Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 6: “Конкурентоспособность и инновационная стратегия




Оценка результативности работы научно-технических организаций

Затраты на масштабное освоение технологии производства новой продукции превышают инвестиции в НИОКР в 4, 6, 8, 10 раз в зависимости от проектируемого типа производства (мелкосерийное, среднесерийное, крупносерийное или массовое).

Потенциальный инвестор НИОКР должен знать степень риска, которая зависит в значительной мере от фактической результативности работы научно-технических организаций. Известно, что фактическая результативность работы научно-технических организаций в среднем по стране определяется средним коэффициентом результативности r= 0,4.

Расчет результативности проводится по данным годовых балансов о рискоинвестициях в НИОКР, отчетным калькуляциям о затратах по темам, а также по переходящим (незавершенным) работам на начало и конец анализируемого периода времени. Этот период целесообразно устанавливать продолжительностью в 4-6 лет, что объективно обусловлено практикой списания произведенных затрат на НИОКР только после их окончания.

Фактическая результативность научно-технической деятельности конкретной организации определяется по формуле:

r— коэффициент фактической результативности научно-технической деятельности организации;

R— суммарные затраты по законченным работам, принятым (рекомендованным) для освоения в серийном производстве;

H1 —затраты по переходящим (незавершенным) работам на начало анализируемого периода времени;

H2 —затраты по переходящим (незавершенным) работам на конец анализируемого периода времени;

N —число лет анализируемого периода времени;

Qi —рискоинвестиции за i-й год.

В ЦНИИ приборостроения планировалось выполнить в течение 4-х лет 5 ОКР. Из них успешно завершены в намеченные сроки только 3 ОКР с фактическими затратами по теме «А» — 7340 тыс. руб., по теме «В» — 8360 тыс. руб. и по теме «С» — 8410 тыс. руб. По двум другим темам сроки выполнения были перенесены на более поздний период времени. Таким образом, получилось, что R = 24150 тыс. руб.

Объемы рискоинвестиций составили в первый год четырехлетнего периода 10620 тыс. руб., во второй — 11100 тыс. руб., в третий — 11320 тыс. руб. и в четвертый — 11510 тыс. руб. Итоговое значение рискоинвестиций за 4 года составило сумму 44550 тыс. руб.

Затраты по переходящим (незавершенным) работам оказались на начало анализируемого периода времени в сумме 16980 тыс. руб., а на конец - 13012 тыс. руб.

Фактическая результативность научно-технической деятельности ЦНИИ за период времени в 4 года оценивается так:

 

Поскольку в рыночных условиях научно-исследовательская работа является составной частью предпринимательской стратегии, то вопросы экономической эффективности затрат, коммерческой выгодности исследований оказываются в центре внимания управленческих и экономических служб.

Ограниченность в собственных средствах вынуждает организации оценивать эффективность научных исследований, осуществляемых как собственными силами, так и силами сторонних организаций.

Поиск критерия экономической эффективности НИР связаны: фактор времени, элементом неопределенности, тесной кооперацией разнородных функциональных групп.

Американские специалисты выделяют 4 основных метода оценки эффективности исследование и разработок:

метод соотносительности предполагает определение эффективности исследований относительно основных показателей деятельности фирмы, а именно:

* отношение исследовательских затрат к валовым прибылям;

* процент поступлений от реализации новой продукции к общей сумме продаж;

* изменения в доле рынка того или иного товарного продукта соотносительно с объемом исследовательских расходов;

* отношение исследовательских расходов к расширению продаж фирмы или к изменениям в доле продаж “старой” и новой продукции;

* отношение исследовательских расходов к численности работников, административным расходам и расходам, связанным с реализацией продукции.

Недостатками этого метода являются:

а) неполный учет всех компонентов результативности исследований и факторов воздействия на их эффективность, т.к. часто расходы на проведение исследований не соответствует прибыли за тот же период времени, то используется кумулятивный метод их исключения за 5 лет;

б) сложно разработать методологию расчетов и выявлять доходы каждой категории продукции новой и старой, поскольку в формировании прибыли участвуют помимо исследовательских служб, службы производства и сбыта.

2. метод “движения денежных средств” основан на систематическом контроле работ в ходе исследовательского проекта, затрат по его осуществлению, степени достижения результатов и размеров доходов. Для наглядности при этом методе строится график-диаграмма в системе координат “время - денежные средства” (расходы и поступления, связанные с осуществлением и реализацией данного исследовательского проекта). По данным диаграммы производится сравнительный анализ поступлений и расходов денежных средств. Постоянная оценка работы служб исследований, различных проектов исследовательской программы предприятия позволит наладить качественный контроль.

3. метод “конечной оценки проекта” сводится к тому, что по завершению работ над проектом проводится тщательный анализ проделанного и собираются всевозможные данные и сведения: денежные расходы, затраты времени, трудовые затраты, результаты исследований и их ценность. Главный недостаток этого метода - не всегда корректное соответствие валовых доходов и чистых прибылей, и оценка вклада исследовательского подразделения в конечный результат. Однако в целом этот метод принято считать близким к оптимальному для критерия экономической эффективности.

4. метод “объявленных исследовательских доходов” - один из наиболее признанных методов определения экономической эффективности. Техника определения результативности исследований по этому методу состоит в следующем: - проводится подсчет прямых и косвенных затрат по исследовательским проектам. Базой для определения косвенных затрат берется рабочее время и его оплата в чел.-час, чел.-днях и т.д.

После завершения работ по проекту и получения нового продукта суммируются исследовательские расходы, связанные с ним. Далее берется некоторая доля прибылей от продаж новой продукции как за счет будущих отрезков времени. Далее сумма фактических и ожидаемых доходов разносится по годам работы над проектом, что открывает возможность прямого сопоставления ежегодных исследовательских затрат с исследовательскими доходами за соответствующие годы.

 

Тема 4: “Рынок инновационной продукции”

 

Вопросы:

 

1. Характеристика рынка.

2. Формы передачи технологий.

 

1. Одной из причин низкого уровня состояния инновационной сферы является неразвитость рынка интеллектуальных и инновационных продуктов. Формирование рыночных отношений в этой сфере осложняется трудностями, связанными, с одной стороны, со спецификой научно-технической продукции, как товара и, с другой стороны, слабостью отношений, определяющих инновационный характер общественного развития.

Научно-техническая продукция воплощает собой логичный результат интеллектуальной деятельности. Научно-техническая продукция признается товаром, если она выступает средством углубления, расширения и получения новых знаний, а ее использование обеспечивает экономию затрат общественного труда при сохранении потребительской стоимости материального продукта, созданного на его основе.

При этом рынок научно-технической продукции представляет собой форму экономических отношений между владельцами интеллектуальной собственности и покупателем права владения, пользования и распоряжения, в результате которых происходит эквивалентный обмен платежеспособного спроса покупателя на потребительскую ценность, заключенную в научно-технической продукции.

Субъекты инновационного рынка - государство, предприятия, учреждения, фонды, физические лица (ученые, специалисты).

Объекты рынка - это результаты интеллектуальной деятельности, представленные:

* в овеществленной форме (в виде оборудования, агрегатов, опытных установок, инструментов и образцов, технологических линий и т.д.);

* в неовеществленной форме (данные научно-исследовательских, проектно-конструкторских, технологических работ в виде аналитического отчета, обобщающего описания способа, конструкторской и технической документации);

* в виде знаний, опыта, консультирования в виде консалтинга, маркетинга, проектного управления, инжиниринга и других научно-практических услуг, связанных с сопровождением и обслуживанием инновационной деятельности.

Общепринятым м мировой практике является обобщение всего спектра экономических отношений по поводу купли-продажи результатов научной, инновационной деятельности и оказания услуг в этой сфере в понятии “технологический обмен” или “передача (трансфер) технологий”. В основе такого подхода лежит современное понимание сущности технологии, которая включает в себя как технические средства, систему соответствующих навыков и знаний, так и финансовые, материально-технические, кадровые и информационные ресурсы, производственную культуру, систему адекватного управления, социальную и природную среду, в которой реализуется технологический процесс, а так же систему социально-экономических последствий (прежде всего экологических).

Технология (обобщающее понятие объекта инновационного рынка) становится товаром лишь при определенных условиях и на определенной стадии продвижения идеи.

Технологическое предложение, не обладающее достаточным потенциалом трансфера и коммерциализуемости, отсеиваются в процессе внутренней и внешней экспертизы.

Рынок инноваций характеризуется рядом отличительных особенностей:

1) он традиционно является новым для входящей на рынок фирмы: в силу новизны разработанного товара приходится иметь дело с незнакомыми потребителями;

2) он является малоэластичным, вследствие ограниченного влияния ценовой политики на объем сбыта;

3) он характеризуется ограниченным количеством покупателей и продавцов.

Спрос на инновационную продукцию может исходить из собственно научного сообщества, промышленности или от общества в широком его понимании. Во многих случаях создание не влечет за собой спроса, поскольку характерной особенностью для нее является высокая степень рыночной и технологической неопределенности.

Рыночная неопределенность заключается в отсутствии информации относительно характера и степени удовлетворения той или иной потребности рынка с помощью новой наукоемкой продукции. В случае появления на рынке принципиально новой продукции трудно предусмотреть реакцию потребителя из-за его неосведомленности о своих запросах.

Технологическая неопределенность заключается в отсутствии у производителя уверенности в том, сможет ли продукция удовлетворить осознанные запросы потенциальных потребителей.

В настоящее время все высокотехнологичные фирмы развитых стран вырабатывают и тщательно соблюдают выгодные для них правила передачи технологии, которые даже приобретают характер технологической стратегии. Можно выделить две ориентации, которых может придерживаться фирма - производитель:

а) ориентация на продукт, основанная на технологическом предложении;

б) технико-рыночная ориентация, основанная на изучении рыночного спроса.

Продуктовая ориентация имела широкое распространение в тот период, когда позиции потребителя по отношению к производителю были достаточно слабы, и он вынужден был принимать продукцию в том виде и такого качества, какими для себя представлял их производитель.

Распространенным недостатком подобной ориентации является неадекватная оценка потребностей сферы потребления и собственного производства со стороны фирмы. Она, как правило, не обладает (и не стремится обладать) достаточной информацией о потребителях, их предпочтениях, а также о наиболее острых проблемах собственного производства.

Такая оценка характерна, как правило, для идей, разработок и продуктов, инициируемых и осваиваемых самими авторами инноваций, будь то отдельные ученые или исследовательские группы. Авторы обычно переоценивают практическую полезность имеющегося у них исследовательского результата, исходят их заведомо оптимистического взгляда на значимость своих исследований они, будучи учеными, получают не столько от сферы потребления, сколько от процесса саморазвития науки и научных знаний.

Смещение на макроуровне в 50-х годах нашего века баланса сил в сторону потребителя обусловило усиление внимания к его требованиям.

В рамках технико-рыночной ориентации процесс нововведения рассматривается как передача научного или технического знания непосредственно в сферу удовлетворения нужд потребителя. Продукт при этом превращается лишь в носителя технологии, и форма, которую он принимает, определяется только после согласования самой технологии и удовлетворяемой потребности.

Такое поведение важно и по той причине, что имеются многочисленные свидетельства того, как по словам Дж. Брайта “наиболее значимое применение новой техники и технологии не всегда осуществлялось там, где оно впервые наблюдалось; научно-технические нововведения часто служат наиболее эффективно тем целям, о которых и не помышляли в момент зарождения нововведения”.

В качестве правил, которыми необходимо руководствоваться при разработке инновационных решений целесообразно выделять:

* тщательное изучение потребностей рынка перед выходом на него с продукцией;

* сотрудничество с потенциальными потребителями, для которых качество продукции, готовность предоставления услуг и отклик на спрос важнее самих технических разработок;

* оперативный отбор момента выхода на рынок, широкое использование дифференциации, стремление к тому, чтобы разработки опережали, а не догоняли спрос.

 

2. Передача технологии может осуществляться в различных формах, разными способами и по разным каналам. Она может передаваться на коммерческой и некоммерческой основе, быть внутрифирменной, внутригосударственной и международной.

Формы передачи технологии на некоммерческой основе:

n информационные массивы специальной литературы, компьютерные банки данных, патенты, справочники;

n конференции, выставки, симпозиумы, семинары, клубы;

n обучение, стажировка, практика студентов, ученых и специалистов, осуществляемые на паритетных основах университетами, фирмами, организациями;

n миграция ученых и специалистов;

n перекрестное лицензирование на паритетной основе.

Основной поток технологии в некоммерческой форме приходится на некоммерческую, непатентоспособную информацию -фундаментальные исследования, научные открытия и незапатентованные изобретения.

Некоммерческие формы передачи технологии, в т.ч. внутрифирменный трансфер, осуществляются свободно и не нуждаются в договорно-правовом оформлении и регламентации.

Основными формами коммерческой передачи информации являются:

n продажа технологии в материализованном виде - станков, оборудования, технологических линий;

n прямые инвестиции и сопровождающие их строительство, реконструкция, модернизация, модернизация предприятия, фирм, производств;

n портфельные инвестиции, в т.ч. современные предприятия, если они сопровождаются потоком инвестиционных товаров, а также лизингом;

n продажа лицензий на все виды запатентованной промышленной собственности, кроме товарных знаков, знаков обслуживания;

n продажа лицензий на запатентованные виды промышленной собственности - “ноу-хау”, секреты производства, технологический опыт, сопроводительные к передаваемым оборудованию и технике документы, инструкции, чертежи, схемы, спецификации, технологические карты, а также обучение специалистов, консультационное сопровождение, экспертиза;

n совместное проведение ОКР, научно-производственная кооперация;

n инжиниринг.

По направлению передачи технологий выделяют вертикальную и горизонтальную передачу.

Вертикальная передача - это межорганизационный процесс, осуществляемый по стадиям цикла “исследование - производство”.

Горизонтальная передача - внутриорганизационный процесс передачи информации из одной научной области в другую.

На практике эти формы могут взаимодополнять друг друга.

По количеству участников и степени их участия различают активные и пассивные виды передачи.

При активной передаче посредником между передающими обязательно выступает какая-либо нейтральная организация, которая берет на себя обязанности помочь передающему найти более выгодного покупателя его технологии.

При пассивной - производитель технологии сам ищет себе партнера, беря на себя все риски как инициирования инноваций, так и их коммерческой реализации.

В данном случае трудно обойтись без специализированных услуг проектно- и бизнес- консультирования, т.к. разработчики сами не обладают необходимыми умениями и знаниями.

Существуют и другие формы передачи технологии:

· имитационная - ведущая к поддержке процесса производства без его коренного изменения;

· адаптивная - приспосабливающая производство к новой технике без его существенного изменения;

· инновационная, требующая полного изменения производства.

3. Современный инновационный менеджмент как вид управленческой деятельности основан на принятии решений. Для повышения эффективности целей менеджмента необходимо иметь доступ к необходимой и достаточной информации, своевременно получать и обрабатывать огромное количество непрерывно изменяющихся данных. Но эффект будет достигнут лишь при условии поступления своевременной, регулярной, полной, адекватной, наглядной и достоверной информации.

Информация может быть первичной, добытой в ходе “полевых исследований”, и вторичной, полученной в ходе “кабинетных исследований”.

Базы знаний и банки данных (объединенные одним способом получения, хранения и обработки базы данных) - основа информационных услуг и информационного обеспечения инновационной деятельности.

Для принятия обоснованного решения инновационному менеджеру, работающему с большими объемами информации, не обойтись без использования экспертных систем, в основе создания которых лежат современные тех. Средства обработки данных и выработанные приемы формализации ситуаций.

Компьютерная экспертная система - это программа (пакет программ), способная вырабатывать рекомендации для различных поведенческих ситуаций, используя информацию из различных баз данных фирмы, а также информацию, полученную от пользователя. Экспертные системы базируются на диалоге между человеком и машиной, поэтому позволяют моделировать различные ситуации для принятия решений, что очень важно при разработке, планировании и реализации нововведения.

Хорошо разработанная экспертная система состоит из подбора альтернативных решений, системы критериев для оценки этих решений, соотношения между критериями, выраженного в весах критериев и содержит решающие правила для многокритериальных оценок альтернативных решений.

Тема 5 “Методика экспертизы инновационно-инвестиционного проекта”

 

Для разработки финансово-кредитного механизма эффективного научно-технического развития специального анализа требуются: финансово-экономическая оценка проектов; степень риска; обоснованность принимаемых инновационных решений.

Целесообразность инвестирования ресурсов, в том числе де­нежных, в условиях рыночных отношений базируется на достиже­ния максимального эффекта. Среди факторов, определяющих выде­ление ресурсов инвестором, важное место занимают:

§ цели новации, их соответствие рыночной стратегии инвес­тора;

§ государственная политика в области развития, её приорите­ты;

§ развитость механизма инновационного предпринимательства на уровне субъектов различных форм собственности;

§ статус и репутация реципиента инвестиций, ведущего инно­вационные исследования и разработки;

§ надежность (гарантия) инвестиций при минимизации степени риска помещения капитала.

Из анализа сознательно исключены "политические" и "социа­льные" факторы, ранжирование факторов представленной выше группировки приведено произвольно. В каждом конкретном случае выбор инвестором "определяющего" критерия может различаться. Соответственно разным будет и ранжирование. Однако факторы экономической эффективности потенциальной доходности иннова­ционного проекта всегда доминируют при определении целесообраз­ности инвестирования со стороны любого инвестора или группы инвесторов, независимо от формы их собственности.

Экспертиза инвестиционных проектов являет собой в большей степени проблему менеджмента, индивидуального опыта и инту­иции эксперта или группы экспертов. В этой связи ряд зарубежных методик базируется на том, что эксперты должны быть разные и даже работать в разных фирмах, а данные их анализа подвер­гаются последующей математической обработке и сравнению, чтобы определить погрешность экспертизы и выбрать оптимальный ва­риант. Вместе с тем, такая экспертиза довольно дорогая и может быть оправданной лишь при проектах, действительно крупномас­штабных, предполагающих высокую ресурсоемкость и степень "рисковости". На практике экспертиза осуществляется компанией или независимым экспертом, специализирующемся на одной отрас­ли или группе отраслей и в совершенстве владеющем менеджмен­том и информацией на данном товарном рынке. При этом сущест­венным звеном проведения и достоверности данных экспертизы является представление "стратегического плана" деятельности как инвестора, так и заемщика инвестиций, которые бы базировались на конкретных финансовых показателях. Именно такие данные позволяют эксперту определить критерии для инвестирования про­екта. Однако в условиях высокого уровня инфляции трудно опре­делить рациональную границу объемов инвестиций на краткосрочные, высокодоходные проекты. К числу стратегических крите­риев и инвестора, и реципиента инвестиций относятся:

- определенный минимальный порог рентабельности или массы прибыли по проекту;

- допустимый объем инвестиций проекта и общая потребность в средствах, в том числе денежных;

- предпочтительный срок реализации проекта (или предельно допустимый);

- имидж компании;

- степень риска;

- соответствие проекта организационным и финансовым воз­можностям компаний.

Процесс обработки и анализа предложений строится инвесто­ром (или его экспертом) по многоступенчатой схеме:

- предварительная экспертиза;

- углубленный анализ проекта с рекомендациями о финанси­ровании проекта.

Предварительная экспертиза отвечает следующим требованиям:

- многокритериальность;

- минимальная трудоемкость и стоимость экспертизы;

- возможность сравнения выводов экспертов, оценок эффек­тивности проектов.

Специфика инновационных проектов при проведении инвестиционной экспертизы состоит:

- в более высокой степени рисковости и неопределенности (коммерческой, технической) выходных показателей проекта (сроки реализации, затраты, прибыль и т.д.), что обусловливает сложность экспертных оценок;

- в долгосрочном характере инновационного проекта, что усло­жняет учет ресурсной потребности, а в условиях инфляции - сни­жает заинтересованность во вложении средств и требует учета ин­фляционного индекса при расчете прибыли;

- в вовлечении уникальных ресурсных составляющих (в том числе специалистов редких специальностей), что требует тщатель­ной детализации стадий проработки проекта;

- в предъявлении высоких требований к управлению проектом;

- в вероятности получения на промежуточных стадиях само­стоятельных коммерческих результатов, что требует умения "вхо­дить" в другие области и сферы бизнеса со стороны менеджеров;

- в невысокой вероятности принятия проекта, в связи с тем, что инновационно-инвестиционный проект редко имеет вероят­ность успеха выше 50%. Поэтому чаще всего вероятность успеха выходной части проекта на уровне 30%.

Имеются основания включить в число инновационных проектов предложения, предполагающие исследования и разработки не толь­ко в сфере науки, техники, технологии, но и предполагающие новацию, относимую к любой фазе воспроизводственного цикла: наука - техника - производство - реализация - техсервис, направленную на получение более высокого результата деятельности на базе испо­льзования достижений НТП. Исходя из изложенного выше, мы по­лагаем, что инвестиции на разработку нового вида товаров, услуг в рамках уже существующих фирм и расходы, связанные в этой связи с использованием фундаментальных разработок и с приклад­ными исследованиями, также могут быть отнесены к инновационно-инвестиционным проектам, и определение целесообразности инве­стирования капитала осуществляется на таких принципах. Предва­рительная фаза экспертизы состоит из приведенных ниже стадий:

1. Характеристика продукта.

Рыночная модель хозяйственных связей определяет первосте­пенное значение изучения возможностей и перспектив реализации товара, услуг:

- реальность концепции продукта, сможет ли он выполнять те функции, которые ему декларируются авторами;

- конкурентоспособность продукта - функциональные, потреби­тельские свойства, дизайн по сравнению с аналогами конкурентов;

- совместимость с наиболее широко распространенными в ми­ровой практике или рамках государства нормами, стандартами;

- зависимость реализации от наличия сопутствующих товаров;

- сложность подготовки потребителя к использованию про­дукта;

- попытка определения "потенциала" продукта, то есть, когда он явится компонентой или базой для дальнейших разработок и по­явления новой номенклатуры товаров.

2. Характеристика рынка;

- потенциал рынка, его масштаб (международный, государ­ственный, региональный, локальный и т.д.);

- готовность рынка к приему данного продукта;, - цена продукта против цен аналогов конкурентов;

- попытка оценки уровня и глубины конкуренции;

- готовность сбытовой сети продукта на рынках;

- оценка тенденций спроса и рекламных мероприятий;

- время, требующееся для достижения планируемого объема реализации;

- оценка времени жизни ("жизненного цикла") продукта.

3. Характеристика НИОКР и производства;

- стадия готовности продукта;

- оценка объемов, видов исследований, разработок, потребности в материальных, финансовых, интеллектуальных ресурсах и др.;

- оценка технологичности продукта;

- определение сложности подготовки производства;

- определение ресурсных потенциалов у разработчиков на ры­нках и т.д., в том числе для серийного выпуска;

- возможность организации кооперационного взаимодействия, в том числе с конкурентами;

- наличие подготовленного трудового, производственного пер­сонала, соответствующего проекту;

- сервисное обслуживание в послереализационный период.

4. Юридические (правовые) аспекты:

- соответствие продукта или технологии по его производству текущему и перспективному законодательству;

- уровень патентно-лицензионной защиты;

- соответствие проекта нормам по безопасности экологии.

5. Финансово-экономические параметры:

- потребность в инновациях;

- предполагаемая прибыль;

- срок окупаемости проекта.

На основе анализа факторов предварительной экспертизы, их сравнения без детального, глубокого исследования каждого элемен­та инвестор (фонд, крупная фирма, госуправление и т.д.) произ­водит отбор предложений и затем переходит ко второй стадии экс­пертизы - коммерческо-финансовому анализу. Стоимость прединвестиционных исследований, особенно касающихся прямых, реальных инвестиций, в зависимости от вида продукта варьируется в преде­лах от 0,8 до 5% (а в ряде случаев выше, при рисковости инвес­тирования более 70%) от общей суммы затрат по проекту. При этом, чем меньше сумма инвестиций по проекту, тем выше доля затрат предварительной экспертизы, так как отбор проектов для детализи­рованного анализа производится в основном сравнительным методом.

Действующие рекомендации ЮНИДО предусматривают уни­фикацию экспертных разработок, относимых к сфере капитальных вложений с элементом инновационности. Эти рекомендации пред­полагают, что именно прединвестиционная фаза жизни проекта включает все звенья экспертизы и последующий корректируемый ими анализ циклов жизни инвестиционного проекта (рисунок 1), который позволяет вносить поправки и изменения как в инве­стиционную политику инноватора, так и в деятельность реципиента инвестиций. Рассмотрим основные фазы инвестиционного проекта.

Прединвестиционная фаза включает:

- предварительную экспертизу;

- коммерческо-финансовую экспертизу;

- принятие решения об инвестировании.

Инвестиционная фаза предполагает:

- последующий контроль и внесение корректив в политику ин­вестора и деятельность получателя инвестиций.

Фаза эксплуатации включает:

- экспертный контроль за деятельностью с целью своевре­менности получения окупаемости инвестиций, анализ коммерческо-финансовой деятельности объекта (фирмы) и выработка рекоменда­ций с целью оптимизации хозяйственной деятельности реципиента инвестиций.

 


Рисунок 1 - Циклы жизни инвестиционно-инновационного проекта

 


Фазу собственно инвестиционной экспертизы графически мож­но изобразить следующим образом (рисунок 2):

Рисунок 2 - Основные стадии фазы инвестиционной экспертизы

 

Более подробное рассмотрение рисунка 2 начнем с определения содержательной основы элементов финансового анализа.

Отчет о прибыли характеризует эффективность текущей дея­тельности проекта, устанавливая соотношение между доходами и расходами, связанными с получением этих доходов.

Отчет о движении денежных средств описывает источники и направления использования финансовых ресурсов проекта.

Балансовый отчет иллюстрирует структуру имущества и соот­ношение между последним и источниками финансирования проек­та.

Потребность в оборотном капитале определяется по разнице между нормируемыми текущими активами и нормируемыми теку­щими пассивами проекта. При финансовом анализе фактически ис­следуется ликвидность проекта, в случае экономической оценки акцент делается на потенциальную способность проекта сохранить покупательную ценность вложенных средств и обеспечить доста­точный темп прироста. Под ликвидностью принято понимать способность проекта своевременно и в полном объеме отвечать по имеющимся финансовым обязательствам. Оценка ликвидности ба­зируется на бюджетном подходе, то есть планировании движения денежных средств. Ликвидность тем выше, чем выше положитель­ное сальдо баланса поступлений и платежей. Неожиданная не­хватка денежных средств для покрытия имеющихся обязательств по проекту в определенный временной период означает "банкрот­ство" проекта и ставит под сомнение его дальнейший эффект.

В качестве поступлений при таком подходе рассматриваются поступления от реализации продукции, Внереализационные доходы, увеличение основного акционерного капитала, с учетом дополни­тельной эмиссии акций, привлечения денежных средств, в том чис­ле на возмездной основе кредиты, займы, субсидии и т.д.).

К расходам относятся инвестиционные издержки, а именно; затраты на формирование оборотного капитала, текущие затраты, платежи в бюджет (налоги, отчисления), обслуживание внешней за­долженности (проценты, погашение займов), дивиденды.

В мировой практике принято использовать следующие показа­тели ликвидности:

 

быстроликвидные ликвидные

коэффициент первосте- средства + остаточные средства

пенной ликвидности = ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­--------------------------------------------------------- = ("быстрая ликвидность") фин. вложения по кратко­срочным кредитам

 

денежные оборотные средства

= ------------------------------------------

краткосрочные обязательства

 

Этот коэффициент показывает способность предприятия проводить будущие выплаты в короткие сроки, выраженные в знаменателе через ликвидные средства.

В ряде источников можно встретить понятие "текущая ликвидность", которая определяется по приведенной ниже формуле:

денежные готовая незавершенное производственные
"текущая средства + продукция + производство + запасы
ликвид = ------------------------------------------------------------------------------------
ность" краткосрочные обязательства

"Текущая ликвидность" может быть использована при опре­делении экономической гарантии инвестировании капитала проек­та, однако с точки зрения мобилизации денежных ресурсов (при минимуме потерь за счет краткосрочности обращения товарной формы составляющих формулы в денежную форму) для обеспечения платежей, "незавершенное производство" и "производственные запасы" рекомендуется исключить.

Важны и такие показатели, как средний период получения дебиторской задолженности и коэффициент маневренности капитала. Первый из них характеризует отношение суммы дебитор­ской задолженности к однодневной сумме продаж и показывает, за сколько дней счета к получению превращаются в денежные сред­ства. Незначительная продолжительность рассматриваемого периода свидетельствует о быстрой оборачиваемости и эффективном уп­равлении коммерческими кредитами.

Коэффициент маневренности определяется отношением обо­ротного капитала (текущих активов) к собственному капиталу пред­приятия и в определенной степени показывает степень его финан­совой независимости. Способность фирмы к реализации капитало­емких и долгосрочных инновационных проектов во многом характе­ризуется именно этим коэффициентом. Чем выше значение коэф­фициента маневренности при прочих равных условиях, тем шире возможности для осуществления венчурного финансирования.

Не менее важной составной частью финансового анализа является анализ платежеспособности предприятия. В зависимости от специфики задач анализа коэффициент платежеспособности рассчитывается путем отношения собственного капитала к общим или внешним обязательствам. Высокие значения данного коэф­фициента свидетельствуют о минимальном финансовом риске и по­вышении вероятности привлечения сторонних инвестиций. Для оценки платежеспособности применяют также показатель, харак­теризующий уровень возврата долгосрочных обязательств и опре­деляемый путем отношений прибыли к сумме выплачиваемых за год процентов. Чем выше значение этого показателя, тем ниже ве­роятность невозвращения получаемых кредитов и банкротства фирмы.

Финансовая устойчивость проекта оценивается путем использования коэффициента автономного финансирования, представляю­щего собой:

 

Коэффициент финансирование за счет собственного капитала
автономного = —————————————————————
финансирования финансирование за счет заемных средств

 

Чем выше этот коэффициент, тем меньше зависимость от вне­шних источников финансирования и наоборот. В ряде случаев испо­льзуется и обратная величина данного коэффициента, когда сопо­ставляются:

общая сумма заемных средств общая сумма заемных средств

общая сумма капитала или общая сумма активов

 

При этом, чем выше значение коэффициента, тем хуже финан­совая устойчивость предлагаемого к инвестированию проекта.

Другим важным показателем ликвидности является коэффи­циент покрытия средств иммобилизации.

 

финансирование по финансирование за

средне-долгосрочным + счет собственного

Коэффи­циент общего кредитам капитала

покрытия средств = ------------------------------------------------------------

иммобилизации основной капитал

 

Указанный коэффициент, превышающий значение "1", свиде­тельствует о том, насколько длительные источники инвестиро-вания гарантируют покрытие длительных потребностей проекта. Анализ экономической устойчивости проекта базируется на иссле­довании значений коэффициентов рентабельности, базовым среди которых является коэффициент рентабельности собственного ка­питала, условно обозначим его Рк:

 

чистая прибыль (может быть балансовой или от реализации)

Рк = ------------------------------------------------------------------------------------

средний собственный капитал за t (временной период по балансу)

 

Данный коэффициент свидетельствует об окупаемости собст­венного капитала. Знаменатель рассчитывается как средняя величина по балансу на начало и конец отчетного периода. При экспертной оценке инновационно-инвестиционных проектов используется показатель оборачиваемости средств или их источников, который выражается в виде следующей формулы:

 

Оборачиваемость Выручка от реализации

средств или их = ------------------------------------------------------------------

источников (дни) средняя величина (величина мобильных средств,

средств или их готовая продук­ция,

источников по дебиторская + кредиторская

балансу за t задолженности,

основные средства,

собст­венные средства)

 

При этом определяется рентабельность средств или их источников путем сопоставления:

прибыль (чистая или балансовая)

средняя величина средств или источников за t


Рентабельность продаж (Рп) рассматривается по формуле:

 

прибыль______

выручка от реализации

 

Таким образом,

 

Рентабельность средств = рентабельность • оборачиваемость
или их источников продаж средств или их

источников.

Если ускоряется оборачиваемость инвестированного капитала, то уменьшается потребность в заемных средствах и увеличивается доходность (прибыльность) капитала:

 

 

чистый доход с продаж

Пк = ------------------------------------------------------------,

средняя величина инвестированного капитала

где Пк - количество раз возврата вложенного капитала через продажи.

Интегральный показатель прибыльности вложенного капитала (Пвк) определяется как:

Пвк = Пк * Рп

 

Показатели финансового-экономического состояния проектов можно свести в условно единую, наглядную таблицу (таблица 1).

Приведенные показатели внутренней и внешней экспертизы бизнес-планов не являются безусловно обязательными, однако их применение дает наиболее обоснованную оценку для принятия решения об инвестировании средств, особенно при высокой степени риска. Помимо обеспечения финансовой устойчивости реализации инновационного проекта важнейшее значение имеет получение приемлемой отдачи (массы и нормы прибыли) на единицу аванси­рованного капитала.

Таблица 1 - Показатели финансового-экономического состояния проектов

СОСТОЯНИЕ ПРОЕКТА ИНВЕСТИРОВАНИЯ  
экономическое равновесие   финансовое равновесие  
- прибыль общего управления   - ликвидность, - коэффициент пер­востепенной ликвидности ("бы­строй")  
- прибыльность характерного управления: Пвк = Пк х Рп   - финансовая устойчивость, - коэф­фициент финансовой автономии, - коэффициент покрытия средств иммобилизации  

 

Применение соответствующих статистических показателей (коэффициент эффективности капиталовложений, срок их окупаемости, приведенные затраты и т.д.) невозможно без всесто­роннего учета фактора времени.

В силу этого принцип дисконтирования представляется нам основополагающим при определении основных показателей эффек­тивности инновационных проектов. Под дисконтированием будем понимать процедуру учета обесценивания будущих доходов с позиций сегодняшнего дня (в экономической теории эта процедура известна как "определение сегодняшней стоимости будущих денег").

Одним из важнейших показателей оценки эффективности инвестиции является интегральный экономический эффект, явля­ющий собой дисконтированную за жизненный цикл реализации проекта сумму превышения полных результатов над полными зат­ратами:

 

Эт = Σ[Цt - (Иt + Нt + Кt - Лt)] х dt, (1)

 

где dt = (1 + Eнt)-t, (2)

где Эт - интегральный экономический эффект, получаемый за весь жизненный цикл Тжц при условии реализации бизнес-плана рассматриваемого инновационного проекта;

t - (Иt + Нt + Кt - Лt)] - превышение полных результатов над полными затратами в году t жизненного цикла;

Цt - стоимостная оценка полных результатов в году t, получа­емых при реализации инновационного проекта;

Иt - ежегодные затраты в году t, связанные с использованием результатов инновационной разработки (без учета амортизацион­ных отчислений на реновацию во избежание двойного счета едино­временных затрат);

Нt - налоги, выплачиваемые в году t при использовании инно­вационной разработки;

Кt - единовременные затраты в году t на реализацию проекта;

Лt - ликвидационное сальдо основных фондов, выбывающих в году t (в дальнейшем изложении принимается равным нулю);

dt - коэффициент дисконтирования в году t к началу жизнен­ного цикла рассматриваемого проекта;

Eнt - нормативный коэффициент эффективности единовре­менных затрат в году t, численно равный норме дисконтирования и характеризующий минимальный гарантированный уровень отдачи на единицу авансированного капитала в альтернативных (не свя­занных с реализацией инновационного проекта) вариантах его ин­вестирования;

Тжц - период жизненного цикла проекта.

Особую значимость приобретает трактовка экономического со­держания продолжительности жизненного цикла и нормы дискон­тирования. Продолжительность жизненного цикла равна периоду времени от начала финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по реализации инновационного про­екта до полного прекращения использования его результатов по прямому назначению (например, если речь идет о разработке прин­ципиально новых видов техники, то завершение ее жизненного цикла приходится на момент физического или морального износа).

Что же касается нормы дисконтирования Eнt, то ее величина может быть определена следующим образом:

 

Eнt = Jt + Rt + mt, (3)

 

где, Jt - прогнозируемый темп инфляции в долях единицы в период времени t (возможный подход к его определению - экстра­поляция официально публикуемых месячных индексов);

Rt - коэффициент степени рисковости проекта (как прави­ло - определенная экспертная оценка);

mt - минимальная реальная норма прибыли (как правило, ставки ЛИБОР или ставки межбанковских депозитов Лондонской фондовой биржи или уровень доходности по государственным без­рисковым ценным бумагам).

В условиях не вполне благоприятного инвестиционного кли­мата в современной российской экономике, характеризующегося, в том числе и достаточно высокими темпами инфляции, крайне слож­но достоверно спрогнозировать динамику изменения основных по­казателей эффективности инновационных проектов. Поэтому при проведении как внутренней, так и внешней экспертизы иннова­ционных проектов момент неопределенности может быть "погашен" выбором краткосрочных проектов или явным риском финанси­рования инвестиций государством.

Детальное рассмотрение формул 1 - 3 позволяет вскрыть во­зможные резервы повышения эффективности реализации иннова­ционного проекта (сокращение сроков проведения научно-исследо­вательских, опытно-конструкторских, пусконаладочных работ; ус­корение выхода объекта на проектную мощность и т.д.) и пути сти­мулирования наукоемких инновационных разработок (предо­ставление налоговых, кредитных и амортизационных льгот, субси­дирования части единовременных затрат и т.д.).

Если величина интегрального экономического эффекта положи­тельна, то реализацию инновационного проекта следует признать целесообразной.

При сравнении нескольких вариантов создания новой техники или технологии предпочтение должно быть отдано проекту с макси­мальной величиной интегрального эффекта.

При проведении многовариантных расчетов эффективности реализации инновационных проектов часто приходится стал­киваться с проблемой разной продолжительности жизненных цик­лов сравниваемых проектов. Для обеспечения их сопоставимости в этом случае необходимо ориентироваться на максимум не интег­рального, а среднегодового эффекта:

Эг
Эф = -———--—— (4)

Σ (1 + Eнt)t

 

Часто встречается практическая ситуация, в которой целью инновационного проекта является повышение эффективности уже действующего рентабельного производства. Тогда сравнительная оценка вариантов инновационных разработок может быть выпол­нена по критерию максимума среднегодового дисконтированного эффекта (формула 4), но выбранный оптимальный вариант тре­бует проверки абсолютной эффективности по приросту эффекта:

 

ΔЭСр = Эсро - Эсрб › 0, (5)

 

где Э”срь, Э*'°ср, - среднегодовой эффект, соответственно с осу­ществлением и без осуществления инновационного проекта.

Более того, в условиях инфляции особую актуальность прио­бретает определение скорости возмещения авансированного капита­ла. Соответствующий временной период может быть рассчитан по­следовательным суммированием дисконтированных прибылей (включающих и амортизацию) до момента, пока накопленная сумма не сравняется с размером авансированного капитала (так же рас­считанного с учетом дисконтирования).

Целесообразной может быть признана реализация лишь такого инновационного проекта, который окупается в течение жизненного цикла, то есть условие абсолютной эффективности может быть за­писано как Твоз < Тжц, где Твоз - период окупаемости. Если при сравнении вариантов инвестирования ориентироваться на критерий Твоз = min (предпочтение проектам с минимальным периодом воз­мещения затрат), то подобный подход вступит в неизбежную кон­куренцию с использованием рассмотренного критерия Эt - max.

Анализ опыта обоснования эффективности инвестиций в раз­личных сферах экономики со всей определенностью свидетель­ствует о том, что применение критерия максимума интегрального эффекта при прочих равных условиях приводит к выводу о целе­сообразности реализации проектов, хотя и обеспечивающих боль­шую массу прибыли, но требующих повышенных затрат капитала и более продолжительного жизненного цикла. Критерий минимума периода возмещения единовременных затрат, наоборот, отдает предпочтение небольшим по объемам финансирования, но быстроокупаемым инновационным проектам. Последнее обстоятельство в условиях инфляции играет, на наш взгляд, решающую роль при окончательном выборе критерия оптимальности реализации инно­вационного проекта.

Наши рекомендации по применению критериев оценки эффек­ тивности реализации бизнес-планов инновационных проектов в за­ висимости от социально-экономической ситуации приведены в таблице 3.

 

Таблица 3 - Система критериев оценки эффективности реализации бизнес-планов инновационных проектов

Показатели   Характеристика социально-эко­номической ситуации  
стабильная   слабопредсказуемая  
1. Интегральный эффект, Эt   Э, - max   Э,> 0  
2. Период возмещения единовременных затрат, Твоз   ТЯООЯП1   Т,,”- min  
3. Внутренняя норма прибыли, Е   Е> Ен   Е - max  

 

предприятия”

 

Вопросы:

 

1. Конкурентоспособность нововведения

2. Инновационная стратегия предприятия

 

1. В условиях рыночной деятельности старые предприятия добиваются конкурентного преимущества, находя новые и улучшая существующие технологии, совершенствуя способы и методы управления производством. Создавая новые рынки сбыта, фирмы-новаторы не только улавливают возможность изменения, но и заставляют эти изменения происходить быстрее. Большая часть изменений носит эволюционный характер, а не радикальный: часто накопление маленьких изменений дает больше, чем крупный технологический прорыв. Нововведение является в равной степени результатом совершенствования как организационной структуры, так и исследований и разработок.

Ресурсы, которыми располагает предприятие, создающее нововведения, и условия внешней экономической среды определяют выбор инновационной стратегии поведения на рынке.

С точки зрения инновационного процесса конкуренцию можно подразделить на следующие виды:

Функциональная обусловлена тем, что одну и ту же потребность можно удовлетворить с помощью различных товаров или услуг, при этом каждая фирма стремится разработать новый способ удовлетворения потребности.

Видовая является следствием того, что имеются схожие товары, которые удовлетворяют одну и ту же потребность, но отличаются при этом по отдельным технико-эксплуатационным параметрам.

Предметная возникает на рынке тогда, когда друг другу противостоят идентичные товары, как различающиеся по качеству, так и не имеющие этого различия.

Конкурентоспособность - это определяемая потребительскими и стоимостными характеристиками товара способность экономически выгодной его реализации на конкретном рынке в запланированный будущий период времени.

Потребительская ценность инновационного товара может быть высокой. В глазах потребителя новый товар является более предпочтительным, т.к. позволяет достичь такого же результата как и при использовании старого товара, но при меньших затратах на его приобретение. Это является следствием большей эффективности производства при использовании новой технологии. Поэтому цена реализации нового товара ниже его потребительской ценности, что придает ему высокую конкурентоспособность.

Т.о., конкурентоспособность можно определить как степень притягательности данного продукта для покупателя, реально совершающего покупку. Поэтому возникают два аспекта определения конкурентоспособности. В узком понимании конкурентоспособность определяется технико-эксплуатационными параметрами нововведения или его качеством.

Но в условиях рынка, определяющими являются не отличительные характеристики товара как такового, а его привлекательность для делающего покупки клиента. По этой причине общая конкурентоспособность нововведения помимо его качества определяется маркетинговыми возможностями фирмы по новому товару, способу или методу.

К маркетинговым возможностям относятся:

* возможность назначить конкурентоспособную цену за нововведение;

* развитость сбытовой сети фирмы и возможность в короткие сроки поставлять новый продукт или услуги;

* объём и сроки, качество послепродажного сервиса нововведения;

* объём средств, которые фирма может выделить на рекламу нововведения.

Уровень конкурентоспособности между отдельными фирмами определяется следующими факторами:

а) уровень и состояние научно-технического потенциала организации;

б) уровень и текущее состояние технологии, позволяющее производить конкурентную продукцию.

Выделяют ряд причин, препятствующих появлению конкурентов, производящих аналогичную продукцию:

n патентная защита товаров традиционными товаропроизводителями;

n необходимость для новых производителей начинать производство с больших или значительных масштабов для обеспечения уровня себестоимости продукции, сходной с традиционными товаропроизводителями;

n необходимость формирования для новых фирм устойчивого имиджа, который имеют старые фирмы;

n несовместимость технических систем товаров старых и новых производителей.

К наиболее типичным причинам новаций, дающих конкурентное преимущество относятся:

1. Новые технологии. Изменение технологии может привести к созданию новых возможностей для разработки товаров, способов маркетинга, производства или доставки и улучшения сопутствующих услуг. Именно оно чаще всего предшествует стратегически важным нововведениям. Новые отрасли появляются тогда, когда изменение технологии делает возможным появление нового товара. Смена лидерства вероятнее всего происходит в тех отраслях, где резкое изменение технологии делает устаревшими знания и фонды прежних лидеров в отрасли. Фирмам, вросшим в старую технологию, трудно понять значение новой технологии, а отреагировать на нее - еще сложнее.

2. Новые или изменяющиеся запросы потребителя. Те фирмы, которые уже закрепились на рынке, могут этого не заметить или оказаться не в состоянии отреагировать должным образом потому, что для этого необходимо создать новую цепочку ценностей.

3. Появление нового сегмента отрасли. При этом появляется возможность не только выйти на новую группу покупателей, но и найти новый, более эффективный способ выпускать некоторые виды продукции или новые подходы к определенной группе покупателей.

4. Изменение стоимости или наличия компонентов производства. Конкурентное преимущество часто переходит из рук в руки из-за изменения абсолютной или относительной стоимости компонентов, таких как рабочая сила, сырье, энергия, транспорт, средства информации и др. Это говорит об изменении условий у поставщиков или о возможности использовать новые или другие по своим качествам компоненты.

5. Изменение правительственного регулирования. В таких областях как стандарты, охрана окружающей среды, торговые ограничения - еще один распространенный стимул для новаций, влекущих за собой конкурентное преимущество.

Обеспечение конкурентоспособности на длительный период зависит от следующих факторов:

* источник преимуществ. Преимущества низшего ранга (дешевая рабочая сила, сырьё) легко могут получить и конкуренты. Также на нижних ступенях иерархии находится преимущество, основанное исключительно на факторе масштаба от применения технологий, оборудования или методов. Такой эффект масштаба исчезает, когда новая технология или методы делают прежние устаревшими. Преимущества более высокого порядка (патентованная технология, дифференциация на основе уникальных товаров или услуг; репутация фирмы, основанная на усиленной маркетинговой деятельности или тесные связи с клиентами, укрепляемые тем, что менять поставщика клиенту будет накладно) можно удерживать более длительное время. Чтобы получить такие преимущества необходимо обладать определенными навыками и способностями (специализированный персонал, соответствующее техническое оснащение, связи с клиентами), а также долговременное вложение и интенсивное вложение средств в мощности, обучение персонала, проведение НИОКР или маркетинга. Чтобы получить конкурентные преимущества, фирма должна либо давать покупателям примерно такую же ценность, как и конкуренты, но производить товар с меньшими издержками (стратегия меньших издержек), либо действовать так, чтобы давать покупателям товар с большей ценностью, за который можно получить большую ценность (стратегия дифференциации). Преимущества на основе дифференциации более стойки;

* количество имеющихся у фирм явных источников конкурентного преимущества;

* готовность к постоянной модернизации производства и других видов деятельности.

 

2. Предприятие, действующее в условиях конкуренции, стремится обеспечить себе преимущества над другими предприятиями. Как политическое средство обеспечения такого преимущества оно использует стратегию - организованное использование ресурсов для достижения определенных целей в конкуренции с другими предприятиями.

Стратегия предприятия формирует и предопределяет роль, место, содержание инновационной стратегии. В свою очередь, инновационная стратегия корректирует и способствует реализации корпоративной стратегии, осуществляемой предприятием. Связь между корпоративной стратегией и инновационной реализуется при освоении производства новой продукции и изменениях в производственном процессе.

Таблица 1 - Сравнительная характеристика корпоративной и

инновационной стратегий

 

Сфера влияния Корпоративная стратегия Инновационная стратегия
Ресурсы Распределение между сферами управления (маркетинг, производство, НИОКР и т.д.) Распределение между проектами
Цели Определяемые экономической обстановкой Определяемые положением предприятия
Области бизнеса Продуктово-рыночная стратегия, продуктово-рыночный ассортимент Технико-продуктовая стратегия, сбалансированный портфель проектов
Временной аспект Увязка долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных аспектов Увязка долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных аспектов

Основные направления инновационной стратегии формируются следующим образом:

* целесообразное и рациональное использование наиболее доступных результатов инновационной деятельности для выполнения генеральной цели предприятия, удовлетворения потребностей в определенном виде продукции или предоставления определенных видов услуг;

* обеспечение и экономное использование ресурсов в ходе освоения продуктов нововведений;

* использование творческой инициативы и инновационной активности персонала предприятия, а также передового опыта и потенциала специалистов из сторонних организаций, являющихся разработчиками нововведений.

Все инновационные стратегии можно разбить на несколько основных видов: наступательную, защитную, промежуточную, лицензионную.

Наступательная стратегия характеризуется высоким риском, высокой окупаемостью в случае успеха и используется фирмами, стремящимися быть лидерами в продвижении нового продукта на рынок. Такое стремление требует от фирмы определенной квалификации в осуществлении нововведений, наличия значительных ресурсов, способности видеть перспективы и умения реализовать их в своих продуктах.

Даже крупные предприятия могут придерживаться наступательной стратегии лишь для некоторой части продукции. Наступательная стратегия оправдана лишь в случаях выбора соответствующего перспективного вида продукции, на котором предприятие концентрирует свои силы и ресурсы. Рыночный лидер в отрасли, где доминирует несколько производителей, очень уязвим, поскольку его позиции могут быть подорваны в результате внедрения конкурентом более совершенного продукта. Такое поведение конкурентов, основывается на осуществлении так называемой умеренной стратегии или позиции вице-лидера. Эта стратегия используется предприятиями, производящими качественную продукцию широкого ассортимента. Предусмотрительность заключается в том, что предприятие уступая позицию лидерства избегает острой конкурентной борьбы, не совершает ошибок лидера на пути продвижения продукта на рынок. Большая прибыль за счет массовой продажи является девизом такого предприятия. Такая стратегия не является свидетельством технологической отсталости или игнорирования нововведений со стороны избравшей ее фирмы.

Стратегия, ориентированная на новые рынки (наступательная):

- освоение новых товаров и рынков одновременно;

- высокий риск и дороговизна, но в тоже время обеспечение устойчивости в нестабильном внешнем окружении;

- стремление выявить те сферы деятельности, в которых можно эффективно использовать имеющиеся конкурентные преимущества.

Стратегия достижения лидерства по издержкам (вице-лидер):

– более дешевое производство и сбыт;

- широкий рынок и производство товаров в большем объёме;

- массовое производство позволяет минимизировать удельные издержки и устанавливать низкие цены, что даёт возможность иметь большую долю прибыли в цене по сравнению с конкурентами, оперативно реагировать на рост себестоимости и привлекать потребителей, ориентирующихся на уровень цены;

- риск заключается в том, организация не обладающая достаточными финансовыми ресурсами не сможет выдержать ценовую войну с конкурентами и временное снижение числа потребителей.

 

Защитная стратегия, предполагающая существенно невысокий уровень риска, используется предприятиями, способными получать прибыль в условиях конкуренции. Это им удается за счет особого внимания к сфере производства и маркетингу. Основным их преимуществом являются низкие издержки производства и удержание позиций на значительном сегменте рынка. Т.е. они удерживают конкурентные позиции на уже имеющихся рынках. Главная функция такой стратегии - активизировать соотношение “затраты - результат” в инновационном процессе. Такие предприятия ориентируются на инновации - продукты и располагают достаточным инновационным потенциалом для их модификации.

Лицензионная (имитационная) стратегия предполагает ориентацию на приобретение инновационных решений, полученных другими фирмами. Порою даже крупные предприятия не располагают достаточными возможностями для проведения исследований по широкому фронту. Вместе с тем, они предполагают проводить сбалансированное распределение ресурсов между проведением собственных исследований и приобретением лицензий. С другой стороны продажа собственной лицензии может оказаться эффективным средством поддержания наступательной стратегии. Особенно это важно для малых инновационных фирм.

Альтернативой приобретению технологии конкурента посредством лицензионного соглашения является привлечение его специалистов: ведущих работников или всей “команды проекта”. Возможность такого поведения может быть обусловлена




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1351; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.408 сек.