Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности информационного воздействия в дореволюционный период в начале 20в




 

  1. Информационное противоборство в период начала века перед первой мировой войной.
  2. Особенности информационного противоборства в ходе первой мировой войны.

 

Информационное противоборство в период начала века перед первой мировой войной.

 

Две главнее военно-политических коалиций – Тройственный союз и Антанта.

Активное осуществление скрытого информационно-политического давления на население. Просуществовало это до 1915 г.

 

В начале 20в. к войне с Россией готовилась Япония.

 

Один из методов воздействия – неправильная трактовка определения.

 

Япония заручилась поддержкой Кореи.

 

В период подготовки первой мировой войны, иностранные государства развернули активную пропагандистскую деятельность против российской империи, её высшего руководства, против российского руководства. Активное участие принимали в этих вопросах: разведка и контрразведка Японии, Германии и их союзников. Пропаганда велась одновременно с населением соседних России государств (Корея, Польша и т.д.).

С российской стороны не было выделено огромного внимания к вопросам организации такой пропаганды. Так как наши средства информации были ориентированы в основном на зарубежные источники, которые в предвоенный период отказались печатать российскую информацию, отстаивая свои национальные интересы. И только 1 сентября 1904 года по предложению министра финансов Коховцева император Николай 2 принял решение открыть телеграфное агентство в Санкт Петербурге. Оно и явилось источником информации для войск и населения в период подготовки и ведения первой мировой войны.

 

Особенности информационного противоборства в ходе первой мировой войны.

 

Наряду с использованием СМИ в ведущих зарубежных странах были созданы специальные подразделения пропаганды, которые используя все доступные методы (СМИ, листовки и прочее), занимались распространением панических слухов и вели активную пропагандистскую работу в российском тылу. Которые были направлены на дискредитацию целей военной подготовки России. Велись призывы к сепаратистский миру, прекращению военных действий, свержение царя.

В этой связи российская контрразведка в ходе войны выделила в числе объектов своей деятельности родственные шпионству явления. В их число было включено

· активное причинение вреда тайным агентам враждебных стран;

· внесение розни во взаимоотношение между союзниками противника;

· провоцирование политических волнений внутри стран противника;

· установление активной пропаганды своих идей в других странах.

 

По настоянию российской разведки для добывания информации и решения задач противодействия вражеской пропаганде в 1915 г. ставкой верхового главнокомандующего было создано специальное информационное агентство, которое получило название Норд-Зюйд. Работа этого агентства была организована с территорией нейтральных балканских и скандинавских стран.

Отличительной особенностью мероприятий, содействие русской стороны в период первой мировой войны, был их опосредованный характер.

Основным объектом воздействия являлись руководящие, государственные, политические и экономические структуры нейтральных стран.

Вместе с тем, главной целью таких мероприятий было так же нанесение максимально возможного ущерба, непосредственно армиям стран противника (Германии и Австро-венгрии). Эту задачу успешно выполняли так же Англия, Франция, и на последних этапах войны США.

Именно Англия оказалась самой подготовленной для проведения пропаганды в процессе первой мировой войны. Успех которой, обязан, прежде всего, газетному магнату Нордклифу, который её возглавил.

 

Важнейшие принципы пропаганды Нордклифа:

1. Обеспечение правдоподобности, а не достоверности пропагандийских сведений, за счет умелого сочетания истинных и лживых сообщений.

2. Массированный характер пропаганды

3. Опережение пропаганды политических действий своего правительства.

4. Пропагандийская поддержка аппозиции правительств неприятельских стран.

5. Ведение пропаганды от имени патриотических сил противника.

 

Таким образом, первая мировая война явилась оборотным пунктом в развитии теории и практики в информационном противоборстве.

На основе исследования опыта второй мировой войны в целом завершилось формирование теоретических основ ведения пропаганды в военный период.

В 1920г. В Лодоне вышла книга Стюарта «Тайна дома Крю».

В 1927г. в Лондоне была издана книга Гаральда Ласвеля «Техника пропаганды в мировой войне», в которой была выделена впервые информационно-психологическая сфера войны, а пропаганда рассматривалась как особый вид оружия, воздействующего на нравственное, психическое состояние неприятеля. Цель которого была либо нарушить состояние его войск, либо отклонить ненависть неприятельской стороны от воюющей с ним стороны.

 

Основные стратегические цели пропаганды:

1. Возбуждение у собственного население, а также у населения стран-союзников и нейтральных стран ненависти к неприятелю.

2. Поддержание дружественных отношений с союзниками.

3. Сохранение добрых отношений с нейтральными странами и получение их поддержки для деморализации противника.

 

Важнейшими факторами успеха пропаганды признаны:

1. Искусность применяемых средств

2. Верный учет условий ведения пропаганды

 

Вывод: исследование теории и практики информационного противоборства в начале 20в. показывает что российская дипломатия, разведка и контрразведка в период подготовки к первой мировой войне и в процессе её ведения, ясно осознали важность активного, тайного информационного противоборства с противником, но не были готовы к его проведению.

Отсутствие централизованного управления пропагандийскою деятельностью со стороны высшего руководства страны, отсутствие эффективной организации открытой пропаганды, запоздавшее осознание командования необходимости тайной пропаганды, все это негативно отразилось на результатах информационного противоборства с военным противником.

Напротив, привлечение британскими властями к руководству пропагандой специалистов высокого класса – профессионала в вопросах СМИ, значительно пополнило методический инструментарий военной пропаганды, новыми технологиями прессы и специальными способами по привлечению внимания, и обману широких масс населения. Эти технологии, в сочетании с традиционными тайнами, методами спецслужб, превратили пропаганду в настоящее оружие.

 

Основные уроки Первой мировой войны

 

Информационное воздействие в годы первой мировой войны стало первым из трех главных орудий борьбы с неприятелем (пропаганда, военное и экономическое воздействие).

 

К тактическим целям пропаганды относятся:

1. Возбуждение специфических интересов в отдельных группах населения;

2. Борьба с распространением нежелательных идей;

3. Склонение на свою сторону сочувствующих элементов.

 

Достижения этих целей осуществляется следующим образом:

· Должны быть распространены те способы внедрения, которые могут возбудить специфический интерес в отдельных группах населения;

· Должны быть избираемы те способы внушения, которые могут аннулировать нежелательность идеи, вызванной отдельным событием;

· Должны быть применены те способы внушения, которые имеют шанс не вызвать опровержение пока не будет достигнута цель пропаганды.

 

Стержнем информационного воздействия являлись:

· Войну ведут народные массы и она должна казаться им навязанной;

· Каждого нужно убедить в его персональной заинтересованности в войне и в победе в ней;

· Необходимо замаскировать истинную цель войны под борьбу за справедливый мир.

 

В ходе войны сформировались следующие организации для проведения пропаганды:

· Единый исполнительный комитет пропаганды;

· Органы, в которых каждый исполнитель отвечает за свою отрасль деятельности;

· Было установлено общее информирование прессы представителями соответствующих отраслей государственного управления.

В ходе 1 мировой войны сложились 3 основные приема воздействия на массы через СМИ:

· Осведомление (информирование) являлось пассивным приемом воздействия. Для достижения желательного эффекта осведомление стремилось чтобы информация являлась правдивой и не вызывала сомнений в достоверности;

· Агитация в прямом смысле означает волновать, двигать, тревожить, колебать. Агитация имела целью - базируясь на информации и комментариях вывести человека из состояния инертности, создать ему необходимое настроение по отношению к какому-нибудь вопросу, предмету или явлению.
Агитация носила определенно активный характер, но работа проводилась в более или менее узких рамках, сосредотачивая внимание масс на отдельных пунктах, имеющих важное значение в данный момент;

· Пропаганда в переводе означает размножать, разводить. Пропаганда являясь той же самой агитацией с углубленной формой доведения информации до момента ее четкого понимания и восприятия широкими массами. Проводится одновременно и непрерывно на обширном фронте с объединением всех разнородных действий одной общей целью.

Информирование и агитация относилась к области тактики СМИ, а пропаганда составляла область стратегии.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 655; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.