КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Образовательные ткани, или меристемы
При прорастании семени клетки интенсивно делятся путем митоза. Совокупность таких клеток носит название первичной образовательной (эмбриональной) ткани. У взрослых растений первичные меристемы сохраняются лишь на самой верхушке стебля и вблизи от кончика корня. Остальные клетки теряют специфику эмбриональной ткани, перестают делиться, видоизменяются и превращаются в другие — уже постоянные ткани. Лишь у однодольных растений эмбриональные клетки сохраняются в основании междоузлий стеблей. Эти нежные меристемы особенно хорошо заметны у злаков. В случае полегания хлебов такие клетки обеспечивают поднятие стеблей. У двудольных и голосеменных растений первичная меристема заменяется со временем вторичной меристемой. По местоположению следует различать верхушечные (или апикальные), находящиеся в верхушках стеблей и вблизи от кончика корней, и боковые (или латеральные) меристемы, располагающиеся по окружности органов (стеблей, корней) и обеспечивающие их рост в толщину. Выделяют также вставочные (интеркалярные) и раневые меристемы. Таким образом, различают четыре типа образовательных тканей. Верхушечные меристемы у хвощей, некоторых папоротников и других низко организованных растений имеют всего одну начальную (инициальную), клетку. У большинства же растений, и в частности у всех покрытосеменных, верхушечные меристемы состоят из нескольких или многих делящихся клеток. Совокупность их называют конусом нарастания. Конусы нарастания стебля и корня имеют свои характерные особенности. Согласно теории ученого И. Ганг штейна, в конусе нарастания корня можно четко разграничить три слоя: наружный — дерматоген, средний — периблему и внутренний — плерому. Дерматоген — один ряд делящихся клеток, из которых выше по длине органа будут возникать клетки первичной покровной ткани корня — эпиблемы. Клетки дерматогена делятся перпендикулярно поверхности конуса нарастания (т.е. антиклинально). Периблема состоит из нескольких рядов клеток, которые делятся параллельно поверхности конуса нарастания (т. с. периклинально). Из периблемы возникает первичная кора корня. Наконец, внутренняя группа клеток — плерома — образует в дальнейшем центральный цилиндр корня. Деление клеток в плероме происходит во всех направлениях. Меристематическая зона корня защищена клетками корневого чехлика, которые у злаков образуются из специальных образовательных клеток — калиптрогена. В верхушке (апексе) стебля такого четкого разграничения меристематических слоев нет. Здесь, по теории Шмидта, различают наружный слой — тунику и центральную массу клеток — корпус. (В настоящее время теорию Шмидта часто прилагают и к корню.) Туника обычно состоит из одного ряда клеток, но иногда она представлена несколькими рядами клеток. Они делятся под прямым углом к поверхности органа — антиклинально. Из клеток туники в основном образуется покровная ткань — эпидерма. Многочисленные клетки корпуса делятся в разных направлениях, обеспечивая рост органа в объеме. Из них возникают сердцевина и некоторые другие клетки стебля. Особо следует отметить возникновение из клеток корпуса, в результате продольного деления, прокамбия. Из удлиненных клеток его в дальнейшем образуется первичная флоэма, проводящая органические вещества, и первичная ксилема, проводящая воду с минеральными веществами. Клетки прокамбия могут возникнуть в виде кольца по окружности стебля или отдельными участками. Прокамбий обычно работает не долго. У однодольных растений он в скором времени прекращает свою деятельность, полностью дифференцируясь в другие клетки. У двудольных и голосеменных растений клетки прокамбия ниже апекса начинают делиться в основном тангентально, т.е. по направлению, перпендикулярному к радиусу органа. Такой ряд клеток образует камбий. На поперечном срезе они имеют вид прямоугольников. Из клеток, отделенных камбием к внешней стороне органа, дифференцируются элементы вторичной флоэмы, а из клеток, обращенных, к центру органа, возникают элементы вторичной ксилемы. Таким образом, камбий способствует росту органа в ширину. Камбий — это боковая (латеральная) вторичная меристема. Следует отметить, что гораздо больше клеток камбия превращается во вторичную ксилему, чем во вторичную флоэму. Поэтому древесины (ксилемы) в стеблях и корнях бывает обычно больше, чем луба (флоэмы). У однолетних растений, имеющих камбий, к моменту цветения деятельность его заканчивается. У многолетних растений деятельность камбия в неблагоприятный период (зима, засуха) приостанавливается, а при наступлении благоприятного периода вновь восстанавливается. В наших широтах в стеблях деятельность камбия заканчивается в конце июля, а в корнях — в конце сентября. Весной он начинает раньше работать в стеблях и позже в корнях. Пробковый камбий, или феллоген, также является вторичной боковой (латеральной) меристемой. Клетки феллогена живые, делящиеся тангентально, меристематические клетки. На поперечном срезе они, подобно клеткам камбия, имеют прямоугольное очертание. Феллоген может образоваться путем деления живых паренхимных клеток в разных местах органов растения. Клетки, располагающиеся кнаружи органа, дифференцируются в клетки пробки, а размещающиеся внутрь — превращаются в паренхимные клетки феллодермы (подробнее о них см. в разделе «Покровные ткани»). К вторичным меристемам может быть отнесен перицикл — особый слой клеток, имеющийся в стеблях и корнях. Клетки его способны периодически делиться. Вставочные, или интеркалярные, меристемы встречаются у однодольных растений, особенно у злаков. Они находятся в основании каждого междоузлия и представляют собой остатки верхушечных первичных меристем. Благодаря делению их клеток происходит индивидуальный рост каждого междоузлия. По достижению предельной для данного растения величины рост междоузлия прекращается, а меристематические клетки превращаются в клетки постоянных тканей. Интеркалярные меристемы стебля защищены основаниями листьев, их влагалищами. Вставочные меристемы наблюдаются также в основании молодых листьев, которым они обеспечивают рост. Раневые меристемы возникают в разных участках растения в связи с повреждениями. Живые клетки, окружающие пораженные участки, начинают разрастаться и делиться. Образуется массив беловатых или желтоватых клеток, который носит название каллюса. Клетки его слабо вакуолизированы, имеют хорошо выраженные ядра, плотно расположены. Возникают каллюсы и на срезах (например, при черенковании и прививках), а также в местах поражения грибами и бактериями. В дальнейшем из клеток каллюса могут возникнуть различные постоянные ткани. Таким образом, по своему местоположению меристемы могут быть верхушечными (апикальными), боковыми (латеральными), вставочными (интеркалярными) и раневыми. По происхождению меристемы бывают первичными (в зародыше семени, в верхушках стебля и корня, а также в основаниях междоузлий злаков) и вторичными (камбий, феллоген, перицикл), что видно из приведенной ниже схемы. Из первичных меристем образуются в дальнейшем первичные ткани, из вторичных — вторичные ткани. К постоянным тканям относятся покровные, основные, механические, проводящие и выделительные структуры.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1139; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |