КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Педагогический процесс. Мотивация учения
Процесс – закономерное, последовательное изменение явления, его переход в другое явление.
Педагогический процесс – специально организованное взаимодействие педагога и воспитанников, направленное на достижение целей образования, становление личности и индивидуальности воспитуемых.
Предмет педагогики – закономерности функционирования педагогических систем и процессов, направленных на становление личности
Учебно-воспитательный процесс = педагогический процесс = образовательный процесс
Педагогический процесс складывается из 3 процессов:
Процесс обучения – систематическое целенаправленное взаимодействие педагога и учащегося, направленное на присвоение знаний, умений и навыков
В реальном педагогическом процессе всегда реализуются обучение, воспитание и развитие.
Развивающее обучение – акцент сделан на развитии Воспитывающее обучение – целенаправленное воспитание, педагог осознает, что он воспитывает в педагогическом процессе (Мировоззренческое воспитание) Учебный процесс – получение новых знаний Воспитательный процесс (воспитательная работа) – например, классный час.
Основные характеристики педагогического процесса
Структура педагогического процесса Компоненты:
Педагогический процесс функционирует в рамках воспитательной системы.
Функции педагогического процесса:
Движущие силы педагогического процесса Педагогический процесс есть развивающееся взаимодействие двух субъектов. Противоречия, объективно возникающие в этом взаимодействии, и являются движущими силами, т.е. источниками развития Это два рода противоречий:
Первого рода противоречия имеют разные варианты:
Этапы целостного педагогического процесса
Воспитательная система Воспитательная система включает в себя следующие основные компоненты:
(Караковский В. А. и др)
Цель и задачи образования. Содержание образования.
Цель – предполагаемый результат той или иной деятельности, идеальное представление о результате деятельности
Подходы к постановке задач:
Задачи обучения (культурологический подход)
Задачи развития
Задачи воспитания
Три группы задач взаимосвязаны друг с другом – триединая цель урока
Компетенция – круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом; совокупность знаний, умений, навыков, способов деятельности, т.е. компонентов содержания образования, необходимых для эффективного осуществления деятельности по отношению к определенному кругу предметов и вопросов; выступает как наперед заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке человека, необходимое для его качественной продуктивной деятельности в определенной сфере.
Компетентность – способность обучающихся мобилизовать имеющиеся знания, умения и опыт для решения конкретной учебной или практической задачи; качество личности, предполагающее владение человеком определенной компетенцией.
Ключевые компетенции:
Общекультурные:
Профессиональные
Принципы отбора содержания образования (чему учить):
Теория содержания образования (И. Я. Лернер; М. Н. Скаткин) Исходная идея: В социальном опыте имеются 4 компонента, которые могут и должны быть присвоены новыми поколениями, соответственно содержание образования должно включать эти составляющие. Компоненты:
Все эти компоненты взаимосвязаны друг с другом, образуя целостную функционирующую систему.
Черты творческой деятельности Виды:
Опыт эмоционально-ценностных отношений Отношение – связь субъекта с объектом окружающего мира, избирательно устанавливаемая самим субъектом и проявляющаяся в следующих формах: рациональной, эмоциональной, поведенческой
Ценности: природа, общество, человек, собственное достоинство, познание, труд, красота
Содержание образования – социально ориентированная и педагогически адаптированная система знаний, опыта осуществления деятельности по образцу, опыта творческой деятельности, опыта эмоционально-ценностных отношений к миру и самому себе.
Теория содержания образований (В.С. Леднев) Исходные идеи
Общее образование – вид образования, связанный с подготовкой человека к выполнению общечеловеческих видов деятельности и осуществлению общекультурных функций
Политехническое образование – вид образования, связанный с освоением человеком основ техники, технологии, современного производства
Профессиональное образование – вид образования, связанный с подготовкой человека к выполнению деятельности по той или иной профессии
Педагогической проектирование – компонент педагогической деятельности, осуществляемой в условиях образовательного процесса и направленной на предвидение педагогом его эффективного функционирования и развития
Объекты Педагогические системы (подсистемы учреждения: учебная, воспитательная и методическя и др) Педагогический процесс Педагогические ситуации (являются составной частью педагогического процесса) Педагогические технологии Образовательно-пространственная среда
Этапы педагогического проектирования
педагогическое моделирование – разработка условного идеального образа проектируемого объекта, который отражает существенные черты оригинала
Формы проектирования – это документы, в которых описываются с разной степенью точности создание и действие объектов проектирования
Государственный образовательный стандарт – комплекс нормативных, организационных и методических документов, определяющих структуру и содержание профессиональных образовательных программ и создающих основу для обеспечения требуемого качества подготовки специалистов
ФЗ от 1.12. 2007 № 309 – ФЗ – федеральный государственный стандарт. Включает требования к
Основная образовательная программа вуза – система документов, самостоятельно разрабатываемая и утверждаемая высшим учебным заведением, регламентирующая цели, ожидаемые результаты и др.
Модель учебного плана – документ, отражающий основные инвариантные структурные компоненты содержания образования. Модель учебного плана содержит информацию о квалификационной структуре и формах подготовки в профессиональных учебных заведениях, о циклах, курсах и предметах, составляющих обучение
Рабочий учебный план – документ,, являющийся непосредственным руководством для организации учебного процесса, представляет собой перечень учебных дисциплин по годам и семестрам обучения с указанием количества часов.
Учебная программа – нормативный документ, определяющий требования к знаниям и умениям в области конкретной учебной дисциплины, содержаниеи последовательность изучения учебного материала Учебные программы могут быть типовыми, рабочими авторскими
Типовые программы разрабатываются на основе требований государственного образовательного стандарта
Рабочие учебные программы составляются непосредственно в учебном заведении. В соответствии с ГОС по специальности в рабочей учебной программе должны быть отражены и конкретизированы требования к знаниям и умениям выпускника, а также дидактические единицы, относящиеся к данной учбеной дисциплинею
Радиантность мышления – природная склонность мозга мыслить ассоциативно «от центра к периферии»
Холистичность мышления – стремление мозга к целостному воприятию информацию Холистический подход – теоретическое представление о том, что всякое целое образует нечто иное, нежели сумма составляющих его частей.
Применение интеллект-карт
Она помогает разобраться в большом количестве информации, выделить обобщающие вопросы и конкретику расположить на мелкие ветки; увеличить ёмкость памяти; обеспечить эстетическую ценность; преодолеть внутреннее сопротивление, рожденное распространенным заблуждением, что использование образов в процессе обучения является чем-то излишним Цель – сделать мышление более продуктивным.
Методы обучения
Метод – осознанный способ достижения цели; способ взаимодействия учителя и ученика, направленный на решение той или иной задачи обучения
Классификации (системы) методов. Система методов обучения по характеру познавательной деятельности учащихся (И. Я. Лернеру)
Источниковая классификация методов обучения (Е. Я. Голант, Д. О. Лордкипанидзе, С. И. Перовский, С. Г. Шаповаленко, Н. М. Верзилин) В основе классификации – основные источники познания: слово, образ, практическое действие. Методы обучения
Логическая классификация методов обучения В основе – логический путь организации присвоения учащимся информации. Согласно данному подходу методы обучения делятся на:
Данная классификация может быть дополнена методами анализа, сравнения, синтеза, доказательства и т.д. Главный недостаток в том, что нельзя всю деятельность свести к логической.
Критерии выбора методов обучения
Понятие о виде обучения. Основные виды обучения
Вид обучения – обобщенная характеристика обучающих систем, устанавливающая особенности обучающей и учебной деятельности, характер взаимодействия учителя и учащихся в процессе обучения, функции используемых средств, методов и форм обучения
Виды обучения
Проблемный вид обучения Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает систематическое создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мыслительных способностей.
Обоснования проблемного обучения
Систематичность в проблемном обучении проявляется в следующем:
Проблема Проблема научная Проблемная задача Проблемное задание Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения учащихся, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний.
Формы организации обучения 17. 11. 2011
Форма организации обучения – внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме Форма – внешний вид, очертание Форма – вид, структура, конструкция чего-либо, обусловленные определенным содержанием Организовать – установить, привести в порядок Внутренняя, содержательно-процессуальная сторона обучения – процесс взаимодействия, общения учителя с учениками при работе над определенным учебным материалом
Система форм организации обучения – совокупность взаимосвязанных форм при доминировании отдельных их них (классно-урочная, лекционно-семинарская)
Формы:
Индивидуальная форма (античное время, средневековье) – учитель обучает одного языка
Индивидуально-групповая форма (средние века) – учитель обучает в группе, но работает поочередно с каждым учеником.
Классно-урочная система (XVII в. Ян Амос Коменский) – ввел единое начало учебного года, каникулы, классы, урок.
История развитий форм обучения 1798 г. – Белл-Ланкастерская система – учитель учит группу учеников, а затем ученики учат других учеников.
XIX в. – Дифференцированное обучение по способностям США Батовская система:
Европа – Маннгеймская система (Й, Зиккенгер)
Организация самостоятельной работы учащихся 1905 г. – США – Дальтон-план 20-е гг. РСФСР (бригадно-лабораторная форма) 50-60-е гг. – План Трампа Обучение – особый вид общения Классификация форм обучения (В. К. Дьяченко)
Урок – основная форма организации обучения в школе
Урок – форма организации обучения с группой учащихся одного возраста бляяяяяяяяя
Цель урока – заранее запрограммированный учителем результат, который должен быть достигнут учителем и учениками в конце урока Триединая цель урока:
Типология уроков
Структура урока – дидактически обусловленная внутренняя взаимосвязь основных компонентов урока, их целенаправленная упорядоченность и взаимодействие Основные компоненты:
Организационный этап:
Тут короче еще дохера этапов.
Требования к современному уроку
Постановка цели и задач урока:
Отбор и переработка содержания образования:
Оптимальный выбор методов и приемов
Выбор форм работы учащихся
Выбор средств обучения:
Создание положительной мотивации учения школьников, благоприятного психологического климата в классе:
Учет основных принципов обучения и правил их реализации Научности и посильной трудности; целенаправленности; связи обучения, воспитания, развития; систематичности и связи с жизнью; сознательности и активности учащихся при руководящей роли учителя; коллективного обучения и учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; положительного эмоционального фона и т.д.
Оценка результативности урока:
Контроль результатов обучения (21.11.11)
Диагностика – точное определение результатов обучения. Диагностика включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, прогнозирование, выявление динамики, тенденции дидактического процесса.
Контроль – наблюдение за процессом усвоения учащимися содержания образования. Контроль выполняет функцию реализации обратной связи в процессе обучения (педагог получает информацию о ходе процесса и его результатах и корректирует процесс)
Задачи контроля связаны с выявлением:
Проверка – система действий и операций для контроля за качеством усвоения знаний, умений и навыков учащимися Требования к результатам обучения – предполагаемые результаты обучения
Учебное задание – форма предъявления требований (отличаются по форме и содержанию)
Учебные задания:
Оценка – деятельность преподавателя по сравнению реального ответа учащегося с идеальным (эталоном). Результаты оценочной деятельности педагога фиксируются в оценочных суждениях и в отметках.
Отметка – результат оценивания, выраженный в баллах.
Функции проверки знаний
Принципы:
Формы
Проверка знаний: методы
Достоинства этих методов:
Закономерности, принципы и правила педагогики
Взаимодействие педагогической науки и педагогической практики
Педагогическая наука и педагогическая действительность (практика) тесно взаимосвязаны друг с другом. Педагогическая практика – объект изучения и конструирования для педагогической науки.
Этапы:
Непременный признак науки – познание законов изучаемой сферы действительности
Динамический закон – такой, при котором исходное состояние объекта однозначно определяет ряд последующих его состояний.
Статистический закон – такой, при котором предусматривается вероятность заложенных тенденций в изменении объекта или системы при заданных условиях.
В педагогике существует понятие закономерность – вероятная упорядоченность явлений образования, не достигающая уровень закона
Закономерность в педагогике – внутренняя существенная связь педагогических явлений, которая обсулавливает их вероятное проявление.
Принципы обучения (воспитания) – основные положения, отражающие способы использования законов обучения (воспитания) в соответствии с целями обучения (воспитания). Правила обучения (воспитания) – конкретные рекомендации, базирующиеся на принципах.
Педагогические закономерности делятся на 3 группы:
Общие закономерности развития человека (примеры) Развитие человека:
Закономерности обучения (по Лернеру) делятся на 2 группы
Дидактические закономерности первой группы
Дидактические закономерности второй группы
Система дидактических принципов
Система – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определению целостность
Система дидактических принципов - совокупность принципов обучения, взаимосвязанных друг с другом
Номенклатура дидактических принципов
Компетенция – выступает как наперед заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке человека, необходимое для его качественной продуктивной деятельности в определенной сфере
Технология (наука об искусстве, о мастерстве) – совокупность производственных операций, методов и процессов, приемов, применяемых в каком-либо деле; совокупность знаний о способах обработки материалов, изделий, методах осуществления каких-либо производственных процессов
Понятие о педагогической технологии
Соответствие методологическим требованиям (технология должна опираться на определенную научную концепцию, научно обосновывать цели образования, отвечать основным признакам системы – логика процесса, взаимосвязь всех частей, целостность)
Управляемость (четкое целеполагание, планирование, проектирование педагогического процесса, поэтапная диагностика, варьирование средствами и методами, коррекция результатов). Педагогические технологии должны гарантировать достижение определенного уровня обучения, быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам времени, сил, средств.
Воспроизводимость – возможность применения в других однотипных образовательных учреждениях, другими преподавателями.
Педагогическая технология – обоснованная в рамках определенной педагогической концепции модель совместной деятельности субъектов педагогического процесса, характеризующаяся четкими целевыми установками, последовательностью (алгоритмом) действий, специфическими средствами, контролируемостью, воспроизводимостью в сходных условиях.
Под алгоритмом понимается определенная последовательность шагов, носящая, как правило, надпредметный характер.
Традиции и/или инновации
Педагогическая инноватика – наука, изучающая природу, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций в отношении субъектов образования, а также обеспечивающая связь педагогических традиций с проектированием будущего образования
Педагогическое новшество – некая новая идея, метод, средство, технология или система
Нововведение – внедрение нового в существующий процесс, продукт освоения и внедрения новшества
Инновация – представляет собой комплекс взаимосвязанных процессов и является результатом концептуализации новой идеи, направленной на решение проблемы и далее – к практическому применению нового явления. Новизна измеряется не по отношению к обществу, а по отношению к исследуемой организации (по А. В. Хуторскому)
Эмпирические технологии – те технологии, которые сформировались на основе обобщения опыта (единичного, опыта других людей): требования, прогнозирование, успеваемость, обобщение опыта
Алгоритмические технологии – технологии, которые позволяли получать гарантированный результат (//технология программированного обучения): планирование результатов, программа, управление, диагностика
Стохастические технологии – технологии, которые имеют вероятностный характер: субъективность, проектирование, вероятность, мониторинг
Нетрадиционные лекции:
Инновационные технологии:
Процесс воспитания
Воспитание – процесс взаимодействия двух субъектов, направленный на формирование эмоционально-ценностных отношений к окружающему миру и самому себе
Отношение (эмоционально-ценностное отношение) – связь субъекта с объектом окружающего мира, избирательно устанавливаемая самим субъектом и проявляющаяся в следующих формах: рациональной, эмоциональной, поведенческой.
Самовоспитание – деятельность субъекта по формированию у самого себя положительных качеств и преодолению отрицательных (без непосредственного руководства другим субъектом)
Перевоспитание – взаимодействие воспитателя и воспитанника, направленное на преодоление у последнего отрицательных качеств личности, негативного опыта отношений к окружающему миру, к самому себе
Методологические основания процесса воспитания:
Структура процесса воспитания
Особенности процесса воспитания
Процесс формирования отношения и уровень его сформированности Образ поведения => собственные действия => (оценка) => эмоциональное переживание => включение разума (дальше повторяется многократно эта схема)
Первые два этапа формирую поведение. На третьем этапе формируются чувства, а дальше человек, если проходит все эти этапы, начинает вести себя осознанно.
Уровни сформированности отношений (Н. Е. Щуркова)
Направления воспитания
Этика – наука о морали Мораль – форма общественного сознания Нравственность – результат присвоения моральных норм, принципов, оценок человеком
Специфика нравственных отношений
Этическая беседа – специфическая форма нравственного воспитания
Основные требования к этической беседе
Профессиональная ориентация
Профессия – род трудовой деятельности, занятий, требующий от человека соответствующей подготовки и уровня квалификации Специальность – вид трудовой деятельности в рамках профессии Профессиография – наука о профессиях
Классификация профессий По объектам труда
По цели труда
По средствам труда
по условиям труда
Профессиональная ориентация – система работы по изучению и формированию профессиональных интересов, склонностей, способностей, намерений
Составляющие:
Пофессиональная адаптация – приспособление к реальным производственным условиям Формы: учебные и производственные практики Хочу-могу-надо
Эстетическая культура
Эстетика – наука о закономерностях эстетического освоения мира человеком, о сущности и формах художественного творчества. Категории эстетики: прекрасное, безобразное, комическое, трагическое, драматическое
Эстетическая культура:
Физические качества. Средства физического развития
Качества:
Средства
Метод – осознанный способ достижения цели
Метод воспитания – способ взаимодействия воспитателя и воспитанника, направленный на решение той или иной задачи воспитания
Прием воспитания – составная часть метода, подчиненная ему, входящая в его структуру и употребляемая в конкретной ситуации; частный вариант метода, например, поощрение может быть осуществлено в форме одобрения, похвалы и т.д.; отдельные действия, соответствующие эффективности метода
Педагогическая технология – система последовательных и конкретных действий и операция педагога, ведущих к запланированным результатам при организации воспитательной работы с детьми
Педагогическая техника – комплекс умения педагога владеть собой, своим эмоциональным состоянием и поведением и воздействовать на ученика этими профессионально-личностными средствами (техника и культура речи, умение общения и т.д.)
Классификация (система) методов
Методы воспитания:
Номенклатура методов воспитания
Убеждение – метод воспитания, связанный с возджействием на сознание воспитанников, с ориентацией их на принятые в обществе ценности с формированием взглядов, убеждений, идеалов Способы убеждения:
Пример – метод воспитания, связанный с воздействием на сознание воспитанников, связанный с механизмом подражания. Может использоваться в вариантах обсуждения эталона и демонстрации образца поведения Виды примеров:
Требование – метод воспитания, побуждающий воспитанников к положительным действиям и поступкам. Общественное мнение – метод воспитания, основанный на требовании группы по отношению к личности
Условия эффективности методов
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1043; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |