Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Укрепление системы защиты государственных секретов в период ВОВ




 

1. Информационное противоборство в начальный период ВОВ;

2. Пропагандистская деятельность стран-союзников СССР в ходе 2 мировой войны.

 

Информационное противоборство в начальный период ВОВ

Благодаря высокой степени секретности и скоординированности дезинформационной деятельности внешнеполитических ведомств, пропагандистских организации и спецслужб фашисткой Германии Гитлеру удалось победить руководителя СССР и информационном противоборстве как в предвоенные годы так и в начале ВОВ и в результате достигнуть внезапности нападения на СССР и ряда значительных военных успехов. С началом войны основное внимание фашистского руководства было сосредоточено на информационно-психологической составляющей информационного противоборства. Для чего перед германскими спецслужбами и пропагандистскими органами были поставлены задачи по разложению красной армии и ее ближайших тылов по средством агитации пропаганды, дезорганизации управления красной армии путем распространения ложных приказов, сообщении и слухов. Реализация этих задач рассматривалась как необходимое условие подрыва боеспособности советских войск, обеспечение быстротечности и эффективности наступательных операций вермахта.

Одновременно рекомендовалось скрывать планы фашистского руководства, предусматривавшие расчленение СССР на отдельные государственные образования.

 

Реализация этих установок осуществлялась разными способами:

1. При помощи агид-снарядов распространялись листовки с обращением к рядовому составу командиром красной армии;

2. Широко использовались газеты и журналы;

3. Устное вещание;

4. Активно применялся метод психологического давления на население оккупированных территорий, а также на военнопленных с помощью усилительной аппаратуры;

5. В ходе ведения фашистской пропаганды широко использовались радиосредства передачи транслировались на 9 языках народов СССР через радиостанции Германии, Италии и в оккупированных странах.

 

В 42 году немецкие подразделения пропаганды были выделены в самостоятельный род войск. К 43 году войска пропаганды вермахта объединяли 21 роту пропаганды сухопутных войск, 7 взводов военных корреспондентов «Великая Германия» и 8 батальонов пропагандистов добровольцев на оккупированной территории. Вместе с тем силы германских спецслужб были нацелены на ослабление тыла нашей страны, на подрыв морально-политического потенциала и боевого духа к сопротивлению.

В 42 году в главном управления имперской безопасности был создан специальный разведывательный орган для подрывной деятельности против советского тыла в том числе с помощью пропаганды.

Важнейшее место в пропагандистской деятельности фашистской Германии занимало разжигание национальной вражды между народами СССР. Основными районами ведения такого рода пропаганды с использованием националистических элементов на территории СССР являлись республики советской Прибалтики, Украина, Белоруссия, северный Кавказ и Закавказье. Организация пропаганды на языках народов СССР занималась специальная служба, которая называлась «Венета».

 

Кроме официальных пропагандистских органов участвовали негосударственные организации:

1. Институт геополитики;

2. Иберогерманский институт;

3. Нордическое общество;

4. Русский общевоинский союз;

5. Антисоветские эмигрантские организации;

6. Русский общевоинский союз;

7. Национальный трудовой союз нового поколения;

8. Русско-фашистский союз;

9. Братство русской правды.

 

Исследование механизма психологической войны Германии против СССР позволяет выделить следующие основные задачи:

1. Обеспечение непосредственных боевых операций вермахта, деморализация личного состава советской армии, дезорганизация управления советскими войсками;

2. Пропагандистское обеспечение собственного тыла и разложение тыла СССР;

3. Разложение антигитлеровской коалиции путем создания СССР имиджа коммунистического врага всей Европы.

 

Получив тяжелый урок дезинформации от фашистов перед нападением на СССР, советская военная контрразведка в начальный период войны стала проводит собственные мероприятия по дезинформации фашистского командования и его разведывательных органов.

 

В дезинформацию входили следующие данные:

· О численном составе;

· Вооружении;

· Дислокации советских войск;

· Об истинных замыслах командования;

· Положении в тылу.

 

Наибольших размах мероприятий по дезинформации противника достигли во втором и третьем периодах войны.

Эффективным способом дезинформирования противника стало использование каналов радиосвязи в ходе радиоигр с разведорганами фашистов.

 

В противодействии фашисткой пропаганде и дезинформации участвовали:

· Политорганы красной армии;

· Органы военного управления;

· Службы спецпропаганды.

 

Основными направлениями их деятельности были следующие:

· Разложение армии фашистских войск Германии и войск государств союзников ее;

· Пропагандистская работа среди военнопленных;

· Пропаганда среди населения стран противостоящей стороны;

· Пропаганда среди населения освобождаемых стран.

 

В целях воздействия на солдат вермахта и население Германии в июне 1942 года при главном политическом управлении (ГПУ) был создан совет военно-политической пропаганды, образованный на базе советского бюро военно-политической пропаганды.

В 1944 появилось понятие «Пропагандистская операция», которая подразумевала комплекс пропагандистских действий, осуществлявшихся печатными и устными средствами, средствами наглядной агитации, военнопленными, направленных на достижение единой цели боевых операций и на реализацию планов и задач командования.

В 1944-1945 было проведено 27 пропагандистских операций.

 

Пропагандистская деятельность стран-союзников СССР в ходе 2 мировой войны

 

Одним из новых приемов психологического воздействия на население, появившихся в арсенале британских и американских пропагандистских органов в период 2 мировой войны стало завоевание доверия к проводимой пропаганде. Другим важнейшим приемом ведения пропаганды, особенно британской стороной, было использование неточности официальных сообщений противника.

Сотрудник американской разведки господин Фараго опубликовал книгу «Психологическая война в Германии» в 1941 году. В этой книге он впервые применил термин «психологическая война».

По определению Фараго психологическая война – это организованные усилия для распространения идей, доктрин и принципов, целью которых является приобретение союзников и сторонников, а также последователей страны, проводящей пропаганду, а также убеждение людей в том, что твое дело правое, а дело противника – ошибочное или несправедливое.

 

Ален Даллес выдвинул следующие принципы дезинформирования противника:

· Точная координация действий всех субъектов и объектов, участвующих в собирании дезинформации;

· Соблюдение строжайшей секретности, в том числе и в мирный период;

· Непрерывность дезинформации на протяжении определенного периода времени.

 

Информационное противоборство в период 2 мировой войны позволяет сделать следующие выводы:

1. Централизованное руководство, разработка и проведение стратегических, дезинформационных и информационно-психологических операций в период 2 мировой войны со стороны Германии осуществлял лично Гитлер, особенно привлекалась к этой деятельности молодежь;

2. Важнейшим методом достижения внезапности нападения на СССР было дезинформирование военно-политического руководства нашей страны и лично товарища Сталина;

3. Отсутствие коллегиальности в советском руководстве при принятии важных политических решений, недостаточный допуск представителей высшего командования Красной армии к разведывательной информации, ослабление разведки и контрразведки сталинскими репрессиями с одной стороны и высокая степень секретности дезинформационных мероприятий фашистского руководства с другой стороны, обеспечили полный успех нацистской дезинформации и обусловили огромные потери СССР в начальный период войны;

4. Отсутствие общегосударственных мер по подготовке СССР к войне значительно задержало вступление советской стороны в активное информационное противоборство с фашистами и негативно сказалось на психологическом состоянии советского населения и личного состава Красной армии в начальный период войны, что в последствии было исправлено и советская пропаганда достигла своего мастерства во второй и третий периоды войны;

5. Определенный опыт и осмысление английскими и американскими специалистами методов информационного противоборства в период 2 мировой войны обеспечили после ее окончания практическую готовность руководства этих стран к началу новой психологической войны, но уже против СССР.

 

 

Роль СМИ в ходе пропаганды в годы войны

 

В начальный период войны сократился тираж газет и журналов, объединились некоторые экземпляры журналы и они стали выходить меньшим тиражом и объемом. Значительно была расширена сеть военных газет. Во торой половине 41 года в Красной армии выходило 465 военных газет. К концу 44 в армии выходило уже 760 газет, общий тираж которых составлял более 3 миллионов экземпляров. 64 газеты выходили не только на русском языке, но и на языках народов СССР.

Редакции центральных газет отправляли на фронт лучших своих сотрудников в качестве военных корреспондентов, главной задачей которых являлся отбор и показ лучших людей фронта, мастерски владеющих военной техникой и тактикой боя, освещение событий в ходе военных действий, анализ инициатив, военной смекалки, освещение фактов храбрости, стойкости, самоотверженности в борьбе с врагом.

Военные корреспонденты центральных газет организационно объединялись при политуправлении фронта, на котором они работали.

24.06.1941 было создано советское информбюро. Главной задачей которого было краткое изложение военно-оперативных сводок, которые составлялись генеральным штабом. За время войны было подготовлено около 2000 ежедневных сводок и 122 сообщения.

Возглавлял совинформбюро секретарь ВКПб Щербаков.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 670; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.