Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учет основных средств и нематериальных активов

Учет денежных средств и порядок финансирования бюджетного учреждения

Понятие бюджетных учреждений и особенности учета в них

 

В соответствии со ст. 9.2 Федерального Закона Российской Федерации «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 N 7-ФЗ (с изменениями на 22 июля 2010 года) бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Бюджетные учреждения финансируются на основе государственного задания в форме субсидии и заключают крупные сделки только с согласия учредителя (государства или региональной власти, муниципалитета).

Помимо осуществления работ (оказания услуг) в пределах установленного госзаказом норматива, бюджетные учреждения могут осуществлять эти же виды работ и сверх установленного норматива за плату. Финансовое обеспечение бюджетных учреждений, а также обеспечение госзаказа осуществляются на основе федеральных и региональных нормативов.

В бюджетных учреждениях выделяют пять уровней правового регулирования бухгалтерского учета.

На первом уровне регулирование осуществляется Бюджетным кодексом Российской Федерации, Гражданским и Налоговым Кодексами, Федеральным законом «О бухгалтерском учете», Федеральными законами, Указами президента РФ и Постановлениями Правительства РФ.

Второй уровень правового регулирования составляют нормативные правовые акты Минфина России, Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях.

Третий уровень формируют правовые акты, издаваемые органами, организующими исполнение федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, по вопросам бюджетного учета (например, нормативные правовые акты по вопросам составления бухгалтерской отчетности), а также правовые акты федеральных органов исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять правовое регулирование отдельных вопросов бухгалтерского учета.

Четвертый уровень правового регулирования составляют правовые акты, издаваемые с учетом отраслевых особенностей главными распорядителям средств бюджета соответствующего уровня в соответствии с актами органов, организующих исполнение соответствующего бюджета.

К пятому уровню относятся рабочие документы бюджетных учреждений, принятие которых предусмотрено Инструкцией по бюджетному учету. Такими документами являются: учетная политика, приказ руководителя бюджетного учреждения об утверждении графика документооборота; приказ руководителя бюджетного учреждения о порядке проведения инвентаризации; документы, устанавливающие конкретные условия отнесения расходов к распределению к отдельным видам по видам деятельности; порядок распределения накладных расходов по отдельным видам продукции.

Основными нормативными актами, регламентирующим бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях, являются Приказ Минфина Российской Федерации от 01.12.2010 г. № 157н «Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкция его применению» и Приказ Минфина РФ «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению» от 16 декабря 2010 г. № 174н.

Исходя из плана счетов имущество бюджетного учреждения может быть движимым и недвижимым.

Согласно ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся: земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, а также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты.

Вещи, не относящиеся к недвижимости, признаются движимым имуществом.

К движимому, в свою очередь, относится особо ценное и иное имущество.

Порядок отнесения имущества бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества утвержден Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 538, согласно которому виды особо ценного движимого имущества бюджетных учреждений могут определяться:

а) федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в отношении бюджетных учреждений, находящихся в ведении этих органов или федеральных служб и агентств, подведомственных этим органам, а также федеральными органами государственной власти (государственными органами), руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, в отношении бюджетных учреждений, находящихся в их ведении;

б) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации;

в) в порядке, установленном местной администрацией в отношении муниципальных бюджетных учреждений.

Перечни особо ценного движимого имущества бюджетных учреждений определяются соответствующими органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя. При определении перечней особо ценного движимого имущества бюджетных учреждений подлежат включению в состав такого имущества:

а) движимое имущество, балансовая стоимость которого превышает: для бюджетных учреждений - размер, установленный федеральными органами государственной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя, в отношении соответствующих федеральных бюджетных учреждений в интервале от 200 тыс. рублей до 500 тыс. рублей;

для бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации - размер, установленный нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в интервале от 50 тыс. рублей до 500 тыс. рублей либо государственными органами субъекта Российской Федерации, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении соответствующих бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации, в интервале, установленном нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации с соблюдением указанных ограничений, если этим нормативным правовым актом такое право будет предоставлено органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя;

для муниципальных бюджетных учреждений - размер, установленный нормативным правовым актом местной администрации в интервале от 50 тыс. рублей до 200 тыс. рублей либо органами местного самоуправления, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении соответствующих муниципальных бюджетных учреждений, в интервале, установленном нормативным правовым актом местной администрации с соблюдением указанных ограничений, если этим нормативным правовым актом такое право будет предоставлено органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя;

б) иное движимое имущество, без которого осуществление бюджетным учреждением предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет существенно затруднено;

в) имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе музейные коллекции и предметы, находящиеся в федеральной собственности и включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, а также документы Архивного фонда Российской Федерации и национального библиотечного фонда.

Ведение перечня особо ценного движимого имущества осуществляется бюджетным учреждением на основании сведений бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений о полном наименовании объекта, отнесенного в установленном порядке к особо ценному движимому имуществу, его балансовой стоимости и об инвентарном (учетном) номере (при его наличии).

Бюджетное учреждение вправе вводить дополнительные аналитические коды счетов, обеспечивающих формирование в бухгалтерском учете дополнительной информации, необходимой внутренним, внешним пользователям бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений. При отсутствии в Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений от 16 декабря 2010 г. № 174н корреспонденций счетов бухгалтерского учета по хозяйственной операции, производимой бюджетным учреждением в соответствии с законодательством Российской Федерации, бюджетные учреждения имеют право по согласованию с финансовым органом, на счете которого ему открыты лицевые счета (органом, осуществляющим в отношении бюджетного учреждения функции и полномочия учредителя), определять необходимую для отражения в бухгалтерском учете корреспонденцию счетов в части, не противоречащей этой Инструкции.

Данные проверенных и принятых к учету первичных документов систематизируются по датам совершения операций (в хронологическом порядке) и отражаются накопительным способом в регистрах бюджетного учета. Состав и порядок заполнения первичных документов и учетных регистров регулируется Приказом Минфина России от 15 декабря 2010 г. N 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению».

Правила составления бухгалтерской отчетности установлены Инструкцией о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной Приказом Минфина РФ от 25 марта 2011 г. № 33н.

Согласно п.6 Инструкции № 157н бюджетные учреждения в целях организации ведения бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующими бухгалтерский учет, а также самой Инструкцией № 157н, формируют свою учетную политику, исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности учреждения и выполняемых им в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий.

Согласно Приказу Минфина РФ «Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации (ПБУ 1/2008)» от 06.10.2008 №106н учетная политика организации представляет собой принятую совокупность ведения способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. При формировании учетной политики организации по конкретному вопросу учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из действующих положений по бухгалтерскому учету, а также Международных стандартов финансовой отчетности. Таким образом, в своей учетной политики бюджетное учреждение должно отразить только те элементы учета, в части которых Инструкция № 157н предоставляет учреждению возможность выбора одного из нескольких возможных вариантов учета или не содержит конкретного порядка учета хозяйственных операций. Причем в последнем случае бюджетное учреждение должно само определить порядок учета и закрепить его в своем нормативном документе.

Бюджетное учреждение должно формировать учетную политику как для целей бухгалтерского учета, так и для целей управленческого и налогового учета.

Если основная цель учётной политики бухгалтерского учёта – выбрать и документально закрепить выбранный бюджетным учреждением один из допускаемых общепринятыми стандартами способ ведения учёта, то предназначение учётной политики для целей управленческого учёта - обеспечение адекватного и стандартизованного отражения в учёте и отчетности особенностей учреждения и его подразделений, при этом должен быть расширен перечень первичных документов, предназначенных для системы управленческого учёта, последовательно решаться вопросы определения ответственности за предоставление первичных документов и методологическое сопровождение, закрепления функций оформления и занесения в виде записей на счета управленческого учета первичных документов, и т.д.

Учетная политика для целей налогообложения должна систематизировать объекты налогообложения, правила исчисления налогов, моменты, в отношении которых глава 25 НК РФ не содержит одновариантных методов учета, либо не дает каких-либо четких правил исчисления налога на прибыль.

 

Денежные расчеты производят либо в виде наличных денежных средств или безналичных платежей. В отличие от платежей наличными, когда деньги непосредственно передаются плательщиком их получателю, безналичные расчеты осуществляются с помощью платежных поручений.

Наличные денежные средства приходуются в кассу:

· при снятии денежных средств с расчетных счетов в банке;

· при поступлении от платных образовательных и не образовательных услуг, за выполненные работы;

· при поступлении от подотчетных лиц сотрудников при возврате неиспользованного остатка денежных средств, полученных под отчет;

· при поступлении от сотрудников в погашении причиненного материального ущерба, выданных беспроцентных ссуд, излишне полученной заработной платы.

Наличные денежные средства выдаются из кассы на следующие цели:

· на выплату заработной платы, материальных пособий, стипендий, вознаграждений сотрудникам;

· под отчет сотрудникам на хозяйственные и командировочные расходы;

· на возмещение расходов, понесенных сотрудником в ходе хозяйственной или командировочной деятельности;

· на выплату беспроцентной ссуды.

По истечении установленных сроков выплат по платежным ведомостям не выданные по ним суммы депонируются, фактические выплаченная сумма записывается в кассовую книгу, а на ведомости проставляется номер и дата расходного кассового ордера. И только после этого расходные кассовые ордера, оформленные на платежных ведомостях, регистрируются в журнале регистрации приходных и расходных кассовых ордеров.

В конце рабочего дня кассир определяет итог всех операций, выполненных за день, выводит остаток денежных средств в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира.

Для учета кассовых операций в бухгалтерии ведутся специальные регистры по счету Касса в журнале-ведомости накопительного характера автоматизированным способом. Основанием служат, отрывные листы кассовой книги, данные которых группируются по каждому синтетическому учету. По окончании месяца путем сопоставления итогов оборотов по дебету и кредиту счета Кассы выводится сальдо наличных денег на начало следующего месяца, которое сверяют с остатком в кассовой книге.

Инвентаризация кассы проводится согласно Порядку ведения кассовых операций, утвержденному Решением Банка России от 22 сентября 1993 г. № 40 и Методическим указанием по проведению инвентаризации имущества, утвержденным приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49. В соответствии с этими документами при подсчете фактического наличия денег и других ценностей в кассе принимаются к учету: наличные деньги, документы строгой отчетности. Для проведения инвентаризации кассы распоряжением учреждения назначается инвентаризационная комиссия. В ее состав входят главный бухгалтер или заместитель главного бухгалтера, кассир, представитель бухгалтерии.

Наличные деньги из учреждения банка получают по чекам. Накануне дня получения, наличных денежных средств, кассир представляет в орган федерального казначейства заявку на получение наличных денег. В заявке на получение наличных денег указывается:

· серия, номер и дата денежного чека;

· номер лицевого счета учреждения (номер лицевого счета по учету бюджетного финансирования или номер лицевого счета по учету внебюджетных средств);

· фамилия, имя и отчество представителя учреждении, на которого выписан денежный чек;

· должность;

· данные паспорта или иного удостоверяющего личность документа;

· показатели бюджетной классификации Российской Федерации, соответствующие целям получения наличных денег по данному денежному чеку;

· суммы.

Заявка составляется согласно заявленным потребностям, для нужд учреждения по статьям экономической классификации. Поступление наличных денег в кассу оформляется приходным ордером.

Наряду с наличными кассовыми расчетами осуществляется и безналичный расчет. Безналичные расчеты осуществляют по товарным и нетоварным операциям. К товарным операциям относятся платежи за покупку материальных ценностей, необходимых для хозяйственных нужд учреждения. К нетоварным операциям относятся расчеты с коммунальными учреждениями, научно- исследовательскими организациями, расчеты по налогам и т.п. Движение средств на расчетных счетах учреждения (бюджетный и внебюджетный) оформляется платежными поручениями.

Все банковские документы заполняются без помарок и исправлений. Подписываются строго установленным кругом лиц, образцы подписей которых заверенные нотариальным органом и имеются в Отделении федерального казначейства (ОФК), при котором открыты лицевые счета учреждения.

Расчетные документы составляются на бумажных носителях, а также электронном виде платежного документа, направляются в ОФК для последующей проверки и списания денежных средств с лицевых счетов.

Учет движения денежных средств на расчетных счетах осуществляются на счете 0 201 11 000 «Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства», по дебету которого отражается поступление денежных средств, по кредиту – их списание с расчетных счетов на основании распоряжения. Использование этого счета производится в основном при осуществлении деятельности, приносящей доход (предпринимательской деятельности). Обороты по счету регистрируется по выпискам банка.

Бухгалтерский учет денежных средств на лицевых счетах ведется раздельно.

Финансирование в форме субсидии бюджетных средств проводится через лицевой счет, в Отделении федерального казначейства (ОФК). Лицевой счет открыт непосредственно на текущем бюджетном счете ОФК. Он предназначен для учета операций по доведению бюджетных ассигнований и финансированию расходов на содержание учреждения.

Для использования предоставленного законодательством права на ведение приносящей доход деятельности учреждению необходимо открыть лицевой счет в территориальном органе Федерального казначейства. Лицевой счет открывается на основании генерального разрешения.

Для открытия лицевого счета в орган Федерального казначейства необходимо представить документы:

· подлинник разрешения на открытие лицевого счета;

· заявление на открытие лицевого счета с указанием, что он предназначен для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

· карточку образцов подписей.

Важнейшим элементом порядка финансирования расходов бюджета является ведение учета операций на каждом этапе его исполнения, предусматривающем:

· доведение объемов бюджетных назначений;

· доведение лимитов бюджетных обязательств;

· принятие в пределах указанных лимитов платежных и иных документов для совершения расходов (соглашений и договоров на поставку продукции и оказание услуг, расчетно-платежных ведомостей на выплату заработной платы и др.);

· проверку органом федерального казначейства соответствия представленных платежных и иных документов требованиям бюджетного законодательства, сметам доходов и расходов учреждения бюджетных обязательств;

· списание средств в пользу юридических и физических лиц в оплату принятых учреждением обязательств за счет средств соответствующего бюджета.

В соответствии с указанными этапами исполнения бюджета по расходам применяется следующий порядок финансирования в форме субсидии учреждения.

На основе полученной от Минфина России сводной бюджетной росписи главный распорядитель бюджетных средств доводит до подведомственных организаций лимиты бюджетных обязательств. Утвержденные лимиты бюджетных обязательств представляются бюджетополучателю в соответствующий орган федерального казначейства для контроля за расходованием средств федерального бюджета.

Лимиты бюджетных обязательств являются основой для финансирования расходов учреждения и принятия им бюджетных обязательств. В соответствии с лимитами бюджетных обязательств, главные распорядители бюджетных средств формируют реестр - письменное распоряжение о финансировании расходов учреждения в соответствии с кодами бюджетной классификации. Реестр на финансирование расходов содержит сведения об объемах финансирования по разделам, подразделам, целевым статьям, видам и кодам экономической классификации расходов, которые подлежат зачислению на лицевой счет учреждения.

Различают денежные и безденежные реестры. Денежный реестр – это документ, содержащий письменное указание по финансированию расходов учреждения и федеральных программ в соответствии с бюджетной классификацией. Безденежный реестр – документ, содержащий письменное указание о финансировании расходов учреждения и федеральных программ согласно бюджетной классификации, которые не подкрепляется перечислением денежных средств из ГУФК Минфина России.

Учреждение имеет право осуществлять расходование средств исключительно в пределах лимитов бюджетных обязательств. Лимиты не препятствуют заключению договоров на поставку продукции, выполнения работ и услуг или заключению трудовых соглашений на более длительный срок.

Документы, подтверждающие реализацию обязательств федерального бюджета, согласно Приказу Минфина РФ от 30.09.2008 N 104н (ред. от 17.08.2010) "О Порядке доведения бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при организации исполнения федерального бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита федерального бюджета и передачи бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при реорганизации участников бюджетного процесса федерального уровня" представляются учреждением в ОФК по месту нахождения лицевого счета.

Проверенное и подтвержденное ОФК обязательство федерального бюджета является основанием для совершения расходов средств федерального бюджета. Расчеты по безналичным операциям с лицевых счетов оформляются заявками на кассовый расход, которые оформляются и представляют в ОФК учреждением. Поступившие в территориальные ОФК заявки на кассовый расход подвергают проверке на предмет целевого использования бюджетных средств. После проверки заявок территориальные ОФК формируют платежные документы, которые передают в учреждения банка. После получения выписки банка территориальный ОФК проводится списание сумм с лицевого счета учреждения. После завершения операции выдается выписка по лицевому счету.

В учреждении, ОФК проводят проверки целевого использования средств федерального бюджета, а также полноты и своевременности выдачи заработной платы и социальных выплат. При выявлении фактов не целевого использования бюджетных средств ОФК выписывает уведомление в трех экземплярах о сокращении финансирования на сумму не целевого использования бюджетных средств с указанием статьи расхода, подлежащей уменьшению.

 

Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений от 16 декабря 2010 г. № 174н существует ряд различий в организации учета основных средств и нематериальных активов (табл. 1.2).

Таблица 1.2

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Мастер-бюджет организации | Сравнительная характеристика основных средств и нематериальных активов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 385; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.