КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Европа в X -- XI вв
В первой половине X в. мадьяры обосновались на территории бывшей римской провинции Паннония, в среднем течении Дуная. Победить конные войска венгров было труднее. Это сумел сделать в 955 году германский король Оттон I (936—973) на реке Лех возле Аугсбурга. В 962 году папа короновал Отгона I как «императора Запада». Так возникла Священная Римская империя германской нации, основанная потомками тех самых германцев, которых Карл Великий покорил (ее также называют Римско-Германской империей). Империя Оттона I оказалась долговечнее, чем империя Карла. Дело в том, что развитие феодализма в Европе ускорилось: родовое землевладение исчезало, повсюду строились частные замки (еще деревянные) профессиональных воинов — рыцарей, которым король раздавали окрестные деревни в управление и кормление. В конце Х века норманны и мадьяры крестились и образовали свои государства, их правители получили от папы римского Сильвестра I короны и королевские титулы. Папа Сильвестр II (999—1003) был на редкость образованным человеком: окончил мусульманский университет в Барселоне, хорошо знал арифметику, геометрию и астрономию, собрал библиотеку книг латинских и греческих классиков. Он увлекался музыкой, делал музыкальные и астрономические инструменты, первым ввел среди европейцев арабские цифры (прежде пользовались латинской системой записи чисел). В политике Сильвестр II сотрудничал сыном и внуком Отгона I, а также с королем Франции Гуго Капетом — основателем династии Капегингов. Ясно, что такой замечательный папа не мог появиться «ниоткуда». Церковная реформа в Европе началась еще в 910 году, когда аббат Одо основал в Аквитании (в местечке Клюни) новый монастырь. Его монахи не имели личного имущества, питались все вместе и постоянно трудились: обрабатывали землю, писали иконы, переписывали рукописи. Такая община могла служить примером: крестьяне верили в святость монахов-тружеников, в силу их молитв. Ученики аббата Одо основали монастыри по всей Франции, Германии, Италии; многие монахи из этих монастырей становились епископами, позднее — даже папами. Первым таким папой стал Сильвестр II. Византия достигла в это время высшего могущества царской власти, поэтому императоры Востока не признали титул «император Запада» за наследниками Отгона I. Папу римского они считали ниже своего патриарха. Прочный союз с папой римским был нужен прежде всего «императору Запада» и всем европейским королям. В начале XI века жители Западной Европы впервые осознали свое культурное единство и политическое единообразие; теперь они противопоставляли себя обоим Востокам — Исламскому и Православному. Сголкновения между ними стали чаще и острее. В середине XI века в церковной жизни Европы произошли два главных события: окончательный разрыв церквей Востока и Запада — Православной и Католической — и начало церковной реформы на Западе. В обоих случаях инициатива шла из Рима, но события назревали давно. Первый разрыв между Римом и Константинополем произошел в 730-х годах, в эпоху византийского иконоборчества, и завершился в 843 году победой их противников иконопочитателей. За время раскола христиане Запада и Востока поняли, что их пребывание в одной церкви невозможно. С тех пор церковное единство временами восстанавливалось и вновь разрывалось. В 1054 году папа римский окончательно проклял патриарха и всю Восточную церковь как «еретическую». Инициатором церковной реформы в Риме был монах и папский казначей Гильдебранд. Он задался целью превратить церковь в централизованную правящую партию, которая контролирует все светские власти, включая королей и императоров. Для этого было обходимо взять все имущество церкви под контроль ее высшего руководства. Первым шагом стало введение целибата — безбрачия духовенства: все священники Запада были обязаны жить как монахи. После смерти их имущество переходило к церкви. Следующий шаг — реформа папских выборов: теперь в них участвовали только высшие церковники, главы католической церкви в отдельных странах (кардиналы), а не все духовенство и знатные горожане Рима, как было прежде. Такое усиление власти высшего духовенства не могло понравиться императору. Чтобы устоять в борьбе с ним, Гильдебранд заключил союз с норманнами, которые в это время укрепились на Сицилии и в Южной Италии, выбив византийцев и мусульман из их последних крепостей в этом регионе. Вождь нормандцев Робер Гвискар основал в Сицилии свое герцогство (позднее оно стало Сицилийским королевством). Гвискар помог Гильдебранду, будущему папе Григорию VII (1073 — 1085), в его борьбе против германского императора Генриха IV (1056—1106). В 1075 году Григорий VII особым "Декретом об инвеститурах" запретил всем светским владыкам без одобрения папы римского замещать своими людьми должности епископов, аббатов и священников. Это возмутило императора и германских князей: они привыкли назначать своих родичей и друзей на церковные посты и таким путем отчасти контролировать церковь. Генрих IV тут же собрал в Германии съезд князей и объявил папу низложенным. В ответ Григорий VII отлучил императора от церкви; этим решением он освободил всех вассалов Генриха IV от их феодальной клятвы. Многочисленные враги Генриха IV подняли мятеж, и ему пришлось мириться с папой — идти к нему на поклон в крепость Каноссу. В 1077 году папа «простил» Генриха IV, но в 1080 году борьба возобновилась. Теперь Генрих IV с князьями не только низложил Григория VII, но и выдвинул ему соперника — антипапу Климента. В ответ Григорий VII низложил Генриха IV и назначил новым императором швабского герцога Рудольфа. В Германии и Италии началась гражданская война. Войска Генриха IV взяли Рим,их оттуда выбил Робер Гвискар. Даже смерть Григория VII не оборвала усобицу: спор пап с императорами за власть тянулся с переменным успехом до середины XIII века. Другой замысел папы Григория VII — крестовые походы. Папа хотел, чтобы римская церковь объединила всю Европу, превзойдя императорскую власть. Для этого надо было возглавить новое «большое дело», которое увлекло бы всех активных европейцев и позволило бы истратить их силы с пользой, а не во взаимной усобице. Набеги варваров и иноверцев на Европу к этому времени прекратились, поэтому Григорий VII решил перенести войну на вражескую землю. Повод нашелся легко: в Иерусалиме во власти мусульман находились Крест и Гроб Иисуса Христа. Византийские императоры пытали в Х веке отвоевать Иерусалим у арабов, но безуспешно. В 1070-х годах из Средней Азии пришла новая волна мусульман — турки-сельджуки. Они разгромили войска Византии, захватили большую часть Малой Азии, заняли Иерусалим, но к христианским святыням отнеслись с уважением, поскольку их пророк Мухаммед, создатель ислама, объявил Иисуса Христа одним из своих предшественников — посланцев единого Бога. В 1090-х годах государство Сельджуков разделилось на несколько частей. Это вселило надежду папе Урбану II, и в 1095 году он созвал во Франции Клермонский собор в городе Крермоне, призвав всех европейцев освободить Иерусалим от мусульман. Европейцы откликнулись на призыв папы так же активно, как в древности эллины на призыв Александра Македонского к войне против Персии. Но в этот раз у крестоносцев не было единого командования: император не доверял папе, короли Англии и Франции были заняты решением внутригосударственных проблем. Первый крестовый поход возглавили графы и герцоги. В державе Сельджуков шла череда усобиц, поэтому крестоносцы имели неожиданный успех. В 1099 году Иерусалим был взят; рыцари основали там Латинское королевство, а королем выбрали Бодуэна — фландрского графа, который стал вассалом папы, но не подчинялся ни императору Запада, ни императору Востока. Как и воины Александра Македонского, крестоносцы сначала хотели немного: разбогатеть за счет военной добычи, получить от папы отпущение грехов и со славой вернуться домой. Но получилось иначе: крестоносцам пришлось создавать на Востоке свои государства и, тесно общаясь с иноверцами, многому у них учиться. Культурные достижения Ближнего Востока постепенно меняли образ жизни европейцев и образ их мышления. Вначале были заимствованы простые вещи: арбалет, мыло, подушка и матрац, пряности, рис, стеклянная посуда. Позднее, в XIII—XIV веках, европейцы переняли у мусульман организацию общественных больниц (госпиталей), банковского дела, изготовление