Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Налоги на имущество и на переход права собственности на имущество

Имущественные налоги известны с древнейших времен и являют­ся исторически первой и вплоть до начала XX в. основной формой пря­мого налогообложения. В настоящее время они существуют приблизи­тельно в 130 странах. Однако сейчас роль этих налогов в формирова­нии доходной части консолидированного бюджета государства, как правило, относительно невелика. В начале 1990-х гг. лишь в четырех из 23 государств — участников ОЭСР (Великобритания, США, Япония, Канада) доля имущественных налогов в налоговых доходах консолидированного бюджета превышала 8 %, а в половине из этих стран она составляла менее 4 %.

Вместе с тем следует учитывать, что большая часть собираемых за счет них сумм, а зачастую и вся сумма обычно поступает в доходы мест­ных бюджетов и имущественные налоги являются основным источни­ком собственных доходов муниципальных образований. Так, в США, имущественные налоги в середине 1990-х гг. давали около 30 % общих доходов и более 75 % собственных налоговых доходов местных бюджетов. В ФРГ, где доля имущественных налогов в консолидированном бюджете сущест­венно ниже, чем в США, поступления от налогов на иму­щество в тот же период составляли почти 69 % поступлений от налогов земель и более 24 % — от налогов общин. Таким образом, в большинст­ве развитых стран имущественные налоги являются основным источ­ником формирования собственных доходов местных бюджетов.

Преимуществом имущественных налогов в качестве источников бюджетных поступлений является относительная стабильность нало­говой базы, позволяющая вполне определенно прогнозировать доходы местных бюджетов на достаточно длительные промежутки времени. В отношении таких видов имущества, как недвижимость или транс­портные средства, практически исключается возможность уклонения от уплаты налога, поскольку утаить такое имущество невозможно, а оценка налоговой базы, как правило, производится независимо от воли налогоплательщика. Недостаток имущественных налогов заклю­чается в их низкой эластичности по отношению к изменениям теку­щей стоимости имущества, что заставляет производить достаточно трудоемкую периодическую переоценку налоговой базы в целях при­ведения ее в соответствие с текущей рыночной стоимостью. Напри­мер, в большинстве провинций Канады такая переоценка производит­ся один раз в 3-5 лет.

Основные возможные виды имущественных налогов показаны на рисунке 11.

 

 


Рисунок 11 - Виды имущественных налогов

Чистый налог на имущество предполагает включение в налоговую базу всех персональных активов налогоплательщика: земли, строений, транспортных средств, акций и облигаций, сбережений, драгоценно­стей и т.п. В полной мере он может быть реализован только в отноше­нии юридических лиц, все активы которых подлежат учету самим налогоплательщиком и независимо от налогообложения имущества. В отношении физических лиц чистый налог на имущество может быть реализован лишь в той мере, в какой это имущество подлежит регист­рации, т.е. фактически сводится к налогообложению отдельных видов имущества, подлежащих регистрации, в первую очередь недвижимо­сти (или земли и строений отдельно) и транспортных средств.

Налогообложение перехода права собственности на имущество применяется исключительно в отношении физических лиц (налоги на наследование и дарение) и также реализуется в той мере, в какой переход права собственности подлежит юридическому оформлению.

Налогообложение прироста капитала фактически представляет собой налогообложение доходов от реализации имущества, поэтому во многих странах оно регулируется положениями законов о налогообло­жении доходов. Его выделение в качестве отдельного налога может объясняться несколькими причинами, в частности стремлением:

- в максимальной степени учесть специфику данного вида до­ходов;

- увеличить налогообложение спекулятивных сделок с имуществом, в первую очередь, недвижимым;

- использовать налог в качестве регулятора инвестиционной активности.

Налоги на прирост капитала как юридических, так и физических лиц существуют в Великобритании, Ирландии, Дании, Швейцарии, Португалии; только юридических лиц — в Австрии, Бельгии, Герма­нии, Греции, Италии, Нидерландах.

Соотношение отдельных видов поимущественного налогообложе­ния в разных странах различно.

Чистый налог на имущество (налогообложение состояний) в нача­ле 1990-х гг. применялся приблизительно в половине стран — участниц ОЭСР, но лишь в пяти из них (Австрия, Германия, Люксембург, Нор­вегия и Швейцария) он составлял значительную долю общих поступ­лений от имущественных налогов. В Дании, Нидерландах и Франции налогообложению подлежат только состояния частных лиц, в Канаде — только корпораций. В Норвегии, Финляндии, Швейцарии и Швеции преобладающим является налогообложение личных состоя­ний, в Австрии, Германии и Люксембурге — состояний корпораций. Налогообложение наследования и дарения используется во всех стра­нах ОЭСР, но фискальное значение этого налога среди прочих имуще­ственных налогов, за редкими исключениями (Бельгия, Германия, Греция, Португалия) невелико.

Основными видами имущественных налогов в большинстве стран ОЭСР являются налогообложение недвижимости и финансовых сделок. При этом в одних странах преобладает налогообложение недви­жимости, а в других — налогообложение финансовых сделок. Лишь в редких случаях эти два вида налогообложения приблизительно равно­значны.

Поимущественное налогообложение может играть заметную роль в системе налогообложения только при наличии определенных объек­тивных условий:

- весомость в структуре общественных отношений института част­ной собственности;

- наличие рыночных условий хозяйствования, свободного перемещения капитала, высокотехнологичного производства;

- наличие стабильных социально-политических условий и право­вого общественно-политического строя.

В России эти условия в должной мере еще не сформированы, чем и объясняется низкое значение имущественных налогов в ее системе налогообложения, причем основную роль играет налог на имущество организаций.

Существенное отличие имущественного налогообложения в Рос­сии от большинства зарубежных стран заключается в том, что земель­ный налог в ней относится к ресурсным платежам рентного характера. Это связано с нерешенностью многих проблем правового регулирования земельных отношений и длительным отсутствием кадастровой оценки всех зе­мельных площадей. В результате вместо общепринятого налогообло­жения недвижимости (земли и находящихся на ней зданий, строений и сооружений) как единого объекта собственности в России собственно имущественными налогами облагаются только сами здания, строения и сооружения. Налогообложение недвижимости с 1997 г. введено лишь и порядке эксперимента в городах Великий Новгород и Тверь (Феде­ральный закон от 20 июля 1997 г. № 110-ФЗ «О проведении экспери­мента по налогообложению недвижимости в городах Великом Новго­роде и Твери» (в редакции Федерального закона от 20 ноября 1999 г. № 196-ФЗ)). Общий переход к налогообложению недвижимости пока только провозглашен в качестве одного из направлений налоговой реформы в РФ и связывается с завершением формирования земельного кадастра и единых объектов собственности по недвижимости.

Специальные налоги на отдельные виды имущества отличаются чрезвычайным разнообразием. Чаще всего этими налогами облагают­ся жилые дома, строения, сооружения и установки, застроенные и незастроенные земельные участки, средства транспорта (грузовые и лег­ковые автомобили, мотоциклы, моторные лодки, самолеты и др.).

Наибольшая доля поступлений по поимущественному налогообложению принадлежит налогам, взимаемым с недвижимости. При налого­обложении строений и сооружений условия обложения обычно диффе­ренцируются в зависимости от материала строений, способа крепления к земле, по размерам и назначению. Как правило, существенно различа­ются условия налогообложения жилых домов и строений промышлен­ного или иного хозяйственного назначения.

Единый налог на недвижимость свойственен странам с так называемой системой общего права (Великобритания, США). Что касается отдельных налогов, составляющих налог на недвижимость (земельный налог, налоги на имущество граждан и организаций), то их взимание свойственно континентальной правовой системе.

Поимущественные налоги существуют приблизительно в 130 странах. В одних странах облагается единым налогом на недвижимость земля и все, что на ней построено, в других странах существуют отдельные налоги на имущество и на землю, в третьих странах объект налогообложения – только земля. Существуют два концептуальных подхода к выбору налоговой базы:

- исходя из рыночной стоимости объекта (США);

- с учетом годовой суммы арендной платы за объект (Великобритания).

Если налоговой базой является арендная плата, то она не включает в себя стоимость будущих разработок земли и неосвоенная земля не учитывается и не облагается налогом, что в развитых странах способствует развитию спекулятивных сделок с городскими землями. В отношении рыночной стоимости как налогооблагаемой базы следует исходить их двух вариантов ее использования:

- налог на недвижимость исчисляется исходя из полной рыночной стоимости объектов, что подразумевает относительно низкую налоговую ставку;

- налогооблагаемая база представляет собой процент от полной рыночной стоимости объектов налогообложения. Размер процента устанавливается законодательством.

Практически во всех странах налоги на недвижимость, как и про­чие имущественные налоги, относятся к региональным или местным. Оценка имущества производится уполномоченными органами власти административно-территориальных единиц (регионов и муниципали­тетов). При налогообложении в большинстве случаев проводится раз­личие между жилой и промышленной недвижимостью, последняя из которых облагается по более высоким ставкам. В некоторых странах устанавливаются специфические меры ответственности за неуплату имущественных налогов, отличные от общих мер ответственности за неуплату прочих налогов. Например, в Канаде при неуплате налога на недвижимость на соответствующее имущество налагается арест, а если налог не уплачивается в течение определенного времени, недвижи­мость переходит в муниципальную собственность и продается с аук­циона.

Налогообложение земельных участков различается в зависимости от хозяйственного назначения. Существуют различные системы налогообложения застроенных земельных участков, земель, используемых в сельском хозяйстве, и незастроенных земельных участков, не ис­пользуемых для сельскохозяйственного назначения. Ставки этих нало­гов обычно устанавливаются в процентах от кадастровой стоимости земельного участка. От этих налогов могут освобождаться объекты, находящиеся в государственной собственности, в собственности орга­нов местного самоуправления, а также в собственности ряда органи­заций, список которых устанавливается законодательно.

Налоги с владель­цев транспортных средств взимаются исходя из принципа полу­чаемых выгод, поскольку именно владельцы транспортных средств из­влекают непосредственную выгоду из деятельности государства по строительству и содержанию дорог, организации дорожного движения и экологических мероприятий, связанных с предотвращением и лик­видацией последствий вредного воздействия транспортных средств на окружающую среду.

Налоговая база по налогам с владельцев транспортных средств непосредственно увязывается с характеристиками транспортного сред­ства, определяющими его воздействие на состояние дорог и окружаю­щую среду.

Налоги на переход права собственности на имущество

К налогам на переход права собственности относятся налоги на наследство, налоги на дарение, налоги на операции с ценными бумага­ми, а также сборы, взимаемые за регистрацию сделок с объектами не­движимости и отдельными объектами движимого имущества.

Налоги на наследование, как и большинство других имуществен­ных налогов, также известны с давних времен. В Древнем Риме налог на наследство по единой ставке 5 % был введен при императоре Октавиане Августе в 6 г. н. э. В системы налогообложения европейских стран налоги на наследование были введены в XVIII—XIX вв.: напри­мер, во Франции — с 1798 г., а в Великобритании — только с 1894 г.

В России пошлина на переход недвижимого имущества по наслед­ству существовала в XVIII в., была отменена в начале царствования Александра I и восстановлена в 1808 г. для случаев перехода наследуе­мого имущества к дальним родственникам помимо ближайших. Пред­ложенный Министерством финансов в 1821 г. проект установления налога со всех наследств был отклонен Государственным советом как несовместимый с интересами дворянства. В результате в России пол­ноценное налогообложение имущества, переходящего безвозмездны­ми способами (путем наследования, дарения, пожалования и т.п.), было установлено лишь Законом от 15 июля 1882 г.

Тем не менее, само существование налогов на наследование в настоящее время вызывает споры. С одной стороны, переходящее в по­рядке наследования богатство создано за счет доходов, которые уже подвергались обложению налогом на индивидуальные доходы, и с этой точки зрения налог на наследование в целом может восприни­маться как двойное налогообложение дохода. Но с другой стороны, на­следуемое имущество, безусловно, является доходом лица, вступающего в право наследования, повышает его налоговую платежеспособность, и принцип справедливости требует налогообложения этого дохода на­равне с остальными. С этой точки зрения отдельный налог на наследо­вание может рассматриваться как специальный льготный режим нало­гообложения данного вида доходов. В тех странах, где налоги на насле­дование или дарение отсутствуют, стоимость безвозмездно получаемо­го имущества, как правило, включается в общий налогооблагаемый доход получателя. Льготный режим налогообложения дохода от насле­дования имущества особенно необходим при прогрессивном подоход­ном налогообложении, поскольку его включение в совокупный доход на общих основаниях приводит к резкому возрастанию подлежащей уплате суммы налога на личные доходы.

В качестве дополнительных аргументов в пользу существования налогов на наследование выдвигаются соображения о том, что они препятствуют чрезмерному накоплению богатства, способствуют вы­явлению доходов, которые могли ускользнуть от обложения налогом на индивидуальные доходы, и т.п. Выдвинутое администрацией Пре­зидента США Джорджа Буша-младшего в 2000 г. предложение об от­мене налога на имущество, уплачиваемого после смерти его владельца, и сохранении лишь налога на прирост капитала в момент его продажи вызвало обращение в Конгресс США богатейших людей Америки (в том числе Д. Сороса, Д. Рокфеллера, Б. Гейтса и др.) с призывом не от­менять данный налог, поскольку это приведет к заметным потерям бюджетных доходов, которые придется компенсировать либо за счет повышения других налогов, либо за счет сокращения финансирования социально-экономических программ.

Льготный режим налогообложения доходов в виде унаследованно­го имущества обеспечивается за счет:

- установления не облагаемого налогом минимума наследуемого имущества, который, как правило, существенно превышает обычный необлагаемый минимум по налогу на индивидуальные доходы;

- дифференциации налоговых ставок в зависимости от степени родства лиц, оставивших и получивших наследство.

Если отвлечься от чисто количественных расхождений, то общая схема построения налога для большинства стран выглядит более или менее одинаково, хотя в отдельных странах и существуют определен­ные отклонения от нее.

Налогами на наследство и дарение облагаются движимое и отдель­ные виды недвижимого имущества при переходе от одного физическо­го лица к другому на безвозмездной основе. Безвозмездная передача имущества от юридического лица физическому лицу облагается нало­гами на доходы физических лиц, а безвозмездная передача имущества от физического лица юридическому лицу может быть объектом обло­жения налогом на доходы юридических лиц.

Налог на наследство - это налог с имущества (как движимого, так и недвижимого), переходящего к новому собственнику по праву насле­дования.

Налог на дарение - это налог с имущества (движимого или недвижимого), переходящего от одного собственника к другому в виде дара. Так как тем и другим налогами облагается имущество, право на которое переходит к новому владельцу не в результате коммерческой сделки, указанные налоги объединены в одну группу и называются на­логами на переход права собственности на состояние.

В большинстве стран оба налога действуют раздельно, в некоторых принят единый налог с наследства и дарений. Однако в первом случае налоги, как правило, являются взаимоувязанными, т.е. регулируются общими нормами, для них характерен общий порядок определения налоговой базы.

Практически во всех развитых государствах налогообложение наследств и дарений осуществляется на центральном (федеральном) уровне. Из стран ОЭСР только в Австралии и Канаде наследство и дарение не облагаются специальным налогом ни на уровне федерального правительства, ни на уровне штатов в Австралии и провинций в Ка­наде. В этих двух странах получаемое наследство и дарение подпадают под обложение налогами на доходы. Еще одно исключение - Швейцария, где обложение наследства и дарения осуществля­ется на уровне кантонов.

Налоговой базой является стоимость (как правило, рыночная) наследуемого имущества. Возможны два способа исчисления налога:

- со всей стоимости наследства в целом;

- со стоимости доли каждого наследника отдельно. Исчисление налога со всей стоимости наследства, естественно, не означает, что каждый наследник полностью уплачивает налог с этой суммы. Речь идет об исчислении общей суммы налога, которая затем распределяется между наследниками пропорционально их долям в на­следстве. Данный способ применяется, например, в США. В Италии же используются оба способа исчисления налога одновременно. Одна часть налога исчисляется с общей суммы наследства в общем для всех наследников порядке, а другая — с доли каждого наследника по став­кам, зависящим от степени родства. Наследники первой очереди (суп­руги, родители и дети) уплачивают только первую часть.

Ставки обложения налогом на наследство и дарение во всех стра­нах строятся по сложной прогрессии. Как правило, действует систе­ма налоговых классов, в соответствии с которой наследники и полу­чатели дарений разделяются на классы в зависимости от степени родства (I — наследники по прямой линии, II — супруги, III — бра­тья и сестры, IV — дальние родственники и т.д.). Для каждого клас­са определена система налоговых ставок, повышающихся при умень­шении степени родства. От налогового класса зависит и размер суммы, с которой начинается обложение, а также применение ряда разрешенных законом вычетов. В Великобритании ставки налога на дарение колебались от 5 до 30 %, ставки налога с наследств — от 30 до 60 %.

В 80—90-е гг. XX в. происходило дальнейшее сокращение доли поступлений от налогообложения наследств и дарений в общей сумме налоговых поступлений развитых стран. Только в Японии поступле­ния по этому виду обложения превысили 1 % общей суммы налоговых поступлений в стране. В остальных государствах это отношение со­ставляло менее 1 %, а в 15 странах ОЭСР - менее 0,5 %.

Особую группу налогов составляют налоги на ценные бумаги. Эти налоги подразделяются на следующие виды:

1) налог на эмиссию ак­ций, облигаций и других ценных бумаг, взимаемый с акционерных компаний (ставки устанавливаются, как правило, в зависимости от вида ценных бумаг, а в некоторых случаях от номинальной цены);

2) налог на операции с ценными бумагами (разновидностью является на­лог на биржевые сделки), взимаемый при переходе права собственно­сти на ценные бумаги.

Налог на эмиссию ценных бумаг, по сути, пред­ставляет собой сбор, являющийся одним из условий регистрации проспекта эмиссии. От обложения налогом на ценные бумаги обычно освобождаются облигации государственных и местных займов.

В Российской Федерации действовал налог на операции с ценными бумагами, представляющий собой исключительно налог на эмис­сию ценных бумаг. Сами операции с ценными бумагами данным нало­гом не облагались.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Налоги на доходы | Налоги на природные ресурсы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 983; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.