КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Налоги на имущество и на переход права собственности на имущество
Имущественные налоги известны с древнейших времен и являются исторически первой и вплоть до начала XX в. основной формой прямого налогообложения. В настоящее время они существуют приблизительно в 130 странах. Однако сейчас роль этих налогов в формировании доходной части консолидированного бюджета государства, как правило, относительно невелика. В начале 1990-х гг. лишь в четырех из 23 государств — участников ОЭСР (Великобритания, США, Япония, Канада) доля имущественных налогов в налоговых доходах консолидированного бюджета превышала 8 %, а в половине из этих стран она составляла менее 4 %. Вместе с тем следует учитывать, что большая часть собираемых за счет них сумм, а зачастую и вся сумма обычно поступает в доходы местных бюджетов и имущественные налоги являются основным источником собственных доходов муниципальных образований. Так, в США, имущественные налоги в середине 1990-х гг. давали около 30 % общих доходов и более 75 % собственных налоговых доходов местных бюджетов. В ФРГ, где доля имущественных налогов в консолидированном бюджете существенно ниже, чем в США, поступления от налогов на имущество в тот же период составляли почти 69 % поступлений от налогов земель и более 24 % — от налогов общин. Таким образом, в большинстве развитых стран имущественные налоги являются основным источником формирования собственных доходов местных бюджетов. Преимуществом имущественных налогов в качестве источников бюджетных поступлений является относительная стабильность налоговой базы, позволяющая вполне определенно прогнозировать доходы местных бюджетов на достаточно длительные промежутки времени. В отношении таких видов имущества, как недвижимость или транспортные средства, практически исключается возможность уклонения от уплаты налога, поскольку утаить такое имущество невозможно, а оценка налоговой базы, как правило, производится независимо от воли налогоплательщика. Недостаток имущественных налогов заключается в их низкой эластичности по отношению к изменениям текущей стоимости имущества, что заставляет производить достаточно трудоемкую периодическую переоценку налоговой базы в целях приведения ее в соответствие с текущей рыночной стоимостью. Например, в большинстве провинций Канады такая переоценка производится один раз в 3-5 лет. Основные возможные виды имущественных налогов показаны на рисунке 11.
Рисунок 11 - Виды имущественных налогов Чистый налог на имущество предполагает включение в налоговую базу всех персональных активов налогоплательщика: земли, строений, транспортных средств, акций и облигаций, сбережений, драгоценностей и т.п. В полной мере он может быть реализован только в отношении юридических лиц, все активы которых подлежат учету самим налогоплательщиком и независимо от налогообложения имущества. В отношении физических лиц чистый налог на имущество может быть реализован лишь в той мере, в какой это имущество подлежит регистрации, т.е. фактически сводится к налогообложению отдельных видов имущества, подлежащих регистрации, в первую очередь недвижимости (или земли и строений отдельно) и транспортных средств. Налогообложение перехода права собственности на имущество применяется исключительно в отношении физических лиц (налоги на наследование и дарение) и также реализуется в той мере, в какой переход права собственности подлежит юридическому оформлению. Налогообложение прироста капитала фактически представляет собой налогообложение доходов от реализации имущества, поэтому во многих странах оно регулируется положениями законов о налогообложении доходов. Его выделение в качестве отдельного налога может объясняться несколькими причинами, в частности стремлением: - в максимальной степени учесть специфику данного вида доходов; - увеличить налогообложение спекулятивных сделок с имуществом, в первую очередь, недвижимым; - использовать налог в качестве регулятора инвестиционной активности. Налоги на прирост капитала как юридических, так и физических лиц существуют в Великобритании, Ирландии, Дании, Швейцарии, Португалии; только юридических лиц — в Австрии, Бельгии, Германии, Греции, Италии, Нидерландах. Соотношение отдельных видов поимущественного налогообложения в разных странах различно. Чистый налог на имущество (налогообложение состояний) в начале 1990-х гг. применялся приблизительно в половине стран — участниц ОЭСР, но лишь в пяти из них (Австрия, Германия, Люксембург, Норвегия и Швейцария) он составлял значительную долю общих поступлений от имущественных налогов. В Дании, Нидерландах и Франции налогообложению подлежат только состояния частных лиц, в Канаде — только корпораций. В Норвегии, Финляндии, Швейцарии и Швеции преобладающим является налогообложение личных состояний, в Австрии, Германии и Люксембурге — состояний корпораций. Налогообложение наследования и дарения используется во всех странах ОЭСР, но фискальное значение этого налога среди прочих имущественных налогов, за редкими исключениями (Бельгия, Германия, Греция, Португалия) невелико. Основными видами имущественных налогов в большинстве стран ОЭСР являются налогообложение недвижимости и финансовых сделок. При этом в одних странах преобладает налогообложение недвижимости, а в других — налогообложение финансовых сделок. Лишь в редких случаях эти два вида налогообложения приблизительно равнозначны. Поимущественное налогообложение может играть заметную роль в системе налогообложения только при наличии определенных объективных условий: - весомость в структуре общественных отношений института частной собственности; - наличие рыночных условий хозяйствования, свободного перемещения капитала, высокотехнологичного производства; - наличие стабильных социально-политических условий и правового общественно-политического строя. В России эти условия в должной мере еще не сформированы, чем и объясняется низкое значение имущественных налогов в ее системе налогообложения, причем основную роль играет налог на имущество организаций. Существенное отличие имущественного налогообложения в России от большинства зарубежных стран заключается в том, что земельный налог в ней относится к ресурсным платежам рентного характера. Это связано с нерешенностью многих проблем правового регулирования земельных отношений и длительным отсутствием кадастровой оценки всех земельных площадей. В результате вместо общепринятого налогообложения недвижимости (земли и находящихся на ней зданий, строений и сооружений) как единого объекта собственности в России собственно имущественными налогами облагаются только сами здания, строения и сооружения. Налогообложение недвижимости с 1997 г. введено лишь и порядке эксперимента в городах Великий Новгород и Тверь (Федеральный закон от 20 июля 1997 г. № 110-ФЗ «О проведении эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Великом Новгороде и Твери» (в редакции Федерального закона от 20 ноября 1999 г. № 196-ФЗ)). Общий переход к налогообложению недвижимости пока только провозглашен в качестве одного из направлений налоговой реформы в РФ и связывается с завершением формирования земельного кадастра и единых объектов собственности по недвижимости. Специальные налоги на отдельные виды имущества отличаются чрезвычайным разнообразием. Чаще всего этими налогами облагаются жилые дома, строения, сооружения и установки, застроенные и незастроенные земельные участки, средства транспорта (грузовые и легковые автомобили, мотоциклы, моторные лодки, самолеты и др.). Наибольшая доля поступлений по поимущественному налогообложению принадлежит налогам, взимаемым с недвижимости. При налогообложении строений и сооружений условия обложения обычно дифференцируются в зависимости от материала строений, способа крепления к земле, по размерам и назначению. Как правило, существенно различаются условия налогообложения жилых домов и строений промышленного или иного хозяйственного назначения. Единый налог на недвижимость свойственен странам с так называемой системой общего права (Великобритания, США). Что касается отдельных налогов, составляющих налог на недвижимость (земельный налог, налоги на имущество граждан и организаций), то их взимание свойственно континентальной правовой системе. Поимущественные налоги существуют приблизительно в 130 странах. В одних странах облагается единым налогом на недвижимость земля и все, что на ней построено, в других странах существуют отдельные налоги на имущество и на землю, в третьих странах объект налогообложения – только земля. Существуют два концептуальных подхода к выбору налоговой базы: - исходя из рыночной стоимости объекта (США); - с учетом годовой суммы арендной платы за объект (Великобритания). Если налоговой базой является арендная плата, то она не включает в себя стоимость будущих разработок земли и неосвоенная земля не учитывается и не облагается налогом, что в развитых странах способствует развитию спекулятивных сделок с городскими землями. В отношении рыночной стоимости как налогооблагаемой базы следует исходить их двух вариантов ее использования: - налог на недвижимость исчисляется исходя из полной рыночной стоимости объектов, что подразумевает относительно низкую налоговую ставку; - налогооблагаемая база представляет собой процент от полной рыночной стоимости объектов налогообложения. Размер процента устанавливается законодательством. Практически во всех странах налоги на недвижимость, как и прочие имущественные налоги, относятся к региональным или местным. Оценка имущества производится уполномоченными органами власти административно-территориальных единиц (регионов и муниципалитетов). При налогообложении в большинстве случаев проводится различие между жилой и промышленной недвижимостью, последняя из которых облагается по более высоким ставкам. В некоторых странах устанавливаются специфические меры ответственности за неуплату имущественных налогов, отличные от общих мер ответственности за неуплату прочих налогов. Например, в Канаде при неуплате налога на недвижимость на соответствующее имущество налагается арест, а если налог не уплачивается в течение определенного времени, недвижимость переходит в муниципальную собственность и продается с аукциона. Налогообложение земельных участков различается в зависимости от хозяйственного назначения. Существуют различные системы налогообложения застроенных земельных участков, земель, используемых в сельском хозяйстве, и незастроенных земельных участков, не используемых для сельскохозяйственного назначения. Ставки этих налогов обычно устанавливаются в процентах от кадастровой стоимости земельного участка. От этих налогов могут освобождаться объекты, находящиеся в государственной собственности, в собственности органов местного самоуправления, а также в собственности ряда организаций, список которых устанавливается законодательно. Налоги с владельцев транспортных средств взимаются исходя из принципа получаемых выгод, поскольку именно владельцы транспортных средств извлекают непосредственную выгоду из деятельности государства по строительству и содержанию дорог, организации дорожного движения и экологических мероприятий, связанных с предотвращением и ликвидацией последствий вредного воздействия транспортных средств на окружающую среду. Налоговая база по налогам с владельцев транспортных средств непосредственно увязывается с характеристиками транспортного средства, определяющими его воздействие на состояние дорог и окружающую среду. Налоги на переход права собственности на имущество К налогам на переход права собственности относятся налоги на наследство, налоги на дарение, налоги на операции с ценными бумагами, а также сборы, взимаемые за регистрацию сделок с объектами недвижимости и отдельными объектами движимого имущества. Налоги на наследование, как и большинство других имущественных налогов, также известны с давних времен. В Древнем Риме налог на наследство по единой ставке 5 % был введен при императоре Октавиане Августе в 6 г. н. э. В системы налогообложения европейских стран налоги на наследование были введены в XVIII—XIX вв.: например, во Франции — с 1798 г., а в Великобритании — только с 1894 г. В России пошлина на переход недвижимого имущества по наследству существовала в XVIII в., была отменена в начале царствования Александра I и восстановлена в 1808 г. для случаев перехода наследуемого имущества к дальним родственникам помимо ближайших. Предложенный Министерством финансов в 1821 г. проект установления налога со всех наследств был отклонен Государственным советом как несовместимый с интересами дворянства. В результате в России полноценное налогообложение имущества, переходящего безвозмездными способами (путем наследования, дарения, пожалования и т.п.), было установлено лишь Законом от 15 июля 1882 г. Тем не менее, само существование налогов на наследование в настоящее время вызывает споры. С одной стороны, переходящее в порядке наследования богатство создано за счет доходов, которые уже подвергались обложению налогом на индивидуальные доходы, и с этой точки зрения налог на наследование в целом может восприниматься как двойное налогообложение дохода. Но с другой стороны, наследуемое имущество, безусловно, является доходом лица, вступающего в право наследования, повышает его налоговую платежеспособность, и принцип справедливости требует налогообложения этого дохода наравне с остальными. С этой точки зрения отдельный налог на наследование может рассматриваться как специальный льготный режим налогообложения данного вида доходов. В тех странах, где налоги на наследование или дарение отсутствуют, стоимость безвозмездно получаемого имущества, как правило, включается в общий налогооблагаемый доход получателя. Льготный режим налогообложения дохода от наследования имущества особенно необходим при прогрессивном подоходном налогообложении, поскольку его включение в совокупный доход на общих основаниях приводит к резкому возрастанию подлежащей уплате суммы налога на личные доходы. В качестве дополнительных аргументов в пользу существования налогов на наследование выдвигаются соображения о том, что они препятствуют чрезмерному накоплению богатства, способствуют выявлению доходов, которые могли ускользнуть от обложения налогом на индивидуальные доходы, и т.п. Выдвинутое администрацией Президента США Джорджа Буша-младшего в 2000 г. предложение об отмене налога на имущество, уплачиваемого после смерти его владельца, и сохранении лишь налога на прирост капитала в момент его продажи вызвало обращение в Конгресс США богатейших людей Америки (в том числе Д. Сороса, Д. Рокфеллера, Б. Гейтса и др.) с призывом не отменять данный налог, поскольку это приведет к заметным потерям бюджетных доходов, которые придется компенсировать либо за счет повышения других налогов, либо за счет сокращения финансирования социально-экономических программ. Льготный режим налогообложения доходов в виде унаследованного имущества обеспечивается за счет: - установления не облагаемого налогом минимума наследуемого имущества, который, как правило, существенно превышает обычный необлагаемый минимум по налогу на индивидуальные доходы; - дифференциации налоговых ставок в зависимости от степени родства лиц, оставивших и получивших наследство. Если отвлечься от чисто количественных расхождений, то общая схема построения налога для большинства стран выглядит более или менее одинаково, хотя в отдельных странах и существуют определенные отклонения от нее. Налогами на наследство и дарение облагаются движимое и отдельные виды недвижимого имущества при переходе от одного физического лица к другому на безвозмездной основе. Безвозмездная передача имущества от юридического лица физическому лицу облагается налогами на доходы физических лиц, а безвозмездная передача имущества от физического лица юридическому лицу может быть объектом обложения налогом на доходы юридических лиц. Налог на наследство - это налог с имущества (как движимого, так и недвижимого), переходящего к новому собственнику по праву наследования. Налог на дарение - это налог с имущества (движимого или недвижимого), переходящего от одного собственника к другому в виде дара. Так как тем и другим налогами облагается имущество, право на которое переходит к новому владельцу не в результате коммерческой сделки, указанные налоги объединены в одну группу и называются налогами на переход права собственности на состояние. В большинстве стран оба налога действуют раздельно, в некоторых принят единый налог с наследства и дарений. Однако в первом случае налоги, как правило, являются взаимоувязанными, т.е. регулируются общими нормами, для них характерен общий порядок определения налоговой базы. Практически во всех развитых государствах налогообложение наследств и дарений осуществляется на центральном (федеральном) уровне. Из стран ОЭСР только в Австралии и Канаде наследство и дарение не облагаются специальным налогом ни на уровне федерального правительства, ни на уровне штатов в Австралии и провинций в Канаде. В этих двух странах получаемое наследство и дарение подпадают под обложение налогами на доходы. Еще одно исключение - Швейцария, где обложение наследства и дарения осуществляется на уровне кантонов. Налоговой базой является стоимость (как правило, рыночная) наследуемого имущества. Возможны два способа исчисления налога: - со всей стоимости наследства в целом; - со стоимости доли каждого наследника отдельно. Исчисление налога со всей стоимости наследства, естественно, не означает, что каждый наследник полностью уплачивает налог с этой суммы. Речь идет об исчислении общей суммы налога, которая затем распределяется между наследниками пропорционально их долям в наследстве. Данный способ применяется, например, в США. В Италии же используются оба способа исчисления налога одновременно. Одна часть налога исчисляется с общей суммы наследства в общем для всех наследников порядке, а другая — с доли каждого наследника по ставкам, зависящим от степени родства. Наследники первой очереди (супруги, родители и дети) уплачивают только первую часть. Ставки обложения налогом на наследство и дарение во всех странах строятся по сложной прогрессии. Как правило, действует система налоговых классов, в соответствии с которой наследники и получатели дарений разделяются на классы в зависимости от степени родства (I — наследники по прямой линии, II — супруги, III — братья и сестры, IV — дальние родственники и т.д.). Для каждого класса определена система налоговых ставок, повышающихся при уменьшении степени родства. От налогового класса зависит и размер суммы, с которой начинается обложение, а также применение ряда разрешенных законом вычетов. В Великобритании ставки налога на дарение колебались от 5 до 30 %, ставки налога с наследств — от 30 до 60 %. В 80—90-е гг. XX в. происходило дальнейшее сокращение доли поступлений от налогообложения наследств и дарений в общей сумме налоговых поступлений развитых стран. Только в Японии поступления по этому виду обложения превысили 1 % общей суммы налоговых поступлений в стране. В остальных государствах это отношение составляло менее 1 %, а в 15 странах ОЭСР - менее 0,5 %. Особую группу налогов составляют налоги на ценные бумаги. Эти налоги подразделяются на следующие виды: 1) налог на эмиссию акций, облигаций и других ценных бумаг, взимаемый с акционерных компаний (ставки устанавливаются, как правило, в зависимости от вида ценных бумаг, а в некоторых случаях от номинальной цены); 2) налог на операции с ценными бумагами (разновидностью является налог на биржевые сделки), взимаемый при переходе права собственности на ценные бумаги. Налог на эмиссию ценных бумаг, по сути, представляет собой сбор, являющийся одним из условий регистрации проспекта эмиссии. От обложения налогом на ценные бумаги обычно освобождаются облигации государственных и местных займов. В Российской Федерации действовал налог на операции с ценными бумагами, представляющий собой исключительно налог на эмиссию ценных бумаг. Сами операции с ценными бумагами данным налогом не облагались.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1013; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |