Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Налоговые реформы в развитых зарубежных странах




Ограниченно целевые реформы могут выступать в различных формах, в частности реформа выделения ресурсов, реформа изменения налоговых отношений, не затрагивающая доход, и налоговая реформа нейтрального дохода.

Налоговая реформа выделения ресурсов направлена на обеспечение мобилизации ресурсов налогового характера для ускоренного развития отдельных приоритетных отраслей национальной экономики на основе применения в протекционистских целях специально установленных налоговых льгот и привилегий. Однако эти реформы, как свидетельствует мировая налоговая практика, чаще всего характеризуются низкой эффективностью в связи с тем, что наличие преференций создает основу и способствует уклонению от уплаты налогов.

В результате проведения налоговых реформ, не затрагивающих доход, решаются главным образом задачи обеспечения полноты и своевременности налоговых поступлений в государственный бюджет. По существу указанные реформы, как правило, направлены на системное совершенствование налогового администрирования на основе повышения надежности и эффективности процедуры налогового производства.

При осуществлении реформ нейтрального дохода в действующую систему налогов вносятся принципиальные изменения, состоящие в замене одних налогов другими. Одновременно доля новых налогов в ВВП преимущественно в краткосрочном периоде не отличается от аналогичной относительной величины дореформенных налогов. Вместе с тем новые налоги, не оказывая негативного воздействия на хозяйственные субъекты, в отличие от прежних налогов создают больше стимулов для развития производственной и инвестиционной активности данных субъектов.

По продолжительности налоговые реформы могут быть краткосрочными, среднесрочными, долгосрочными и бессрочными.

Краткосрочная реформа обычно проводится в течение трех лет. При этом, как правило, налоговые преобразования являются неполными и затрагивают отдельные принципиальные составляющие налоговых от­ношений концептуального или методологического характера.

Среднесрочные налоговые реформы имеют продолжительность до восьми лет. Указанные преобразования являются более полными и более значительными, чем при реализации краткосрочных реформ. В то же время действующая система налоговых отношений не нуждается в существен­ной трансформации и, как следствие, в длительной адаптации.

Долгосрочная реформа реализуется свыше восьми лет. Подобные реформы проводятся в том случае, если в стране функционирует несовершенная налоговая система, что вызывает необходимость осуществления кардинальных налоговых изменений. Разумеется, масштабный характер, и чрезвычайная сложность намечаемых преобразований в сфере налого­обложения не позволяют реализовать их в более сжатые сроки. Кроме того, растянутость сроков налоговой реформы призвана обеспечить тре­буемую адаптацию хозяйствующих субъектов, а также контролирующих органов для разработки концепции, изучения опыта и т. д.

Достаточно редко проводятся бессрочные налоговые реформы, которые не имеют строго установленных временных ограничений и реализу­ются путем последовательных налоговых преобразований. Такие рефор­мы, хотя и характеризуются некоторой концептуальной расплывчатостью, вместе с тем позволяют очень тщательно анализировать промежуточные, шаговые результаты осуществленных изменений в системе налогообло­жения и вносить необходимые коррективы в стратегию перестройки сис­темы налоговых отношений.

Разные страны в зависимости от целого ряда факторов внутреннего социально-экономического развития и задач международной интеграции проводят как среднесрочные, так и долгосрочные налоговые реформы. Так, например, в Великобритании преобразования налогообложения осуществлялись непрерывно в течение десяти лет начиная с 1979 г., а в Германии в три этапа (1986, 1988, 1990 гг.). Тогда как в США налоговые реформы проводились в два этапа: в 1981 и 1986 гг.; во Франции они осуществляются с начала 80-х гг. до настоящего времени. Как любой процесс преобразования, налоговые реформы должны проводиться последовательно в несколько этапов, включающих подго­товительный, проведения и заключительный этапы.

На подготовительном этапе в первую очередь разрабатываются системные принципы и методология реформы налоговых отношений. Кро­ме того, на данном этапе определяются главные положения и порядок осуществления реформы. Необходимым элементом данного этапа явля­ется всесторонний анализ обоснованности налоговой реформы и акту­альности ее проведения с учетом экономических и политических целей. В частности, определяются реальность реализации и своевременность про­екта реформы. Заключительной фазой подготовительного этапа являет­ся принятие нового налогового законодательства.

Подготовительный этап является необходимым условием успешного проведения всей реформы. При несоблюдении условий четкого и полно­го проведения всего комплекса мероприятий по проектированию рефор­мы налогообложения сама налоговая реформа, как правило, превраща­ется в неудачный эксперимент и, как следствие, ведет к необоснованно­му разбалансированию даже эффективных дореформенных налоговых отношений с весьма непредсказуемыми социальными и экономическими последствиями.

Второй этап налоговой реформы - это этап проведения, т.е. непосред­ственного введения в действие нового налогового законодательства. Одновременно на этом этапе отрабатываются новые налоговые меха­низмы, оперативно вносятся необходимые корректировки в случае выяв­ления незначительных недоработок и т. д.

На заключительном этапе налоговых преобразований проводится анализ и дается оценка их социальной и экономической эффективности, делаются необходимые выводы и обоснования, на основе которых разрабатываются предложения по дальнейшему совершенствованию налоговых отношений.

Главной целью любой налоговой реформы является формирование перспективного фискального механизма как основы динамичного соци­ально-экономического развития страны. При этом необходимо особо подчеркнуть, что преобразования в области налогообложения в краткосроч­ном периоде оказывают значительно меньшее влияние на достижение макроэкономической стабильности, чем такие монетарные реформы, как изменение обменного валютного курса национальной денежной едини­цы, перестройка кредитно-денежной политики и другие.

Реформа налогообложения, как правило, следует после политических, экономических и структурных перестроек. Это вызвано тем, что она явля­ется более инерционной в смысле эффективности одномоментных резуль­татов по сравнению даже с такими экономическими преобразованиями! политического характера, как приватизация, отмена государственной монополии внешней торговли, либерализация цен и некоторые другие. В этой связи налоговые преобразования обычно реализуются как вторичные реформы. Именно поэтому налоговые реформы зачастую осуществляются в достаточно продолжительный отрезок времени, т.е. в эволюционной форме, путем последовательного устранения выявленных в ходе функциони­рования национальной налоговой системы недостатков и перекосов. Ука­занные негативы налоговых отношений предопределяются, прежде всего, объективным ходом экономического развития страны.

Характерной особенностью налоговых реформ в рыночной экономи­ке является то, что они реализуются последовательно, как бы поэтапно
переходя одна в другую. Связано данное положение в основном с тем,
что поиск экономически перспективных направлений налоговой политики и соответствующих перестроек национальных фискальных систем
является непрерывным процессом.

Таким образом, можно выделить следующие основные признаки налоговой реформы в рыночной экономике: эволюционность, последовательность и непрерывность.

Вместе с тем указанные признаки отнюдь не означают, что налоговая
реформа не может проводиться и революционным способом. Но подобные преобразования проводятся в крайних случаях, когда налоговая реформа крайне важна для государства. Рассмотрим наиболее значительные налоговые реформы последнего времени.

 

В 50-х гг. XX в. в странах с развитой рыночной экономикой последовательные преобразования налогообложения проводились вслед за реформами денежной системы, заработной платы, изменением ценовой политики. Эти налоговые реформы были направлены на увеличение налоговых доходов бюджета для скорейшего восстановления разрушенного войной хозяйства и переоснащения производства. За счет налогового перераспределения ВВП осуществлялись государственное финансирова­ние приоритетных отраслей промышленности, поддержка агропромыш­ленного комплекса, участие в капитале крупных частных корпораций, развитие рыночной инфраструктуры и социальной сферы.

Начиная с 60-х гг. произошло изменение целей налоговых реформ. В ведущих странах они стали ориентироваться на достижение не только фискальных целей, но и на обеспечение государственного регулирова­ния экономики и внешнеэкономических отношений, проведение антикри­зисной политики при ограниченных социальных расходах.

Таким образом, в условиях послевоенной ограниченности материальных и финансовых ресурсов преобразования налогообложения в 50-60-е гг. выражали политику налогового дирижизма, жесткого перераспределе­ния ВВП в наиболее значимые, с позиций общегосударственных интере­сов, сферы хозяйственной деятельности. Кроме того, проведенные нало­говые реформы создали условия строго целенаправленного использования всех финансовых ресурсов государства на долгосрочные инвестиции и решение наиболее приоритетных социальных проблем.

Именно налоговые преобразования указанного периода позволили странам с рыночной экономикой осуществить переход от государствен­ного бюджетного субсидирования и прямого финансирования отдельных отраслей и конкретных предприятий к налоговым методам регулирова­ния, которые способствовали самостоятельному распределению частны­ми корпорациями расходов на расширение и техническое перевооруже­ние собственных производств. При этом активно использовался значи­тельный объем налоговых льгот и привилегий. Основные цели проведенных в странах с развитой рыночной экономикой налоговых ре­форм 50-60-х гг. прошлого столетия приведены на рисунке Б.2 Приложения Б.

В 70-е гг. XX в. внутренние противоречия рыночной экономики, сопровождавшиеся ухудшением общих условий воспроизводства в индустриально развитых странах, снижением эффективности налогового регулирования и замедлением темпов экономического роста, были усилены внезапными мировыми энергетическим и сырьевым кризисами. Последовавшее за этим мультиплицированное развитие инфляции, включая не только относительное, но зачастую и абсолютное снижение жизненного уровня определенной части населения многих ведущих стран, прежде всего вследствие эрозии их доходов из-за преобладающего роста инфля­ционной составляющей налоговых отчислений, фактически ликвидиро­вало экономическую целесообразность использования экспансивных на­логовых методов регулирования механизмов рынка. Одновременно в финансовой сфере характерными явлениями стали рост дефицита нацио­нальных бюджетов, увеличение государственного долга.

Усилились также диспропорции национальных налоговых систем. Налоговые системы указанных государств в создавшихся условиях перестали выполнять регулирующую и стабилизирующую роль, начали замедлять экономический рост, выступая катализатором инфляционных процессов. Это объяснялось тем, что при существенных изменениях непосредственно процесса динамичного развития рыночной экономики сами, базовые методы налогового регулирования не трансформировались и традиционно были ориентированы на эволюционное расширение хозяй­ственной деятельности.

Изменившиеся экономические условия, в первую очередь чрезвычайная напряженность государственных финансов, предопределили необхо­димость проведения новых налоговых реформ.

В этой связи преобразования налогообложения в 80-х гг. XX в. были направлены на развитие таких налоговых методов, которые позволяли осуществлять регулирование экономического развития на основе минимального государственного воздействия на рыночные механизмы хозяйственной деятельности и активизации конкурентного потенциала рыночных отношений.

Основные цели осуществления налоговых реформ 80-х гг. XX в. в странах с развитой рыночной экономикой представле­ны на рисунке Б.3 Приложения Б.

Указанные налоговые реформы реализовывались в основном постепенно и поэтапно строго в соответствии со всесторонне теоретически проработанными государственными программами.

Характерными особенностями этих реформ являлись либерализация системы прямых налогов и увеличение сферы действия косвенного налогообложения - налогов на потребление. Несмотря на то, что в ходе реформ были внесены определенные изменения в практику всего прямого налогообложения, наиболее значительные преобразования осуществля­лись относительно подоходного и корпоративного налогов.

Для реформы прямых налогов использовались положения концеп­ции «экономики предложения», которая предусматривает либерализа­цию налоговой политики. Стимулирующее воздействие либерализации системы налогообложения выражает, как известно, кривая Лэффера. Именно порог кривой Лэффера представляет собой предельно допусти­мый уровень налоговой нагрузки, который еще не подрывает рост на­логовой базы на перспективу. Вместе с тем кривая Лэффера лишь по­казывает указанную зависимость, но не дает четкого представления о предельно допустимой величине налоговых изъятий в бюджет страны. Эта величина не может быть постоянной и достаточно точной, в нема­ловажной степени ее уровень зависит от финансового состояния нало­гоплательщиков в конкретной стране, состояния экономики этой стра­ны в целом. Поэтому основой перестройки системы прямых налогов являлся принцип: лучше низкие налоговые ставки с минимальным коли­чеством налоговых льгот, чем высокие ставки налогов с многочислен­ными привилегиями.

Согласно принятой концепции существенно сокращены ставки налогообложения с целью дополнительного стимулирования экономического роста. Одновременно уменьшение налоговых поступлений компенсировалось за счет параллельного расширения налоговой базы. Расширение базы налогообложения обеспечивалось как на основе включения в нало­гооблагаемый доход большего количества источников этого дохода, так и отмены значительного количества льгот, ограничения возможностей вычетов затрат и субсидий.

В частности, в США пособия по безработице в результате реформы облагались подоходным налогом полностью, были ограничены льготы по медицинскому обслуживанию, отменены скидки на второго работаю­щего члена семьи, из базы налогообложения подоходного налога был прекращен вычет налогов с продаж, процентных платежей по потреби­тельскому кредиту и отдельным видам облигаций и т.д.

По сути, реформы прямого налогообложения во всех промышленно развитых странах проводилась как бы в двух направлениях, а именно: последовательно реализовывались две концепции налогового регулирования.

Первоначально перераспределительный принцип подоходного налогообложения был заменен стимулирующим - налоговые ставки для всех категорий налогоплательщиков были сокращены на одинаковую вели­чину. Значительно сокращены сроки амортизации с целью фактического увеличения объема инвестиций в основной капитал. Такая налоговая политика обеспечивала определенный экономический рост, но лишь за счет усиления стимулов наиболее обеспеченной части населения к сбережению и инвестированию денежных средств.

Затем был осуществлен переход от прогрессивного подоходного налогообложения к ограниченно пропорциональному: вместо дореформенной многоразрядной шкалы были введены две основные ставки подо­ходного налога. Указанная концепция налогового регулирования, основанная на политике существенного снижения ставок подоходного и корпоративного налогов при одновременном уменьшении и отмене значительного количества льгот по этим налогам, оказывала на всех налогоплательщиков воздействие «нейтрального» экономического эффекта налоговых отчислений и способствовала созданию более обширного бла­гоприятного инвестиционного климата.

Аналогично проводилось реформирование корпоративного налога. В целом в ходе реформы значительно были уменьшены ставки прямых на­логов, расширена база налогообложения и упрощена процедура взима­ния налогов. Например, в Германии была снижена с 27 % в 1982 г. до 19 % в 1989 г. доля прямых налогов и взносов на социальное страхование, вычитаемых из валового дохода производственных корпораций.

Отдельно следует отметить, что в Германии в стратегию реформирования прямого налогообложения также были внесены определенные корректировки в связи с присоединением к ней Восточных земель. В частности, была введена специальная «надбавка на солидарность» как к подоходному, так и корпоративному налогу с целью стимулирования экономического развития новых земель.

Реформирование английской системы прямых налогов осуществлялось исходя из положения: низкие налоги делают экономику более ре­зультативной. Ставки налога на прибыль корпораций в Великобритании были снижены с 36 до 25 %. Именно поэтому эта реформа, так же как и в США, была направлена на усиление нейтральности прямых налогов и минимальное государственное влияние на хозяйствующие субъекты рынка.

Не случайно утверждение американского экономиста К. Огдена, исследовавшего налоговую политику Великобритании в период, когда премьер-министром этой страны была М. Тэтчер: «Тэтчеризм - это рейганомика без дефицита государственного бюджета».

Осуществленные принципиальные преобразования системы прямого налогообложения позволили значительно ослабить государственное регулирование хозяйствующих субъектов рынка.

Реформы системы косвенных налогов в 80-е гг. предопределялись в основном либерализацией прямого налогообложения. В связи с этим основные преобразования касались налога на добавленную стоимость (НДС). По сравнению с любым другим налогом данный налог оказывает нам меньшее негативное воздействие на производственную и инвестиционную активность товаропроизводителей. Потенциал НДС был максималь­но использован с целью обеспечения требуемого уровня налоговой составляющей доходов государственного бюджета. В частности, был увеличены его ставки и расширена база обложения.

Другие косвенные налоги, такие как таможенные пошлины и акцизные сборы, в ходе рассматриваемых реформ стали, как правило, выполнять роль важных экономических инструментов в осуществлении интеграционных процессов. Одновременно стали использовать в более широких масштабах таможенные пошлины для поддержки отечествен­ных товаропроизводителей, а не в фискальных целях национальных бюджетов.

Фискальная направленность акцизных сборов также перестала быть доминирующей. Прежде всего, они используются для покрытия расхо­дов на борьбу с курением и потреблением алкоголя, строительство и содержание автомобильных дорог. По этой причине, как правило, изме­нение ставок акцизных сборов в ходе проводимых налоговых реформ не увязывалось с затратами на производство подакцизных товаров и их стоимостью.

В целом косвенные налоги, включая НДС, таможенные пошлины, акцизные сборы для стимулирования активности капиталов и выравни­вания условий конкуренции, были унифицированы в рамках ЕС.

Именно в результате проведения этих масштабных налоговых реформ в странах с рыночной экономикой их налоговые системы, оставаясь инструментарием перераспределения ВВП, стали более нейтральными. Это стало возможным в силу того, что преимущественно перераспределитель­ные методы налогового регулирования рыночного механизма перестали оказывать сдерживающее воздействие на дальнейшее социально-экономическое развитие страны.

Проведенные налоговые преобразования позволили, с одной сторо­ны, трансформировать те методы налогового регулирования, которые препятствовали дальнейшему развитию экономики, а с другой - дали возможность определить новые налоговые стимулы, обеспечившие устойчивое расширение долгосрочных инвестиций в перспективные производственные направления как крупных корпораций, так и значительной части населения.

В целом реформы обеспечили переориентацию форм и методов налогового регулирования инвестиционной и научно-исследовательской деятельности.

В частности, в ходе налоговых реформ 80-х гг. XX в. с целью обеспечения реального увеличения объемов долгосрочных производственных инвестиций был сокращен и частично отменен ряд льгот по налогообло­жению, который позволял искусственно завышать суммы амортизаци­онных отчислений по сравнению с фактическими перечислениями и соот­ветственно уменьшать размер налогооблагаемой прибыли. Например, были снижены налоговые скидки, отменен инвестиционный налоговый кредит и ужесточены другие условия.

Одновременно для поощрения научно-технической составляющей деятельности производственных фирм и развития их взаимодействия с университетами был установлен исследовательский налоговый кредит, представляющий собой обоснованную налоговую льготу и позволяющий частным компаниям уменьшать величину налога на доходы на определен­ную долю от суммы прироста собственных расходов на научно-исследо­вательские и опытно-конструкторские работы относительно аналогич­ных фактических и документально подтвержденных расходов в базис­ном периоде.

Дополнительно более либеральной и экономически стимулирующей стала система налогообложения малых и средних частных фирм. В частности, были установлены значительные льготы по налогам на доходы от приращения капитала.

В результате налоговых реформ 80-90-х гг. XX в. одновременно с существенным сокращением общего количества налоговых льгот, направленных на увеличение объемов производства, была расширена сфе­ра действия налоговых льгот для научно-технических вложений.

В настоящее время в странах с рыночной экономикой налоговые реформы по своей сути - это постоянный процесс совершенствования национальных налоговых систем, непрерывное развитие актуальных направлений государственной налоговой политики. Главной целью современных налоговых преобразований в постиндустриальных странах является развитие единого налогового инструментария предупредительного регулирования рыночных процессов, что находит свое выражение в дальнейшей унификации системы налогообложения, сближении налоговых ставок на доходы корпораций разных отраслей экономики и применении аналогичных форм налоговых льгот.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 3242; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.