Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Налоговые реформы в странах с переходной и развивающейся экономиками




В странах с переходной экономикой налоговая реформа реализуется, как правило, в революционной форме, представляя собой кардинальные, преобразования налоговых отношений. Впрочем, налоговые преобразования в указанных странах осуществляются, если можно так выразиться, как бы одновременно со становлением самой национальной налоговой системы. Разумеется, переход от административно-командных условий к рыночным принципам хозяйствования требует, как минимум, создания нового налогового механизма, принятия законодательства ры­ночного регулирования системы налоговых отношений и разработки обо­снованного комплекса правил по управлению непосредственно процес­сом налогового производства.

Проведение указанных системных налоговых преобразований вызвано прежде всего острой необходимостью мобилизации бюджетных средств для преодоления проблем хронического дефицита и реализации программ социально-экономического развития стран, переходящих к рыночным принципам хозяйствования. При этом налоговые поступления являются основным источником решения первоочередных государственных задач, так как иные источники в развивающихся странах в связи с их финансовой несостоятельностью и неразвитостью рыночной инфраструктуры отсутствуют.

Вместе с тем вплоть до начала 90-х гг. XX в. международный опыт подобных масштабных перестроек национальных налоговых систем практически полностью отсутствовал. На начальных этапах налоговых преобразований предпринимались многочисленные попытки осуществления реформирования в различных направлениях, в том числе и посредством прямого приспособления налогового права рыночной экономики. Одна­ко ввиду глобального характера, чрезвычайной сложности и слабой прогнозируемости преобразований в сфере налогообложения в странах с переходной экономикой преимущественно неудачными оказались направления перестройки налоговых отношений на основе простого копирова­ния налогового законодательства и необоснованного следования опыту налоговой практики развитых стран. Поэтому в дальнейшем указанные преобразования, как правило, были направлены, с одной стороны, на рациональную замену дореформенных налоговых отношений на рыночно ориентированные, а с другой - в большей степени на максимальную модернизацию и приспособление старой системы налогообложения к условиям перехода на рыночные принципы хозяйствования.

Одновременно необходимо отметить следующие характерные особенности налоговых преобразований в развивающихся странах. Очень часто в ходе проведения этих налоговых реформ с целью исполнения оперативных задач бюджетной политики и преодоления проблем теку­щего государственного платежного баланса вместо экономически мо­тивированных и строго научно обоснованных решений предпринимаются внесистемные, как правило, инфляционного характера, попытки краткосрочного обеспечения любой ценой требуемого объема налого­вых поступлений. Налоговые преобразования в странах с переходной экономикой необоснованно нацелены, прежде всего, на формирование максимально благоприятного налогового климата для отдельных хо­зяйствующих субъектов, якобы потенциально способных обеспечить ус­тойчивое развитие всей национальной экономики вне зависимости от временных диспропорций развивающегося рынка. Кроме того, преоб­разования налоговых отношений в этих странах проходят более болез­ненно в силу значительной поляризации общества в имущественном аспекте.

Рассмотрим более подробно налоговые реформы в странах с переходной экономикой.

С началом рыночных преобразований во всех бывших социалистических странах, включая Восточные земли Германии, прежде всего в налогообложение предприятий были внесены такие изменения, как сни­жение и унификация ставок налога на прибыль, применение системы налоговых льгот по стимулированию частнопредпринимательской деятельности (производственные и научно-технические инвестиции малых и сред­них фирм) и по привлечению иностранных капиталовложений. Однако система льготного налогообложения не в полной мере стала стимулято­ром реальных вложений капитала. Это связано с недостаточно высоки­ми доходами товаропроизводителей и с неэффективностью системы льгот, а также с тем, что механизм предоставления льгот способствует злоупот­реблениям. В частности, «иностранными капиталовложениями» зачастую является вывезенный отечественный капитал. Одновременно в этих стра­нах применяет всегда эффективная система государственных дота­ций и субсидий.

С переходом к рыночным принципам хозяйствования возникла объективная необходимость коренного реформирования также и системы налогообложения потребления. Первоначально в этом направлении пред­принимались попытки трансформации налога с оборота, который затем был заменен НДС. Применение НДС в постсоциалистических условиях обеспечивало формирование всеобщей и наименее социально напряженной системы налогообложения потребления и являлось важнейшим фактором адаптации переходной экономики к рыночным условиям.

Реформирование подоходного налогообложения в восточно-европейских странах было направлено, с одной стороны, на расширение базы подоходного налогообложения, а с другой - на обеспечение экономической нейтральности, т.е. соблюдение принципа «на равные доходы - одинаковые налоги». Одновременно указанные налоговые преобразования были призваны обеспечить реализацию оптимальной системы всеобщего подоходного налога, когда налог взимается с совокупного дохода вне зависимости от источников его формирования.

Основные цели реализации налоговых реформ в странах с переходной экономикой приведены на рисунке Б.4 Приложения Б.

Раздел 2 Особенности налоговых систем федеративных государств




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1121; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.