хлопковых и шелковых тканей и разные ремесла, связанные с химией. В XIV веке европейцы проявили интерес к трудам античных и арабских классиков: были переведены на латынь рукописи Евклида, Аристотеля и Архимеда, медицинские трактаты Галена и Авиценны, научные и философские трактаты Бируни и Фараби. На этой основе развивалась культура европейского Возрождения. Однако между крестоносцами и жителями Востока было немало конфликтов. Византийские императоры считали всех, кто занял мусульманские земли, своими вассалами, но западные «франки» не признавали над собой ничьей власти, а византийцев они считали еретиками. Долгие усобицы католиков с православными завершились в 1204 году штурмом и взятием Константинополя крестоносцами. На месте Византии рыцари образовали Латинскую империю, которую возглавил (по выбору крестоносцев) еще один граф Фландрии -- Болдуин. Напротив, отношения крестоносцев с мусульманами Востока (сарацинами) после первых побед перешли в равновесие боевых сил: то рыцари совершали набеги, то сами «франки» подвергались грабежам. В 1187 году новый правитель Сирии и Египта Юсуф бен Эюб Салах-ад-дин (Саладин) (1171—1193) разгромил армию крестоносцев и занял Иерусалим. Дальнейшие крестовые походу на Ближнем Востоке не имели успеха, и к 1291 году «франки» потеряли все свои крепости в этом районе. Константинополь был отвоеван византийцами еще в 1261 году. С XI века районами крестовых походов стали Испания где франки соперничали с маврами — африканскими мусульманами и Прибалтика (где германские рыцари воевали с языческими племенами ливов, куршей, пруссов, эстов, литовцев, а также с православной Русью — жителями Новгорода и Пскова). Как и на Ближнем Востоке, крестоносцы создали здесь рыцарские ордены — военно-феодальные республики, признающие себя вассалами папы, но фактически независимые и живущие за счет эксплуатации завоеванного населения. По мере усиления соседних королевств ордены становились их вассалам так, Ордены тамплиеров и госпитальеров, изгнанные мусульманами с Ближнего Востока, стали вассалами Франции, Орден святого Яго — вассалом Кастилии, Ливонский орден — вассалом Польши. 2. Европа в XII – XIII вв. В середине XII века соперничество пап с императорами обострилось и приняло новые формы, поскольку в борьбу вмешались независимые города-республики Северной Италии, прежде всего Милан и Флоренция. В борьбе Фридриха I Барбароссы (1152—1190) с Римом города, так же как и князья Германии, приняли сторону папы как более слабого и менее властного хозяина. Напротив, большинство князей Италии поддержали императора, желая выйти из подчинения папе и добиться полной независимости. Раскол Европы на папистов (гвельфов) и имперцев (гибеллинов) затянулся на целый век — до 1250 года, пока не умер внук Барбароссы Фридрих II Штауфен (1212—1250). Исход борьбы с папами оказался неудачным для императоров. Они не сумели привлечь на свою сторону сильные города. Но если бы император сделал это, он лишился бы поддержки князей, которые ненавидели своевольных горожан, а именно князья с их феодальными войсками составляли имперскую армию. В 1162 году Фридрих I разрушил Милан. Однако вскоре город возродился и создал союз взаимопомощи с 18 городами Северной Италии — Ломбардскую лигу. Их объединенные войска в 1176 году разбили армию Барбароссы у города Леньяно. Став врагом независимых итальянских городов, Барбаросса не стал поддерживать и германских горожан в их борьбе с князьями за свою независимость. В этом политика императора отличалась от политики королей Франции: те поддерживали городские коммуны, и, опираясь на них, усмиряли графов и герцогов Франции. В результате королевская власть во Франции стала крепче, чем власть императора в Германии. Не имея опоры в Германии, внук Барбароссы Фридрих II рассчитывал на поддержку своих «нормандских» владений в Южной Италии и Сицилии, где со времен мусульманского владычества жило много арабов, привыкших к неограниченной власти короля, хорошо организованной администрации, постоянным налогам. Поэтому здесь Фридрих II чувствовал себя абсолютным монархом. Получив помощь от Юга Италии, и составив свою гвардию из мусульман, талантливый император тридцать лет боролся с папами за новую «абсолютную» империю. Он проиграл эту борьбу, поскольку не мог опереться на единый народ (как делали короли Англии и Франции), а был вынужден рассчитывать только на наемников. После смерти Фридриха II никто из императоров не пытался подчинить себе католическую церковь. Так же разрушилась со смертью самого выдающегося из пап — Иннокентия III (1198—1216) давняя надежда католического духовенства сплотить всю Европу вокруг папского престола. Папа римский тоже не мог опереться на силы единого народа — ни в Италии, где новый итальянский народ формировался в городских коммунах Севера, ни в других странах Европы. Европейские народы неодобрительно относились к бесполезной борьбе между папами и императорами. Они предпочитали находить общий язык со своими королями, помогая им сдерживать крупных и мелких феодалов. Быстрее всего этот процесс протекал в Англии и Франции, но Англия держалась отстранение от конфликтов на континенте, а Франция с XIII века все активнее вмешивалась в общеевропейские дела. Если в начале XIII века король Филипп II Август (1180—1223) не уступал папе Иннокентию III во многих спорах (причем французские церковники поддерживали своего короля), то к середине века король Луи (Людовик) IX Святой (1226—1270) имел среди европейских правителей больший духовный авторитет, чем папы, увязшие в борьбе с Фридрихом II. А в конце XIII века король Филипп IV Красивый (1285—1314) стал заметно сильнее папы и, когда папа Бонифаций VIII попытался отлучить Филиппа IV от церкви, в 1303 г. король направил в Италию отряд диверсантов, арестовавших папу. После смерти Бонифация VIII Филипп IV добился от кардиналов избрания нового папы по своему вкусу — француза Климента V, который перенес свою резиденцию из Рима в Авиньон — город, находящийся на границе с Францией, но на имперской земле. С этого момента о Западной Европе можно говорить как «содружестве независимых королевств»; папу и императора Священной Римской империи германской нации (будущая Германия) европейцы стали почитать наравне со своим королем или герцогом. В Х —XI веках в Европе быстро развивался феодализм: шло постепенное закрепощение крестьян; строилось много монастырей и каменных церквей, рыцарских замков; процветали ремесла и торговля, росли города. К середине XI века жители Нормандии (христианские рыцари, потомки викингов) «усвоили» французский язык, католическую веру, феодальную государственность и систему денежного хозяйства. В этом они не уступали коренным французам и превосходили тогдашних жителей Англии — англов и саксов. Власть герцога Нормандии над его вассалами была больше, чем власть королей Франции или Англии. В 1066 году герцог Гвильом, выбрав удобный момент, высадился с войском на юге Англии и разбил английского короля Гарольда Саксонца. Победители-нормандцы разделили английские земли между собой, а Гвильом стал королем Англии — Вильям (Вильгельм) I Завоеватель (1066—1087) — и установил здесь такую же сильную власть, как в Нормандии. Англы и саксы потеряли половину своих земель и стали в своей стране «людьми второго сорта». Этот раскол общества на две разноязычные и неравноправные части продолжался в Англии около полутора столетий. Франция в Х веке разделилась на несколько феодальных княжеств. Жители Бретани (на западе), Бургундии (на востоке), Аквитани (на юго-западе) и Прованса (на юго-востоке) говорили на разных языках, мало знали друг о друге, торговые связи были еще слабые. Словом «Франция» называли тогда небольшую область вокруг Парижа. Ее правители — Капетинги (потомки Гуго Капета) в конце Х века стали называться королями. Однако многие вассалы «парижского короля» были богаче и сильнее, чем их сеньор. Король заключил союз с церковью и объявил себя верховным судьей Франции. Всякий вассал, обиженный своим сеньором, мог пожаловаться верховному судье, решение которого опиралось на авторитет церкви. Так король Франции, не обладая большой военной силой, мог стравливать крупных феодалов между собой, и поэтому они предпочитали не ссориться с королем, хотя не всегда слушались его. Когда начались крестовые походы, многие феодалы, отправляясь на Восток, оставляли свои земли на попечение церкви