КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Налоговые реформы в странах с переходной и развивающейся экономиками
В странах с переходной экономикой налоговая реформа реализуется, как правило, в революционной форме, представляя собой кардинальные, преобразования налоговых отношений. Впрочем, налоговые преобразования в указанных странах осуществляются, если можно так выразиться, как бы одновременно со становлением самой национальной налоговой системы. Разумеется, переход от административно-командных условий к рыночным принципам хозяйствования требует, как минимум, создания нового налогового механизма, принятия законодательства рыночного регулирования системы налоговых отношений и разработки обоснованного комплекса правил по управлению непосредственно процессом налогового производства. Проведение указанных системных налоговых преобразований вызвано прежде всего острой необходимостью мобилизации бюджетных средств для преодоления проблем хронического дефицита и реализации программ социально-экономического развития стран, переходящих к рыночным принципам хозяйствования. При этом налоговые поступления являются основным источником решения первоочередных государственных задач, так как иные источники в развивающихся странах в связи с их финансовой несостоятельностью и неразвитостью рыночной инфраструктуры отсутствуют. Вместе с тем вплоть до начала 90-х гг. XX в. международный опыт подобных масштабных перестроек национальных налоговых систем практически полностью отсутствовал. На начальных этапах налоговых преобразований предпринимались многочисленные попытки осуществления реформирования в различных направлениях, в том числе и посредством прямого приспособления налогового права рыночной экономики. Однако ввиду глобального характера, чрезвычайной сложности и слабой прогнозируемости преобразований в сфере налогообложения в странах с переходной экономикой преимущественно неудачными оказались направления перестройки налоговых отношений на основе простого копирования налогового законодательства и необоснованного следования опыту налоговой практики развитых стран. Поэтому в дальнейшем указанные преобразования, как правило, были направлены, с одной стороны, на рациональную замену дореформенных налоговых отношений на рыночно ориентированные, а с другой - в большей степени на максимальную модернизацию и приспособление старой системы налогообложения к условиям перехода на рыночные принципы хозяйствования. Одновременно необходимо отметить следующие характерные особенности налоговых преобразований в развивающихся странах. Очень часто в ходе проведения этих налоговых реформ с целью исполнения оперативных задач бюджетной политики и преодоления проблем текущего государственного платежного баланса вместо экономически мотивированных и строго научно обоснованных решений предпринимаются внесистемные, как правило, инфляционного характера, попытки краткосрочного обеспечения любой ценой требуемого объема налоговых поступлений. Налоговые преобразования в странах с переходной экономикой необоснованно нацелены, прежде всего, на формирование максимально благоприятного налогового климата для отдельных хозяйствующих субъектов, якобы потенциально способных обеспечить устойчивое развитие всей национальной экономики вне зависимости от временных диспропорций развивающегося рынка. Кроме того, преобразования налоговых отношений в этих странах проходят более болезненно в силу значительной поляризации общества в имущественном аспекте. Рассмотрим более подробно налоговые реформы в странах с переходной экономикой. С началом рыночных преобразований во всех бывших социалистических странах, включая Восточные земли Германии, прежде всего в налогообложение предприятий были внесены такие изменения, как снижение и унификация ставок налога на прибыль, применение системы налоговых льгот по стимулированию частнопредпринимательской деятельности (производственные и научно-технические инвестиции малых и средних фирм) и по привлечению иностранных капиталовложений. Однако система льготного налогообложения не в полной мере стала стимулятором реальных вложений капитала. Это связано с недостаточно высокими доходами товаропроизводителей и с неэффективностью системы льгот, а также с тем, что механизм предоставления льгот способствует злоупотреблениям. В частности, «иностранными капиталовложениями» зачастую является вывезенный отечественный капитал. Одновременно в этих странах применяет всегда эффективная система государственных дотаций и субсидий. С переходом к рыночным принципам хозяйствования возникла объективная необходимость коренного реформирования также и системы налогообложения потребления. Первоначально в этом направлении предпринимались попытки трансформации налога с оборота, который затем был заменен НДС. Применение НДС в постсоциалистических условиях обеспечивало формирование всеобщей и наименее социально напряженной системы налогообложения потребления и являлось важнейшим фактором адаптации переходной экономики к рыночным условиям. Реформирование подоходного налогообложения в восточно-европейских странах было направлено, с одной стороны, на расширение базы подоходного налогообложения, а с другой - на обеспечение экономической нейтральности, т.е. соблюдение принципа «на равные доходы - одинаковые налоги». Одновременно указанные налоговые преобразования были призваны обеспечить реализацию оптимальной системы всеобщего подоходного налога, когда налог взимается с совокупного дохода вне зависимости от источников его формирования. Основные цели реализации налоговых реформ в странах с переходной экономикой приведены на рисунке Б.4 Приложения Б. Раздел 2 Особенности налоговых систем федеративных государств
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1151; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |