Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность Реформации. Особенности Реформации в различных европейских странах (Германии, Швейцарии, Франции, Скандинавских станах, Нидерландах, Италии, и др.)

Читайте также:
  1. I. Суды, т.е. органы, осуществляющие правосудие в его различных формах.
  2. I. Сущность и социальное назначение государства.
  3. I. Сущность финансовых активов предприятий
  4. I.Сущность финансовых активов
  5. III. Особенности методики идентификации исполнителя
  6. IV. Особенности формы современного Российского государства.
  7. IV. Формы возникновения государства у различных народов мира.
  8. Анализ фонетической недостаточности при различных речевых нарушениях.
  9. Анатомо-физиологические особенности глаза у детей
  10. Анатомо-физиологические особенности головного мозга.
  11. Анатомо-физиологические особенности органов грудной клетки и органов
  12. Анатомо-физиологические особенности системи дыхания у детей

X. Реформация в Европе.

В начале XVI века католическая Европа была поражена небывалым прежде религиозным и идеологическим расколом — Реформацией. Почти в каждой стране появились проповедники, призывавшие не мириться с самовластием Римской церкви, а создать новую, «народную церковь», управляемую рядовыми верующими или их избранниками — пресвитерами.

Католическое духовенство и монархи Европы пытались подавить ереси привычными средствами (проповедью, мечем и огнем), но безрезультатно. Страны, которые в течение четырехсот лет активно участвовали в общеевропейских крестовых походах, погрузились в религиозную усобицу, подобную чешской революции XV века. Так случилось в Германии и Франции, Англии и Нидерландах. Иначе было в странах Северной Европы. Швеция, Дания и Норвегия быстро и единодушно вышли из духовного подчинения Риму, их короли признали Реформациюисделали новое вероучение государственной религией. В государствах, переживших Возрождение (как Италия) или недавно закончивших реконкисту (как Испания и Португалия), проповедь реформаторов не встретила заметного отклика — авторитет Рима остался незыб­лем. В других странах исход борьбы оказался разным, в зависимости от местных условий.

В Англии, где были уже сильная королевская власть и влия­тельный парламент, религиозная Реформация вылилась в борьбу за и против королевского абсолютизма в делах веры. Во Франции острее всего были этнические противоречия между господствующим Севером и покоренным Югом (Лангедок, завоеванный Парижем в XIII веке). Поэтому французская Реформация вылилась в сти­хийное сопротивление южан-гугенотов северным католикам. В Ис­пании и Австрии католическая церковь издавна была организатором борьбы христиан против мусульман (мавров или турок), которая к началу XVI века еще не закончилась: в Испании было много некрещеных мавров и евреев, Австрия противостояла натиску ту­рок-османов. Поэтому в Испании, Португалии и Австрии Рефор­мация не имела успеха: там победили католики и закрепили свою победу учреждением постоянно действующей инквизиции и новых монашеских орденов (иезуиты, обновленные францисканцы и доминиканцы), которые имели своей целью пропаганду католической веры среди язычников и иноверных христиан, а также строгий надзор за единомыслием всех католиков. Точно так же католики победили в Италии: здесь инквизиция больше занималась пресле­дованием инакомыслия итальянцев, которое широко распространи­лось в эпоху Возрождения.

Напротив, в странах Северной Европы, которые прежде не имели тесных связей с Римом, Реформация победила быстро и легко; там образовались национальные церкви лютеранского или кальвинистского направления. Только в Нидерландах победа Ре­формации далась дорогой ценой, поскольку эта страна была под­властна католической Испании. Здесь борьба за веру вылилась в общенародную революцию, подобную революции гуситов в Чехии, но более успешную.



Острее всего Реформация протекала в самом развитом центре Германской империи — в Германии и прилегающей Швейцарии. Здесь Реформация началась раньше всего: в 1517 году Мартин Лютер огласил свои 95 тезисов против католической догматики. В Германии силы реформаторов и консерваторов оказались равны, В 1521 году немецкие рыцари-протестанты не позволили католикам расправиться с Лютером так, как прежде они покончили с Яном Гусом. Реформация быстро выросла в мощные народные восстания, причем в отличие от Чехии и Нидерландов разные сословия вос­ставали порознь, поэтому терпели поражения: рыцари лидера протестантов среди немецких дворян Франца фон Зиккингена были разбиты войсками католических князей в 1523 году, крестьяне другого лидера, но уже крестьянского, Томаса Мюнцера — в 1525 году. Эти поражения не остановили германскую Реформацию: часть немецких князей поддержала новую церковь, чтобы не признавать нового импера­тора-испанца (Карла V — внука испанских королевы Изабеллы и короля Фернандо). Изнури­тельная гражданская война закончилась вничью: в 1555 году по условиям Аугсбургского (г. Аугсбург, где этот мир был заключен) религиозного мира было решено, что каждый германский князь свободен в выборе религии, но эта религия становится государственной в его княжестве (принцип "Чья власть, того и вера").

Религиозный раскол Германии, при всем его прогрессе в деле свободы вероисповедания, отсрочил ее объединение в национальное государство до середины XIX в. (до времен Бисмарка). С другой стороны, этот раскол не препятствовал, а скорее содействовал расцвету ремесел и наук в германских городах.

Итальянское Возрождение началось в конце XIV в. как культурная революция гуманистов и распространилось на другие страны: Францию, Германию, Голландию, Англию. К середине XV в. Возрождение способствовало появлению в Европе особой научно-технической культуры. Ее плодами стали печатный станок немца Иоганна Гутенберга и повсеместное распространение огнестрельного оружия, которое появилось в Европе еще в начале XIV в. Огнестрельное оружие переняли у европейцев и их враги турки-османы, чьи мощные пушки пробили стены Константинополя в 1453 году. В дальнейшем новый «техноцентрический» образ жизни и мышления распространился по всей планете, хотя почти нигде не вытеснил полностью местный уклад.

В конце XVI века главным центром нового образа жизни стала Голландия, где под знаменем религиозной Реформации победила национально-освободительная буржуазная революция. В семи северных провинциях Нидерландов установилась необычная для тог­дашней Европы веротерпимость, свобода экономической и культур­ной инициативы — в течение всего XVII века Голландия была главной европейской «лабораторией» буржуазно-демократического образа жизни. Напротив, Бельгия (девять южных провинций Ни­дерландов) осталась под властью империи; здесь развитие общества шло не быстрее, чем в соседней Германии или во Франции.

В замкнутой горной Швейцарии религиозная Реформация одер­жала победу так же быстро, как и в Северной Европе, но так же кроваво, как в Германии. Здесь (особенно в Женеве) протестанты создали такую же религиозную диктатуру, какая была у католиков. Женевский протестантский правитель Жан Кальвин создал свою инквизицию, жег на кострах «еретиков» и иных вольнодумцев.

Так европейская Реформация выявила культурные и экономи­ческие особенности разных стран, обострила их внутренние и меж­дународные противоречия. В результате жизнь большинства европейцев не стала более комфортной, но стала разнообразной, творческой.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Сущность Реформации. Особенности Реформации в различных европейских странах (Германии, Швейцарии, Франции, Скандинавских станах, Нидерландах, Италии, и др.)

Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 821; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.198.143.210
Генерация страницы за: 0.013 сек.