и короля. В итоге Франция лишилась части своего буйного рыцарства, власть короля усилилась. Король Луи VI Толстый (1108—1137) и его министр аббат Сугер начали подчинять ослабевших феодалов. Этот процесс затянулся на двести лет; только около 1300 года король Филипп IV Красивый (1285—1314) добился от всех феодалов Франции такого же послушания, какое было в Англии с 1066 года. Жители Англии почти не участвовали в двух первых крестовых походах — они были заняты внутренними проблемами. Победители-нормандцы и побежденные англосаксы ненавидели и боялись друг друга. Только власть монарха не допускала гражданской войны, поэтому Англия была тогда самым крепким королевством в Европе. К концу XII века между англо-норманнами и англо-саксами установилось взаимопонимание. Тогда король Ричард I Львиное Сердце (1189—1199) повел армию в Третий крестовый поход. Оказалось, что конные рыцари-нормандцы и пешие лучники-англосаксы могут вместе успешно сражаться. Такого взаимодействия еще не было в других войсках Европы, и англичане впервые с гордостью почувствовали себя единым народом. Когда Ричард I умер, к власти пришел его брат Джон Безземельный (1199—1216). Это был тиран и неудачливый правитель. Он поссорился с папой римским Иннокентием III, угнетал общинников-англосаксов, не считался с интересами англо-нормандской знати. Англичане ненавидели Джона и не поддержали его. Когда французский король Филипп II Август (1180—1223) напал на Нормандию, владения были потеряны, Франция усилилась, а Джон Безземельный свергнут восставшим народом. Восставшие (их возглавили кардинал Стефан Лэнгтон и рыцарь Вильям Маршал) составили Великую хартию вольностей (1215 год) — первую английскую конституцию, где были записаны права и обязанности короля и свободных людей (землевладельцев) без различия прав нормандцев и англосаксов. С этого времени можно говорить об образовании единого английского народа, хотя знать и простолюдины еще двести лет говорили на разных языках — французском и англосаксонском (близком к немецкому), а писали они обычно на латыни. При решении государственных дел король Англии советовался с представителями церкви, высшей знати и крупных торговых городов. Это собрание называлось парламентом (от французского глагола раг1ег — говорить); он давал королю советы, но решения король принимал один. В 1258 году англичане вновь восстали против короля Генри III — его министры и придворные расхищали казну. Вождь восставших — граф Симон де Монфор — созвал в 1265 году парламент, в который входили выборные горожане, рыцари и священники из разных областей Англии. Было решено, что король обязан созывать парламент по любому важному вопросу и назначать своих советников только с его согласия. Не вся знать Англии признала выборный парламент. Но новый король Эдвард I (1272—1307) понял, что с его помощью удобно править страной — принимать законы, вводить налоги, подавлять мятежи. Так в Англии к XIV веку установилось равновесие трех политических сил: королевской власти, феодальной знати и верхушки ремесленников и торговцев. Это время считается расцветом европейского феодализма. Объединение Франции в XII—XIII веках шло медленно, поскольку города здесь были еще слабы и не могли стать главной опорой короля в его борьбе против феодалов, а сам король чувствовал себя, прежде всего сеньором всех французских феодалов и поддерживал горожан только по необходимости. В отличие от Англии, где в итоге завоевания англосаксы и нормандцы оказались «стиснуты» вместе и им пришлось искать взаимопонимание, во Франции бретонцы, гасконцы, бургундцы, аквитанцы и провансальцы жили разрозненно и не хотели объединяться с парижанами. Король Франции выжидал удобные моменты и пользовался ими для новых захватов. Так, в 1204 году Филипп II Август подчинил Нормандию, воспользовавшись распрями среди англичан, а через пятнадцать лет — Южную Францию (Лангедок), использовав крестовый поход против еретиков-катаров. Крестоносцы, овладев разоренной страной, где их ненавидело население, согласились стать вассалами короля Франции, чтобы удержать свою власть.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1023; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |