка результатов)

 

 

Педагогический процесс функционирует в рамках воспитательной системы.

 

Функции педагогического процесса:

  1. обучающая
  2. воспитательная
  3. развивающая
  4. контролирующая
  5. методологическая (научные исследования и становление научного мировоззрения, более характерно для высшей школы)
  6. методическая
  7. профессиональная

 

Движущие силы педагогического процесса

Педагогический процесс есть развивающееся взаимодействие двух субъектов.

Противоречия, объективно возникающие в этом взаимодействии, и являются движущими силами, т.е. источниками развития Это два рода противоречий:

  1. между усложняющимися задачами, которые ставит педагог, и возможностями ребенка в их решении
  2. что-то там…

 

Первого рода противоречия имеют разные варианты:

  1. Знания – ЗНАНИЯ: знания на личном уровне и уровень, на который должны подняться знания.
  2. Знания – умения применять знания по образцу.
  3. Знания и их применение по образцу – способы творческой деятельности.
  4. отношение – ОТНОШЕНИЕ

 

 

Этапы целостного педагогического процесса

  1. проектирование (определение целей, задач, составление планов, рабочих программ)
  2. подготовка (моделирование процесса с учетом реальных условий)
  3. Организация (осуществление совместной деятельности педагога и учащихся, определение ее эффективности)
  4. Корректировка (внесение изменений)
  5. Подведение итогов (диагностика результатов, выявление успехов и неудач, определение их причин, перспектив)

 

Воспитательная система

Воспитательная система включает в себя следующие основные компоненты:

  • Цели, выраженные в исходной концепции (т.е. совокупность идей, для реализации которых она создается)
  • Деятельность, обеспечивающая ее реализацию
  • Субъект деятельности, ее организующий и в ней участвующий
  • Рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие субъект в некую общность
  • Среда системы, освоенная субъектом
  • Управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы

(Караковский В. А. и др)

 

Цель и задачи образования. Содержание образования.

 

Цель – предполагаемый результат той или иной деятельности, идеальное представление о результате деятельности

 

Подходы к постановке задач:

  1. культурологический: культура бывает общая (связана с общечеловеческими видами деятельности: познавательная, коммуникативная, трудовая, эстетическая, физическая, нравственная, экологическая) и профессиональная (общепрофессиональная и специальная)
  2. компетентностный
  3. прагматический

Задачи обучения (культурологический подход)

  1. усвоение учащимися системы знаний основ наук
  2. формирование у школьников умений в основных видах деятельности, подготовка их к самообразованию

Задачи развития

  1. приобщение учеников к творческой деятельности
  2. содействие развитию познавательной (восприятие, память, мышление, воображение) и эмоционально-волевой сфер личности
  3. содействие развитию интеллектуальных и других способностей человека

Задачи воспитания

  1. 1.становление культуры умственного труда
  2. Становление физической культуры
  3. Становление нравственной культуры
  4. Становление трудовой культуры
  5. Становление эстетической культуры
  6. Становление коммуникативной культуры
  7. Становление экологической культуры

Три группы задач взаимосвязаны друг с другом – триединая цель урока

 

Компетенция – круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом; совокупность знаний, умений, навыков, способов деятельности, т.е. компонентов содержания образования, необходимых для эффективного осуществления деятельности по отношению к определенному кругу предметов и вопросов; выступает как наперед заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке человека, необходимое для его качественной продуктивной деятельности в определенной сфере.

 

Компетентность – способность обучающихся мобилизовать имеющиеся знания, умения и опыт для решения конкретной учебной или практической задачи; качество личности, предполагающее владение человеком определенной компетенцией.

 

Ключевые компетенции:

  1. общекультурные
  2. профессиональные

Общекультурные:

    • Социальная компетенция – ответственность, выработка решщения и его осуществление, толерантность, сопряженность личных и общественных интересов
    • Коммуникативная компетенция – владение технологиями устного и письменного общения на разных языках, использование Интернет
    • Информационная компетенция – владение информационными технологиями, критическое отношение к информации

Профессиональные

  1. специальная – подготовленность к самостоятельному творческому выполнению профессиональных функций, объективной оценке себя и результатов труда
  2. Когнитивная компетенция – готовность к повышению своего образовательного уровня, потребность в реализации личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, стремление к саморазвитию.

Принципы отбора содержания образования (чему учить):

  1. культурологический
  2. прагматический
  3. компетентностный

 

Теория содержания образования (И. Я. Лернер; М. Н. Скаткин)

Исходная идея: В социальном опыте имеются 4 компонента, которые могут и должны быть присвоены новыми поколениями, соответственно содержание образования должно включать эти составляющие.

Компоненты:

  1. знания о природе, обществе, человеке. Результат познавательной деятельности. Знания – это нечто неоднородное. Виды знаний: а) понятия и термины (форма отражения объектов мира в мышлении); б) факты; в) законы/закономерности (существенные повторяющиеся связи явлений); г) теории (система обобщенного достоверного знания о том или ином фрагменте действительности); д) мировоззренческие идеи (обобщенные теоретические принципы, объясняющие сущность явлений); е) оценочные знания (знания о том, как оценить объект, явление, информацию); ж) знания о способах деятельности (знания об особенностях деятельности и последовательности действий).
  2. опыт деятельности (по образцу) – умения и навыки. Умение – способность применить знания на практике. Навыки – частично автоматизированные умения. Виды: а) специальные (характерные для соответствующей науки или сферы практической деятельности); б) интеллектуальные (анализ, синтез, сравнение, классификация, доказательство, систематизация, обобщение, выделение существенного); в) учебного труда (составление сравнительной таблицы, конспектирование, выполнение реферата, подготовка доклада, выступление с сообщением перед аудиторией)
  3. опыт творческой деятельности. Черты творческой деятельности – новизна результата,
  4. опыт эмоционально-ценностных отношений

Все эти компоненты взаимосвязаны друг с другом, образуя целостную функционирующую систему.

 

Черты творческой деятельности

Виды:

  1. перенос знаний и умений в новую ситуацию
  2. видение проблемы в знакомой ситуации
  3. видение новой функции объекта
  4. видение структуры объекта
  5. видение альтернативы решения
  6. комбинирование известных способов решения
  7. нахождение принципиально нового способа решения проблемы при известности других

 

Опыт эмоционально-ценностных отношений

Отношение – связь субъекта с объектом окружающего мира, избирательно устанавливаемая самим субъектом и проявляющаяся в следующих формах: рациональной, эмоциональной, поведенческой

 

Ценности: природа, общество, человек, собственное достоинство, познание, труд, красота

 

Содержание образования – социально ориентированная и педагогически адаптированная система знаний, опыта осуществления деятельности по образцу, опыта творческой деятельности, опыта эмоционально-ценностных отношений к миру и самому себе.

 

Теория содержания образований (В.С. Леднев)

Исходные идеи

  1. составные части культуры, адекватные основным видам деятельности
  2. учет структуры деятельности
  3. учет еще чего-то

 

Общее образование – вид образования, связанный с подготовкой человека к выполнению общечеловеческих видов деятельности и осуществлению общекультурных функций

 

Политехническое образование – вид образования, связанный с освоением человеком основ техники, технологии, современного производства

 

 

Профессиональное образование – вид образования, связанный с подготовкой человека к выполнению деятельности по той или иной профессии

 

Педагогической проектирование – компонент педагогической деятельности, осуществляемой в условиях образовательного процесса и направленной на предвидение педагогом его эффективного функционирования и развития

 

Объекты

Педагогические системы (подсистемы учреждения: учебная, воспитательная и методическя и др)

Педагогический процесс

Педагогические ситуации (являются составной частью педагогического процесса)

Педагогические технологии

Образовательно-пространственная среда

 

Этапы педагогического проектирования

  1. моделирование
  2. проектирование
  3. конструирование

 

педагогическое моделирование – разработка условного идеального образа проектируемого объекта, который отражает существенные черты оригинала

 

Формы проектирования – это документы, в которых описываются с разной степенью точности создание и действие объектов проектирования

 

Государственный образовательный стандарт – комплекс нормативных, организационных и методических документов, определяющих структуру и содержание профессиональных образовательных программ и создающих основу для обеспечения требуемого качества подготовки специалистов

 

ФЗ от 1.12. 2007 № 309 – ФЗ – федеральный государственный стандарт. Включает требования к

  1. структуре основных образовательных программ
  2. условиям реализации ООП (кадровым, финансовым, материально-техническим и др)
  3. результатам освоения основных образовательных программ

 

Основная образовательная программа вуза – система документов, самостоятельно разрабатываемая и утверждаемая высшим учебным заведением, регламентирующая цели, ожидаемые результаты и др.

 

Модель учебного плана – документ, отражающий основные инвариантные структурные компоненты содержания образования. Модель учебного плана содержит информацию о квалификационной структуре и формах подготовки в профессиональных учебных заведениях, о циклах, курсах и предметах, составляющих обучение

 

Рабочий учебный план – документ,, являющийся непосредственным руководством для организации учебного процесса, представляет собой перечень учебных дисциплин по годам и семестрам обучения с указанием количества часов.

 

Учебная программа – нормативный документ, определяющий требования к знаниям и умениям в области конкретной учебной дисциплины, содержаниеи последовательность изучения учебного материала

Учебные программы могут быть типовыми, рабочими авторскими

 

Типовые программы разрабатываются на основе требований государственного образовательного стандарта

 

Рабочие учебные программы составляются непосредственно в учебном заведении. В соответствии с ГОС по специальности в рабочей учебной программе должны быть отражены и конкретизированы требования к знаниям и умениям выпускника, а также дидактические единицы, относящиеся к данной учбеной дисциплинею

 

Радиантность мышления – природная склонность мозга мыслить ассоциативно «от центра к периферии»

 

Холистичность мышления – стремление мозга к целостному воприятию информацию

Холистический подход – теоретическое представление о том, что всякое целое образует нечто иное, нежели сумма составляющих его частей.

 

Применение интеллект-карт

  1. подготовка выступлений и презентаций
  2. обдумывание проблем и анализ сложных ситуаций
  3. групповая работа: коллективное творчество и мозговой штурм
  4. планирование
  5. конспектирование и аннотирование и др.

 

Она помогает разобраться в большом количестве информации, выделить обобщающие вопросы и конкретику расположить на мелкие ветки; увеличить ёмкость памяти; обеспечить эстетическую ценность; преодолеть внутреннее сопротивление, рожденное распространенным заблуждением, что использование образов в процессе обучения является чем-то излишним

Цель – сделать мышление более продуктивным.

 

Методы обучения

 

Метод – осознанный способ достижения цели; способ взаимодействия учителя и ученика, направленный на решение той или иной задачи обучения

 

Классификации (системы) методов.

Система методов обучения по характеру познавательной деятельности учащихся (И. Я. Лернеру)

 

  1. Информационно-рецептивный метод – преподаватель любыми способами предъявляет информацию студентам (устно, письменно, с помощью технических средств), учащийся воспринимает, осознает и запоминает информацию
  2. инструктивно-репродуктивный метод – преподаватель дает инструкцию, содержащую необходимую последовательность действий, учащийся действует согласно инструкции
  3. Метод проблемного изложения – преподаватель формулирует проблему и раскрывает ее решение, учащиеся воспринимают информацию и путь (способ) решения проблемы
  4. Эвристический метод – преподаватель формулирует проблему, оказывает помощь учащимся в ее решении, разбивая сложную для них проблему на подпроблемы
  5. Исследовательский метод – преподаватель (или сам студент) формулирует проблему, учащийся самостоятельно от начала до конца решает проблему
  6. Метод реализации связи средств обучения с потребностями и мотивами учащихся

 

Источниковая классификация методов обучения (Е. Я. Голант, Д. О. Лордкипанидзе, С. И. Перовский, С. Г. Шаповаленко, Н. М. Верзилин)

В основе классификации – основные источники познания: слово, образ, практическое действие.

Методы обучения

  1. словесные – объяснение, лекция, беседа, работа с учебной книгой, рассказ.
  2. наглядные – демонстрация опытов, пособий, видеозаписей, презентаций
  3. практические – наблюдение, упражнения, решение задач, лабораторные, творческие работы

 

Логическая классификация методов обучения

В основе – логический путь организации присвоения учащимся информации. Согласно данному подходу методы обучения делятся на:

  1. индуктивные (организуется процесс познания от частного к общему)
  2. дедуктивные (организуется процесс познания от общего к частному)

Данная классификация может быть дополнена методами анализа, сравнения, синтеза, доказательства и т.д.

Главный недостаток в том, что нельзя всю деятельность свести к логической.

 

Критерии выбора методов обучения

  1. соответствие цели
  2. соответствие содержанию обучения
  3. взаимосвязь с формой организации обучения
  4. соответствие особенностям обучающихся (уровень подготовки, возрастные, индивидуальные и групповые особенности)
  5. соответствие особенностям педагога (подготовленность, особенности личности)
  6. соответствие материальным и другим условиям обучения

 

Понятие о виде обучения. Основные виды обучения

 

Вид обучения – обобщенная характеристика обучающих систем, устанавливающая особенности обучающей и учебной деятельности, характер взаимодействия учителя и учащихся в процессе обучения, функции используемых средств, методов и форм обучения

 

Виды обучения

  1. Объяснительно-иллюстративное – в готовом виде объясняется информацию, иллюстрируется рассказ, а затем идет воспроизведение того, что рассказал преподаватель. Усваиваются знания и умения эти знания представить по образцу. Основная нагрузка на память, затраты времени здесь ускорены (усваивается большой объем информации за короткий срок)
  2. Проблемное – развиваются творческие умения, мышление и самостоятельность. Обучение идет замедленно.
  3. Программированное – информация осваивается пошагово, т.е. вся информация разбивается на логически завершенные порции (шаги), после каждой порции идет задание (программированное, с выбором ответа). Если человек отвечает на вопросы правильно, он допускается к следующей порции информации, если нет, то он возвращается к предыдущей информации и разбирает ошибки. Обучение связано с усвоением знаний, идет нагрузка на память и самостоятельность, большие временные затраты.

 

Проблемный вид обучения

Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает систематическое создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мыслительных способностей.

 

Обоснования проблемного обучения

  1. социологическое (опыт творческой деятельности как элемент социальной культуры)
  2. гносеологическое
  3. Психологическое
  4. Дидактическое

 

Систематичность в проблемном обучении проявляется в следующем:

  1. регулярность создания проблемных ситуаций
  2. учет основных типов проблем науки и/или сферы практической деятельности
  3. учет основных черт творческой деятельности
  4. постепенное усложнение способов решения проблем

 

Проблема

Проблема научная

Проблемная задача

Проблемное задание

Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения учащихся, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний.

 

 

Формы организации обучения 17. 11. 2011

 

 

Форма организации обучения – внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме

Форма – внешний вид, очертание

Форма – вид, структура, конструкция чего-либо, обусловленные определенным содержанием

Организовать – установить, привести в порядок

Внутренняя, содержательно-процессуальная сторона обучения – процесс взаимодействия, общения учителя с учениками при работе над определенным учебным материалом

 

Система форм организации обучения – совокупность взаимосвязанных форм при доминировании отдельных их них (классно-урочная, лекционно-семинарская)

 

Формы:

  1. Формы обучения (виды коммуникативного взаимодействия): индивидуальная, групповая, фронтальная
  2. Формы организации обучения (виды учебных занятий): урок, лекция, семинар, домашняя самостоятельная работа, экскурсия, практикум, консультация, экзамен, зачет. Признаки: состав обучаемых; время и место проведения; дидактические цели; методы обучения; виды деятельности обучаемых; способы руководства; способы контроля.

 

Индивидуальная форма (античное время, средневековье) – учитель обучает одного языка

 

Индивидуально-групповая форма (средние века) – учитель обучает в группе, но работает поочередно с каждым учеником.

 

Классно-урочная система (XVII в. Ян Амос Коменский) – ввел единое начало учебного года, каникулы, классы, урок.

 

История развитий форм обучения

1798 г. – Белл-Ланкастерская система – учитель учит группу учеников, а затем ученики учат других учеников.

 

XIX в. – Дифференцированное обучение по способностям

США Батовская система:

  1. коллективные уроки со всем классом
  2. индивидуальные занятия

 

Европа – Маннгеймская система (Й, Зиккенгер)

  1. классы иностранных языков для наиболее способных
  2. основные классы для детей со средними способностями
  3. классы для малоспособных
  4. вспомогательные классы для умственно-отсталые

 

Организация самостоятельной работы учащихся

1905 г. – США – Дальтон-план

20-е гг. РСФСР (бригадно-лабораторная форма)

50-60-е гг. – План Трампа

Обучение – особый вид общения

Классификация форм обучения (В. К. Дьяченко)

  1. Индивидуальная – учитель занимается (общается) с одним учеником
  2. Парная – учитель организует работу учащихся в постоянных парах
  3. Фронтальная – учитель ведет учебную работу с большой группой учащихся
  4. Групповая – учитель организует работу учащихся в малых группах
  5. Коллективная – организуется работа в парах сменного состава
  6. Индивидуально-обособленная – ученик самостоятельно работает по заданию учителю

 

Урок – основная форма организации обучения в школе

 

Урок – форма организации обучения с группой учащихся одного возраста бляяяяяяяяя

 

Цель урока – заранее запрограммированный учителем результат, который должен быть достигнут учителем и учениками в конце урока

Триединая цель урока:

  1. познавательный аспект (вооружение учащихся умениями, знаниями, навыками)
  2. воспитательный аспект (воспитание волевых качеств, мотивов и опыта поведения, формирование нравственных основ личности)
  3. Развивающий аспект (развитие речи, мышления, сенсорной сферы, двигательной сферы)

 

Типология уроков

 

  1. уроки изучения нового материала (цель – овладение учащимися новым материалом)
  2. уроки совершенствования знаний, умений и навыков (цель – повторение и закрепление, применение знаний на практике, формирование умений и навыков, контроль за ходом изучения учебного материала)
  3. уроки обобщения и систематизации (цель – систематизация и обобщение, установление уровня овладения учащимися знаниями по узловым вопросам программы)
  4. уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков (цель – проверка и оценка качества знаний, сформированности умений и навыков)
  5. комбинированные уроки (цель – решение всех перечисленных выше задач)

 

Структура урока – дидактически обусловленная внутренняя взаимосвязь основных компонентов урока, их целенаправленная упорядоченность и взаимодействие

Основные компоненты:

  1. организационный момент
  2. целевая установка
  3. учебная работа над ранее пройденным (проверка знаний) – происходит в начале урока.
  4. учебная работа по усвоению новых знаний и формированию новых умений и навыков (объяснение нового материала)
  5. учебная работа по совершенствованию знаний и умений (закрепление знаний и умений)
  6. подведение итогов, выводов, рефлексия
  7. задавание домашнего задания

 

Организационный этап:

  1. задача – обеспечить нормальную обстановку для работы, психически подготовить учащихся к общению и работе на занятии
  2. содержание – приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку, проверка готовности классного помещения, организация внимания
  3. Условия достижения положительных результатов – сосредоточенность и собранность учителя, отсутствие многословия, требовательность и уверенность, доброжелательность, последовательность и постоянство в предъявлении требований.
  4. Показатели выполнения – доброжелательный настрой учителя и учащихся, кратковременность, полная готовность класса, быстрое включение в деловой ритм.

 

Тут короче еще дохера этапов.

 

Требования к современному уроку

 

Постановка цели и задач урока:

  1. учет системы целей (общих целей обучения, воспитания и развития применительно к предмету, его разделу, теме, конкретному уроку).
  2. ориентация на ученика
  3. взаимосвязь обучающих, воспитательных, развивающих задач
  4. обеспечение создания целевых установок учащихся на уроке
  5. реальность достижения поставленных задач

 

Отбор и переработка содержания образования:

  1. соответствие содержания цели и задачам урока
  2. структурирование учебного материала, выделение в нем существенного
  3. подбор учебных заданий, обеспечивающих разнообразную учебную деятельность учащихся
  4. выявление возможностей проблемного подхода
  5. подбор важного в воспитательном отношении материала, особенно мировоззренческого характера
  6. подбор краеведческого материала
  7. учет межпредметных связей

 

Оптимальный выбор методов и приемов

  1. соответствие их целям и содержанию образования
  2. соответствие их возможностям учителя, учащихся, материальным условиям школы
  3. учет системы методов
  4. использование разнообразных приемов, обеспечивающих эффективное использование методов обучения

 

Выбор форм работы учащихся

  1. соответствие цели, содержанию, методам обучения
  2. соответствие типу и виду урока
  3. разнообразие форм работы на уроке (индивидуальная, парная, групповая, фронтальная, коллективная) и др.

 

Выбор средств обучения:

  1. соответствие целям, содержанию и способам обучения
  2. учет особенностей учителя и группы учащихся
  3. ориентация на разнообразие средств, оптимальный их отбор для урока
  4. учет методики применения тех или иных средств

 

Создание положительной мотивации учения школьников, благоприятного психологического климата в классе:

  1. реализация разнообразных стимулов для установления совокупности мотивов – социальных, коммуникативных, познавательных, ответственности, перспективы.
  2. соблюдение учителем педагогического такта
  3. обеспечение продуктивного взаимодействия учителя с учащимся
  4. создание учителем ситуации успеха для учащегося

 

Учет основных принципов обучения и правил их реализации

Научности и посильной трудности; целенаправленности; связи обучения, воспитания, развития; систематичности и связи с жизнью; сознательности и активности учащихся при руководящей роли учителя; коллективного обучения и учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; положительного эмоционального фона и т.д.

 

Оценка результативности урока:

  1. достижение цели
  2. решение основных задач обучения, воспитания, развития
  3. оптимальная нагрузка на учащихся

 

Контроль результатов обучения (21.11.11)

 

Диагностика – точное определение результатов обучения. Диагностика включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, прогнозирование, выявление динамики, тенденции дидактического процесса.

 

Контроль – наблюдение за процессом усвоения учащимися содержания образования. Контроль выполняет функцию реализации обратной связи в процессе обучения (педагог получает информацию о ходе процесса и его результатах и корректирует процесс)

 

Задачи контроля связаны с выявлением:

  1. готовности учащихся к учебным занятиям
  2. качества учебной работы учащихся (внимательность, сосредоточенность, самостоятельность)
  3. эффективности тех или иных методов, приемов, форм, технологий обучения
  4. типичных ошибок в усвоении учебного материала, качества знаний, умений и навыков обучаемых
  5. качества результатов обучения

 

Проверка – система действий и операций для контроля за качеством усвоения знаний, умений и навыков учащимися

Требования к результатам обучения – предполагаемые результаты обучения

 

Учебное задание – форма предъявления требований (отличаются по форме и содержанию)

 

Учебные задания:

  1. вопрос – задание, сформулированное в вопросительной форме.
  2. упражнение – задание на тренировку того или иного умения (по образцу)
  3. задача – задание, связанное с творческим применением знаний
  4. практическое задание – работа с материалами, оборудованием, приборами
  5. программированное задание – тесты (большой набор программированных заданий с выбором ответа)

 

Оценка – деятельность преподавателя по сравнению реального ответа учащегося с идеальным (эталоном). Результаты оценочной деятельности педагога фиксируются в оценочных суждениях и в отметках.

 

Отметка – результат оценивания, выраженный в баллах.

 

Функции проверки знаний

  1. контролирующая
  2. обучающая (совершенствование знаний)
  3. воспитательная (отношение к ценностям)
  4. развивающая (развитие эмоционально-волевого компонента личности)
  5. ориентирующая (ученик учит так, как спрашивает его учитель)

 

Принципы:

  1. объективность (мы должны спрашивать в соответствии ос стандартными требованиями)
  2. систематичность (регулярность проверки всех составляющих)
  3. тематичность (по каждой теме основное содержание должно быть проверено у всех учащихся)
  4. разнообразие форм и методов
  5. индивидуальный характер (спрашивать и оценивать имеем право только по результатам собственной деятельности)

 

Формы

  1. индивидуальная (спросить одного)
  2. фронтальная (контрольная работа или тест)
  3. уплотненная (несколько учеников пишут по карточкам, несколько отвечают у доски) – сочетание нескольких форм.

 

Проверка знаний: методы

  1. устный
  2. письменный
  3. графический
  4. практический
  5. программированный

 

Достоинства этих методов:

  1. развитие письменной и устной речи, сочетание деятельности 1 и 2 сигнальных систем
  2. систематизация знаний
  3. обобщение знаний
  4. быстрота проведения
  5. массовость
  6. меньшее волнение учащихся
  7. живой контакт учителя и ученика
  8. большая объективность оценки
  9. быстрота проверки работ

 

 

Закономерности, принципы и правила педагогики

 

 

Взаимодействие педагогической науки и педагогической практики

 

Педагогическая наука и педагогическая действительность (практика) тесно взаимосвязаны друг с другом. Педагогическая практика – объект изучения и конструирования для педагогической науки.

 

Этапы:

  1. результаты описания и первичное обобщение педагогического опыта
  2. закономерности, результаты теоретического исследования
  3. принципы
  4. правила требования
  5. Методическая система
  6. проект

 

Непременный признак науки – познание законов изучаемой сферы действительности

 

Динамический закон – такой, при котором исходное состояние объекта однозначно определяет ряд последующих его состояний.

 

Статистический закон – такой, при котором предусматривается вероятность заложенных тенденций в изменении объекта или системы при заданных условиях.

 

В педагогике существует понятие закономерность – вероятная упорядоченность явлений образования, не достигающая уровень закона

 

Закономерность в педагогике – внутренняя существенная связь педагогических явлений, которая обсулавливает их вероятное проявление.

 

Принципы обучения (воспитания) – основные положения, отражающие способы использования законов обучения (воспитания) в соответствии с целями обучения (воспитания).

Правила обучения (воспитания) – конкретные рекомендации, базирующиеся на принципах.

 

Педагогические закономерности делятся на 3 группы:

  1. общие закономерности развития человека
  2. закономерности обучения (дидактические)
  3. закономерности воспитания

 

 

Общие закономерности развития человека (примеры)

Развитие человека:

  1. внутренне детерминированный процесс
  2. определяется социальной ситуацией развития
  3. обусловлено мерой его собственной активности, направленной на самосовершенствование, участие в деятельности и общении
  4. детерминировано типом ведущей деятельности
  5. зависит от содержания и мотивов деятельности
  6. определяется воздействием на индивида совокупности различных факторов, детерминируемым половозрастными и индивидуальным особенностями человека

 

Закономерности обучения (по Лернеру) делятся на 2 группы

  1. закономерности, присущие процессу обучения всегда
  2. закономерности, зависящие от понимания их педагогом.

 

Дидактические закономерности первой группы

  1. всякий акт деятельности преподавания оказывает на обучающихся то или иное воспитывающее влияние
  2. всякое обучение реализуется только при целенаправленном взаимодействии обучающего, обучаемого и изучаемого объекта
  3. обучение происходит только при активной деятельности учащихся, соответствующей замыслу и деятельности педагога
  4. целенаправленное научение индивида той или иной деятельности достигается при включении его в эту деятельность
  5. между целью обучения, содержанием образования и методами обучения существует постоянная зависимость

 

Дидактические закономерности второй группы

  1. развитие у обучающихся опыта творческой деятельности возможно только при включении их в решение доступных и значимых для них проблем и проблемных задач
  2. навыки могут быть сформированы, если преподаватель организует воспроизведение осознанных операций и действия, ежащих в основе навыка
  3. умственное развитие индивида, в конечном счете, прямо пропорционально усвоенному учащимся объему взаимосвязанных знаний, умений и опыта творческой деятельности

 

Система дидактических принципов

 

Система – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определению целостность

 

Система дидактических принципов - совокупность принципов обучения, взаимосвязанных друг с другом

 

Номенклатура дидактических принципов

  1. воспитания и всестороннего развития личности в процессе обучения
  2. Целенаправленности обучения
  3. Научности и посильной трудности
  4. Сознательности и творческой активности учащегося при руководящей роли учителя
  5. Систематичности обучения и связи его с жизнью
  6. Коллективного характера обучения и учета индивидуальных особенностей обучающихся
  7. Перехода от обучения к самообучению
  8. Положительного эмоционального фона обучения
  9. Наглядности обучения и развития теоретического мышления обучаемых
  10. Прочности результатов обучения и развития познавательных сил обучаемых.

 

Компетенция – выступает как наперед заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке человека, необходимое для его качественной продуктивной деятельности в определенной сфере

 

Технология (наука об искусстве, о мастерстве) – совокупность производственных операций, методов и процессов, приемов, применяемых в каком-либо деле; совокупность знаний о способах обработки материалов, изделий, методах осуществления каких-либо производственных процессов

 

Понятие о педагогической технологии

 

Соответствие методологическим требованиям (технология должна опираться на определенную научную концепцию, научно обосновывать цели образования, отвечать основным признакам системы – логика процесса, взаимосвязь всех частей, целостность)

 

Управляемость (четкое целеполагание, планирование, проектирование педагогического процесса, поэтапная диагностика, варьирование средствами и методами, коррекция результатов). Педагогические технологии должны гарантировать достижение определенного уровня обучения, быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам времени, сил, средств.

 

Воспроизводимость – возможность применения в других однотипных образовательных учреждениях, другими преподавателями.

 

 

Педагогическая технология – обоснованная в рамках определенной педагогической концепции модель совместной деятельности субъектов педагогического процесса, характеризующаяся четкими целевыми установками, последовательностью (алгоритмом) действий, специфическими средствами, контролируемостью, воспроизводимостью в сходных условиях.

 

Под алгоритмом понимается определенная последовательность шагов, носящая, как правило, надпредметный характер.

 

Традиции и/или инновации

 

Педагогическая инноватика – наука, изучающая природу, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций в отношении субъектов образования, а также обеспечивающая связь педагогических традиций с проектированием будущего образования

 

Педагогическое новшество – некая новая идея, метод, средство, технология или система

 

Нововведение – внедрение нового в существующий процесс, продукт освоения и внедрения новшества

 

Инновация – представляет собой комплекс взаимосвязанных процессов и является результатом концептуализации новой идеи, направленной на решение проблемы и далее – к практическому применению нового явления. Новизна измеряется не по отношению к обществу, а по отношению к исследуемой организации (по А. В. Хуторскому)

 

Эмпирические технологии – те технологии, которые сформировались на основе обобщения опыта (единичного, опыта других людей): требования, прогнозирование, успеваемость, обобщение опыта

 

Алгоритмические технологии – технологии, которые позволяли получать гарантированный результат (//технология программированного обучения): планирование результатов, программа, управление, диагностика

 

Стохастические технологии – технологии, которые имеют вероятностный характер: субъективность, проектирование, вероятность, мониторинг

 

Нетрадиционные лекции:

  1. проблемная лекция
  2. лекция-визуализация (основное содержание представлено в образной форме(рисунки, графики, схемы и др.))
  3. лекция вдвоем (диалог)
  4. Лекция пресс-конференция
  5. лекция консультация
  6. лекция провокация (с ошибками)
  7. лекция-диалог
  8. лекция-исследование (знакомит студентов с методами научного исследования)

 

Инновационные технологии:

  1. Технология портфолио
  2. технология проблемного обучения
  3. технология развития критического мышления (приемы: бортовой журнал, кластер, swot-анализ)
  4. технология развития латерального мышления («шесть шляп» Эдварда де Боно)
  5. технология позиционного обучения
  6. технология модульного обучения
  7. технология проектного обучения
  8. технология дистанционного обучения
  9. технология создания ментальной карты
  10. игровые технологии, в том числе сюжетно-ролевой игры
  11. бально-рейтинговые технологии

 

Процесс воспитания

 

Воспитание – процесс взаимодействия двух субъектов, направленный на формирование эмоционально-ценностных отношений к окружающему миру и самому себе

 

Отношение (эмоционально-ценностное отношение) – связь субъекта с объектом окружающего мира, избирательно устанавливаемая самим субъектом и проявляющаяся в следующих формах: рациональной, эмоциональной, поведенческой.

 

Самовоспитание – деятельность субъекта по формированию у самого себя положительных качеств и преодолению отрицательных (без непосредственного руководства другим субъектом)

 

Перевоспитание – взаимодействие воспитателя и воспитанника, направленное на преодоление у последнего отрицательных качеств личности, негативного опыта отношений к окружающему миру, к самому себе

 

Методологические основания процесса воспитания:

  1. принцип природосообразности
  2. принцип культуросообразности
  3. гуманистический подход
  4. отношенческий подход
  5. деятельностный подход – любое отношение формируется в деятельности
  6. антропологический подход
  7. личностный подход
  8. комплексный подход

 

признаки Процесс обучения Процесс воспитания
Целенаправленность + +
Систематичность + +
Результат - ЗУН + -
Результат - отношения - +
Взаимодействие двух субъектов + +
Стимулирование активности + +
Становление личности + +
Становление группы - +
Воздействие на сознание + -
Воздействие на подсознание - +

 

Структура процесса воспитания

  1. целевой компонент (цели и задачи)
  2. содержательный компонент (ценностно-смысловые отношения, качества личности). Направления воспитания: формирование мировоззрения, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое, экологическое, экономическое, правовое, гигиеническое, физическое.
  3. организационно - деятельностный компонент(мотивация, формы, методы, средства). Средства: материальные, интеллектуальные, эмоциональные, моторные, разные виды деятельности
  4. Контрольно-результативный компонент (оценка, самооценка, рефлексия)

 

Особенности процесса воспитания

 

  • Воспитание – многофакторный процесс (объективные факторы – социально-экономические, политические; субъективные факторы – система образования, семья, общественные организации, СМИ)

 

  • Концентризм воспитательной работы (неоднократное обращение к одному качеству личности)

 

  • Направленность на становление и развитие детского коллектива
  • Сложность оценивания результатов воспитания

 

Процесс формирования отношения и уровень его сформированности

Образ поведения => собственные действия => (оценка) => эмоциональное переживание => включение разума (дальше повторяется многократно эта схема)

 

Первые два этапа формирую поведение. На третьем этапе формируются чувства, а дальше человек, если проходит все эти этапы, начинает вести себя осознанно.

 

Уровни сформированности отношений (Н. Е. Щуркова)

 

Ценности Примитивно-поведенческий эмоциональный Мотивированно-поведенческий
Человек Дисциплина, этикет Способен к сопереживанию Ориентация на других людей
Общество Отсутствуют правонарушения Проявляет интерес, сопереживает Общественная активность, инициатива
познание Выполнение учебных обязанностей любознательность Познавательный интерес, самообразование
труд Выполнение трудовых обязанностей трудолюбие Трудовая ответственность
прекрасное Замечает, реагирует на прекрасное Эмоциональная отзывчивость Стремление к общению с прекрасным
Я сам (достоинство)     Не позволяет себя обижать Эмоциональная оценка своих достоинств и недостатков Культивирование достоинств, самовоспитание
природа Соблюдение правил и предписаний Эмоциональная оценка своих и чужих поступков Экологическая ответственность

 

Направления воспитания

 

Этика – наука о морали

Мораль – форма общественного сознания

Нравственность – результат присвоения моральных норм, принципов, оценок человеком

 

Специфика нравственных отношений

 

  1. нравственные отношения субъективно свободны, имеют «неписанную» форму
  2. нравственно то, что содействует прогрессивному развитию общества (при рассмотрении благополучия человека как общественного прогресса)
  3. при оценке нравственности важен учет мотивации поступков
  4. динамизм нравственных отношений (изменение в развитии общества и человека)
  5. широта нравственных отношений (пронизывают все сферы общества)
  6. творческий характер (необходимость осуществления нравственного выбора)

 

 

Этическая беседа – специфическая форма нравственного воспитания

 

Основные требования к этической беседе

  1. Актуальность темы, своевременность проведения беседы
  2. четкое определение предмета разговора (нравственное качество, значение той или иной моральной ценности, нормы поведения и т.п.)
  3. Диалог участников беседы (отбор и использование источников беседы – вопросов, ситуаций из жизни воспитанников или из литературных источников)
  4. открытая и искренняя позиция воспитателя
  5. доверительный тон разговора
  6. связь беседы с другими формами нравственного воспитания, с практическими делами

 

Профессиональная ориентация

 

Профессия – род трудовой деятельности, занятий, требующий от человека соответствующей подготовки и уровня квалификации

Специальность – вид трудовой деятельности в рамках профессии

Профессиография – наука о профессиях

 

Классификация профессий

По объектам труда

Тип профессии Объект труда Примеры профессий
Человек-природа Неживая природа     Живая природа Геолог, метеоролог, вулканоголог, сейсмолог, спелеолог Егерь, животновод, полевой, биолог, зоотехник, пастух, работник зоопарка
Человек-техника Машины, станки, аппараты, приборы Водитель, фрезеровщик, токарь
Человек-человек люди Врач, официант, офицер, проводник, следователь, библиотекарь
Человек-знаковая система Уловные знаки, слова, формулы Стенографистка, летчик, бухгалтер, программист, корректор, диспетчер
Человек-художественный образ Художественные образы, их элементы Артист, художник, ювелир, писатель, мастер народных промыслов, дизайнер

 

По цели труда

  1. гностические (цель – оценить, распознать, проверить, разобраться): контролер, инспектор, следователь, эксперт, дегустатор
  2. преобразующие (цель – преобразовать объект труда или переместить его): литейщик, токарь, фрезеровщик, парикмахер, повар, водитель
  3. изыскательские (цель – создание нового продукта): изобретатель, конструктор, технолог, проектировщик, селекционер, модельер, программист, писатель

 

По средствам труда

 

  1. Ручные инструменты (плотник, сапожник, хирург, музыкант-исполнитель)
  2. машинное и механическое оборудование с ручным управлением (тракторист, шофер, крановщик)
  3. автоматическое и автоматизированное производство (технолог производства пищевых продуктов, инженер-технолог автоматической производственной линии)
  4. выразительные функции человека (артист, диктор)

 

по условиям труда

  1. труд в обычных бытовых условиях (бухгалтер, секретарь, парикмахер)
  2. труд, связанные с пребыванием на открытом воздухе (монтажник, каменщик, милиционер)
  3. труд в необычных условиях (прокатчик, литейщик, спелеолог, водолаз)
  4. труд в условиях повышенной моральной ответственности (диспетчер, машинист, водитель пассажирского транспорта)

 

Профессиональная ориентация – система работы по изучению и формированию профессиональных интересов, склонностей, способностей, намерений

 

Составляющие:

  1. диагностика
  2. консультация
  3. адаптация
  4. отбор
  5. просвещение

 

Пофессиональная адаптация – приспособление к реальным производственным условиям

Формы: учебные и производственные практики

Хочу-могу-надо

 

Эстетическая культура

 

Эстетика – наука о закономерностях эстетического освоения мира человеком, о сущности и формах художественного творчества. Категории эстетики: прекрасное, безобразное, комическое, трагическое, драматическое

 

Эстетическая культура:

  1. чувства
  2. потребности
  3. знания
  4. вкусы и идеалы
  5. художественная деятельность

 

Физические качества. Средства физического развития

 

Качества:

  1. сила
  2. быстрота
  3. выносливость
  4. ловкость
  5. гибкость

 

Средства

  1. физические упражнения (гимнастика, игры, туризм, спорт)
  2. природные условия
  3. здоровый образ жизни
  4. гигиенические условия

 

Метод – осознанный способ достижения цели

 

Метод воспитания – способ взаимодействия воспитателя и воспитанника, направленный на решение той или иной задачи воспитания

 

Прием воспитания – составная часть метода, подчиненная ему, входящая в его структуру и употребляемая в конкретной ситуации; частный вариант метода, например, поощрение может быть осуществлено в форме одобрения, похвалы и т.д.; отдельные действия, соответствующие эффективности метода

 

Педагогическая технология – система последовательных и конкретных действий и операция педагога, ведущих к запланированным результатам при организации воспитательной работы с детьми

 

Педагогическая техника – комплекс умения педагога владеть собой, своим эмоциональным состоянием и поведением и воздействовать на ученика этими профессионально-личностными средствами (техника и культура речи, умение общения и т.д.)

 

Классификация (система) методов

 

Методы воспитания:

  1. воздействие на сознание – убеждение и пример
  2. воздействие на поведение – требование и общественное внимание (оказывают побуждающее воздействие); упражнение и приучение (формирование навыков и привычек); воспитывающие ситуации (создание ситуаций, в которых ребенок вынужден следовать определенной линии поведения).
  3. воздействие на чувства – поощрение и наказание

 

Номенклатура методов воспитания

 

Убеждение – метод воспитания, связанный с возджействием на сознание воспитанников, с ориентацией их на принятые в обществе ценности с формированием взглядов, убеждений, идеалов

Способы убеждения:

  1. Информация
  2. Поиск
  3. Взаимное просвещение
  4. дискуссия

 

Пример – метод воспитания, связанный с воздействием на сознание воспитанников, связанный с механизмом подражания. Может использоваться в вариантах обсуждения эталона и демонстрации образца поведения

Виды примеров:

  1. родители
  2. педагоги
  3. сверстники
  4. литературные герои
  5. выдающиеся люди прошлого и современности

 

Требование – метод воспитания, побуждающий воспитанников к положительным действиям и поступкам.

Общественное мнение – метод воспитания, основанный на требовании группы по отношению к личности

 

Условия эффективности методов

  1. взаимосвязь методов, воздействующих на сознание, чувства и поведение воспитанников (для становления мотивированно-поведенческого уровня отношений)
  2. общественная ориентация (опора на позитивные, одобряемые общественным мнением, образцы поведения)
  3. обеспечение активности и самодеятельности воспитанников
  4. завоевание авторитета воспитателем
  5. единство воспитательных воздействий педагогического коллектива, родителей
  6. мобильность и индивидуальность, учет реальных обстоятельств (особенно при применении поощрений и наказаний)

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
I. Формирование социальных трансфертов или общественных фондов потребления (ОФП) | Неолитическая революция
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 994; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.457 сек.